ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2024
Просмотров: 5271
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Сервер Методического Обеспечения вгуэс http://abc.Vvsu.Ru
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета 7
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения
Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций
Классификация хозяйственных средств
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание
Бухгалтерский баланс предприятия на 1. 04. 200 г.
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций
Тема 4. Счета и двойная запись
Расчеты с персоналом по оплате труда
Баланс торгового предприятия на 1 февраля 200 г.
Баланс предприятия на 1 марта 200 г.
Синтетический и аналитический учет
«Материалы» – синтетический счет (10)
Обобщение данных текущего учета
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200 г.
Тема 5. Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет
Учет процесса снабжения (заготовления)
Экономическое содержание счета № 15 “Заготовление и приобретение материалов”
Счет 15 "Заготовление и приобретение материалов"
Калькуляция себестоимости заготовленных материалов, руб.
Аналитический учет производства продукции а
Аналитический учет производства продукции á
Ведомость распределения общепроизводственных расходов.
Ведомость распределения общехозяйственных расходов
Учет процесса продаж готовой продукции
Экономическое содержание счета 90 “Продажи”
На основании этих счетов можно получить следующие показатели:
Учет процесса продажи по моменту отгрузки
Тема 6. Классификация и план счетов бухгалтерского учета
Классификация счетов бухгалтерского учета
Экономическое содержание записей по счету 25 «Общепроизводственные расходы»
Экономическое содержание записей по счету 26 «Общехозяйственные расходы"
План счетов бухгалтерского учета
Документация хозяйственных операций
Тема 9. Техника и формы бухгалтерского учета
Учетные регистры, способы записей и исправление ошибок в них
Мемориальный ордер № 1 за__________200_г.
Регистрационный журнал за __________200_г.
Главная книга по счету 50 "Касса"
Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 "Касса"
Журнал-ордер № 10 I. Затраты на производство
Тема 10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
В международной практике процесс бухгалтерского учета принято подразделять на четыре основные стадии.
На первой стадии документируются различные хозяйственные факты (деловые сделки), на второй – учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах и Главной книге. На третьей стадии составляются бухгалтерские отчетные формы, содержание и периодичность составления которых зависят от требований государственной системы финансовой отчетности. На четвертой, заключительной, стадии учетного процесса проводится анализ деятельности предприятия, результаты которого используются прежде всего администрацией для принятия решений и оценки своей деятельности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетностьпредставляет собой совокупность учетных записей, по которым можно проследить хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период, в ней отражаются нарастающим итогом сводные данные, которые характеризуют имущественное и финансовое состояние предприятия, результаты работы хозяйства, его подразделений или отдельного предпринимателя за определенный период.
Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит в предоставлении пользователям полезной информации: о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в положении, результатах хозяйственной деятельности и изменениях в финансовом положении.
В международных стандартах бухгалтерского учета все пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности объединяются в три группы.
К первой группе относятся лица, непосредственно занимающиеся бизнесом на данном предприятии, – служащие. Они заинтересованы в сохранении своих рабочих мест, а следовательно, в стабильности и доходности своих предприятий, своих нанимателей.
Выживание предприятий в условиях жесткой конкуренции зависит от того, насколько успешно руководство предприятия (корпорации) решает две основные задачи: достижение рентабельной работы и обеспечение ликвидности активов.
Под рентабельностью понимается способность получить достаточно прибыли, чтобы сохранить вложенный капитал и привлечь новый.
Ликвидность активов означает, что в распоряжении предприятия достаточно наличных денег, запасов и другого имущества, чтобы возвратить долги.
Вторую группу пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют лица, не работающие на предприятии, но имеющие по отношению к нему прямой финансовый интерес, – фактические и потенциальные инвесторы, кредиторы и поставщики, клиенты и др. Инвесторы должны знать, получат ли они дивиденды, когда им следует продавать акции, держать или продавать. Кредиторы заинтересованы в том, чтобы знать, будут ли им выплачены проценты по займам и суммам долга при наступлении сроков платежей. Поставщики и клиенты должны знать, будут ли своевременно оплачены их счета и будут ли они по-прежнему получать товары или услуги, от которых, они, возможно, зависят.
К третьей группе лиц, имеющих косвенный финансовый интерес к данному бизнесу, относятся самые различные пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности: налоговые службы, фондовые биржи, органы, осуществляющие планирование, а также контроль за ценами, экспортом и импортом, другие пользователи.
Пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес к деятельности предприятия (корпорации), детально изучают публикуемую финансовую отчетность исходя из функций, которые они выполняют.
Круг пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ определен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, согласно которому все предприятия представляют в обязательном порядке годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
учредителям юридического лица в соответствии с учредительными документами;
органы государственной статистики (по месту нахождения предприятия);
государственной налоговой инспекции (по месту нахождения предприятия).
