ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 550

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

орудием ее осуществления. Мы не знаем, как Иисус стал Христом. Мы видим, что

он остается Иисусом потому и до тех пор, пока является Христом. Он - не просто

моральный человек. Он - человек морали. Сам его характер - беспредельно

кроткий и необычайно твердый - как бы идеально пригнан к его учению.

Стоики считали, что доказательством существования добродетели являются успехи,

сделанные в ней Сократом. Моральные индивиды при всей их редкости дейст-

вительно доказывают, что мораль существует, но не объясняют, почему она

существует. И мы не можем, например, сказать, был ли Сократ добродетельным по

случаю или по необходимости. Образ Иисуса Христа восполняет этот недостаток

- в нем явленность морали дополняется ее необходимостью. Иисус Христос

морален и по факту и по определению: он морален как Иисус и не может не быть

моральным как Христос. Это человек, человеческое предназначение которого

состоит в том, чтобы следовать моральной истине или, если выражаться в его

собственных терминах, выполнять волю своего отца - бога. "Я на то родился и на

то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине" (Ин. 18:37), - говорит Иисус

Христос о себе.

Благая весть

Учения великих моралистов отличаются друг от друга не составом конкретных

заповедей - они у всех почти одинаковы, - а способом выявления их

необходимости. Что нельзя убивать, лгать, нельзя делать того, что мы осуждаем в

других, - все это хорошо известно и банально. Ни констатация подобных истин,

ни страстная их

91

проповедь не превращают человека в моралиста. Для этого надо обосновать и

опытом собственной жизни испытать путь их осуществления. Конкретность пути

- вот что делает моралиста моралистом. Сказанное в полной мере относится к

Иисусу, который не учит морали, а воплощает ее: "Я есмь путь и истина и жизнь".

(Ин. 14:6). Слушатели очарованы не тем, что говорит Иисус (это они уже много раз

слышали), а тем, как он говорит. Он говорит как власть имеющий. У служителей,

посланных схватить его, не поднимается рука, ибо, по их признанию, "никогда

человек не говорил так, как Этот Человек" (Ин, 7:46). В чем же заключается особая

власть Иисуса Христа, что отличает его жизнеучение от всех остальных в прошлом

и настоящем?

"Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан" (Лк, 4:43), -

говорит Иисус о своей миссии. Царствие Божие - в этих двух словах ключ к его


жизне-учению. В них заключена его благая, радостная весть, его Евангелие

(евангелие по-гречески и означает благую весть). Мы никогда не поймем того, что

хотел сказать этот человек, если не поймем того, что он смотрит на наш мир как бы

с той стороны, из Зазеркалья, из вечности. Когда ученики, не выдержав

нечеловеческого напряжения предлагаемого им пути, отходят от Иисуса, он

обращается к двенадцати избранным с вопросом, не хотят ли и они сделать то же

самое. На это Петр ответил: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы

вечной жизни" (Ин. 6:68). Небесное бессмертие, в перспективе которого

учительствует Иисус, - царство вечного добра. Вечная жизнь праведности

противостоит там вечным мукам беззакония. Иисус говорит о конце времени, когда

добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть отделяются друг от друга непреодолимой

пропастью. И он говорит об этом не как о вероятности, надежде, возможной

награде, он говорит об этом как о хорошо ему известной истине. Говорит не как

человек, который стремится туда, а как человек, который пришел оттуда.

Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл учения Иисуса Христа.

Она была известна до него. Иисус более конкретен: он говорит, что небесное

царство близко. И миссию свою он видит в том, чтобы сообщить об этом людям.

Одна из притч Иисуса, проясняющих образ небесного царства, - о человеке,

посеявшем доброе семя на своем поле, Ночью пришел его враг и засеял то же самое

поле худым семенем. Когда взошла зелень.

92

то вместе с пшеницею явились и плевелы. Слугам, которые предложили выбрать

плевелы, хозяин сказал, что этого не стоит делать, чтобы вместе с плевелами не

вырвать и пшеницу. "Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я

скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а

пшеницу уберите в житницу мою" (Мф. 13:30). Иисус объявляет о том, что пришла

пора жатвы. Это значит: настал конец века сего. Настало время, когда доброе надо

отделять от худого, подобно тому как жнецы во время жатвы отделяют пшеницу от

плевел.

Что понимает Иисус под царством небесным и что означает его приближение? При

некоторой фантазии можно предположить, что он имел в виду царство бедных,

обездоленных и униженных, их неизбежное и скорое торжество. Более достоверны два

других смысла. Во-первых, грядущее царство понимается как конец света, апокалип-


сис, когда "восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и

землетрясения по местам" (Мф. 24:7), повсюду можно будет видеть "мерзость

запустения, реченную через пророка Даниила" (Мф. 24:15), когда "солнце померкнет, и

луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются" (Мф.

24:29) и явится мессия на облаках небесных в сопровождении ангелов с трубою

громогласною и будет вершить последний, окончательный суд. Когда наступит это

время конца времени, Иисус не говорит. О том ведает один лишь бог. Известно только

одно: тот подводящий итог всему день и час наступит неожиданно, как во дни Ноя или

во дни Лота. И потому постоянно нужно быть готовым. Иисус требует от своей паствы:

"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф.

24:42). Он полагал, что это может случиться скоро, еще при жизни тех, к кому он

обращался. "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже

увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9:1), - читаем мы в Евангелии от

Марка. Первые христиане, по крайней мере, в течение семидесяти лет, пока еще были

живы те, кто видел и слушал Иисуса Христа, в частности, Иоанн, напряженно ожидали

конца света и второго пришествия учителя. Во-вторых, небесное царство для Иисуса

означает царство духа. На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Иисус

ответил: "Царствие Божие внутри вас" (Лк.

