ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2024
Просмотров: 5280
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Сервер Методического Обеспечения вгуэс http://abc.Vvsu.Ru
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета 7
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения
Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций
Классификация хозяйственных средств
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание
Бухгалтерский баланс предприятия на 1. 04. 200 г.
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций
Тема 4. Счета и двойная запись
Расчеты с персоналом по оплате труда
Баланс торгового предприятия на 1 февраля 200 г.
Баланс предприятия на 1 марта 200 г.
Синтетический и аналитический учет
«Материалы» – синтетический счет (10)
Обобщение данных текущего учета
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200 г.
Тема 5. Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет
Учет процесса снабжения (заготовления)
Экономическое содержание счета № 15 “Заготовление и приобретение материалов”
Счет 15 "Заготовление и приобретение материалов"
Калькуляция себестоимости заготовленных материалов, руб.
Аналитический учет производства продукции а
Аналитический учет производства продукции á
Ведомость распределения общепроизводственных расходов.
Ведомость распределения общехозяйственных расходов
Учет процесса продаж готовой продукции
Экономическое содержание счета 90 “Продажи”
На основании этих счетов можно получить следующие показатели:
Учет процесса продажи по моменту отгрузки
Тема 6. Классификация и план счетов бухгалтерского учета
Классификация счетов бухгалтерского учета
Экономическое содержание записей по счету 25 «Общепроизводственные расходы»
Экономическое содержание записей по счету 26 «Общехозяйственные расходы"
План счетов бухгалтерского учета
Документация хозяйственных операций
Тема 9. Техника и формы бухгалтерского учета
Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них
Мемориальный ордер № 1 за__________200_г.
Регистрационный журнал за __________200_г.
Главная книга по счету 50 "Касса"
Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 "Касса"
Журнал-ордер № 10 I. Затраты на производство
2.3.3. Операционно-результативные счетапредназначены для учета процесса реализации и выявления финансового результата. К данной группе можно отнести один счет 90 «Продажи». Учет процесса реализации на счете 90 «Продажи» осуществляется нарастающим итогом с начала года. Для накопления сумм поступлений и затрат, связанных с реализацией к счету 90 «Продажи», рекомендуется открывать субсчета:
90/1 “Выручка”
90/2 “Себестоимость продаж”
90/3 “Налог на добавленную стоимость”
90/4 “Акцизы”
90/9 “Прибыль/убыток от продаж”.
Перечень субсчетов может уточняться каждой организацией, в зависимости от фактических расходов, связанных с продажей.
По каждому субсчету накапливаются в течение года соответствующие суммы. Однако в целом счет 90 “Продажи” ежемесячно закрывается при списании выявленного финансового результата на счет 99 “Прибыль, убытки”.
2.4. Отчетно-распределительные счетапредназначены для распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами с целью равномерного включения расходов в издержки производства или обращения и точного отражения в учете полученных доходов. К этим счетам относятся: активный счет 97 «Расходы будущих периодов» и два пассивных счета – 98 «Доходы будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение ценных бумаг», 63 «Резервы по сомнительным долгам».
На счете 97 «Расходы будущих периодов» учитывают расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. Например, в октябре текущего года произведена подписка на газеты и журналы на сумму 1200 руб. Деньги перечислены с расчетного счета. Расходы оплачены в октябре текущего года, но относятся к следующему отчетному периоду. Произведенные расходы нельзя отнести на затраты текущего периода, т.к. это приведет к неправильному определению конечного финансового результата.
При наступлении следующего года расходы будут равномерно включаться в издержки, ежемесячно в размере 1/12 стоимости годовой подписки.
На счетах это отражается следующим образом:
«Расчетный счет» |
|
Дебет |
Кредит |
Сальдо 15 000 |
|
|
1) 1200 |
«Расходы будущих периодов» |
|
«Издержки обращения» |
||
Дебет |
Кредит |
|
Дебет |
Кредит |
1) 1200 |
2) 100 |
|
2) 100 |
|
|
3) 100 |
|
3) 100 |
|
Счет 98 “Доходы будущих периодов” предназначен для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также о предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы. По кредиту счета 98 “Доходы будущих периодов” в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются суммы доходов, относящихся к будущему отчетному периоду, а по дебету – суммы доходов, перечисленные на соответствующие счета при наступлении отчетного периода, к которым эти доходы относятся. Аналитический учет по этому счету ведется в разрезе каждого вида доходов.
Счет 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей" служит для учета затрат, которые относятся к данному периоду, но будут произведены в следующих периодах. На нем учитывается образование резерва на выплату отпускных.
Оплачиваемые предприятием отпуска могут предоставляться в отдельные месяцы разному количеству работающих, в связи с этим суммы выплат за время отпусков в разные периоды могут быть разными. Для правильного исчисления себестоимости продукции важно, чтобы эти расходы включались в себестоимость равномерно на протяжении всего года. Поэтому эти расходы зарезервированы, то есть ежемесячно относятся в Дт 20, 25, 26, 23 и Кт 96/субсчет «резервы на отпуск» в размерах, определенных планом, а использование
Дт96 Кт70 – отпускные.
Аналитический учет по финансово-распределительным счетам ведется по каждому виду расходов в отдельности.
Значение финансово-распределительных счетов состоит в том, что они дают возможность равномерно отражать расходы и доходы по соответствующим отчетным периодам в целях правильного определения конечного результата работы предприятия.
2.5 Финансово-результатные счетапредназначены для контроля над финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся счет 84 «Нераспределенная прибыль», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».
Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен для обобщения информации о нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
На счете 91 «Прочие доходы и расходы» обобщается информация о доходах и расходах организации, кроме черезвычайных.
Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании финансового результата в отчетном году. На данный счет списывают:
– финансовый результат от основного вида деятельности, выявленный на счете 90 «Продажи»;
– сальдо счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
– потери, доходы и расходы, возникающие в результате событий чрезвычайного характера;
– авансовые платежи по налогу на прибыль, санкции налоговых органов, перерасчеты по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли.
По окончании года закрываются субсчета, открытые к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», а финансовый результат отчетного года списывается на счет 99 «Прибыль/убыток».
По окончании года производится расчет налога исходя из фактической прибыли и корректируется сумма ранее начисленных платежей Дт99 Кт68, если платежей меньше причитающейся суммы; если больше, то излишне перечисленная сумма сторнируется.
Заключительной записью декабря производится списание с баланса финансового результата отчетного года:
1. Списывается чистая прибыль отчетного года Дт99 Кт84;
2. Списывается убыток отчетного года Дт84 Кт99.
3. По отношению к балансу счета делятся на две подгруппы:балансовые и забалансовые.
3.1. К балансовымотносятся счета для учета хозяйственных средств (имущества) и их источников (обязательств), распорядителем которых является данное предприятие.
3.2. Забалансовыминазывают счета, которые расположены за валютой баланса. На забалансовых счетах учитываются ценности, которые не принадлежат данному предприятию и временно находятся у него в пользовании.
К забалансовым относятся следующие счета: 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию» и т.п.
Особенностью этих счетов является отсутствие на них двойной записи. Операции записываются только в дебет или кредит забалансового счета без корреспонденции с другими счетами.
План счетов бухгалтерского учета
План счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, в котором каждый счет имеет наименование и код. Они делятся на синтетические счета (первого порядка) и субсчета (второго порядка).
В настоящее время действует план счетов бухгалтерского учета № 94 н., утвержденный Министерством финансов Российской Федерации 31 октября 2000 г. Согласно плану счетов и инструкции по его применению бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих материальный учет методом двойной записи.
План счетов ориентирован на рыночную экономику и международные стандарты бухгалтерского учета.
В действующем плане счетов все счета бухгалтерского учета сгруппированы в восемь разделов:
I. Внеоборотные активы,
II. Производственные запасы,
III. Затраты на производство,
IV. Готовая продукция, товары и реализация,
V. Денежные средства,
VI. Расчеты,
VII. Капитал,
VIII. Финансовые результаты,
IX. Забалансовые счета.
Всего в основном плане счетов предусмотрено около восьмидесяти счетов первого порядка и девяти забалансовых счетов.
В Плане счетов бухгалтерского учета каждый счет имеет код (номер), состоящий из двух знаков (первый – счет 01 «Основные средства», последний – 99 «Прибыли и убытки»).
Все эти счета называются счетами первого порядка. Кроме того, к ряду счетов первого порядка предусмотрены субсчета. Например, счет 10 «Материалы» имеет восемь субсчетов: «Сырье и материалы», «Топливо», «Строительные материалы» и др., счет 52 «Валютный счет» – три субсчета: «Транзитный валютный счет», «Валютные счета внутри страны», «Валютные счета за рубежом».
Применение кодов позволяет быстрее составлять бухгалтерские проводки, облегчает заполнение учетных регистров и применение вычислительной техники для обработки учетной информации.
Тема 7. Документация
Документация хозяйственных операций.
Классификация документов.
Организация документооборота.
Документация хозяйственных операций
Документация хозяйственных операций является основой бухгалтерского учета. Она заключается в сплошном, непрерывном отражении операций в бухгалтерских документах.
Бухгалтерский документпредставляет собой письменное свидетельство о фактическом совершении хозяйственной операции или праве на ее совершение. Бухгалтерский документ составляется на бланке установленной формы, отпечатанной в типографии.
Фиксирование хозяйственных операций в документах – первый этап учетных работ. Ни одна хозяйственная операция не может быть отражена в бухгалтерском учете, если она не оформлена бухгалтерским документом, который является носителем учетной информации. Фактом, подтверждающим совершение хозяйственной операции, является первичный учетный документ.
Характер операций, совершаемых в организации, различен, поэтому содержание и форма документов, применяемые для оформления различных хозяйственных операций, неодинаковы. Однако каждый документ должен содержать определенные показатели, необходимые для характеристики и подтверждения факта совершения хозяйственной операции. Такие показатели, характеризующие хозяйственную операцию, называются реквизитами.
Реквизиты делятся на обязательные для каждого документа и дополнительные.
К обязательным реквизитам относятся: наименование документа (формы) – накладная, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт, счет-фактура и т.д.; дата составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в количественном и стоимостном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и за правильность ее оформления, подписи должностных лиц, утвержденных приказом руководителя предприятия. Дополнительные реквизиты определяются особенностями отражаемых операций и назначением документов. В зависимости от характера операций, требований нормативных актов и технологии обработки информации в первичные документы могут быть включены следующие дополнительные реквизиты: номер документа; название и адрес организации; основание для совершения хозяйственной операции, оформленное первичным документом; реквизиты банка поставщика и банка получателя платежа и др.
В условиях автоматизации бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зашифрованы в виде кодов.
К оформлению документов предъявляются определенные требования. Они сформулированы в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете. (утв. Министерством финансов СССР 29 июля 1983 года и в других нормативных актах.) Первичные документы должны быть составлены по форме с указанием всех обязательных реквизитов, обеспечивающих им юридическую силу, содержать достоверные данные. Документы должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после окончания операции. Несвоевременно составленный документ затрудняет контроль за сохранностью собственности предприятия, приводит к несвоевременному отражению операций на счетах бухгалтерского учета и задерживает составление бухгалтерской отчетности. Записи в документах следует вести чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин и других средств, обеспечивающих сохранность этих записей в течение срока, установленного для их хранения в архиве. Все записи должны быть выполнены четко, разборчиво, аккуратно. Подчистка не допускается. Лица, составившие документ, обязаны поставить свои разборчивые подписи. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.