ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 698
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Ссылаясь на Посидония, Сенека различает четыре вида искусств: будничные и низкие (ручные ремесла), потешные (услаждающие глаз и слух), детские и свободные, совокупность которых греки называли «энциклопедической пайдейей». Свободные искусства играли роль подготовительного – «пропедевтического» - знания для изучения философии. Подлинно «свободные» или даже, вернее сказать, дающие свободу искусства – это те, что пекутся о добродетели. Среди них первенство принадлежит философии. Сенека называет три главных добродетели: храбрость, верность, человеколюбие. «Добродетель достигается и без свободных искусств», к которым относятся науки, изучающие природу, и те, на которые опирается философия. Поэтому и в философии и в «свободных искусствах» истинное значение имеет только то знание, которое способствует воспитанию добродетели. Так, в философии это мудрость («софия»), которая «есть ее конечный итог». Мудрость – знание «всего божеского и человеческого».
Сенека различает философию и мудрость. Философия не сама мудрость, а стремление и путь к ней. Поэтому философия и добродетель нераздельны. Сама «философия делится на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена разуму. Первая вносит порядок в душу. Вторая исследует природу. Третья испытывает свойства слов, их расположение, виды доказательств, чтобы ложь не вкралась под видом истины». Часть философии, посвященная разуму, в свою очередь, делится на две части. Первая именуется диалектикой, вторая риторикой. «…жизнь наша – милость богов, а благою делает ее философия, которой мы и обязаны больше, чем богам, настолько же, насколько благо в жизни – лучший дар, нежели сама жизнь…»228.
Плутарх (45-120) – греческий писатель, философ-моралист. Как последователь Платона он выступал против эпикурейцев и стоиков. Верховный жрец Аполлона пифийского в Дельфах. Автор многочисленных произведений, посвященных различным проблемам и аспектам античной культуры. Наиболее значительными являются его знаменитые «Сравнительные жизнеописания», «Моралии», включающие «Застольные беседы» (8 книг) и Трактаты и диалоги. П. считается также крупнейшим античным теоретиком музыки, которой посвящен ряд его произведений. Будучи эклектиком, П. стремился объединить платоновское учение с элементами стоицизма, идеями перипатетиков и пифагорейцев. Согласно П., философия – это систематическая дисциплина, являющаяся средством самовоспитания универсально образованного дилетанта. Платоновская «пайдейя» трактуется им как «образование» и «филантропия» («человеколюбие», «эллинистическая гуманность»). Вслед за Филоном из Ларисы П. рассматривает риторику, диалектику и грамматику (понимаемую как вспомогательная дисциплина) в качестве неотъемлемых частей философии. Эти идеи П. явились одним из источников формирования системы т.н. «свободных искусств», составивших основу общего образования в Средние века.
Значительный вклад в придание организации свободных искусств системного характера сделали представители т.н. патристики – идейного течения, стоявшего у истоков «ученой культуры Средневековья».
Аврелий Августин – римский ритор, впоследствии христианский философ и богослов, епископ Гиппонский, видный представитель латинской патристики. Основатель теизма – одного из трех главных идейных течений в христианской идеологии. Согласно его доктрине, существует возможность синтеза знания и веры при непременном приоритете веры. Разум, утверждает Августин, «имеет обширное приложение и распространяется на все почти искусства и дела человеческие»229.
Августин придал идеям патристики логическую завершенность. В онтологии (учении о бытии) он следовал представлениям неоплатонизма, соотнося их с христианским вероучением о Божьем творении всего сущего. Считал, что истину можно постичь сразу в «чистом виде» и без ошибок простым актом веры, но одновременно утверждал, что человеку присуще «страстное» стремление «исследовать» таинство откровения с помощью естественного света разума. Результат этих усилий он обозначал термином intellektus – т.е. понимание, рациональное проникновение в смысл откровения, при котором человеческий разум нащупывает свой путь к полному свету блаженного видения. «Откровение зовет нас уверовать; если мы не уверуем, мы не поймем что, тот, кто ищет истину в Откровенном слове, будет вознагражден пониманием». Этот тезис Августина, в котором синтез веры и знания трактуется с позиций приоритетной роли веры, стал исходным для одного из направлений христианского богословия – теизма.
