Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 625

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с довольно распространенной точкой зрения, «конфликтный под­ход Л. Козера явился основой нынешней теоретической социологии на Западе» (Танчер, 1994, с. 265; см. также Тернер, 1985).

Данное высказывание может показаться излишне категоричным, однако оно от­ражает бесспорное признание прав конфликта на внимание со стороны социальных ученых, а также возможность перейти от доказывания «права на существование» конфликта к его более глубокому изучению.

Идеи классиков конфликта создали (пользуясь выражением Тернера) прекрас­ный «интеллектуальный трамплин» для последующего развития работ в этой обла­сти. Но это развитие не было простым и легким. Извечной мечтой человечества все­гда было создание такого справедливого и прекрасного мира, в котором не будет ни войн, ни распрей, ни конфликтов. И это казалось возможным — достаточно было лишь победить всех врагов, придумать правильные законы, найти мудрых правите­лей. Особенное значение приобретали способы избегания конфликтов, на поиск ко­торых и были направлены усилия социальных ученых, общественных деятелей, по­литиков и т. д. И поиск практических средств ликвидации конфликтов представлял­ся более благородной и значимой целью, чем исследование самих конфликтов.

Изучение многих проблем, на которых сосредоточено внимание ученых, можно считать внутренним делом самой науки, они достаточно безразличны широкому общественному мнению и разного рода социальным идеям и движениям, а потому становятся достоянием гласности и будоражат воображение только в случае каких-то сенсационных открытий или шокирующих экспериментов.

Но есть проблемы, изучение которых невольно испытывает на себе влияние социального контекста. Культурные нормы и социальные ценности своего времени, общественные настроения и состояние умов оказывают влияние на выбор (или не выбор) тех или иных тем для исследования. Их влияние в гуманитарных науках об­наруживается в проявлении или отсутствии интереса к каким-то аспектам человеческого существования, в тех пристрастиях или предубеждениях, которые явным или скрытым образом опреде-ляют позиции и взгляды ученых.

Тема конфликта относится именно к тому типу научных проблем, в истории ко­торых в полной мере отражаются культурные, социальные, идеологические ценнос­ти и предрассудки своего времени.

В 1950 году в американском социологическом журнале появляется статья Дж. Бер­нард «Где современная социология конфликта?», в которой анализируются причи­ны отсутствия прогресса в этой области и причины пренебрежения изучением кон­фликтов. По мнению автора, общество не хочет признавать факт существования определенных конфликтов. Кроме того, некоторые влиятельные организации не за­интересованы в развитии исследований конфликтов, поскольку тактика секретнос­ти и внезапности усиливает потенциальные возможности влияния конфликта, а изучение конфликтов «разоружает» конфликтующие стороны. Также, считает Бер­нард, социологи хотели бы избежать идентификации с марксизмом, доминировав­шим в исследовании конфликтов. В качестве еще одного объяснения слабой изу­ченности конфликта приводится соображение, что тот, кто изучает конфликт, не­вольно защищает или одобряет его. Бернард утверждает, что западная социология конфликта продолжает оставаться на уровне работ Зиммеля. При этом отмечается, что за предшествующее десятилетие вышла лишь одна научная книга, посвященная социальному конфликту (любопытно, что имеется в виду работа К. Левина «Разре­шение социальных конфликтов» 1948 года) (Bernard, 1950, р. 12-13).


Становление конфликтологии

Уже через десятилетие (после публикации статьи Дж. Бернард) фактически на­чинает складываться наука конфликтология, сочетающая как концептуальные и ме­тодологические подходы к изучению и описанию конфликтных явлений разного рода, так и практику работы с ними. Наиболее интенсивный период развития исследований в области конфликтов пришелся на вторую половину 50-х — начало 60-х годов. В 1957 году обсуждение проблем конфликтов было проведено Социологической ассоциа­цией ЮНЕСКО, что, видимо, послужило некоторым организационным импульсом к проведению конференций по теме конфликтов, созданию ряда организаций и цент­ров, а также выпуску специальных журналов по «конфликтным» проблемам. Первоначально конфликтология оформляет­ся скорее как область поиска средств предотвра­щения конфликтов и их ослабления, что было стимулировано жестоким опытом Второй мироой войны. Развитие конфликтологии характери­зуется постепенным переходом от теоретических описаний к практике управления конфликтами. Анализ современного состояния конфликтологии позволяет сделать вывод о доминирующем развитии именно прак-тических подходов. С одной стороны, это, возможно, связано с некоторыми теоре­тическими неудачами. Так, не удались попытки построить единую концептуальную схему описания всех видов конфликтов, создать общую теорию конфликта, постро­ить единую универсальную типологию конфликтов. Такого рода построения суще­ствуют, однако они вынужденно наделены той степенью абстракции, которая за­трудняет их практическое применение к решению задач прогнозирования и регули­рования конфликтов.

