ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 550
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
орудием ее осуществления. Мы не знаем, как Иисус стал Христом. Мы видим, что
он остается Иисусом потому и до тех пор, пока является Христом. Он - не просто
моральный человек. Он - человек морали. Сам его характер - беспредельно
кроткий и необычайно твердый - как бы идеально пригнан к его учению.
Стоики считали, что доказательством существования добродетели являются успехи,
сделанные в ней Сократом. Моральные индивиды при всей их редкости дейст-
вительно доказывают, что мораль существует, но не объясняют, почему она
существует. И мы не можем, например, сказать, был ли Сократ добродетельным по
случаю или по необходимости. Образ Иисуса Христа восполняет этот недостаток
- в нем явленность морали дополняется ее необходимостью. Иисус Христос
морален и по факту и по определению: он морален как Иисус и не может не быть
моральным как Христос. Это человек, человеческое предназначение которого
состоит в том, чтобы следовать моральной истине или, если выражаться в его
собственных терминах, выполнять волю своего отца - бога. "Я на то родился и на
то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине" (Ин. 18:37), - говорит Иисус
Христос о себе.
Благая весть
Учения великих моралистов отличаются друг от друга не составом конкретных
заповедей - они у всех почти одинаковы, - а способом выявления их
необходимости. Что нельзя убивать, лгать, нельзя делать того, что мы осуждаем в
других, - все это хорошо известно и банально. Ни констатация подобных истин,
ни страстная их
91
проповедь не превращают человека в моралиста. Для этого надо обосновать и
опытом собственной жизни испытать путь их осуществления. Конкретность пути
- вот что делает моралиста моралистом. Сказанное в полной мере относится к
Иисусу, который не учит морали, а воплощает ее: "Я есмь путь и истина и жизнь".
(Ин. 14:6). Слушатели очарованы не тем, что говорит Иисус (это они уже много раз
слышали), а тем, как он говорит. Он говорит как власть имеющий. У служителей,
посланных схватить его, не поднимается рука, ибо, по их признанию, "никогда
человек не говорил так, как Этот Человек" (Ин, 7:46). В чем же заключается особая
власть Иисуса Христа, что отличает его жизнеучение от всех остальных в прошлом
и настоящем?
"Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан" (Лк, 4:43), -
говорит Иисус о своей миссии. Царствие Божие - в этих двух словах ключ к его
жизне-учению. В них заключена его благая, радостная весть, его Евангелие
(евангелие по-гречески и означает благую весть). Мы никогда не поймем того, что
хотел сказать этот человек, если не поймем того, что он смотрит на наш мир как бы
с той стороны, из Зазеркалья, из вечности. Когда ученики, не выдержав
нечеловеческого напряжения предлагаемого им пути, отходят от Иисуса, он
обращается к двенадцати избранным с вопросом, не хотят ли и они сделать то же
самое. На это Петр ответил: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы
вечной жизни" (Ин. 6:68). Небесное бессмертие, в перспективе которого
учительствует Иисус, - царство вечного добра. Вечная жизнь праведности
противостоит там вечным мукам беззакония. Иисус говорит о конце времени, когда
добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть отделяются друг от друга непреодолимой
пропастью. И он говорит об этом не как о вероятности, надежде, возможной
награде, он говорит об этом как о хорошо ему известной истине. Говорит не как
человек, который стремится туда, а как человек, который пришел оттуда.
Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл учения Иисуса Христа.
Она была известна до него. Иисус более конкретен: он говорит, что небесное
царство близко. И миссию свою он видит в том, чтобы сообщить об этом людям.
Одна из притч Иисуса, проясняющих образ небесного царства, - о человеке,
посеявшем доброе семя на своем поле, Ночью пришел его враг и засеял то же самое
поле худым семенем. Когда взошла зелень.
92
то вместе с пшеницею явились и плевелы. Слугам, которые предложили выбрать
плевелы, хозяин сказал, что этого не стоит делать, чтобы вместе с плевелами не
вырвать и пшеницу. "Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я
скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а
пшеницу уберите в житницу мою" (Мф. 13:30). Иисус объявляет о том, что пришла
пора жатвы. Это значит: настал конец века сего. Настало время, когда доброе надо
отделять от худого, подобно тому как жнецы во время жатвы отделяют пшеницу от
плевел.
Что понимает Иисус под царством небесным и что означает его приближение? При
некоторой фантазии можно предположить, что он имел в виду царство бедных,
обездоленных и униженных, их неизбежное и скорое торжество. Более достоверны два
других смысла. Во-первых, грядущее царство понимается как конец света, апокалип-
сис, когда "восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и
землетрясения по местам" (Мф. 24:7), повсюду можно будет видеть "мерзость
запустения, реченную через пророка Даниила" (Мф. 24:15), когда "солнце померкнет, и
луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются" (Мф.
24:29) и явится мессия на облаках небесных в сопровождении ангелов с трубою
громогласною и будет вершить последний, окончательный суд. Когда наступит это
время конца времени, Иисус не говорит. О том ведает один лишь бог. Известно только
одно: тот подводящий итог всему день и час наступит неожиданно, как во дни Ноя или
во дни Лота. И потому постоянно нужно быть готовым. Иисус требует от своей паствы:
"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф.
24:42). Он полагал, что это может случиться скоро, еще при жизни тех, к кому он
обращался. "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже
увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9:1), - читаем мы в Евангелии от
Марка. Первые христиане, по крайней мере, в течение семидесяти лет, пока еще были
живы те, кто видел и слушал Иисуса Христа, в частности, Иоанн, напряженно ожидали
конца света и второго пришествия учителя. Во-вторых, небесное царство для Иисуса
означает царство духа. На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Иисус
ответил: "Царствие Божие внутри вас" (Лк.
