ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2024
Просмотров: 5303
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Сервер Методического Обеспечения вгуэс http://abc.Vvsu.Ru
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета 7
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения
Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций
Классификация хозяйственных средств
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание
Бухгалтерский баланс предприятия на 1. 04. 200 г.
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций
Тема 4. Счета и двойная запись
Расчеты с персоналом по оплате труда
Баланс торгового предприятия на 1 февраля 200 г.
Баланс предприятия на 1 марта 200 г.
Синтетический и аналитический учет
«Материалы» – синтетический счет (10)
Обобщение данных текущего учета
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200 г.
Тема 5. Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет
Учет процесса снабжения (заготовления)
Экономическое содержание счета № 15 “Заготовление и приобретение материалов”
Счет 15 "Заготовление и приобретение материалов"
Калькуляция себестоимости заготовленных материалов, руб.
Аналитический учет производства продукции а
Аналитический учет производства продукции á
Ведомость распределения общепроизводственных расходов.
Ведомость распределения общехозяйственных расходов
Учет процесса продаж готовой продукции
Экономическое содержание счета 90 “Продажи”
На основании этих счетов можно получить следующие показатели:
Учет процесса продажи по моменту отгрузки
Тема 6. Классификация и план счетов бухгалтерского учета
Классификация счетов бухгалтерского учета
Экономическое содержание записей по счету 25 «Общепроизводственные расходы»
Экономическое содержание записей по счету 26 «Общехозяйственные расходы"
План счетов бухгалтерского учета
Документация хозяйственных операций
Тема 9. Техника и формы бухгалтерского учета
Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них
Мемориальный ордер № 1 за__________200_г.
Регистрационный журнал за __________200_г.
Главная книга по счету 50 "Касса"
Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 "Касса"
Журнал-ордер № 10 I. Затраты на производство
Средства в расчетах – дебиторская задолженность, то есть задолженность предприятию за товары и услуги, продукцию, по авансам выданным, суммы за подотчетными лицами и др.
Хозяйственный расчет как метод хозяйствования предполагает поступление хозяйственных средств, их целевое назначение и использование. Отклонение от нормативов, использование средств не на те цели, на которые они предназначены, предопределяет сбои в хозяйственной деятельности. Источники образования и поступления хозяйственных средств также включаются в число объектов бухгалтерского учета.
отвлеченные средства – это условный объект бухгалтерского учета, который определяет величину хозяйственных средств, изъятых по тем или иным причинам из хозяйственного оборота. Они не принимают участия в хозяйственной деятельности, но по тем или иным соображениям информационного или контрольного характера отражаются в системе бухгалтерского учета. К ним относятся платежи в бюджет и другим организациям за счет прибыли, использование прибыли на образование фондов, другие направления текущего использования прибыли, а также убыток предприятия как окончательный финансовый результат.
По источникам формирования и целевому назначениюхозяйственные средства предприятия подразделяют на две группы: источники собственных средств (собственный капитал); источники заемных средств (обязательства)
Источниками собственных средств предприятия являются: уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль, специальные фонды. К источникам собственных средств приравнивают также целевые резервные фонды.
уставный капитал представляет собой первоначальный собственный капитал предприятия, который формируется в соответствии с учредительными документами в момент регистрации предприятия за счет средств учредителей в виде их вкладов (в денежном измерении). Формирование уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия и формы собственности.
добавочный капитал формируется в результате переоценки внеоборотных активов как сумма прироста их стоимости. В акционерных обществах в добавочный капитал зачисляют сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций при реализации их по цене, превышающей номинальную стоимость. В добавочный капитал включается имущество, полученное предприятием от других лиц и безвозмездно.
резервный капитал создается в соответствии с законодательством и учредительными документами за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия возможных убытков предприятия при отсутствии иных источников возмещения.
оценочные резервы – это резервы, образованные из чистой прибыли под обесценивание ценных бумаг (например, приобрели акции, а их курс упал; чтобы не оказаться банкротом, используют резерв).
Целевое финансирование – средства, выделяемые головным предприятием своим структурным подразделениям, дочерним фирмам на определенные цели.
Специальные фонды, резервы, нераспределенная прибыль увеличивают собственные источники (собственный капитал) предприятия.
прибыль представляет собой разность между доходами и расходами предприятия и отражает собственный капитал предприятия, сформированный в результате текущей эффективной деятельности. Часть прибыли перечисляется в бюджет в виде налога на прибыль, часть используется на выплату дивидендов инвесторам-собственникам, образование специальных фондов накопления, потребления и резервов, а часть может оставаться нераспределенной.
Заемные источники (обязательства) являются внешними источниками ресурсов предприятия, их обычно называют заимодателями. Обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные – это обязательства, которые подлежат погашению в течение одного года, а долгосрочные обязательства – в срок более одного года. Для характеристики долгосрочных обязательств может быть использован термин «заемный капитал».
К краткосрочным обязательствам относятся: краткосрочные кредиты банков; краткосрочные займы, выдаваемые сторонним предприятиям; кредиторская задолженность по расчетам с работниками предприятия, поставщиками, финансовыми органами, фондами социального страхования и обеспечения, другими предприятиями и лицами.
Кредитором называют юридическое или физическое лицо, пред которым предприятие имеет обязательства (долги), подлежащие погашению.
К долговым обязательствам относятся: долгосрочные кредиты банка; долгосрочные векселя, выданные кредиторам, поставщикам за полученные товары – материальные ценности; прочие долговые займы.
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Для учета кругооборота капитала применяются различные приемы и способы. Совокупность этих приемов и способов представляет собой метод бухгалтерского учета.
Каждый отдельный прием или способ является элементом метода бухгалтерского учета. К ним относятся: бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, отчетность.
Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия (по видам, размещению и источникам образования) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию о финансовом положении предприятия.
Бухгалтерский счет – это специальный прием, который позволяет осуществлять группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Например: для учета наличности открывается специальный счет «Касса», для учета материальных ценностей – счет «Материалы», для учета товарных ценностей – счет «Товары» и т.д.
Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета в одной и той же сумме. Например, из кассы предприятия наличные деньги в сумме 500 руб. сданы на расчетный счет в банке. Для учета движения наличности должен быть открыт счет «Касса», а для учета средств, хранящихся в банке, – «Расчетный счет». Хозяйственную операцию необходимо зарегистрировать по дебету счета «Расчетный счет» и кредиту счета «Касса» в сумме 500 руб., то есть общая сумма по дебету должна уравновешивать общую сумму по кредиту.
Документация – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу операций составляют документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах.
Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявления расхождений. Она проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, а также путем сверки расчетов на основании документов. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета (естественная убыль товаров, ошибки при приемке и отпуске материалов, хищения и пр.).
Оценка – это способ выражения имущества предприятия в денежном измерителе путем суммирования фактически произведенных расходов по его приобретению и созданию.
Имущество предприятия оценивается и отражается в бухгалтерском учете и отчетности в валюте Российской Федерации – в рублях.
Основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете по полной первоначальной или восстановленной стоимости, а в отчетности – по остаточной стоимости; сырье, материалы – по фактической себестоимости; готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости; товары на предприятиях торговли, снабжения и сбыта отражаются по розничным (продажным) или покупным ценам.
Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и представляет собой совокупность показателей учета за определенный период. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, год). Она включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и их использовании, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.
Тема 3. Бухгалтерский баланс
Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание.
Виды бухгалтерских балансов.
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.
Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание
Баланс в бухгалтерском учете имеет двоякое значение:
1) баланс – это элемент метода бухгалтерского учета, то есть равенство дебета и кредита; равенство аналитических счетов соответствующему синтетическоту счету; равенство актива и пасива;
2) баланс предприятия – форма №1, это основная форма бухгалтерской отчетности, которая содержит информацию о составе имущества и источников его образования на 1 число месяца, квартала, года.
Одной из функций бухгалтерского учета является предоставление пользователям информации о финансовом положении предприятия.
Важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия является бухгалтерский баланс.
Термин «баланс» французского происхождения: буквально “balanc” переводится как весы, то есть равновесие. В бухгалтерском учете способ балансового обобщения используется для группировки информации об объектах учета в стоимостном выражении. Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая пассивом.
С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства предприятия группируются, с одной стороны (в активе), по видам и размещению, с другой стороны (в пассиве), по источникам формирования и целевому назначению.
Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей.
Статья баланса представляет собой отдельное наименование объектов имущества (хозяйственных средств) или его источников (обязательств и капитала). Статьи, размещенные в активе, называются активными, а в пассиве – пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса.
Система отражения экономической информации в бухгалтерском учете изначально строится на предпосылке: для того чтобы действовать, предприятию нужны средства (экономические ресурсы). Эти средства должны быть представлены их собственником. Вкладываемая собственность становится экономическими ресурсами предприятия. Таким образом, получается равенство:
Средства = Средства
(экономические ресурсы) (собственность)
Экономические ресурсы – это все то, чем располагает предприятие, и то, что необходимо для его функционирования.