93

17:21). Оба смысла идеи небесного царства не противоречат друг другу, если

учесть, что вечная жизнь, наступающая после апокалипсиса, уготована

праведникам: небесного царства в первом смысле достигают те, кто уже достиг его

во втором смысле.

Иисус Христос говорит о близости царства небесного. Но и это, пожалуй, не самое

важное в его благовествовании. Самое важное в том, что делать людям. Как им

вести себя перед этой последней чертой. Цель Иисуса, естественно, не в том, чтобы

просто сообщить людям о грядущем конце света. Его цель - встряхнуть их.

Перспектива небесного царства ставит человека перед последним, окончательным

выбором. Пришло время, когда человеку надо выбирать между добром и злом,

когда этот выбор является не просто самым главным. Выбор этот - единственное,

что может его интересовать, ибо он означает одновременно выбор между жизнью и

смертью. Время половинчатых решений, когда человек сочетал в себе и добро и


зло, служил и богу и дьяволу, когда на одном поле росли и пшеница и плевелы, это

время кончилось. Человеку предстоит, наконец, раз и навсегда определиться, с кем

он, с богом или с дьяволом, что он выбирает, добро или зло, что он уберет в

житницу, пшеницу или плевелы. Человек оказывается перед космическим выбором,

когда он, выбирая себя, выбирает судьбу мира, когда он еще, теперь уже второй,

раз должен определить свое отношение к богу, хочет ли он быть с богом или нет.

Именно об этом идет речь. Согласно библейской легенде, в начале времен дьявол

обольстил человека перспективой быть как бог и увел его на путь греха. Человек

впал в соблазн, отдалился от бога, стал смертным. Теперь в конце времен Иисус

ставит человека перед той же перспективой - воссоединения с богом ради вечной

жизни или окончательного провала в геенну вечной смерти. У человека появился

шанс и осталась последняя надежда выправить ошибку Адама - сойти с пути

греха, покаяться. Необходимость такого окончательного выбора является

решающим признаком возвещенного Иисусом времени и основным пафосом его

проповеди.

"Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство

Небесное" (Мф. 4:17). Эти пять слов: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небес-

ное" совершенно точно и исчерпывающе передают основной смысл его учения.

Благая весть Иисуса Христа есть

94

весть о спасении, о небесном царстве как высшей и непосредственной цели

человеческой жизни, о воссоединении человека с богом.

"Царство Мое не от мира сего"

В ответ на вопрос Пилата: "Ты царь Иудейский?" Иисус ответил: "Царство Мое не

от мира сего" (Ии. 18:36). Постигнуть это царство в терминах жизненной

философии Пилата невозможно. Напротив, нужно решительно отказаться от этой

философии.

Первое, что требуется от человека, - это осознать несущественность,

второстепенность всех земных целей и стремлений. Надо правильно обозначить

масштаб ценностей и понять одну истину: "Что высоко у людей, то мерзость перед

Богом" (Лк. 16:15). Свой выбор Иисус сделал в пустыне, где он, готовясь выступить

с собственным учением, постился сорок дней и сорок ночей. Под конец поста к

нему приступил дьявол с тремя соблазнами. Первый соблазн состоял в том, что

искуситель предложил ему превратить камни в хлебы. Иисус ответил: "Не хлебом

одним будет жить человек" (Мф. 4:4), Можно вообще остаться без хлеба, как во


время поста. Можно иметь его бесконечно много, как камней в Палестине. Для

человека, его осмысленной жизни это не имеет существенного значения. Второй

соблазн состоял в том, что дьявол предложил Иисусу броситься вниз с крыла

Иерусалимского храма, дабы проверить, действительно ли, как было предречено,

бог не даст ему упасть вниз на камни. Иисус, как и в первом случае, ответил

строчкой из древнего писания: "Не искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4:7). Он,

видимо, хотел сказать, что надежда на бога не освобождает человека от

ответственных поступков. Третий соблазн - дьявол обещает Иисусу все царства

мира и славу их в обмен на то, чтобы тот поклонился ему в ноги. Иисус и в этот раз

отвечает ветхозаветным изречением: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему

одному служи" (Мф. 4:10). Мир, считает Иисус, не содержит в себе своей ценности;

в перспективе небесного царства он ничтожен, каким бы значительным и

соблазнительным ни казался. Словом, земная жизнь в себе несовершенна, и ничто в

ней, будь то богатство, удача, слава, не стоит того, чтобы быть сокровенной целью

человеческих стремлений. Сердце не может принадлежать миру.

95

Иисус вместе с тем против аскетического отречения от мира. Этим он отличается

от Иоанна Крестителя, который "имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожа-

ный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед" (Мф. 3:4). Аскетизм

тоже есть своеобразная привязанность к миру, хотя и в отрицательной форме.

Потому, как ни велик Иоанн, но даже "меньший в Царстве Небесном больше его"

(Мф. 11:11).

Иисус не утверждает мир и не отрицает его. Он отодвигает его в сторону. Ни одна

из форм земной деятельности, ни все они, вместе взятые, не могут иметь достоин-

ства морального абсолюта. Поэтому человек должен выработать свободное

отношение к ним. Богатому юноше, желавшему заслужить вечную жизнь, Иисус

посоветовал продать имение и раздать все нищим, тогда он получит сокровище на

небесах. И таким же должно быть отношение ко всему остальному, включая

отношение к отцу, матери, братьям, сестрам, жене и детям. Готовность оставить все

это - непременное условие праведности. В своем решающем выборе человек не

должен быть ничем скован. Такова мысль Иисуса.

Обозначая собственные горизонты морали, Иисус освобождает ее от изначальной

вещественной нагружен-ности. Он не предписывает никаких конкретных поступ-