ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 555

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших

Иисус Христос является основателем мировой религии, носящей его имя, -

христианства. Он же - создатель жизнеучения, которое кратко можно определить как

этику любви. Иисус Христос соединил религию и мораль в единое целое: его религия

имеет моральное содержание, его мораль имеет религиозные истоки.

Как считает Иисус Христос, бедствия человека начались с того самого момента, когда

он отпал от Бога и возомнил, будто сам может знать, что есть добро и что есть зло, и

когда решил своими средствами, прежде всего обманом и насилием, бороться с тем,

что он считает злом. Накапливаясь и умножаясь, бедствия эти достигли

катастрофических масштабов, подвели человека и человечество к черте, за которой -

вечные муки умирания. Единственное спасение человека состоит в том, чтобы

вернуться к первоистокам и осознать, что ложным является сам путь разделения людей

на добрых и злых и противостояния злу злом. Все живое создано богом, все люди -

его дети. Это их первая и самая важная характеристика. Отношения между людьми

являются истинными тогда, когда они являются такими, какими должны быть

отношения между братьями, детьми одного отца, - отношениями любви. Любовь

изначальна, самодостаточна, она не нуждается ни в каких основаниях, она сама есть то

единственное основание, на котором только и может прочно стоять человеческий дом.

О жизни и учении Иисуса Христа мы знаем по свидетельствам его учеников и учеников

его учеников. Эти жизнеописания называются Евангелиями (Благовествова-ниями) и

различаются между собой именами повествователей. Подлинными считаются четыре

Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, канонизированные

христианской церковью в IV веке.

86

Человек и бог

Как повествуют Евангелия, Христос является сыном бога - не в широком и

переносном смысле, в каком это в рамках религиозного сознания можно было бы

сказать про каждого человека, а в прямом и точном значении данного понятия: он

родился в результате непорочного зачатия. На землю он послан богом с миссией

подготовить людей к последнему страшному суду, своей жертвенной судьбой

указать им путь к спасению, который сами они в силу глубокой греховности найти

уже не способны. Он явился в качестве Мессии (Христос есть греческий перевод


этого слова). По завершении земного пути он снова возносится на небеса. Словом,

его рождение, жизнь и смерть - продолжение космосозидающей деятельности

бога, которая ранее обнаружилась в сотворении мира, изгнании падших людей из

рая, явлении пророков, формулировании законов и т. д. Более того, это -

совершенно новая стадия промыслительной деятельности, когда бог сам в лице

сына решил спуститься в мир. Христос - сын бога и сам бог. Вместе с тем он

является человеком по имени Иисус (еврейское - Ие-шуа), родившимся в

определенной семье, среди определенного народа, в определенное время и в

определенном месте; его окружали друзья и недруги, он страдал, мечтал,

наслаждался, душа его была мятущейся, а тело хрупким, как у всех людей. Вся

доступная человеческому разумению жизнь Иисуса от зачатия до смерти протекала

по человеческим законам. Тот, о котором мы говорим, является и Иисусом и

Христом, и человеком и богом одновременно. Особо следует подчеркнуть: не

получеловеком и полубогом, а в полной мере человеком и в полной мере богом.

Полнота божественной сущности в нем соединяется с конкретностью единичного

человеческого существования. Из такого понимания образа Иисуса Христа следует,

что о нем можно говорить и на языке теологии и на языке науки, он может быть и

предметом веры и предметом рациональной критики. Мы будем рассматривать его

жизнь и учение, не выходя за рамки человечески достоверных и логически

допустимых суждений.

Единственным источником сведений о жизни Иисуса Христа являются Евангелия,

А единственным предметом самих Евангелий являются жизнеописания Иисуса

Христа. Правда, составлены они не им самим, но от его

87

имени; авторы Евангелий - преданные последователи Иисуса. Насколько можно доверять

столь непроницаемому источнику? Мы оказываемся в положении, аналогичном тому, когда

приходится вырабатывать отношение к человеку, не зная о нем ничего, кроме того, что тот

сам рассказывает о себе (так, например, деревенский житель решает, пустить ли ночью в

дом незнакомца, утверждающего, будто он сбился с пути). Все будет зависеть от того,

поверим ли мы ему или нет. Можно говорить правду путано. Можно обманывать складно.

Не содержанием рассказа в подобных случаях определяется решение, а чем-то другим. Кто

скажет, почему один подает милостыню нищему, поверив в его лохмотья, а другой прохо-


дит мимо, считая эти лохмотья хитростью? Жизнь Иисуса, начиная уже с характера

свидетельств о нем, - испытание человека, его способности к свободному выбору,

понимая под свободным выбором такой выбор, вся полнота ответственности за который

ложится на того, кто выбирает. Евангельские истории не обладают достоинством

эмпирических фактов, с которыми должен каждый считаться. Степень их достоверности

является субъективной, она зависит от нас, нашей внутренней готовности принять ту

истину, которая в них содержится.

