ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 569
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
самодостаточного, тождественного самому себе индивида, который сбросил с себя
обруч внешней детерминации, вырвался из цепи причинно-следственных связей. Все
учение Эпикура посвящено обоснованию того, как индивид может обрести такую
независимость.
С точки зрения Эпикура необходимость не является исчерпывающей характеристикой
мира. "Нет никакой необходимости жить с необходимостью" . Наряду с нею
существуют еще случайность и свобода. "Иное происходит по неизбежности, иное по
случаю, а иное зависит от нас" (405). Что касается неизбежности, то на нее человек не
имеет никакого воздействия, она, как говорит Эпикур, "безответственна" (405).
"Случай неверен" (405) и на него также нельзя полагаться. Даже если взять случай,
благоприятствующий индивиду и называемый обычно счастливым, то и он не
гарантирует блаженство. Мало иметь удачу, надо еще уметь воспользоваться ею.
Неверно считать, "будто случай дает человеку добро и зло, определяющие его
блаженную жизнь", на самом деле он "выводит за собой лишь начала больших благ или
зол" (405). Но есть еще одна сфера бытия. Она
1 Материалисты древней Греции. С. 219.
183
представляет собой провал, разрыв в сквозной причинности мира, некую изолированную
нишу, существующую наряду с необходимостью и случайностью и совершенно независимо
от них. Это и есть область свободы. Она может быть описана сугубо негативно — как не
необходимость и не случайность. Соответственно, чтобы пробиться в нее, надо обрести
независимость от мира в его необходимом и случайном проявлении.
В человеческом опыте свобода совпадает со сферой разумных действий. Это значит:
назначение разума и разумность поведения связаны с обеспечением свободы индивида или,
что одно и то же, его независимости от мира, Индивид зависит от мира двояко —
непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь обнаруживается в негативных
ощущениях (страданиях) из-за неудовлетворенности желаний, опосредованная — в страхах
перед неведомым." Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие
безграничной, вздорной страсти"1. Чтобы обрести блаженный покой, жить счастливо, надо
научиться преодолевать и то и другое.
Свобода от страданий
Для обуздания вздорных страстей необходимо руководствоваться правильным
представлением об удовольствиях в их соотношении со страданиями. Эпикур, как мы уже
отмечали, дает негативное определение удовольствий как отсутствия страданий. Благодаря
этому задается совершенно иное направление человеческой активности, чем то, которым
руководствуется толпа: целью становится не овладение миром, а отклонение от него.
Далее Эпикур проводит различие между удовольствиями тела и души, считая вторые
больше и важнее первых: "Тело мучится лишь бурями настоящего, а душа — и прошлого, и
настоящего, и будущего" (406). Хотя освобождение от душевных тревог — задача более
сложная, чем преодоление физических болей, тем не менее ее решение в большей степени
восходит к самому индивиду. Здесь все зависит от разума, правильного понимания.
Самым важным моментом в эпикуровой концепции удовольствий является их
классификация: а) естественные и необходимые (прежде всего элементарные телесные
1 Материалисты древней Греции. С. 234.
184
потребности — не голодать, не жаждать, не зябнуть); б) естественные, но не
необходимые (например, изысканные явства); в) неестественные и не необходимые
(честолюбивые замыслы, стремление индивида к тому, чтобы его награждали венками
и ему ставили статуи). Первый класс удовольствий является, по мнению Эпикура,
вполне достаточным условием добродетельной и счастливой жизни. Почему? Характер
аргументации по данному вопросу имеет в высшей степени важное значение для
понимания специфики этической теории Эпикура. Он говорит: "Богатство, требуемое
природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными
мнениями, простирается до бесконечности" (408). Желания, если их брать в полном
"ассортименте", в принципе нельзя насытить, ибо "ничего не достаточно тому, кому
достаточное мало"1; стремясь к их удовлетворению, человек попадает под власть
обстоятельств, оказывается зависим от многих не подконтрольных ему вещей. В этом
случае он не может стать хозяином своей судьбы. Индивид, пустившийся в погоню за
наслаждениями, обрекает себя на конфликты, раздоры с другими людьми, в его душе
просыпаются зависть, честолюбие и другие морально-деструктивные мотивы.
Естественные и необходимые желания, напротив, легко удовлетворяются; человек,
способный ограничить себя этим крайним минимумом, получает независимость от
обстоятельств, случайных превратностей судьбы и страхует себя от столкновений с
другими людьми.
Признак естественных и необходимых удовольствий состоит в том, что они в случае их
неудовлетворения ведут к страданиям, притом к таким страданиям, которые не могут
быть рассеяны путем изменения умонастроения. К примеру, человек может обойтись
без вина, но без воды он обойтись не может. Иной и к вину так прикипает сердцем, что
его отсутствие оборачивается для пего страданиями; однако эти страдания можно
преодолеть на уровне внутренней самодисциплины, путем выработки другого взгляда и
другого отношения к этому предмету. Страдания же, порождаемые жаждой, нельзя
рассеять воспитанием ума и воли. Поэтому вода подходит под критерий естественных
и необходимых удовольствий, а вино нет.
Ограничение удовольствий, сведение их к необходимому минимуму не является у
Эпикура обязательным
1 Материалисты древней Греции. С. 223.
