Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 633

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Конфликты человеческой души интрапсихическая интерпретация

— 3. Фрейд конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека

— К. Хорни «Наши внутренние конфликты»

— интерпретация интерперсональных проблем

— Э. Эриксон новый взгляд на конфликты

— признание и критика

• Ситуационные подходы исследование конфликта как реакции на внешнюю

ситуацию

— конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию

— исследования М. Дойча конфликт как форма ответа на конкурентную

ситуацию

— М. Шериф ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов

— общая оценка

• Когнитивистские подходы конфликт как когнитивный феномен

— Курт Левин

— теории баланса

— конфликт как когнитивная схема

— субъективная оценка ситуации как условие конфликта

• Разные феноменологии конфликта и разные объяснительные модели

• Современные тенденции в подходе к конфликтам признанное и спорное

— доминирование практической ориентации

— изменение отношения к конфликтам

— позитивные функции конфликтов

— определение понятия конфликта

• Резюме

Психологическая традиция изучения конфликтов является наиболее богатой и развитой из всех научных дисциплин, интересующихся конфликтами. Об этом сви­детельствует как устойчивый и продолжительный интерес психологов к конфликтам, так и разнообразие теоретических и практических работ на эту тему

Социальная психология не могла возник­нуть как наука, пока отношения между ин­дивидом и обществом не стали проблема-

1ИЧНЫМИ

Ю Апслунд

Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия — фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дис­циплинами. Например, социальная психология, будучи наукой о закономерностях общения людей, в той или иной форме решает фундамен-тальные вопросы об отношениях инди­вида и общества, о месте человека в мире, о поис­ках согласия и гармонии. Начиная с самых первых работ, в которых человек наделялся либо «соци­альными инстинктами», обеспечивающими стрем­ление к сотрудничеству и солидарности с другими людьми, либо напротив, «асоциальными», связанными с потребностью во власти и эгоистическими наклонностями, психологи занимались поиском основ согласия и вражды, сотрудничества и борьбы между людьми.


Исходя из этого, при рассмотрении основных подходов и эволюции идей в облас­ти изучения конфликтов было бы трудно ограничиться только работами, посвящен­ными именно проблеме конфликтов, поэтому в данном разделе мы обращаемся не столько к результатам конкретных исследований, сколько к тому, как ставится и ин­терпретируется проблема конфликтов различными психологическими течениями.

Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии прояв­ляется в том, что каждая значительная психологическая система тем или иным об­разом определяла свое отношение к конфликтам. История развития психологичес­ких представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психоло­гии, в ходе которой друг друга сменяли различные, подчас противоположные пред­ставления о природе человека, о его взаимоотношениях с окружающим миром.

Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация

Представление о конфликте как интрапсихическом феномене находит наиболее явное выражение в психодинамических подходах, которые основывают свое пони­мание личности и ее развития на представлении о противоречиях и конфликтах меж­ду различными сферами личности. К. Холл и Г. Линдсей категорично заявляют, что «в сущности, все теоретики личности, любой веры и убеждений, полагают, что в личности действуют противоположные тенденции, которые могут вступать в конф­ликт» (Холл, Линдсей, 1997, с. 105). Им вторят Л. Хьелл и Д. Зиглер: суть психодинамического направления — «в представлении, согласно которому личность явля­ется динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфлик­те» (Хьелл, Зиглер, 1997, с.106).

3. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека

Традиция подобного понимания заложена Фрейдом, который «первым охаракте­ризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания ( Хьелл, Зиглер, с.105-106). По Фрейду, человек находиться в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Конфликт... — в психоанализе изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека» (Овчаренко, 1994, с. 181). Понятно, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который есть «постоянный элемент душевной жизни че­ловека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности» (там же, с. 205). Конфликты — часть внутрен­ней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.


Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограниче­ний — нравственных и социальных норм — вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, с точки зрения психоанализа, может находить нормальное разрешение: существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являют­ся художественное или научное творчество.