Иисус - еврей из рода Давида, родился в простой семье плотника. От предполагаемого дня

его рождения и ведется начало нашего летоисчисления, хотя принято считать, что он

родился двумя-тремя годами раньше. Отца его звали Иосифом (он умер еще до того, как

сын выступил в роли учителя), мать - Марией. Они жили в Назарете, маленьком городе

Галилеи. Родился Иисус в Вифлееме под Иерусалимом, куда как в местопребывание рода

Иосиф с Марией были обязаны прибыть из-за проводившейся в это время переписи

населения. Случилось это в хлеву среди домашних животных, где была вынуждена

остановиться бедная семья. Над младенцем были совершены принятые в иудейской среде

обряды (обрезание на 8-й день, ритуальное посвящение богу на 40-й день). Вскоре семья

убежала в Египет, чтобы спасти сына. Правившему тогда в Иудее царю Ироду стало

известно, что в Вифлеем пришли волхвы с востока поклониться младенцу, которому, судя

по расположению звезд, якобы суждено было стать царем Иудейским. Не зная, о ком

конкретно идет речь, и боясь за будущее своего трона, Ирод отдал приказ уничтожить в том

городе всех младенцев до двух лет. При всей жестокости этого дейст-

88

вия Ирода, собственное имя которого стало нарицательным обозначением бесчеловечности,

следует заметить, что оно было в духе нравов той эпохи. После скорой смерти Ирода

Иосиф с семьей вернулся в родной Назарет. Далее канонические Евангелия о жизни Иисуса

ничего не сообщают до того момента, пока он не выходит на общественную арену в

качестве Мессии, за исключением одного эпизода, о котором повествуется в Евангелии от

Луки. Когда Иисусу было 12 лет, семья приехала в Иерусалим на праздник пасхи. На

обратном пути родители обнаружили, что с ними нет сына, Обеспокоенные, они вернулись

в город, три дня искали его и нашли в храме, слушающим и спрашивающим учителей.


Иисус, по-видимому, рано проявил интерес к духовным вопросам. Он обучился также

ремеслу плотника. Что касается образования, то на основании его проповедей можно

заключить, что его интеллектуальный кругозор был ограничен иудаизмом. Он хорошо знал

книги Моисея и пророков. Другим источником его умственного вдохновения были на-

блюдения над жизнью простых людей - жнецов, пахарей, виноградарей, пастухов, а также

необычайная красота родной северной Палестины. Достижения греческой науки и

философии, политические идеи Рима, представления об устройстве современного ему мира

- все это осталось вне поля его зрения. Иисус, разумеется, был знаком с еврейской

схоластикой, составившей впоследствии Талмуд, но решительно отвергал ее. Его

мировосприятие представляло собой удивительное сочетание духовной глубины и

простодушной наивности.

С собственным учением Иисус выступил в 30 лет (возраст, который традиционно считается

временем личностного совершеннолетия). Непосредственным знаком для начала миссии

Иисус посчитал пророческую деятельность его родственника по материнской линии,

молодого пустынника Иоанна Крестителя, в котором он увидел своего предсказанного в

священных книгах предтечу. Проповедовал Иисус три года, после чего он был обвинен

синедрионом в богохульстве и казнен (распят на кресте). Решение было принято

синедрионом и по его настоянию, а также под давлением взбудораженных священнослужи-

телями прихожан, утверждено римским прокуратором Понтием Пилатом. Казнь

осуществили римские власти. Примененная к нему форма казни считалась самой позорной,

предназначенной для рабов и разбойников. Иисус Христос был распят за слою, за мысль, за

учение. И сде-

89

лали это две силы: государственная власть (светская и духовная) и разъяренная толпа.

Тем самым эти две силы обнаружили свою темную сущность и навеки заклеймили себя

как силы, враждебные личности, свободному духу. У Иисуса перед лицом

насильственной смерти были сомнения, он просил бога, чтобы тот пронес мимо него

эту чашу. Однако он быстро преодолел минутную слабость и обнаружил спокойную

решимость пройти свой путь до конца. О величии и внутренней гармонии его духа,

точно так же как и о смысле его учения, свидетельствуют слова, произнесенные им с

креста: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Это он просил о своих палачах, о


тех, кто внизу делил его одежды и злорадно кричал: "Пусть спасет себя самого, если он

Христос".

Последние три года жизни Иисуса Христа подробно описываются в Евангелиях. Они,

собственно, и составляют их содержание, В событийном плане, однако, эти годы не

представляют биографического интереса: все, что делает Иисус, связано с проповедью

учения. Единственный предмет, который занимает его, - это истина, которую ему

надлежит возвестить. И поэтому рассказ о его жизни в эти годы полностью совпадает с

изложением его учения. Особо, пожалуй, следует сказать о достаточно многочис-

ленных и разнообразных чудесах, которые совершает Иисус. Оставляя в стороне

вопрос о том, что считать чудом, и полагая, что чудеса в принципе могут быть

рационально интерпретированы как действие скрытых причин, особые психические

состояния, сказочно-мифические проявления и т. д., обратим внимание на два момента.

Во-первых, с точки зрения Иисуса само желание чуда является свидетельством

неразвитости, слабости духа. Он выражал недовольство, когда его просили совершить

чудо. Во-вторых, он интерпретировал чудо как следствие и выражение веры. "По вере

вашей да будет вам" (Мф. 9:29), - говорит он, возвращая зрение двум слепым,

поверившим в то, что он Христос, По сути дела, он говорит о всесилии веры и лишь

вынужденно использует грубый язык чудес для того, чтобы сделать эту истину более

доступной. Интересно заметить, что в своих родных местах Иисус не мог совершить

"многих чудес по неверию их" (Мф. 13:58). Тогда-то он и сказал, что нет пророка в

своем отечестве. В эпоху Иисуса многие болезни считались наказанием за грехи,

дьявольским наваждением. В этом смысле метод лечения верой мог считаться вполне

адекватным, по крайней мере, для определенных случаев.

90

То обстоятельство, что мы ничего не знаем о жизни Иисуса до того, как он

выступил с собственной проповедью, за исключением обстоятельств рождения,

оставляет открытым вопрос о психологических предпосылках его учения. Мы

застаем его уже поразительно цельной личностью, для которой жизнь в духе,

моральная открытость миру - не результат драматической борьбы и мучительного

выбора, а совершенно естественное, единственно мыслимое и возможное

состояние. Он как индивид во всей единичности и хрупкости своего бытия

вторичен по отношению к той миссии, которую он выполняет, является органом,