Конфликтология—особая междисциплинар­ная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подхо­ды к описанию, изучению и развитию прак­тики работы с конфликтным явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия

С другой стороны, и интерес к конфликтам в большей мере смещается именно к проблемам их регулирования и практической работы с ними. Дж. Бертон, один из ведущих современных исследователей в области конфликта, подчеркивает, что академические разработки в области теории конфликта традиционно ограничива­лись созданием «объясняющих» концепций, т. е. поиском истоков конфликтных си­туаций. В последнее десятилетие все больший интерес вызывают методы предотв­ращения и аналитического разрешения конфликтных ситуаций. По мнению Бертона, основная задача состоит в переходе к созданию теории и «техники» разрешения конфликтов (Burton, 1990).


Эта прагматическая переориентация фактически определила характер конф­ликтологии, уделяющей основное внимание практике разрешения конфликтов. Интерес к этому сегодня развивается в различных направлениях науки и обще­ственной жизни (международные отношения, юридическая, социальная, психоло­гическая практика и др.). Первоначально конфликтологии приписывался междис­циплинарный статус, поскольку предполагалось, что она объединит усилия разных областей знания. Вместе с тем Бертон настаивает на «адисциплинарном» характе­ре сферы исследований, связанных с предотвращением конфликтов, их управлени­ем и разрешением, и «не признает никакого разграничения знания» (Burton, 1990).

Таким образом, за последнее столетие первоначальная точка зрения на конф­ликт как на негативное явление, требующее подавления, устранения т.д., эволюци­онировала до характерного для современной социологии принятия конфликта в ка­честве неотъемлемого элемента социальной жизни, имеющего в том числе и пози­тивные функции Акцент был перенесен на регулирование конфликтных явлений, позволяющее минимизировать негативные последствия и, более того, извлекать позитивный эффект из конфликтного процесса.

Изучение конфликтов в отечественной науке

Едва ли есть еще какое-либо явление общественной жизни или научное поня­тие, изменение отношения к которому столь явственно отражало бы изменения в жизни общества, как это имеет место в случае конфликта.

Судьба изучения конфликта в нашей стране оказалась тесно связанной с состоя­нием советского обществоведения. Учитывая огромный и признанный вклад К Маркса в социологию конфликта, можно было ожидать, что проблемам конфликта в солветской науке будет отведено приоритетное место. Однако последователи марксизма не отличались последовательностью в развитии идей Маркса, касающихся конфликтной проблематики Чисто идеологическое постулирование невозможности обострения противоречий и конфликтов при социализме взяло верх над всеобщнос­тью диалектического закона о единстве и борьбе противоположностей. Конфликт стал жертвой представлений о полной ликвидации самих условий его возникнове­ния при социализме. Предполагалось, что социальные конфликты возникают в ре­зультате развития и обострения антагонистических противоречий, а поскольку в условиях социалистического общества антагонистические противоречия ликвиди­рованы и остаются лишь постепенно сглаживаемые неантагонистические противо­речия, то и появление социальных конфликтов при социализме просто невозможно. Иллюзии бесконфликтности, возникающие вследствие игнорирования существующих проблем и противоречий, естественно, переносились с макросоциального, общественного уровня на области внутриорганизационного и внутригруппового взаимодействия, а также в сферу межличностных отношений.


Отношение к конфликтам в советском обществоведении существенно затормозило развитие теоретической мысли, да и практической работы с конфликтами в нашей стране. До недавнего времени она ограничивалась немногими исследования­ми, изучавшими, как правило, с помощью анкетных опросов, недостатки в работе отдельных коллективов и руководителей, приводящие к росту напряжен-ности во взаимодействии. Значение этих работ определялось практическими задачами опти­мизации психологического климата в конкретных коллективах.

