ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2024

Просмотров: 5286

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Сервер Методического Обеспечения вгуэс http://abc.Vvsu.Ru

Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета 7

Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета

Понятие о хозяйственном учете

Виды хозяйственного учета

Учетные измерители

Задачи бухгалтерского учета

Функции бухгалтерского учета

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения

Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций

Классификация хозяйственных средств

Метод бухгалтерского учета и его элементы

Тема 3. Бухгалтерский баланс

Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание

Бухгалтерский баланс предприятия на 1. 04. 200 г.

Виды бухгалтерских балансов

Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

Тема 4. Счета и двойная запись

Счета бухгалтерского учета

Наименование объекта учета

«Касса»

Расчеты с персоналом по оплате труда

Система двойной записи

Баланс торгового предприятия на 1 февраля 200 г.

Баланс предприятия на 1 марта 200 г.

Синтетический и аналитический учет

Синтетический счет

Аналитический счет

«Материалы» – синтетический счет (10)

Обобщение данных текущего учета

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200 г.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за март 200 г.

Тема 5. Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет

Оценка и калькуляция

Учет процесса снабжения (заготовления)

Экономическое содержание счета № 15 “Заготовление и приобретение материалов”

Счет 15 "Заготовление и приобретение материалов"

Материал а

Материал б

Калькуляция себестоимости заготовленных материалов, руб.

Учет процесса производства

Аналитический учет производства продукции а

Аналитический учет производства продукции á

Ведомость распределения общепроизводственных расходов.

Ведомость распределения общехозяйственных расходов

Учет процесса продаж готовой продукции

Экономическое содержание счета 90 “Продажи”

На основании этих счетов можно получить следующие показатели:

Учет процесса продажи по моменту отгрузки

Продажа продукции а

Продажа продукции б

Тема 6. Классификация и план счетов бухгалтерского учета

Классификация счетов бухгалтерского учета

Экономическое содержание записей по счету 25 «Общепроизводственные расходы»

Экономическое содержание записей по счету 26 «Общехозяйственные расходы"

План счетов бухгалтерского учета

Тема 7. Документация

Документация хозяйственных операций

Классификация документов

Организация документооборота

Тема 8. Инвентаризация

Тема 9. Техника и формы бухгалтерского учета

Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них

Формы бухгалтерского учета

Мемориальный ордер № 1 за__________200_г.

Регистрационный журнал за __________200_г.

Главная книга по счету 50 "Касса"

Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 "Касса"

Журнал – Главная книга

Журнал-ордер № 10 I. Затраты на производство

Тема 10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Основные термины

Литература

Собственность предстает в двух видах:

1) капитал (уставный фонд), который вносится собственниками предприятия – это собственность учредителей организации;

2) обязательства и задолженность – собственность кредитор предприятия.

По принятой в бухгалтерском учете терминологии:

  • экономические ресурсы – это активы,

  • задолженности и капитал – пассивы.

Итак, в бухгалтерском учете средства предприятия рассматриваются с двух точек зрения:

Чем являются средства = Кто вложил средства

(активы) (пассивы)

активы = пассивы

пассивы = задолженность + капитал

активы = задолженность + капитал

Это равенство называется основным равенством бухгалтерского учета (ОРБ). Активы и пассивы всегда будут равны друг другу независимо от количества проведенных операций. Могут меняться размеры активов, капитала и задолженности, но равенство активов и пассивов будет сохраняться всегда.

Активы – экономические ресурсы, которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности.

Активы предприятия включают: здания, оборудование, запасы товаров, транспортные средства, причитающиеся фирме выплаты (задолженность клиентов или счета дебиторов), счета в банке, наличные деньги.

Активы должны отвечать двум требованиям:

1) находиться во владении предприятия;

2) иметь денежное выражение.

Видов активов на предприятии очень много. Как же бухгалтер учитывает в ежедневной практике все их? Однотипные виды активов группируются по принятым в учете категориям. Например, монеты, банкноты, находящиеся в наличии у предприятия, группируются в активе «Касса».

Задолженность (или обязательства) предприятия складывается из:

  • денег, которые предприятие должно за поставленные ему товары;

  • затрат, произведенных в интересах предприятия;

  • заемных средств, предоставленных предприятию в пользование.

Задолженность, как и долги, – это требование, признаваемое законодательно. То есть закон дает предприятию-кредитору право требовать возмещения долгов, и в соответствии с законом предприятие-кредитор может принудить предприятие-должника продать свои активы для погашения долга. В этом случае кредиторы имеют преимущественное право вернуть свои деньги полностью, прежде чем что-то получит владелец предприятия-должника, даже если тому придется продать все свои активы.


Капитал –это собственность, вкладываемая в дело. Этот вклад может быть в виде денег, оборудования и т.д. Предприниматель (или акционер предприятия) является владельцем своего предприятия, поэтому все активы представляют его собственность.

Собственный капиталпредставляет собой остаточный интерес инвесторов (собственников) в активах предприятия после вычитания пассивов. Инвесторы (собственники) в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, то есть объектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам предприятия.

