ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 544
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
В момент смерти у Мухаммеда было девять жен, имена которых история сохранила.
Впрочем, многоженство Мухаммеда могло иметь и иные, в частности политические,
мотивы. Другой слабостью Мухаммеда были благовония. Однако ни с чем
несравнимой сладостью для него была молитва. Мухаммед сам признавался, что более
всего в этом мире он любил женщин, ароматы, но полное наслаждение находил только
в молитве. Набожность была самой яркой чертой его натуры. Мухаммед обладал
богатым воображением. У него случались сбывающиеся видения. Сама психосоматика
Мухаммеда, склонного к галлюцинациям и, возможно, припадкам, способствовала его
набожности. Досуг, обретенный Мухаммедом после женитьбы вместе с достатком,
позволил ему лелеять эту черту. Он много времени проводил в уединенных раздумьях.
Часто в благочестивых целях уединялся на близлежащей горе Хира.
Мухаммед испытал также благотворные духовные влияния. В торговых поездках он
познакомился с иудаизмом и христианством. Особым положением своего племени он
был вовлечен в религиозную практику своего народа. Арабы были язычниками,
исповедовали многобожие. Но они помнили, что произошли от Исмаила, сына отца
верующих Авраама. Само слово "аллах" было обозначением и бога, и одного из богов
Каабы. Людей, исповедующих единобожие, хотя не принимавших при этом ни
христианства, ни иудаизма, арабы называли ханифами (отделившимися, отпавшими);
они выпадали
123
из общей среды, но они были. Вскоре это слово утратило негативный оттенок и
ханифами стали называть приверженцев Авраамовой веры. Мухаммед,
несомненно, испытал влияние религии ханифов, себя впоследствии он также
называл ханифом.
Мухаммед осознал истинность единобожия. Он пришел к убеждению, согласно
которому причина бедственного положения арабов, многочисленных раздоров
между ними объясняется тем, что они забыли веру своего праотца Авраама,
Истинно верующий человек не может сам и от своего имени формулировать
собственное отношение к богу. Он должен иметь на то указания бога. В
противном случае он не был бы последователен в своей вере. Мухаммед, надо
думать, это сознавал. Кроме того, предание об Аврааме, опыт иудаизма и
христианства задавали для него определенный образец религии и действий бога.
Для запуска механизма религии необходимы писание и посланник. Можно
предположить, что этот период, когда Мухаммед внутренне просветился,
убедился в истинности единобожия, но не знал путей служения всевышнему,
был для его деятельной и благородной натуры самым невыносимым.
Муки отшельничества и размышлений разрешились для него самым
неожиданным образом. В 610 году, на сороковом году жизни, в месяц рамадан,
ставший с тех пор для правоверных месяцем священного поста, Мухаммед
получил поручение проповедовать. Оно ему было, как считается, передано во
сне человеком, которого впоследствии Мухаммед и его сторонники
идентифицировали как ангела Джибрила (Джабраила). Предание сохранило
рассказ Мухаммеда об этом событии, частично включенный в Коран. К нему во
сне явился некто с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то
книга, и приказал: "Читай!" Мухаммед ответил: "Я не умею читать". Ответ этот
можно понимать буквально, так как не исключено, что Мухаммед в школьном
смысле слова был безграмотным. (Мусульманские исследователи настаивают на
том, что Мухаммед не умел читать и писать, усматривая в этом аргумент в
пользу богооткровенности Корана; западные ученые подвергают сомнению
тезис о безграмотности Мухаммеда.) Иногда ему придается иное значение: я не
человек писания. Но его можно истолковать еще так: я не достоин чтения. В
любом случае здесь можно усмотреть свойственное искренне верующему
человеку чувство собственной ничтожности
124
перед лицом бога и сознание невероятно тяжелого бремени, сопряженного с
пророческой деятельностью. Продолжим рассказ Мухаммеда его словами: "Тогда
он стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть.
Потом он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я ответил: "Я не умею читать!" Он
вновь стал душить меня, так что я решил, что наступил конец, потом отпустил меня
и скачал: "Читай!" Я ответил: "Что читать?", желая только избавиться от него,
чтобы он не стал опять делать со мной то же, что и раньше. Тогда он скачал:
"Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил
сотворил человека из сгустка.
Читай! И Господь твой щедрейший.
который научил каламам.
научил человека тому, чего он не знал" (96:1 5)1.
Я прочитал что, тогда он оставил меня и ушел от меня. Я же проснулся, а в сердце
моем словно сделалась запись" .
Выйдя из укрытия, в котором он спал, и дойдя до середины горы, Мухаммед
услышал голос с неба, кричавший: "О Мухаммед, ты - посланник Аллаха, а я -
Джибрил!" Подняв голову, Мухаммед увидел того же человека из своего сна,
стоявшего ногами ни горизонте. И куда бы он ни повернулся, кругом он видел
этого человека, говорившего те же слова. Мухаммед простоял на месте, не двигаясь
ни вперед, ни назад, долго, до глубокой темноты.
Вернувшись домой, Мухаммед рассказал Хадидже о случившемся с ним. Она
мгновенно поверила всему и скачала мужу, что он будет пророком своего народа.
Энергичная Хадиджа, желая отметить важность происшедшего, сразу же
пригласила авторитетного родственника Вараку. Тот подтвердил мнение Хадиджи.
По его мнению, на долю Мухаммеда выпала миссия, аналогичная миссии Моисея.
У самою Мухаммеда такой уверенности не было. Он оказался перед дилеммой:
придавать ли своему сновидению вещий смысл или проигнорировать его?
Подавленный нечеловеческой тяжестью выбора.
'Здесь и далее Коран будет цитироваться в перероде И. Ю. Крач-ковского с указанием суры и аятов.
2 Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланники Аллаха // Хрестоматия по
исламу. М., 1994. С. 19.
125
Мухаммед стал ждать. Несколько недель не было никаких новых знаков. В
нетерпении он опять уединился и долго бродил по горам. Истомившись, он чуть
было не впал в отчаяние. Даже хотел броситься со скалы. Вдруг на него нашло
просветление, душа успокоилась. Но тем сильнее оказалось физическое
изнеможение. Он вернулся домой в сильной лихорадке и, уйдя в садовую беседку,
попросил, чтобы его завернули в плащ. Лежа на полу в сильном возбуждении,
Мухаммед услышал слова:
"О завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды твои очисть!
И скверны беги!
И не оказывай милость, стремясь к большему!
И ради Господа твоего терпи!" (74:1 7).
После этого прямого указания Мухаммед поверил в свое призвание быть
посланником бога и проповедовать его истину, утверждать подлинную веру.
Есть версия, согласно которой вторым откровением была сура, озаглавленная
"Утро":
"Клянусь утром
и ночью, когда она густеет!
Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.
Ведь последнее для тебя - лучше, чем первое.
Ведь дает тебе твой Господь, и ты будешь доволен.
Разве не нашел Он тебя сиротой - и приютил?
И нашел тебя заблудшим - и направил на путь?
И нашел тебя бедным и обогатил?
И вот сироту ты не притесняй.
а просящего не отгоняй.
а о милости твоего Господа возвещай" (93:1- 11).
Эта сура замечательна тем, что в ней содержится ссылка на жизненный опыт
Мухаммеда как доказательство милости бога. Здесь получил отражение тот факт,
что жизнь Мухаммеда в целом складывалась гармонично. Мухаммед, судя по
всему, принимал свою судьбу. Он шел к добру от добра, а не зла. Его пророческая
миссия в индивидуально-психологическом плане опиралась не на чувство отчаяния
и неистовства, а на чувство благодарности.
126
Проповедь
Приняв на себя миссию посланника Аллаха, Мухаммед перестал быть частным
лицом. Теперь вся его жизнь была подчинена одной цели - распространению
истины единобожия, праведной жизни и последнего суда. Он избрал самый
естественный и прямой путь для этого - проповедь.
Мухаммед приступил к делу весьма мудро. Первые три года он проповедовал
скрытно - среди ближайшего окружения. Так сложился небольшой круг
преданных сторонников, среди которых были также два его приемных сына и
будущий преемник Абу Бакр. Разработав основы вероучения и сплотив
небольшую общину, Мухаммед решил выступить с открытой проповедью. Для
этого в соответствии с принятой традицией он объявил сбор хашимитского
рода. Все собрались, ожидая от такого серьезного и уважаемого человека, как
Мухаммед, важных сообщений коммерческого или военного характера. Но
когда он объявил им о своей посланнической миссии, о великой тайне
предстоящего последнего суда, все были разочарованы и даже рассержены за
то, что их отвлекли по пустому делу. Особенно возмущен был дядя Мухаммеда
Абу Лахаб, который, сочтя своего племянника сумасшедшим, разорвал
помолвку своего сына с его дочерью Рукайя. Красавица Рукайя быстро нашла
нового жениха, а Мухаммед ревностного сторонника - Османа, в будущем
третьего халифа.
Обращаясь к роду, Мухаммед действовал в духе традиций. Он вряд ли
рассчитывал на поддержку, но сделать это ему было необходимо, чтобы
подучить право на публичную проповедь. Род хотя и не поддержал его, тем не
менее не увидел в его предприятии серьезной угрозы для себя. Первоначально
проповедь новой религии проходила бесконфликтно. Нельзя сказать, что
Мухаммед имел шумный и мгновенный успех. Число его сторонников росло
медленно, но неуклонно. Оно уже измерялось не единицами, как в период
скрытности, а десятками.
Вскоре ситуация изменилась. Между мекканцами и сторонниками Мухаммеда
возникла открытая вражда по двум основным пунктам: а) Мухаммед
критиковал почитаемых в городе богов, считая Аллаха не первым и главным
среди многих, а единственным, - опасность этого заключалась в возможности
конфликтов, ибо при-
127
знание всех богов обеспечивало равновесие разных племен и являлось санкцией
торговых перемирий между ними; б) его община хотя первоначально и расширялась за
счет бедняков и рабов, тем не менее подрывала родо-племенную организацию
общественной жизни. На мусульман начались гонения. Чтобы смягчить их, одиннад-
цать сторонников Мухаммеда переселились в христианскую Абиссинию. Это не
помогло. Отчуждение между новой общиной и городом нарастало. Тогда Мухаммед
решил пойти на компромисс. Поскольку "люди Писания", иудеи и христиане, сознание
идейного родства с которыми было в этот период важной духовной опорой для
мусульман, наряду с единым богом признают также другие высшие существа, то и
Мухаммед решил провозгласить богинь Каабы - Аллат, Уззу и Манат - посред-
никами между людьми и Аллахом. Такое решение, разумеется, вполне устраивало
мекканцев, поскольку и они считали Аллаха высшим божеством. После соответст-
вующей проповеди примирение состоялось. Оно длилось, однако, недолго, ибо
Мухаммед понял, что компромисс оплачен непомерной ценой отказа или, по крайней
мере, существенного ослабления основной идеи единобожия. Этот эпизод показателен
для понимания личности Мухаммеда. Как человек практического ума, он охотно шел
на компромиссы. Как человек совестливый и набожный, он ограничивал свои
компромиссы рамками своих религиозных и моральных принципов. Компромисс с
курай-шитами выходил за эти рамки и, по всей видимости, лег невыносимой нагрузкой
на его совесть, что обнаружилось задним числом. Осознав это, Мухаммед отказался от
примиряющей договоренности, после чего преследования мусульман усилились. В 617
году еще одна, более многочисленная группа мусульман - восемьдесят три мужчины
и восемнадцать женщин - переселилась в Абиссинию.
Мекканцы не могли принять против Мухаммеда более решительных мер, так как тот
находился под покровительством своего рода. Хашимиты не разделяли его учение, тем
не менее от обязанностей родства не отказались. Их попытки сделать это встречали
сопротивление главы рода Абу Талиба. После настойчивых требований рода отказаться
от Мухаммеда Абу Талиб обратился к племяннику с просьбой пощадить себя и