ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 542
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
хлеб, Иисус отвечает: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что
выходит из уст, оскверняет человека" (Мф. 15:11). Это не значит, что Иисус против
умывания рук перед едой. Он против того, чтобы придавать этому безусловный
смысл и считать достаточным признаком чистоты. Также он относился к
ритуальным ограничениям в пище. В данном случае Иисус снимает табу с
предписаний Торы или, по крайней мере, релятивирует их. В вопросе о разводе он,
напротив, занимает более жесткую позицию. Согласно закону Моисея,
существовало много поводов для того, чтобы муж развелся с женой. Иисус считает,
что есть только одна причина для этого - вина прелюбодеяния. Поступать иначе
- значит ставить чувственную любовь выше духовной любви. Что касается
прелюбодеяния, то это не просто причина развода, а фактически состоявшийся раз-
вод, если рассматривать моральное существо отношений, а не юридическую форму.
Словом, человек является хозяином конкретных норм и поступков, он их сужает и
раздвигает, назначает и отменяет.
Иисус не чувствует себя скованным буквой закона. Но у него тем более нет
стремления поступать вопреки букве закона. Он не считает чистоту субботы или
умывание рук безусловными догмами. Но он и не предлагает нарушать эти
установления, справедливо полагая, что такого рода возведенные в принцип
нарушения тоже явились бы догмой - только наоборот. Его отношение к учению
Моисея в той части, в какой оно предписывает определенные, внешне
фиксированные поступки, является таким же, каким является его отношение к миру
в целом. Всякую мироукореняющую деятельность необходимо рассматривать как
вторичную и случайную по отношению к вечной жизни божественного царства,
совпадающую с законом любви.
Милосердие и справедливость
Бог Иисуса - милосердный бог. Этим он отличается от сурового и справедливого
бога Ветхого завета. Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие. В Торе он
112
часто именуется человеколюбивым, милосердным. Знакомое нам из Евангелия и
воспринимающееся как идущее от Иисуса положение "милости хочу, а не жертвы"
заимствовано из книг пророков (Ос. 6:6). Однако милосердие ветхозаветного бога
является особым, оно производно от справедливости. Оно выражается в том, что бог
награждает и поощряет более охотно, чем наказывает, что он может выбрать более
мягкий вариант наказания. Его милосердие существует внутри справедливости, как раз-
новидность, особый случай последней. В "Исходе" мы читаем: "Господь, Господь, Бог
человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и
преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в
детях и в детях детей до третьего и четвертого рода" (Исх. 34:6-7). Моисей
неоднократно выступал ходатаем за Израиль перед Яхве, и именно благодаря этому
ходатайству бог смягчал свои суровые приговоры. Источником мягкого начала
оказывается человек, для бога же оно - своего рода слабость, уступка человеку, Как
бы то ни было, основная добродетель ветхозаветного бога, то качество, которое делает
его богом, - это справедливость. Иисус переставил акценты: если бог является
суровым, то только потому, что он является любящим. Его бог - это любящий отец.
Бога делает богом именно любовь, милосердие. "Итак, будьте милосердны, как и Отец
ваш милосерд" (Лк. 6:36) - в этом благая весть Иисуса.
Справедливость предполагает оценку человека по поступкам, воздаяние по заслугам,
для чего требуются, по крайней мере, две вещи: критерий (правило, шаблон) для
измерения поступков и лицо, которому поручается (доверяется) эта работа по
измерению. Поэтому справедливость естественным образом отождествляется с закон-
ностью и с судом, стоящим на страже законности; такой она и является в Моисеевом
учении: "Не делайте неправды на суде... по правде суди ближнего твоего" (Лев. 19:15);
"не извращай закона" (Втор. 16:19). Иное дело - милосердие. В милосердии любовь,
братские чувства к человеку обнаруживаются независимо от его поступков и заслуг.
Соотношение милосердия и справедливости, как его понимал Иисус, хорошо передает
притча о работниках последнего часа. Хозяин поутру нанял работников в свой
виноградник с уговором, что он заплатит за день
113
каждому по одному динарию. Около третьего часа он увидел на торжище других
работников и их послал в виноградник, пообещав дать им то, что следует. То же
самое он сделал и в шесть часов, и в девять часов. И в одиннадцать часов он послал
в виноградник людей, стоявших праздно. Когда пришло время расплаты, первыми
рассчитались с теми, кто пришел позже всех, в одиннадцать часов. Они получили
по динарию. Пришедшие первыми ждали, что они получат больше. Но они тоже
получили по динарию и недовольно возроптали на хозяина, уравнявшего их,
трудившихся целый знойный день, с проработавшими всего один час. Хозяин отвел
этот упрек, сказав одному из них: "Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты
договорился со мною?" (Мф. 20:13). А сколько платить другим - дело самого
хозяина, который, в частности, говорит: "Разве я не властен в своем делать, что
хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?" (Мф. 20:15). Милосердие не
отменяет справедливость, но не ограничивается ею. Иисус исходит из убеждения,
согласно которому то, что объединяет людей - их моральное достоинство, важнее
того, что разделяет, - мирских различий.
У милосердия свои основания. Слепые и другие больные, видевшие в своей
болезни наказание за грехи, обращались к Иисусу всегда с одними и теми же
словами: "Помилуй нас". Иисус каждый раз удовлетворяет их просьбу, не
интересуясь их прошлыми и будущими делами. Единственный вопрос, который его
при этом интересует, - их вера. Вера в отца небесного, превращающая людей в
братьев, является совершенно необходимым и вполне достаточным основанием для
милости. Источник милости Иисуса - его собственное любящее сердце, а не
заслуги тех, кому он их оказывает. Милосердие бескорыстно, ему не нужны
эмпирические основания, утилитарные аргументы. Отправляя двенадцать избран-
ных учеников в самостоятельный путь для проповеди истины и "изгнания бесов",
Иисус наставляет их: "Даром получили, даром давайте" (Мф. 10:8).
Милосердие не имеет меры. Петр спросил Иисуса, сколько раз должен прощать
человек брату своему, совершающему против него грех, - до семи ли раз? Иисус
ответил: "До седмижды семидесяти раз" (Мф. 18:22) и рассказал притчу. Некий
царь решил сосчитаться со своими должниками. Одному рабу, который должен был
ему десять тысяч талантов, нечем было заплатить. Царь
114
тогда приказал продать его, жену, детей и все, что у него было, в счет долга. Раб
бросился в ноги к царю с мольбой отложить срок платежа. "Государь,
умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему" (Мф; 18:27). Раб
этот, уйдя от царя, нашел своего товарища, который должен был ему всего сто динаров,
и потребовал вернуть их. У товарища не было денег, и он пал в ноги, стал просить об
отсрочке. Раб оказался неумолимым и посадил товарища в темницу. Когда царю стало
известно об этом злодеянии, он разгневался сильно. "Не надлежало ли и тебе
помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" (Мф. 18:33) - сказал он злому
рабу и, изменив свое прежнее решение, отдал его на истязания, пока тот не отдаст ему
долга. Обнажая поучительный смысл этой притчи, Иисус говорит: "Так и Отец Мой
Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату
своему согрешений его" (Мф. 18:35). Милосердие - единственное, что будет прини-
маться в расчет на последнем суде. И безо всяких оправданий. В милосердии не может
быть никаких условий, ограничений. Нет такого человека и нет такого греха, которые
не подлежали бы прощению. Сама эта безмерность есть мера милосердия.
Сравнение бога с царем из рассказанной притчи, соединение идеи милосердия с идеей
последнего суда может вызвать недоумение. Считается, что в день последнего суда бог
одних призовет к себе, а других обречет на вечные муки. Бог разделяет людей, одних
возвышает, других низвергает в зависимости от того, как они обращались с братьями
своими, были милосердны к ним или нет. Был один богач, роскошествовавший в
жизни. И был нищий по имени Лазарь, лежавший у его ворот, весь в струпьях, в
надежде на крошки со стола богача. Так и прожили они один богачом, другой нищим.