«Это была рациональная интерпретация христианского откровения в терминах платонической и неоплатонической философии. Фома Аквинский – наиболее авторитетный представитель христианской теологии – писал: «Августин шел по следам платоников столь далеко, насколько вообще для него это было возможно» («Summa Teologica», I, gu.84, art.5)230.
Во второй книге своего трактата «О порядке» («Du Ordine») Августин рассматривает «семь наук» («свободных искусств») как семь ступеней возведения чувственного познания к умопостигаемому. При этом решается главная задача философии – ее сближение с теологией, предметом которой является восприятие непостижимого Единого. Душа человека склоняется к чувственному миру и не может познать самое себя, вследствие чего большинство людей не знает, что такое Разум. Поэтому ученик должен начать с обращения к авторитету, в качестве которого для него выступают «великие, почти божественные мужи»231 (имеются в виду неоплатоники, прежде всего Порфирий). В «душах мудрых записан неизменный божественный Разум, поэтому, организовывая порядок обучения согласно этой неоплатонической традиции, мы приводим разум человеческий к разуму божественному. Таким образом, если обучение организовано через авторитет и Разум, то Душа человека, прошедшего такое обучение, возвращается к себе самой. Начав с веры в Бога, Душа человека вновь возвращается к себе собой, но уже обогащенная светом Божественного откровения. В этом рассуждении Августина утверждается принцип новой европейской христианской духовности232, в которой вера и знание обретают единство не в космической гармонии, а в целом Логоса – в слове Бога.
Важнейшая роль в духовной жизни человека принадлежит, по мнению Августина, памяти. В знаменитой «Исповеди» этой проблеме посвящена значительная часть X главы. Формирование новой духовности Разум начинает с «изобретения» языка (грамматика), затем следует «изобретение» диалектики и риторики. Соответственно этому обучение следует начинать с этой тройки наук (искусств): грамматики, диалектики, риторики (trivium), составляющих в мышлении – «рациональное», т.е. то, в чем логос (слово) находит свое наиболее полное выражение. Соответственно Логос трактуется Аврелием, как то, что объединяет эти науки в некое единое целое (что вполне согласуется с неоплатонической традицией). Не менее органично такое истолкование согласуется и с истиной «Священного писания», в котором (см. «Евангелие от Иоанна») содержится известное изречение: В начале было Слово, и слово было у Бога и Слово было Бог. Вместе с тем, утверждает Августин, все эти науки «вытканы» и разумом с помощью чисел, что объединяет «тривиум» с «квадриумом» - четверкой свободных искусств, в которых число играет определяющую роль (арифметика, геометрия, астрономия, музыка»)233.
Эти рассуждения Августина положили начало (наряду с сочинением Марциала Капелы) формированию системы «семи свободных искусств», ставшей фундаментальным основанием как общего образования в Новой Европе, так и предпосылкой для развития высшего университетского образования. Самые выдающиеся достижения А. – это создание универсальной духовной системы и разработка новой христианской концепции исторического развития.
Значительный вклад в переориентацию культурного наследия античности в духе новых зарождающихся реалий социальной и культурной жизни был сделан в позднеантичную эпоху философом Боэцием (480-524 вв. н.э.). Римский философ, ученый, поэт, теоретик музыки, государственный деятель, автор знаменитого сочинения «Об утешении философией», которое было одним из наиболее авторитетных античных произведений поздней античности, в период Средневековья и Ренессанса. Его называли «последним римлянином» и первым философом Европы – «отцом схоластики». Свою концепцию человека Боэций изложил в трактате «Против Евтихия и Нестория», в котором писал: «…применительно к универсальным субстанциям (космосу, природе – Г.П.) нигде не может быть речи о личности; но только применительно к единичным и индивидуальным. В самом деле, нет личности животного или человека вообще; но Цицерон или Платон, или другие единичные индивиды могут быть названы (отдельными) людьми».
В соответствии с этим рассуждением он формулирует свое определение личности. По его мнению, оно должно быть понято как производное от античного термина «лицо» (persona), которое произошло «от тех личин (или масок), которые служили в комедиях и трагедиях для представления отдельных (выделено мной – Г.П.) друг от друга людей… надев маски, они представляли в трагедиях и комедиях индивидуальных людей». Такой же смысл вкладывали греки в термин «prоsрon», Цицерон и Теренций – в латинский термин «persona», предполагая понимание человека не как микрокосмоса, а как индивида. «Поскольку личность есть только у субстанций, причем разумных; поскольку всякая субстанция есть природа; и поскольку, наконец, личность присуща не универсальному, а только индивидуальному, постольку определение личности найдено; Она есть индивидуальная субстанция разумной природы (naturae rationabilis individual substantia)»234.
Таким образом, благодаря этому новому определению человека, в контексте которого Боэций осуществил комментирование наследия Аристотеля, античная культурная традиция стала достоянием новой европейской культуры и оставалась, по словам Аверинцева, «значимой вплоть до начала индустриальной эпохи». Этот «аристотелевский цикл» 60 европейской культуры был в основе своей процессом культурного самосознания индивида, завершившийся его самоопределением как свободной личности.
Кассиодор был римским патрицием, сенатором и советником Остготского короля Теодориха. Он стал одним из первых энциклопедистов Средневековья, поставившим своей целью собрать, систематизировать и использовать для укрепления в сознании священнослужителей христианской идеи. Основал знаменитый монастырь «Вивариум», славившийся своей библиотекой и скрипторием. При монастыре была организована своеобразная духовная академия, готовившая не только ученых теологов, но и переписчиков книг. Считал, что лучшие условия для культурного досуга способен предоставить только богатый монастырь. Кассиодор убедил папу Агапита организовать такую же школу в Риме. Библиотека «Вивариума» постоянно пополнялась, а поступающие издания тщательно систематизировались и редактировались. Книги, создаваемые в монастыре, распространялись и за его пределами. Кассиодор создавал комментарии к священным текстам и при этом стремился найти в них тенденции, связанные с разными «свободными искусствами»: грамматикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой, астрономией. Кассиодор полагал, что языческие свободные искусства – лишь удаленная производная библейского образца. В Библии, следовательно, можно найти все фигуры стиля, то есть грамматику, силлогизмы и диалектические определения, риторические приемы, а равным образом – понятия арифметические и геометрические»235.
В сочинении «Institutiones» Кассиодор впервые рассматривает семь «свободных искусств» в качестве светской культуры, изучение которых является необходимым для тех, кто стремится к совершенствованию в богословской науке. Детально рассматривая во второй книге своего сочинения эти науки, К. различает в них те, которые относятся к «Ars» (грамматика, риторика, логика), и disciplina (к ним относятся четыре части математики, составляющие «квадривиум»), положив тем самым начало созданию системы образования в зарождавшейся Европе.
Подобные очаги образованности существовали и в других окраинных уголках как Западной, так и Восточной Европы. Сходную роль сыграл в становлении ученой культуры Средневековья в Испании Исидор – епископ Севильи (570-636), считавший, что для верного понимания Священного писания необходима светская культура. Богослов и компилятор классических текстов он создал обширный энциклопедический их свод под названием «Этимология» или «Начала» (Oriqines), опираясь на который, можно было, не обращаясь к самим текстам античных авторов, ознакомиться с их идеями и использовать их мудрость в деле укрепления христианской веры. В значительной степени благодаря Исидору Севильскому была сохранена идея синтеза античной традиции и христианства в этой части нарождающейся Европы.
В Англии сходную роль сыграла деятельность англо-сакса, проповедника Евангелия Беды, «перенесшего на британскую почву античную культуру»236.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание культурных образцов в цивилизациях Востока и Запада было главным – итоговым результатом первого периода истории культуры. Его значение состояло в том, что начавшаяся еще в заключительный период классической древности рефлексия этих образцов положила начало формированию собственной культурной традиции, которая предопределяла развитие культурного процесса в различных регионах Азии и Европы на всем протяжении последующих полутора тысячи лет. Культурные образцы были созданы на основе жизненной традиции, которая нашла выражение в мифологии и, позднее, была закреплена в образах великих эпических поэм древности. Создание этих образов, по существу, было первым шагом в рефлексии буквальной мифологии и превращении ее в «арсенал и почву» таких институтов культуры, как натурфилософия, риторика, искусство, появление которых знаменовало собой начало нового отношения человека к природе. Суть этих изменений состояла в том, что природа перестали для человека быть только объектом созерцания, но стала для него объектом изучения и размышления. Самого же себя он стал рассматривать, при этом, в качестве «меры всех вещей», а не одной из них.