Из вышеизложенного следует, что все активы предприятия могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владельцами. А поскольку общая сумма претензий собственников и кредиторов не может превышать сумму имеющихся активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива.

Это уравнение может быть представлено в следующем виде:

Активы = Пассивы + Капитал

или

Средства = Обязательства + Капитал

Упрощенный вариант бухгалтерского баланса показан в табл. 3.1.

таблица 3.1


Бухгалтерский баланс предприятия на 1. 04. 200 г.

Статьи актива

 в тыс.руб. на 1.01.200 г.

Изменение (+; -)

 в тыс.руб. на 1.04. 200_г.

Статьи пассива

 в тыс.руб. на 1.01.200 г.

Изменение (+; -)

 в тыс.руб. на 1.04.200_ г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Основные средства

100,0

100,0

1. Уставный капитал

134,0

+2 (2)

136,0

2. Незавер-шенное стро-ительство

20,0

20,0

2. Прибыль

20,0

-2 (2)

18,0

3. Производ-ственные запасы (материалы, топ-ливо, п/фа-брикаты)

30,0

30,0

3. Задолжен-ность по оплате труда

4,0

4,0

4. Касса

0,5

+4 (1); -1,5 (4)

3

4. Кредиторская задолженность

2,5

-1,5 (4)

1,0

Окончание табл. 3.1

1

2

3

4

5

6

7

8

5. Расчетный счет

14

-4 (1)

10

5. Задолжен-ность по ссудам банка

1,4

1,4

6. Дебиторы (должники)

3,4

3,4

6. Задолжен-ность поставщикам

6,0

+3 (3)

9,0

7. Товары

+3 (3)

3

ИТОГО

167,9

+1,5

169,4

ИТОГО

167,9

+1,5

169,4


Статьи актива баланса сгруппированы в два раздела: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы». Характерной особенностью действующей структуры актива баланса является расположение его разделов и статей в каждом разделе в строго определенной последовательности – в зависимости от степени их ликвидности. Вначале идут наименее ликвидные статьи баланса, объединенные в раздел "Внеоборотные активы": основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др., а затем следуют более ликвидные. Раздел II "Оборотные активы" включает статьи: производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, краткосрочные финансовые вложения и прочие денежные средства.

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы», «Краткосрочные пассивы».

Статьи третьего раздела характеризуют собственный капитал (уставный, добавочный, резервный, нераспределенную прибыль и др.). Статьи четвертого раздела пассива характеризуют заемный капитал, долгосрочные обязательства предприятия (долгосрочные кредиты и займы), пятый раздел – это краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность).

В балансе предприятий США статьи актива и пассива расположены в противоположной последовательности, то есть в активе сначала приводятся более ликвидные статьи (текущие активы), затем менее ликвидные (недвижимость, здания), а в пассиве сначала показываются краткосрочные обязательства (текущие пассивы), а затем долгосрочные обязательства и собственный капитал.

Виды бухгалтерских балансов

Существует множество видов бухгалтерских балансов. В зависимости от цели их составления балансы классифицируют по следующим признакам: времени составления, источникам составления, формам собственности, объектам отражения, способам очистки.

1. По времени составлениябухгалтерские балансы могут быть: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

1.1. Вступительный баланссоставляют на момент возникновения предприятия. В нем отражают капитал, с которого предприятие начинает свою деятельность.

1.2. Текущие балансысоставляют периодически в течение всего времени существования предприятия. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный – на конец отчетного года. В свою очередь заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года и отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса (основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств) с отражением ее результатов, вследствие чего заключительные балансы более реальны.


1.3. Ликвидационный балансформируют при ликвидации предприятия. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных (в течение вышеуказанного периода) и заключительных ликвидационных (на конец периода ликвидации).

1.4. Разделительные балансысоставляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или передачи одной либо нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию. В последнем случае баланс часто называют передаточным.

1.5. Объединительный балансформируют при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

2. По источникам составлениябалансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.

2.1. Инвентарные балансысоставляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант и требуются при возникновении нового предприятия на существовавшей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например превращении его из государственного в акционерное).

2.2. Книжный баланссоставляют только на основании данных текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки их путем инвентаризации.

2.3. Генеральный баланссоставляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств и финансовых обязательств, и тем самым повышается реальность баланса.

3. По объему информации балансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные.

3.1. Единичный балансотражает деятельность только одного предприятия и составляется на основании данных текущего учета.

3.2. Сводные балансыполучают путем механического сложения сумм по соответствующим статьям единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных предприятий, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всех предприятий в целом.

4. По характеру деятельностисостовляются балансы основной и неосновной деятельности.

4.1. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия, его уставу (для промышленных предприятий основной является деятельность по производству и реализации промышленной продукции; для строительных предприятий – выполнение строительно-монтажных работ; для торговых предприятий – покупка и продажа товаров и т.п.); все прочие виды деятельности предприятий – неосновные (подсобные, сельские, жилищно-коммунальные и транспортные хозяйства и т.д.).