К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые па­тогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения. Таковыми, по Фрейду, являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальными влечениями: «не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патоген­ный конфликт, который разыгрывается между Я (сознанием) или Сверх-Я (совес­тью) и сексуальностью» (Психоанализ. Популярная энциклопедия, 1998, с. 235).

Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать ис­тинные причины возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в ре­зультате не справляется. Значение конфликтной феноменологии в общей психи­ческой жизни человека определяется тем, что «согласно Фрейду, конфликт, вызы­ваемый неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными им­пульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 142). На эту имманентно присущую человеку конфликтность накладывает­ся его опыт детства, отношений с родителями. В соответствии с психодинамичес­кой ориентацией, конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте. Известно суждение Л. С. Вы­готского по поводу взглядов Фрейда: «Человек как бы раб своего раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни» (Выготский, 1987, с. 80). Получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией: «Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 151). Соответственно, целью терапев­тического воздействия является выявление источников конфликтов, вытесненных из сознания, содействие человеку в осознании им причин его внутренних конфлик­тов и их решении на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям неосознаваемого характера.


В общем, классический психоанализ исходил из идей «обреченности» человека на конфликт, разрушительного влияния на личность патогенных конфликтов и ил необходимости избавить человека от этих конфликтов. В принципе его избавить от них полностью нельзя, речь идет лишь о смягчении конфликтов при помощи целе­направленного воспитания, социализации и «окультуривания» человека, с помо­щью психоаналитика, который пусть и не избавит от всех проблем, но все же с по­мощью своего искусства может ослабить их и их разрушительное влияние на жизнь человека. Таково общее отношение к конфликтам в психоанализе. В большинстве психоаналитических работ противоречие между бессознательными влечениями человека и его совестью с ее запретами рассматривается как основной источник психиче­ских расстройств, хотя и сам внутренний конфликт, и его место в общей динамике невротических нарушений можно трактовать по-разному.

К. Хорни: «Наши внутренние конфликты»

Проблемы внутренних конфликтов особенно интересовали К. Хорни, посвятив­шую им ряд основополагающих исследований (в первую очередь, речь идет о работах «Наши внутренние конфликты», «Невротическая личность нашего времени» и др.).

Сама Хорни так определяет отличие своей позиции от взглядов основателя психоанализа: «Описанная мной структура неврозов не противоречит в принципе тео­рии Фрейда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями или тем, как они представлены в Супер-Эго. Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие , для возникновения всякого невроза, я не считаю это условие достаточным. Столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно приводит к неврозам, но может также вести к фактическим ограничениям в жизни, т. е. к простому подавлению или вытеснению желаний или, в самом общем виде, к действительному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конф ликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом» (Хорни, 1993, с. 80).

Нормальный конфликт предполагает выбор между различными возможностями, позициями, убеждениями и т.д., осуществляя который, человек и разрешает конф­ликт. Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. Хорни описывает этот конфликт следующим образом: «...Конфликтная ситуация невротичного человека проистекает из отчаянного навязчивого желания быть первым и из столь же сильного навязчивого побуждения сдерживать себя. Если он что-либо сделал ус­пешно, то в следующий раз вынужден сделать это плохо. За хорошим уроком следует плохой, за улучшением в ходе лечения следует рецидив, хорошее впечатление на людей сменяется плохим. Такая последовательность все время повторяется и рождает чувство безнадежности борьбы с превосходящими силами. Он подобен Пенелопе, которая каждую ночь распускала то, что связала в тече­ние дня» (Хорни, 1993).


Человек невротического склада действует сразу в двух направлениях, которые явля­ются несовместимыми, им движет агрес­сивное стремление к доминированию типа «никто, кроме меня», и в то же самое вре­мя он испытывает непомерное желание быть всеми любимым Эта ситуация, когда человек зажат между честолюбием и лю­бовью, является одним из центральных конфликтов при неврозах.

К Хорни

Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем, что и оказывается, по Хорни, главным источником конфликта.