93
17:21). Оба смысла идеи небесного царства не противоречат друг другу, если
учесть, что вечная жизнь, наступающая после апокалипсиса, уготована
праведникам: небесного царства в первом смысле достигают те, кто уже достиг его
во втором смысле.
Иисус Христос говорит о близости царства небесного. Но и это, пожалуй, не самое
важное в его благовествовании. Самое важное в том, что делать людям. Как им
вести себя перед этой последней чертой. Цель Иисуса, естественно, не в том, чтобы
просто сообщить людям о грядущем конце света. Его цель - встряхнуть их.
Перспектива небесного царства ставит человека перед последним, окончательным
выбором. Пришло время, когда человеку надо выбирать между добром и злом,
когда этот выбор является не просто самым главным. Выбор этот - единственное,
что может его интересовать, ибо он означает одновременно выбор между жизнью и
смертью. Время половинчатых решений, когда человек сочетал в себе и добро и
зло, служил и богу и дьяволу, когда на одном поле росли и пшеница и плевелы, это
время кончилось. Человеку предстоит, наконец, раз и навсегда определиться, с кем
он, с богом или с дьяволом, что он выбирает, добро или зло, что он уберет в
житницу, пшеницу или плевелы. Человек оказывается перед космическим выбором,
когда он, выбирая себя, выбирает судьбу мира, когда он еще, теперь уже второй,
раз должен определить свое отношение к богу, хочет ли он быть с богом или нет.
Именно об этом идет речь. Согласно библейской легенде, в начале времен дьявол
обольстил человека перспективой быть как бог и увел его на путь греха. Человек
впал в соблазн, отдалился от бога, стал смертным. Теперь в конце времен Иисус
ставит человека перед той же перспективой - воссоединения с богом ради вечной
жизни или окончательного провала в геенну вечной смерти. У человека появился
шанс и осталась последняя надежда выправить ошибку Адама - сойти с пути
греха, покаяться. Необходимость такого окончательного выбора является
решающим признаком возвещенного Иисусом времени и основным пафосом его
проповеди.
"Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное" (Мф. 4:17). Эти пять слов: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небес-
ное" совершенно точно и исчерпывающе передают основной смысл его учения.
Благая весть Иисуса Христа есть
94
весть о спасении, о небесном царстве как высшей и непосредственной цели
человеческой жизни, о воссоединении человека с богом.
"Царство Мое не от мира сего"
В ответ на вопрос Пилата: "Ты царь Иудейский?" Иисус ответил: "Царство Мое не
от мира сего" (Ии. 18:36). Постигнуть это царство в терминах жизненной
философии Пилата невозможно. Напротив, нужно решительно отказаться от этой
философии.
Первое, что требуется от человека, - это осознать несущественность,
второстепенность всех земных целей и стремлений. Надо правильно обозначить
масштаб ценностей и понять одну истину: "Что высоко у людей, то мерзость перед
Богом" (Лк. 16:15). Свой выбор Иисус сделал в пустыне, где он, готовясь выступить
с собственным учением, постился сорок дней и сорок ночей. Под конец поста к
нему приступил дьявол с тремя соблазнами. Первый соблазн состоял в том, что
искуситель предложил ему превратить камни в хлебы. Иисус ответил: "Не хлебом
одним будет жить человек" (Мф. 4:4), Можно вообще остаться без хлеба, как во
время поста. Можно иметь его бесконечно много, как камней в Палестине. Для
человека, его осмысленной жизни это не имеет существенного значения. Второй
соблазн состоял в том, что дьявол предложил Иисусу броситься вниз с крыла
Иерусалимского храма, дабы проверить, действительно ли, как было предречено,
бог не даст ему упасть вниз на камни. Иисус, как и в первом случае, ответил
строчкой из древнего писания: "Не искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4:7). Он,
видимо, хотел сказать, что надежда на бога не освобождает человека от
ответственных поступков. Третий соблазн - дьявол обещает Иисусу все царства
мира и славу их в обмен на то, чтобы тот поклонился ему в ноги. Иисус и в этот раз
отвечает ветхозаветным изречением: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему
одному служи" (Мф. 4:10). Мир, считает Иисус, не содержит в себе своей ценности;
в перспективе небесного царства он ничтожен, каким бы значительным и
соблазнительным ни казался. Словом, земная жизнь в себе несовершенна, и ничто в
ней, будь то богатство, удача, слава, не стоит того, чтобы быть сокровенной целью
человеческих стремлений. Сердце не может принадлежать миру.
95
Иисус вместе с тем против аскетического отречения от мира. Этим он отличается
от Иоанна Крестителя, который "имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожа-
ный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед" (Мф. 3:4). Аскетизм
тоже есть своеобразная привязанность к миру, хотя и в отрицательной форме.
Потому, как ни велик Иоанн, но даже "меньший в Царстве Небесном больше его"
(Мф. 11:11).
Иисус не утверждает мир и не отрицает его. Он отодвигает его в сторону. Ни одна
из форм земной деятельности, ни все они, вместе взятые, не могут иметь достоин-
ства морального абсолюта. Поэтому человек должен выработать свободное
отношение к ним. Богатому юноше, желавшему заслужить вечную жизнь, Иисус
посоветовал продать имение и раздать все нищим, тогда он получит сокровище на
небесах. И таким же должно быть отношение ко всему остальному, включая
отношение к отцу, матери, братьям, сестрам, жене и детям. Готовность оставить все
это - непременное условие праведности. В своем решающем выборе человек не
должен быть ничем скован. Такова мысль Иисуса.
Обозначая собственные горизонты морали, Иисус освобождает ее от изначальной
вещественной нагружен-ности. Он не предписывает никаких конкретных поступ-