ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2024

Просмотров: 5243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Сервер Методического Обеспечения вгуэс http://abc.Vvsu.Ru

Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета 7

Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета

Понятие о хозяйственном учете

Виды хозяйственного учета

Учетные измерители

Задачи бухгалтерского учета

Функции бухгалтерского учета

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения

Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций

Классификация хозяйственных средств

Метод бухгалтерского учета и его элементы

Тема 3. Бухгалтерский баланс

Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание

Бухгалтерский баланс предприятия на 1. 04. 200 г.

Виды бухгалтерских балансов

Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

Тема 4. Счета и двойная запись

Счета бухгалтерского учета

Наименование объекта учета

«Касса»

Расчеты с персоналом по оплате труда

Система двойной записи

Баланс торгового предприятия на 1 февраля 200 г.

Баланс предприятия на 1 марта 200 г.

Синтетический и аналитический учет

Синтетический счет

Аналитический счет

«Материалы» – синтетический счет (10)

Обобщение данных текущего учета

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200 г.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за март 200 г.

Тема 5. Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет

Оценка и калькуляция

Учет процесса снабжения (заготовления)

Экономическое содержание счета № 15 “Заготовление и приобретение материалов”

Счет 15 "Заготовление и приобретение материалов"

Материал а

Материал б

Калькуляция себестоимости заготовленных материалов, руб.

Учет процесса производства

Аналитический учет производства продукции а

Аналитический учет производства продукции á

Ведомость распределения общепроизводственных расходов.

Ведомость распределения общехозяйственных расходов

Учет процесса продаж готовой продукции

Экономическое содержание счета 90 “Продажи”

На основании этих счетов можно получить следующие показатели:

Учет процесса продажи по моменту отгрузки

Продажа продукции а

Продажа продукции б

Тема 6. Классификация и план счетов бухгалтерского учета

Классификация счетов бухгалтерского учета

Экономическое содержание записей по счету 25 «Общепроизводственные расходы»

Экономическое содержание записей по счету 26 «Общехозяйственные расходы"

План счетов бухгалтерского учета

Тема 7. Документация

Документация хозяйственных операций

Классификация документов

Организация документооборота

Тема 8. Инвентаризация

Тема 9. Техника и формы бухгалтерского учета

Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них

Формы бухгалтерского учета

Мемориальный ордер № 1 за__________200_г.

Регистрационный журнал за __________200_г.

Главная книга по счету 50 "Касса"

Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 "Касса"

Журнал – Главная книга

Журнал-ордер № 10 I. Затраты на производство

Тема 10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Основные термины

Литература

Ответственность за сохранность документов в архиве несет главный бухгалтер. Документы выдаются из архива только с его разрешения.

В случае пропажи (гибели) первичных документов руководитель организации назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи (гибели).

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает руководитель организации.

Тема 8. Инвентаризация

Документация и первичный учет не могут обеспечить полного отражения в учете фактического движения имущества и его источников (обязательств). В целях обеспечения и достоверности бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях производится инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление с учетными данными, проверка полноты отражения в учете обязательств.

При инвентаризации выявляются такие явления, которые не поддаются документальному оформлению (например, естественная убыль товаров, выбытие товаров в результате растрат и хищения, ошибки при измерении и оформлении операций). Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации, согласно Инструкции о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств, несет руководитель организации (предприятия). Он обязан создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки (обеспечение рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов технически исправным весовым хозяйством и т.п.)

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем предприятия (организации), кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ проведение инвентаризации обязательно при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального (унитарного) предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков: при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел): при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей; в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.


В зависимости от назначения и характера различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации (их называют периодическими) проводят согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводят по распоряжению руководителя предприятия или вышестоящей организации, следственных и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

По полноте охвата различают полные, частичные, выборочные и сплошные инвентаризации. Полную инвентаризацию проводят в предусмотренный инструкцией срок, при этом инвентаризуют не только товарно-материальные ценности и денежные средства предприятия, но и проверяют правильность расчетов с другими организациями, предприятиями и лицами, выверяют сальдо по другим статьям баланса, например в связи с составлением годового отчета. При частичной инвентаризации проверке подлежит лишь часть ценностей. Например, при переоценке товаров с разрешения вышестоящей организации допускается проведение инвентаризации только тех товаров, по которым меняются цены (если переоценке подлежит менее одной трети всех товаров по сумме). Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных. Их проводят на складах, производственных цехах и других структурных подразделениях предприятий, где ведется натуральный учет по отдельным наименованиям материалов (продуктов). Такие инвентаризации проводят также при документальных ревизиях, если нет необходимости в полной инвентаризации всех материальных ценностей. Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях или ряде предприятий торговой системы, расположенных в одном районе, городе. К сплошной инвентаризации относятся проверки ценностей во всех структурных предприятиях. Правильно организованная и своевременно проведенная инвентаризация служит средством контроля за работой материально-ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и предупредить возможные недостачи товарно-материальных ценностей.

Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации или увеличение финансирования (фондов) бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц; убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства (обращения) у организации или на уменьшение финансирования у бюджетных организаций.


Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх; недостачà материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства (обращения) у организации или уменьшения финансирования (фондов) у бюджетной организации.


Тема 9. Техника и формы бухгалтерского учета

  1. Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них.

  2. Формы бухгалтерского учета.

Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них

Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его проведения, то есть способ регистрации учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации. Для этой цели разработаны учетные регистры. По своему внешнему виду они подразделяются на книги, журналы, карточки, свободные листы.

Карточкидля ведения бухгалтерского учета изготавливают из плотной бумаги или картона. Они предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), товарно-материальных ценностей по местам хранения (карточки складского учета товаров, материалов). Каждой карточке присваивается порядковый номер, указывается дата ее открытия. Хранят карточки в ящиках – картотеках.

Существуют различные формы карточек. Контокоррентные карточки применяются для учета в денежном выражении расчетов с разными дебиторами и кредиторами (например с подотчетными лицами).

Форма контокоррентной карточки приведена ниже.

2000__ г.

Наиме-нование счета Петров

76

1

1

Корреспондирующие счета

Шифр счета

Карточки

Страни-цы

Дата

№ п/п

Дебет

Кредит

Сальдо на 1.12

5.12.200_ г.

1

Выдано из кассы

1000

50


Карточки натурально-стоимостного, или количественного учета применяются для учета товаров, тары и материалов. В карточке количественного учета нет денежного измерителя.

Запись

Содержание записи

Цена

Приход

Расход

Остаток

Отметки

Дата

кол-во

сумма

кол-во

сумма

кол-во

сумма

Многоколончатые (многографные) карточки применяются для учета издержек обращения, прочих расходов и потерь.

Запись

Содержание записи

Дебет – кредит

Кредит – дебет

Отметки

Дата

Книги (журналы) представляют собой сброшюрованные листы определенного формата и графления. Их используют на тех участках, где необходим усиленный контроль. Применение их ограничено, так как работу по их ведению нельзя разделить между счетными работниками. Например, обязательно на любом предприятии ведется кассовая книга. Ее листы должны быть прошнурованы и пронумерованы, а на последней странице указывается общее количество страниц за подписями руководителя и главного бухгалтера, скрепленными печатью. Преимущество книг (журналов) состоит в том, что исключается возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях.

Свободные (отдельные)листы представляют собой учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по сравнению с карточками. Они предназначены для синтетического и аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся журналы-ордера и ведомости. Они удобны для использования, так как позволяют более рационально распределять обязанности между работниками бухгалтерии.