Интерпретация интерперсональных проблем

Последователи и критики Фрейда стремились расширить возможности психо­анализа, прививая ему более «культурный» и «социальный» взгляд. Благодаря их усилиям были заложены основы нескольких направлений современной психоло­гии, а, например, А. Адлера популярные психологические учебники называют «ро­доначальником нового социально-психологического взгляда» (Hall, Lindzey, 1967, p. 115) и «предвестником современной гуманистической психологии» (Хьелл, Зиг-лер, 1997, с. 166).

Этим Адлер обязан тому, что его теория рассматривает поведение человека в социальном контексте, причем в отличие от построений Фрейда, «индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным» (Хьелл, !иглер, 1997, с. 166). Конечно, это не означает, что конфликтов как таковых не происходит. «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом Адлер связывает с «невротическим стилем жизни», который — ив этом Адлер солидарен с классическим психоанализом — является следствием «трудного» детства и характеризу­йся такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереали­стичность. Этот «невротический», или «ошибочный», стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружа­ющими, ведь, по мнению Адлера, «невротики ведут себя так, как если бы они жили в стане врагов» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 194).

Доминирование идеи о преобладании личностной обусловленности социального поведения побуждает психологов данного направления к поиску личностных особенностей, стилей, типов, ведущих к формированию того или иного жизненного сценария. Хорни признает «культурное» происхождение базисного чувства тревожности, тогда как вырабатывающиеся в ответ на него компенсиру-ющие стратегии становятся частью личности человека и затем определяют его поведение в большей степени, чем интерперсона-льные ситуации. Три основных типа социальной направленности — «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей» — присутствуют у любого человека и проявляются у него в зависи­мости от ситуации: мы способны и сотрудничать с людьми, и отдаляться от них, и бороться с ними. У невротика эти типы отношений оказываются несовместимыми, какой-то из типов становится доминирующим, подавляя другие. Таким образом, межличностные конфликты скорее являются проявлением внутриличностнои тен­денции, которую Хорни называет «движение против людей» и которая фактически превращается в «базисную установку в отношении других и себя и определенную философию жизни» ( Ноrney, 1950, с.14) Описывая такого человека, Хорни характеризщует его следующим образом. «Когда он двигается против людей, он считает само собой разумеющейся враждебность вокруг себя и принимает, сознательно или бессознательно, решение бороться. Он имплицитно не доверяет чувствам и интен­циям других по отношению к нему. Он противодействует другим всеми путями, ко­торые ему доступны. Он хочет быть сильнее и нанести им поражение, отчасти в целях собственной защиты, отчасти из мести» (Ногпеу, 1946, р. 42-43). Не следует думать, что речь идет исключительно о каких-то экстремальных или особенных си­туациях. Эта личностная тенденция обнаруживает себя достаточно примитивным образом в самых обыденных ситуациях повседневного общения. Например, люди стараются опередить друг друга при входе в переполненный автобус, опасаясь, что им не достанется места. Однако даже избыток свободных мест не может заставить некоторых людей отказаться от стремления опередить остальных. Точно так же и в очереди найдется человек, который, подойдя одновременно с вами, будет доказы­вать, что он был первым и вы позади него, а не он за вами. Что движет подобными людьми? Желание побеждать, одерживать верх, чувствовать себя «в порядке». Если он уступает, оказывается вторым, «проигрывает» — он «не в порядке». Эта доминирующая ориентация личности существенно определяет характер ее взаимо­отношений с окружающими людьми, порождая стремление к установлению конт­роля над другими, эксплуатации их в своих целях в соответствии со своей филосо­фией homo homini lupus est (там же, р. 63—69). Благоприятная окружающая среда может быть гарантией против возникновения невротического характера, однако напрасно было бы рассчитывать на разрешение внутренних конфликтов с помощью изменения одних лишь внешних факторов. Хорни пишет по этому поводу, что «ошибочность этих надежд заключается не в переоценивании важности человеческих от­ношений, но в недооценке силы интрапсихических факторов» (Ногпеу, 1950, р. 308).