В зависимости от периодичности составления бухгалтерская отчетность подразделяется на годовую и квартальную.
Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности унифицированы для всех предприятий независимо от отраслевой принадлежности, вида деятельности и организационно-правовой формы и включают:
"Баланс предприятия" (форма №1);
"Отчет о прибылях и убытках" (форма № 2);
"Отчет о движении капитала" (форма № 3);
"Отчет о движении денежных средств" (форма № 4);
"Приложение к бухгалтерскому балансу" (форма № 5);
пояснительную записку (за исключением малых предприятий) с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, и освещением его финансового состояния.
Кроме названных форм, предприятия составляют расчеты по налогам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды и представляют их в соответствующие инстанции.
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер. Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года. Сроки ее представления определены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
Предприятия представляют годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливают учредители.
При составлении годового отчета предприятия должны исходить из принципов ведения бухгалтерского учета, установленных Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ:
соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методики) отражения отдельных операций (изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в объяснительной записке к годовому отчету);
полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;
правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду;
разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;
тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату годовой инвентаризации.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных надлежаще оформленными документами. Поэтому перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на предприятии обязательно проводят полную инвентаризацию имущества (нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств и пр.) и финансовых обязательств (кредиторской задолженности, кредитов банков, займов и др.), хозяйственных средств, выверку всех расчетов, закрывают все счета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
Годовая бухгалтерская отчетность предприятия до предоставления ее внешним пользователям рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. Она является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.).
В отдельных случаях законодательством РФ предусматривается публикация годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
Основные термины
Аванс – денежные средства, которые выплачиваются в счет предстоящих расходов и платежей.
Авансовый отчет – документ типовой формы, составленный и представляемый подотчетными лицами.
Авизо – официальное извещение одного предприятия другому об изменении в состоянии взаимных расчетов или расчетов с третьими лицами.
Аккредитив – обязательство банка произвести по просьбе и в соответствии с указаниями покупателей платеж поставщику.
Акцепт – согласие на оплату денежных и товарных документов.
Амортизационные отчисления – денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемое в себестоимость продукции (работ, услуг).
Амортизация – постепенное изнашивание основных средств и перенесение их стоимости на производственную продукцию.
Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых сметах, материальных и иных счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Бухгалтерский баланс – источник информации, отражающий в денежном выражении состояние имущества предприятия по составу и размещению и по источникам его формирования, составленный за отчетный период.
Балансовое обобщение информации – выявление финансово-имущественного положения предприятия путем двойственного сопоставления (группировки) объектов бухгалтерского учета.
Балансовые счета – счета бухгалтерского учета, отражающиеся в бухгалтерском балансе.
Банк – денежно-кредитное учреждение, в котором осуществляется платежный оборот наличных и безналичных средств.
Банкротство – потеря предприятием способности оплатить кредиторам товары (работы, услуги) и обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Безнадежные долги – долги предприятий, которые невозможно взыскать.
Безналичные расчеты – основной способ расчетов между предприятиями путем списания денежных средств с расчетного счета покупателя и зачисление их на счет продавца.
Бланки строгой отчетности – бланки документов, выдаваемые работникам под отчет для оформления хозяйственных операций, которые подлежат строгой отчетности.
Бухгалтерская информация – своевременное качественное получение сведений о хозяйственной деятельности предприятия для принятия взвешенных управленческих решений.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская проводка – указание записать сумму одновременно на дебет одного и кредит другого счета.
Бухгалтерский документ – письменное свидетельство на право совершения хозяйственной операции и доказательство действительного ее совершения.
Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации, ее обязательствах и их видения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций в денежном выражении.
Бюджет – запланированные поступления в распоряжение государства доходов с целью дальнейшего их использования.
Валюта бухгалтерского баланса– итоги по активу и пассиву баланса за отчетный период, выраженные в денежной оценке.
Внебюджетные средства– средства, которые выделяются не из бюджета государства, а формируются за счет других источников и находятся в распоряжении предприятий и организаций.
Выписка из счета предприятия в банке– документ, выдаваемый учреждением банка предприятию и отражающий движение денежных средств на расчетных (текущих) счетах.
Двойная запись– каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.
Дебет– часть счета (левая) бухгалтерского учета, которая показывает для активных счетов увеличение, а для пассивных счетов уменьшение.
Дебиторская задолженность – задолженность предприятию за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.
Дебиторы– юридические и физические лица, за которыми числится долг предприятию.
Денежный чек– документ установленной формы, в котором содержится приказ предприятия банку о выдаче со счета наличными деньгами суммы, указанной в чеке.
Депонент– физическое или юридическое лицо, которому принадлежат денежные средства, временно хранящиеся у предприятия.
Добавочный капитал– прирост имущества (дооценка получения эмиссионного дохода и безвозмездного получения ценностей).
Документация (первичный учет)– способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами.