ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 555
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Иисус Христос является основателем мировой религии, носящей его имя, -
христианства. Он же - создатель жизнеучения, которое кратко можно определить как
этику любви. Иисус Христос соединил религию и мораль в единое целое: его религия
имеет моральное содержание, его мораль имеет религиозные истоки.
Как считает Иисус Христос, бедствия человека начались с того самого момента, когда
он отпал от Бога и возомнил, будто сам может знать, что есть добро и что есть зло, и
когда решил своими средствами, прежде всего обманом и насилием, бороться с тем,
что он считает злом. Накапливаясь и умножаясь, бедствия эти достигли
катастрофических масштабов, подвели человека и человечество к черте, за которой -
вечные муки умирания. Единственное спасение человека состоит в том, чтобы
вернуться к первоистокам и осознать, что ложным является сам путь разделения людей
на добрых и злых и противостояния злу злом. Все живое создано богом, все люди -
его дети. Это их первая и самая важная характеристика. Отношения между людьми
являются истинными тогда, когда они являются такими, какими должны быть
отношения между братьями, детьми одного отца, - отношениями любви. Любовь
изначальна, самодостаточна, она не нуждается ни в каких основаниях, она сама есть то
единственное основание, на котором только и может прочно стоять человеческий дом.
О жизни и учении Иисуса Христа мы знаем по свидетельствам его учеников и учеников
его учеников. Эти жизнеописания называются Евангелиями (Благовествова-ниями) и
различаются между собой именами повествователей. Подлинными считаются четыре
Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, канонизированные
христианской церковью в IV веке.
86
Человек и бог
Как повествуют Евангелия, Христос является сыном бога - не в широком и
переносном смысле, в каком это в рамках религиозного сознания можно было бы
сказать про каждого человека, а в прямом и точном значении данного понятия: он
родился в результате непорочного зачатия. На землю он послан богом с миссией
подготовить людей к последнему страшному суду, своей жертвенной судьбой
указать им путь к спасению, который сами они в силу глубокой греховности найти
уже не способны. Он явился в качестве Мессии (Христос есть греческий перевод
этого слова). По завершении земного пути он снова возносится на небеса. Словом,
его рождение, жизнь и смерть - продолжение космосозидающей деятельности
бога, которая ранее обнаружилась в сотворении мира, изгнании падших людей из
рая, явлении пророков, формулировании законов и т. д. Более того, это -
совершенно новая стадия промыслительной деятельности, когда бог сам в лице
сына решил спуститься в мир. Христос - сын бога и сам бог. Вместе с тем он
является человеком по имени Иисус (еврейское - Ие-шуа), родившимся в
определенной семье, среди определенного народа, в определенное время и в
определенном месте; его окружали друзья и недруги, он страдал, мечтал,
наслаждался, душа его была мятущейся, а тело хрупким, как у всех людей. Вся
доступная человеческому разумению жизнь Иисуса от зачатия до смерти протекала
по человеческим законам. Тот, о котором мы говорим, является и Иисусом и
Христом, и человеком и богом одновременно. Особо следует подчеркнуть: не
получеловеком и полубогом, а в полной мере человеком и в полной мере богом.
Полнота божественной сущности в нем соединяется с конкретностью единичного
человеческого существования. Из такого понимания образа Иисуса Христа следует,
что о нем можно говорить и на языке теологии и на языке науки, он может быть и
предметом веры и предметом рациональной критики. Мы будем рассматривать его
жизнь и учение, не выходя за рамки человечески достоверных и логически
допустимых суждений.
Единственным источником сведений о жизни Иисуса Христа являются Евангелия,
А единственным предметом самих Евангелий являются жизнеописания Иисуса
Христа. Правда, составлены они не им самим, но от его
87
имени; авторы Евангелий - преданные последователи Иисуса. Насколько можно доверять
столь непроницаемому источнику? Мы оказываемся в положении, аналогичном тому, когда
приходится вырабатывать отношение к человеку, не зная о нем ничего, кроме того, что тот
сам рассказывает о себе (так, например, деревенский житель решает, пустить ли ночью в
дом незнакомца, утверждающего, будто он сбился с пути). Все будет зависеть от того,
поверим ли мы ему или нет. Можно говорить правду путано. Можно обманывать складно.
Не содержанием рассказа в подобных случаях определяется решение, а чем-то другим. Кто
скажет, почему один подает милостыню нищему, поверив в его лохмотья, а другой прохо-
дит мимо, считая эти лохмотья хитростью? Жизнь Иисуса, начиная уже с характера
свидетельств о нем, - испытание человека, его способности к свободному выбору,
понимая под свободным выбором такой выбор, вся полнота ответственности за который
ложится на того, кто выбирает. Евангельские истории не обладают достоинством
эмпирических фактов, с которыми должен каждый считаться. Степень их достоверности
является субъективной, она зависит от нас, нашей внутренней готовности принять ту
истину, которая в них содержится.
Иисус - еврей из рода Давида, родился в простой семье плотника. От предполагаемого дня
его рождения и ведется начало нашего летоисчисления, хотя принято считать, что он
родился двумя-тремя годами раньше. Отца его звали Иосифом (он умер еще до того, как
сын выступил в роли учителя), мать - Марией. Они жили в Назарете, маленьком городе
Галилеи. Родился Иисус в Вифлееме под Иерусалимом, куда как в местопребывание рода
Иосиф с Марией были обязаны прибыть из-за проводившейся в это время переписи
населения. Случилось это в хлеву среди домашних животных, где была вынуждена
остановиться бедная семья. Над младенцем были совершены принятые в иудейской среде
обряды (обрезание на 8-й день, ритуальное посвящение богу на 40-й день). Вскоре семья
убежала в Египет, чтобы спасти сына. Правившему тогда в Иудее царю Ироду стало
известно, что в Вифлеем пришли волхвы с востока поклониться младенцу, которому, судя
по расположению звезд, якобы суждено было стать царем Иудейским. Не зная, о ком
конкретно идет речь, и боясь за будущее своего трона, Ирод отдал приказ уничтожить в том
городе всех младенцев до двух лет. При всей жестокости этого дейст-
88
вия Ирода, собственное имя которого стало нарицательным обозначением бесчеловечности,
следует заметить, что оно было в духе нравов той эпохи. После скорой смерти Ирода
Иосиф с семьей вернулся в родной Назарет. Далее канонические Евангелия о жизни Иисуса
ничего не сообщают до того момента, пока он не выходит на общественную арену в
качестве Мессии, за исключением одного эпизода, о котором повествуется в Евангелии от
Луки. Когда Иисусу было 12 лет, семья приехала в Иерусалим на праздник пасхи. На
обратном пути родители обнаружили, что с ними нет сына, Обеспокоенные, они вернулись
в город, три дня искали его и нашли в храме, слушающим и спрашивающим учителей.
Иисус, по-видимому, рано проявил интерес к духовным вопросам. Он обучился также
ремеслу плотника. Что касается образования, то на основании его проповедей можно
заключить, что его интеллектуальный кругозор был ограничен иудаизмом. Он хорошо знал
книги Моисея и пророков. Другим источником его умственного вдохновения были на-
блюдения над жизнью простых людей - жнецов, пахарей, виноградарей, пастухов, а также
необычайная красота родной северной Палестины. Достижения греческой науки и
философии, политические идеи Рима, представления об устройстве современного ему мира
- все это осталось вне поля его зрения. Иисус, разумеется, был знаком с еврейской
схоластикой, составившей впоследствии Талмуд, но решительно отвергал ее. Его
мировосприятие представляло собой удивительное сочетание духовной глубины и
простодушной наивности.
С собственным учением Иисус выступил в 30 лет (возраст, который традиционно считается
временем личностного совершеннолетия). Непосредственным знаком для начала миссии
Иисус посчитал пророческую деятельность его родственника по материнской линии,
молодого пустынника Иоанна Крестителя, в котором он увидел своего предсказанного в
священных книгах предтечу. Проповедовал Иисус три года, после чего он был обвинен
синедрионом в богохульстве и казнен (распят на кресте). Решение было принято
синедрионом и по его настоянию, а также под давлением взбудораженных священнослужи-
телями прихожан, утверждено римским прокуратором Понтием Пилатом. Казнь
осуществили римские власти. Примененная к нему форма казни считалась самой позорной,
предназначенной для рабов и разбойников. Иисус Христос был распят за слою, за мысль, за
учение. И сде-
89
лали это две силы: государственная власть (светская и духовная) и разъяренная толпа.
Тем самым эти две силы обнаружили свою темную сущность и навеки заклеймили себя
как силы, враждебные личности, свободному духу. У Иисуса перед лицом
насильственной смерти были сомнения, он просил бога, чтобы тот пронес мимо него
эту чашу. Однако он быстро преодолел минутную слабость и обнаружил спокойную
решимость пройти свой путь до конца. О величии и внутренней гармонии его духа,
точно так же как и о смысле его учения, свидетельствуют слова, произнесенные им с
креста: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Это он просил о своих палачах, о
тех, кто внизу делил его одежды и злорадно кричал: "Пусть спасет себя самого, если он
Христос".
Последние три года жизни Иисуса Христа подробно описываются в Евангелиях. Они,
собственно, и составляют их содержание, В событийном плане, однако, эти годы не
представляют биографического интереса: все, что делает Иисус, связано с проповедью
учения. Единственный предмет, который занимает его, - это истина, которую ему
надлежит возвестить. И поэтому рассказ о его жизни в эти годы полностью совпадает с
изложением его учения. Особо, пожалуй, следует сказать о достаточно многочис-
ленных и разнообразных чудесах, которые совершает Иисус. Оставляя в стороне
вопрос о том, что считать чудом, и полагая, что чудеса в принципе могут быть
рационально интерпретированы как действие скрытых причин, особые психические
состояния, сказочно-мифические проявления и т. д., обратим внимание на два момента.
Во-первых, с точки зрения Иисуса само желание чуда является свидетельством
неразвитости, слабости духа. Он выражал недовольство, когда его просили совершить
чудо. Во-вторых, он интерпретировал чудо как следствие и выражение веры. "По вере
вашей да будет вам" (Мф. 9:29), - говорит он, возвращая зрение двум слепым,
поверившим в то, что он Христос, По сути дела, он говорит о всесилии веры и лишь
вынужденно использует грубый язык чудес для того, чтобы сделать эту истину более
доступной. Интересно заметить, что в своих родных местах Иисус не мог совершить
"многих чудес по неверию их" (Мф. 13:58). Тогда-то он и сказал, что нет пророка в
своем отечестве. В эпоху Иисуса многие болезни считались наказанием за грехи,
дьявольским наваждением. В этом смысле метод лечения верой мог считаться вполне
адекватным, по крайней мере, для определенных случаев.
90
То обстоятельство, что мы ничего не знаем о жизни Иисуса до того, как он
выступил с собственной проповедью, за исключением обстоятельств рождения,
оставляет открытым вопрос о психологических предпосылках его учения. Мы
застаем его уже поразительно цельной личностью, для которой жизнь в духе,
моральная открытость миру - не результат драматической борьбы и мучительного
выбора, а совершенно естественное, единственно мыслимое и возможное
состояние. Он как индивид во всей единичности и хрупкости своего бытия
вторичен по отношению к той миссии, которую он выполняет, является органом,