Посмертная их судьба сложилась прямо противоположным образом. Лазарь оказался на
Авраамовом ложе, а богач - в пламени ада. Когда богач возопил к Аврааму, тот
сказал: "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -
злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк. 16:25). Бог вершит суд. Он
устанавливает свою справедливость. Она, эта справедливость, хотя и вторична по
отношению к милосердию, хотя и осуществляется по критерию милосердия, тем не
менее она оказывается пределом милосердия. И по отношению к тем, кто оказался в
геенне, никакого уже
115
милосердия не существует. Как говорит Авраам богачу, "между нами и вами
утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут,
также и оттуда к нам не переходят" (Лк. 16:26). Справедливость оказывается выше
милосердия. Как совместить такой финал с образом бога как любящего отца?
Про последний суд, как он изображен в Евангелиях, следует сказать, что это
странный суд. В нем есть, по крайней мере, ряд особенностей, которые не
укладываются в привычные представления о суде и воздающей справедливости.
Во-первых, он не проводит градацию преступлений и знает лишь одну кару -
вечные муки умирания. Далее, он не ставит целью исправление преступников и не
может рассматриваться как назидание. Речь идет ведь о последнем суде, на
который призываются все: никто никакого урока извлечь уже не может. Когда
богач из приведенной выше притчи о богаче и нищем Лазаре просит Авраама
послать кого-нибудь в дом его отца, где у него остались пять братьев, чтобы
засвидетельствовать им о его трагической судьбе и тем самым удержать от
непоправимых ошибок, Авраам отвечает отказом. "У них есть Моисей и пророки;
пусть слушают их" (Лк. 16:29), - говорит он. Наконец, и том суде сам судья
оказывается замешанным в деле уже хотя бы своим всеведением. Как пишет поэт,
"и мысли и дела он знает наперед". Еще до того, как Иуда Искариот совершил и
даже окончательно замыслил свое преступление, Иисус знает о нем. Он не
удерживает Иуду, в каком-то смысле даже провоцирует его. Иисус сказал, что его
предаст тот, кому он подаст, обмакнув кусок хлеба. И подал Иуде. "И после сего
куска вошел в него сатана". Иисус не останавливается на этом и, обращаясь уже к
Иуде, говорит слова, которые можно понять как одобрение: "Что делаешь, делай
скорее" (Ин. 13:28).
Эти особенности образа последнего суда позволяют предположить, что Иисус
пользуется попятным людям юридическим языком Ветхого завета для выражения
той мысли, что добродеяние несет в себе свою награду и злодеяние несет в себе
свою кару. Абсолютная неотвратимость награды за добродеяния и наказания за
злодеяния означает лишь то, что сами добро и зло абсолютны каждое в себе и в
своей противоположности друг другу. Иисус своим учением ставит людей перед
необходимостью отнестись к милосердию именно в этом качестве, с полным
сознанием того, что оно самодостаточно, тож-
116
дествемио вечной жизни. В этом смысле последний суд - это суд, который сам
человек вершит над собой. Адские муки "избираются, а не налагаются"1. Именно об
этом Иисус кричит людям. "Верующий в Него не судится, а неверующий уже
осужден", - читаем мы в Евангелии от Иоанна. И далее: "Суд же состоит в том,
что свет пришел в мир" (Ин. 3:18-19). Справедливость последнего суда означает
лишь то, что милосердие, путь света и есть справедливость, ее высшая, последняя
форма.
"Я победил мир"
Иисус Христос считается воплощением человеческой свободы. В то же время он,
как мы видели, стремится вести себя как сын, выполняющий нолю отца. Нет ли
противоречия в этих двух положениях?
Для Иисуса бог - это отец. Его отец и отец всего сущего. Все из него, из бога. Как