«Неактуальность» проблемы конфликтов при социализме, естественно, повлия­ла и на официальное отношение к ней, и на работы в этой области. Наукометричес­кий анализ материалов «Психологического журнала» за первые десять лет его су ществования (1980— 1990) показал, что из 43 выделенных тематических категорий, освещавшихся в публикациях журнала, «конфликты» занимают почетное предпоследнее место: им посвящено 0,6% всех опубликованных материалов (Лившиц, j Крылова, 1990). В единственной изданной в советское время «Философской энциклопедии» (1964) термин «конфликт» по преимуществу рассматривается либо в кон­тексте западных социологических концепций, либо среди категорий искусства и эстетики, либо как внутрипсихическое явление, а в «Философском энциклопеди­ческом словаре» (1983) термин «конфликт» вообще отсутствует.

За последнее десятилетие, однако, в жизни общества произошло резкое обостре­ние противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений: на макроуровне это прежде всего межнациональная и меж­региональная конфликтность, на межгрупповом и межличностном уровне — целый комплекс проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межлич­ностными осложнениями, наконец, на внутриличностном уровне растет напряжен­ность из-за утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т. д. Та­ким образом, сама реальность актуализировала конфликтную проблематику.

Реалии сегодняшней жизни вызывают необходимость осмысления причин про­исходящего в обществе роста конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными типами конфликтов.

Датой официального «прорыва» отечественной психологии к конфликтной про­блематике можно считать 1990 год, когда в Красноярске состоялась первая в истории отечественной науки конференция, специально посвященная проблеме конф­ликтов. В 1990 году социологи провели «Круглый стол по социальным конфлик­там», ставший началом издания серии сборников по конфликто-логической пробле­матике. С этого момента резко возрастает интерес к этой сфере, растет количество исследований и публикаций, увеличивается число психологов, увлекающихся тео­ретическими изысканиями и, в первую очередь, практикой работы с конфликтами. На I Всероссийской научной конференции Российского психологического общества «Психология сегодня» (1996 г., Москва) проблемам конфликта был посвящен от­дельный симпозиум.


С 1990 года в Москве под эгидой Института социологии и Международного цен­тра общечеловеческих ценностей издаются периодиче-ские сборники «Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения», освещающие как теоретико-методологические проблемы, так и сугубо практические вопросы, ка­сающиеся работы с межнациональными, этническими, политиче-скими конфликта­ми. Авторы издания исходят из того, что и на современном этапе развития общества, и «в будущем демократиче-ском обществе... конфликт признается нормой об­щественной жизни» (Социальные конфликты, 1991, с. 7), что порождает необходи­мость создания механизмов и обеспечения условий «цивилизованного регулирования и разрешения конфликтных ситуаций».

В основу первого из этих сборников, имеющего подзаголовок «Методологичес­кие, общетеоретические, технологические подходы» (1991), положены материалы «Круглого стола по социальным конфликтам», проведенного Институтом социоло­гии и Международным центром общечеловеческих ценностей в июне 1990 г.

Обсуждение разнообразных проблем теории и практики конфликтологии при­вело участников дискуссии к выводам о стихийном, эмоциональном, неуправляе­мом характере происходящих в стране конфлик­тов и об отсутствии в обществе институтов и ме­ханизмов их регулирования. В теоретическом от­ношении показательно, что в ходе обсуждения, затронувшего самые разные виды и аспекты кон­фликтов, произошло очевидное «выдвижение на первый план прагматических задач конфликто­логии» (Социальные конфликты, 1990, с. 108), определившее характер не только первого сборника работ по конфликтам, но и последующих изданий на эту тему.

С практической точки зрения участники первой «конфликтологической» дискус­сии сформулировали задачу создания специальной экспертно-консультационной службы, которая призвана «на базе серьезного диагностического и прогностическо­го анализа отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов и в зависимости от их характера выдвигать обоснованные предложения по их локали­зации, рационализации и регулированию» (там же, с. 110).

Выход первого отечественного сборника по социальным конфликтам, как и ле­жащая в его основе дискуссия, фактически знаменуют собой зарождение «офици­альной» отечественной конфликтологии.

Конфликт — это нормальное состояние об­щества, в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации