ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 565

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

славы, на пике успехов, с сознанием выполненного долга. Его последними словами

были: "нет... великие... товарищи... в раю". Похоронен он в Медине, его могила

является второй после Каабы святыней мусульман.

Истинная вера

Суть откровения Мухаммеда состояла в том, что миром правит бог. Бог сотворил

небо и землю. Он поднимает солнце, посылает дождь на землю. Он - всесильный

владыка миров. "Он - первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи

знающ" (53: 3), Бог питает и не питается. Все зависит от бога, но бог сам не зависит

ни от чего. Он абсолютен во всех отношениях. Будучи абсолютным, он является

также богом истины, справедливости и милосердия. Поэтому только он может быть

покровителем человека, его опорой и надеждой. Ни себе, ни другим людям, ни

обстоятельствам, ни силе богатства, ни блеску власти, ни луне и ни звездам, ни

чему-нибудь иному, а одному только богу можно довериться до конца и полно. Все

преходяще, несовершенно. Один бог вечен и совершенен. Хвала его в нем самом,

Поддержка бога настолько сильна, что человек может сказать: "Довольно мне

Аллаха! Нет божества, кроме Него; на Него я положился, ведь Он - Господь

великого трона!" (9:130).

Первый и основополагающий постулат истинной религии требует от человека

отдаться во власть бога, безотчетно и безусловно довериться ему. Мухаммед

начинает свои проповеди изъявлением полнейшей покорности богу: "Во имя

Аллаха милостивого, милосердного!" Этими словами в их первозданном арабском

звучании (бисмил-ла-хи-р-рахмани-р-рахим) мусульмане предваряют вся-

134

кое дело, в том числе прием пищи, подчеркивая тем самым, что все, что они

делают, они посвящают богу и за все благодарят его.

Бог один. Рядом с ним нельзя ставить других богов. Или, как это говорится в

Коране, никого нельзя давать ему в сотоварищи. Это положение является

принципиальным и специфичным для ислама, монотеизм которого можно считать

самым акцентированным и последовательным. Оно, разумеется, прежде всего

направлено против, языческого политеизма, в частности против мекканс-кого

культа арабов, которые наряду с Аллахом как верховным божеством чтили еще

трех других богинь. ("Они призывают помимо Него только женский пол" - 4:117.)

Но не только. Идея едино-единственного бога заострена также против

христианской идеи богочеловека. "Ведь Мессия, Иса, сьш Мариям, - только

посланник Аллаха... Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите три!


Удержитесь, это - лучшее для вас. Поистине, Аллах - только единый бог"

(4:169). Человек не может быть богом. Ни при каких условиях. Соотношение бога и

человека строится таким образом, что человеческий порядок целиком зависит от

божественного, а божественный порядок ни на йоту не зависит от человеческого.

Идея единого бога хорошо оттеняется взглядом Мухаммеда на самого себя.

Мухаммед - такой же человек, как все остальные, с единственным отличием, что

бог поручил ему быть своим посланником и пророком среди арабов; "Я не говорю

вам, что у меня сокровищницы Аллаха, и не знаю я сокровенного, и не говорю вам,

что я - ангел. Я следую только тому, что открывается мне" (6:50). Вот еще

характерное место в Коране: "Скажи: "Я ведь - человек, подобный Вам;

ниспослано мне откровение о том, что бог ваш - Бог единый. И кто надеется

встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему

не присоединяет к Нему никого" (18:110).

Мухаммед полагал, что он завершает большую череду пророков, посланных богом

до него к другим народам (потому его именуют печатью пророков); одним из своих

предшественников на этом поприще он называет также сына Мариам (Марии) Ису

(Иисуса), ошибочно принимаемого, как он считает, его последователями за сына

бога.

Мухаммед был, несомненно, глубоко и всесторонне одаренным человеком,

мусульманская традиция рассматривает его жизнь как образцовую. Но отсюда

следует:

135

даже лучший из людей, согласно логике мусульманской веры, может быть всего лишь

слугой бога, его пророком. Большего ему не дано. При этом, разумеется, и Мухаммеду

открыта не вся тайна, а только ее часть.

Мусульманская религия, таким образом, не содержит в себе идеи подобия человека

богу. Она с самого начала отсекает претензии человека на абсолютность, очерчивает

его возможности как принципиально ограниченные. Она блокирует его поползновения

на самость - самомнение, самовластие, самоутверждение. Мухаммед не был, конечно,

человеком тихим, созерцательным. Чтобы взвалить на себя миссию пророка, этих

качеств было недостаточно, надо было еще обладать деятельной, активной натурой. И

он обладал ею. Мухаммед встряхнул арабские племена, сплачивал их в единый народ,

который освежающим вихрем ворвался в историю. Было бы неверно думать, будто

мусульманская религия несовместима с исторической настойчивостью, энергией


деятельности, активным преобразовательным отношением к жизни. Совместима. Она

только учит человека с доверием относиться к судьбе, которая может быть как

счастливой, так и превратной. Она предостерегает его от того, чтобы во что бы то ни

стало навязывать свою волю миру (на то у него нет ни прав, ни сил). Предостерегает от

психологии господина и победителя. И учит человека ограничивать свою власть

пределами возможного - а они, эти пределы, с одной стороны, заключены в самой

природе вещей, как они созданы богом, а с другой - указаны ему богом непосред-

ственно через обязанности и ограничения, которые налагаются Кораном. Эти

обязанности и ограничения мы рассмотрим позже, а сейчас вернемся к мусульманской

вере.

Итак, бог един. Когда в русском языке исходная формула мусульманской веры

произносится с употреблением двух разных слов: "бог" и "аллах" (нет бога, кроме

Аллаха), то это скрывает ее очевидную и с точки существа вопроса весьма

принципиальную тавтологичность. На самом деле следует говорить: "Нет бога, кроме

Бога". Это как раз означает, что только бог в полном смысле слова тождествен самому

себе, то есть един. Все остальное производно от бога, вторично по отношению к нему.

Даже Мухаммед - лишь пророк бога. Ничто, кроме бога, не содержит свою причину в

себе и, следовательно, не обладает полной самотождественностью.

Идея единого бога указывает человеку его достаточно скромное место в мире и вместе

с тем обязывает человека

136

определенным образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и прежде

всего к другим людям. В Коране приводится аргумент, вскрывающий этический

подтекст единобожия: "Если бы были там [на небе и на земле] боги, кроме Аллаха,

то погибли бы они" (21:22), Единство бога - гарантия гармонии мира. И наоборот:

гармония мира - свидетельство единства бога. Так как бог един, то из этого с

непреложностью следует, что единым должно быть и человеческое сообщество,

поскольку оно связано с богом. И это единство человеческого сообщества может и

призвана обеспечить истинная вера, вера в единого бога, которая исходит из того,

что единство людей в боге важнее их социоприродных различий в территории, язы-

ке, богатстве и т. д. Или, говоря по-другому, истинная религия есть религия всех

людей, всех народов. Как един бог, так едина и истинная религия. Под этим углом

зрения Мухаммед интерпретирует известную ему религиозную историю и место


Корана в ней. Бог создал всех из одного человека. И у людей первоначально была

одна вера. Однако в последующем с умножением человеческого рода и его

разделением на различные народы начались религиозные споры. Вследствие этого

первоначальная вера замутнилась, возникли многообразные заблуждения. Тогда

бог, чтобы вернуть людей к первоначальной истинной вере, стал прибегать к

помощи посланников. "Мы отправили к каждому народу посланника:

"Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества". Были среди них те, кого Аллах

повел прямым путем, а были те, кому оказалось суждено заблуждение. Идите же по

земле и посмотрите, каков был конец считающих ложью!" (16:38).

Мухаммед не считает себя первым человеком, возвестившим религиозную истину:

"Скажи: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано

Ифахиму (Аврааму), и Исмаилу, и Исхаку (Исааку), и Иакубу (Иакову), и коленам,

и в то, что было даровано Мусе (Моисею), и Исе (Иисусу), и пророкам от Господа

их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся" (3:78). Вера

едина, в ней нельзя разделяться - таково глубокое убеждение Мухаммеда. О

всемирном, универсальном горизонте религиозного мышления Мухаммеда

свидетельствует тот факт, что он в своей проповеднической деятельности

апеллирует не к Исмаилу - библейскому родоначальнику арабских племен, а к са-

мому Аврааму. В Аврааме его привлекает то, что тот не был ни иудеем, ни

христианином, его вера существовала

137

до возникших позже различий. Она и является истинной. "Ибрахим не был ни

иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из

многобожников" (3: 60). Вера Авраама снимает различия и споры между иудеями,

христианами и сторонниками Мухаммеда. Она выявляет их общее ядро -

единобожие. "Они говорят: "Будьте иудеями или христианами - найдете прямой

путь". Скажи: "Нет, - общиной Ибрахима, ханифа, ведь он не был из

многобожников" (2:129).

Важно подчеркнуть: Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного

откровения, отменяющего другие послания бога. Преимущество Корана - в его

первозданной чистоте: только что полученный Мухаммедом непосредственно от

бога, он свободен от человеческих споров и наслоений и воспроизводит древнюю

не искаженную единую веру. Священные книги других народов - тоже от бога, но

только они со временем были искажены. "Скажи: "О люди писания! Вы ни на чем


не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено

вам от вашего Господа". Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа

увеличивает только заблуждение и неверие. Не горюй же о людях неверных!

Поистине, те, которые уверовали и которые исповедуют иудейство, и сабии, и

христиане, - кто уверовал в Аллаха и последний день и творил благое, - нет

страха над ними, и не будут они печальны!" (5:72-73).

Взгляды Мухаммеда на сущность веры видоизменялись в процессе его

проповеднической и политической деятельности. Общая линия эволюции состояла

в оформлении ислама как новой религии в ее отличии от иудаизма и христианства.

Тем не менее Мухаммед до конца жизни остался верен убеждению, что ислам есть

истинная и универсальная религия, религия Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, что

Коран есть откровение того единого и единственного бога, который еще раньше и

через других посланников дал писания другим народам.

Божественное предопределение и человеческая свобода

Идея единства бога получила продолжение в идее предопределения, согласно

которой бог управляет миром не в общем или конечном смысле, а самым полным.

138

непосредственным образом. "У Него - ключи тайного; знает их только Он. Знает

Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке

земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной" (6:59). Столь же

исчерпывающе и непосредственно участвует бог в человеческих делах: "И Он -

тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем, потом Он

оживляет вас в нем, чтобы завершился назначенный срок. Потом - к Нему ваше

возвращение, потом Он сообщит вам, что вы делали" (6:60).

Если все предопределено богом, то это, разумеется, относится и к злой воле

человека. Но если допустить предопределение ко злу, то надо отказаться от понятия

единого справедливого бога (какая уж там справедливость, когда одни безо всяких

на то оснований обрекаются на гибель, а другие столь же произвольно избираются

для вечной жизни). Поэтому Мухаммед, как считал Владимир Соловьев, не мог

придерживаться столь абсурдного взгляда, хотя и давал повод к нему своим

неумением расчленять и точно формулировать отвлеченные идеи. Соловьев

предлагает различать две мысли: а) люди упорствуют во зле и неверии, потому что

они осуждены богом; б) они осуждены богом из-за того, что избрали зло и неверие.