185
предписанием, безусловной нормой. "Мы, — пишет он, — стремимся к
ограничению желаний не для того, чтобы всегда употреблять пищу дешевую и
простую, но чтобы не бояться этого [употребления такой пищи]"1. Умеренность,
сдвинутая в сторону недостатка, является благом не сама по себе, ее ценность
определяется тем, что человек может чувствовать себя спокойно и в тех случаях,
когда он вынужден довольствоваться самым малым. Ограничение желаний — не
самоценный принцип; нет нужды всегда его культивировать, рассматривая в
качестве критерия добродетельности. Он не тождествен аскетизму. Сам Эпикур,
как известно, далеко не был аскетом; в одном из писем он просит прислать
горшочек сыра, чтобы можно было пороскошествовать. Готовность ограничиться в
случае нужды первым классом удовольствий есть лишь условие, обеспечивающее
независимость индивида от внешнего мира и способствующее гармонии отношений
между людьми, Диоген Лаэртский приводит стих Афинея (философствующего
врача, жившего в I веке), точно раскрывающий нравственное содержание Эпи-
курова принципа ограничения удовольствий:
Люди, вы трудитесь тщетно в своей ненасытной корысти, Вновь и вновь заводя ссоры, и
брань, и войну. Узкий предел положен всему, что дарится природой. По бесконечны пути
праздных суждений людских. Слушал мудрец Эпикур, сын Неокла, от Муз эти речи, Иль их
треножник святой бога-пифийца открыл (372).
Итак, удовольствия ценны не сами по себе, а в той только мере, в какой они ведут к
безмятежной жизни, свободной от телесных страданий и душевного беспокойства.
Для Эпикура удовольствия — это прежде всего непосредственное свидетельство
человеческой индивидуальности; признание их ценности является формой само-
утверждения индивида, направленности его целей на самого себя. И только в этом
качестве они являются критерием деятельности, мерилом всякого блага. Однако
удовольствия, противоречивые и многообразные, в такой же мере свидетельствуют
о единичности индивида, в какой и о его всесторонней зависимости от
окружающего мира.
Принцип удовольствий и принцип самососредоточенности, безмятежного покоя
индивида находятся между
1 Материалисты древней Греции. С. 229.
186
собой и явном противоречии. Эпикур старается снять это противоречие сведением
удовольствий к легко достижимому минимуму и их истолкованием в качестве
пассивных состояний. Человеческие влечения — это своеобразный мост,
соединяющий индивида с миром, предстает в этике Эпикура как выражение
независимости индивида от мира, его самодостаточности.
Эпикур, таким образом, сводит принцип удовольствий к принципу свободы;
"Величайший плод довольства своим [ограничения желаний] — свобода" . Такое
понимание как будто бы противоречит устоявшемуся мнению, рассматривающему
эпикурейство как разновидность гедонизма и эвдемонизма (под гедонизмом и
эвдемонизмом обычно понимаются этические учения, которые связывают решение
нравственных проблем с человеческим стремлением к удовольствиям и счастью), В
действительности здесь нет противоречия. Согласно Эпикуру, только внутренне
раскованное, почти безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивиду
постичь всю их сладость. Человек тем полней наслаждается жизнью, чем свободней
он относится к наслаждениям. И эпикуреец извлекает больше радостей из жизни,
чем безмерный гедонист киренской ориентации, признающий только телесные
удовольствия и видящий в них позитивные состояния. Эпикуреец лучше вооружен
против превратностей судьбы, к ее неожиданным падениям он так же готов, как и к
счастливым взлетам. Вынужденный обстоятельствами сесть на скудньщ паек, он не
портит "то, что есть, желанием того, чего нет" . Но и роскошью он распоряжается
легче и лучше, ибо не боится потерять ее. Эпикурейство в этом смысле — больше,
чем философия удовольствий, оно является одновременно особой, к тому же очень
высокой, культурой удовольствий.
Свобода от страхов
Окружающий мир входит в человека не только непосредственно — через
страдания, но и опосредованно — через страхи. Если страдания нейтрализуются
культурой удовольствий, то страхи — культурой философского мышления,
Философское познание освобождает от трех основных страхов.
1 Материалисты древней Греции. С. 224.
2 Там же. С. 221.
187
Во-первых, от страха перед богами. Этот страх, как считает Эпикур, порожден
лживыми домыслами, будто боги вмешиваются в человеческую жизнь, "посылают
дурным людям великий вред, а хорошим — пользу" (402). Создав образ высшей
карающей силы, люди избирают для себя унизительную позицию подследственных и
пытаются всячески умилостивить богов. Таковы расхожие представления, мнение
"толпы", о богах и их отношении к людям.
Эти представления, по мнению Эпикура, выражают нравственную ограниченность
самой толпы, привыкшей вмешиваться в чужие дела, делить людей на "своих" и
"чужих", "хороших" и "плохих". Демонстрируя поразительную трезвость суждений,
философ замечает: "Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли
бы, постоянно желая много зла друг другу" .
Основной аргумент Эпикура, призванный снять страх перед богами, состоит в том, что
представления о карающих и награждающих функциях противоречат самому понятию
бога, "Бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание
понятия о боге" (402). Высочайшее блаженство, которое уже нельзя умножить,
предполагает, что существо, достигшее этого состояния, полностью замкнуто само на
себя и ли о чем не юлнуется, оно "не подвержено ни гневу, ни благоволению: все
подобное свойственно слабым" (406—407). Поэтому, изображая бога в качестве судьи,
вмешивающегося в дела людей, мы предполагаем, будто ему чего-то не хватает и ему
нужно, чтобы в человеческом мире торжествовала справедливость. He-равнодушие
бога к человеческому миру является свидетельством его заинтересованности в этом
мире, зависимости от него. Это означает, что его блаженство не является полным,
высочайшим и, следовательно, он сам — не вполне бог.
По мнению Эпикура, боги существуют — не в фигуральном, а в прямом смысле этого
слова, — обладая подобием тела (квазителом), находясь в межмировых пространствах
(интермундиях). Но именно потому, что это — боги, их не следует страшиться. Им нет
дела до мира. Им и без него хорошо. Такое суждение как будто бы противоречит
устоявшемуся мнению об Эпикуре, в котором многие видели, говоря словами Маркса и