ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 678
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Поздний период империи Хань отмечен чертами нарастающего кризиса и упадка. Во II в. (184 г. н.э.) происходит грандиозное восстание зависимых земледельцев и рабов под руководством основателя одной из даоских мистических сект Чжан Лин, жестоко подавленное только спустя 11 лет (в 205 г.). Оно ввергло страну в состояние полного хаоса. В результате бесконечных междоусобиц в 220 г. пала династия Хань, а затем империя распалась на три самостоятельных царства. В 311 г. конница кочевников захватила и разграбила столицу циньской династии г. Лоян. Этот эпизод стал символом конца Древнего Китая. Историки сравнивают эту постигшую Китай катастрофу с гибелью Римской империи.
Формирование китайской парадигмы культуры
Мифология и культурная традиция Древнего Китая
Оформление китайской мифологии – XII в. до н.э.
Особенности:
1. Доминирующая роль в китайской теогонии идеи отождествления мифологических образов и персонажей с образами исторической памяти образов.
2. В космологии использование в качестве обозначения исходных элементов космической организации (частиц ИНЬ и ЯН) графических символов.
3. Использование в качестве универсального символа (образа единого) – ДАО («прародителя множества вещей» и «перемен»).
Теогония
Древнейшая триада богов (Божества стихий): Шу – бог южного моря, Ху – бог северного моря, Хун-Тунь – серединный бог.
Духи: повелители ветра, дождя, гор. Мировой дух – Цзюйлин.
Первоначала (то инь, то ян – это и есть ДАО) – биочастицы, творяшее начало.
Первопредки: Пань гу.
Прародители: Нью Ва.
Первоправители: Фу Си.
ПАНТЕОН богов: Шан-ди: гл. бог – сила неба, Ян-ди – бог солнца.
КУЛЬТЫ –
Главный культ Тянь (Неба)
Культ 5 небесных императоров:
1. Хуанди – главный среди богов, владыка центра, желтый император, покровитель племени мяо.
2. Фу Си – повелитель востока, первый властитель людей, получивший мандат на правление от самого Неба, синий император.
3. Ян-ди – повелитель Юга, бог солнца, красный император.
4. Шао-хао – владыка Запада, белый император.
5. Чжан-сюй – владыка Севера, черный император.
Космогония и космология
Частицы – инь и ян (то инь, то ян – это и есть ДАО)
Перемены - И
Три варианта китайского мифа творения
1. Даоский. Из мирового хаоса (Хуньтунь) самопроизвольно рождаются две мировых частицы (инь и ян), в результате взаимодействия которых происходит все сущее.
2. Мировой дух Дзюйлин, появившийся одновременно с первоначальной субстанцией (юньцзы), силой своей энергии выделяет первоначальные частицы – инь и ян. Одновременно он является «матерью» пяти начал (стихий – грома, ветра, огня, воды, горы), а также гор и долин, больших и малых рек.
3. Происхождение мироздания из космического яйца. Из него родился великий первопредок Паньгу, из членов его тела произошло все сущее.
Культурологический миф
Происхождение людей и создание первой модели космоса «БА ГУА»
1. НЬЮ-ВА. Миф о сотворении людей.
Наиболее почитаемыми из древних богов были прародительница людей Нью-ва и ее брат и супруг, первый данный Небом правитель людей Фу-си. В развитой мифологии они предстают в качестве обожествленных первопредков и культурных героев. Иконография представляет их в виде мужчины и женщины, соединенных друг с другом змеевидными хвостами, что свидетельствует об их древнейшем, архаическом происхождении. Мать-прародительница Нью-ва выступает не только как создательница людей, но и как охранительница космического миропорядка. Когда в результате столкновения духов огня и вод гора, подпиравшая небо, обрушилась, земля изменила свою первоначальную форму, и миру стало угрожать великое бедствие. Нью-ва не только наказала зачинщиков раздора, но и, убив огромную черепаху, отрубила ее огромные ноги и подперла ими грозившее обрушится небо и тем спасла мир от разрушения и гибели. Нью-ва почиталась как прародительница людей. Согласно одному из мифов она создала людей, вылепив их фигурки из глины и вдохнув в них жизнь. Затем создала семью, чтобы люди смогли сами продолжать свой род и обязала родителей воспитывать детей. В качестве символа появления людей на свет она изобрела музыку. Все это способствовало сохранению и умножению человеческого рода. Вместе с тем Нью-ва не выставляла напоказ свои заслуги перед людьми, не возвышала свой голос, но таила и таит в себе путь совершенных людей, соответствующий естественному закону неба и земли27.
Не менее значителен и образ Фу-си. Он восходит к мифу о древнем первопредке Пань-гу (Пан-ване), с которым были связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека и с которым Фу-си иногда отождествляется. Являясь первым властителем людей, Фу-си совершил, согласно мифологической традиции, множество культурных деяний. Он научил людей добывать огонь и варить на нем пищу. Он обучил их охотиться и ловить рыбу. Ему приписывается изобретение иероглифической письменности, которое пришло на смену архаическому узелковому письму. Важнейшим из культурных деяний Фу-си было начертание 8 триграмм («ба-гуа»), представляющих собой графическую модель – «чертеж» вселенной.
Система триграмм представляет собой 8 комбинаций трех различных сочетаний двух линий – прерывистой, символизирующей женское начало (инь), и непрерывной – мужское начало (ян). В свою очередь каждая триграмма символизировала одну из стихий (небо, землю, огонь, ветер, воду, гром, гору, водоем); одного из членов родового коллектива (отца, мать, старших и младших сыновей и дочерей); одно из географических направлений (юг, север, восток, запад, юго-восток, юго-запад, северо-восток, юго-восток). «Чертеж» (Ди-ли), созданный Фу-си с помощью образов (сян) и узоров (вэнь) из размещенных по кругу 8 символов (ба-гуа) явился не чем иным, как первой в истории Древнего Китая попыткой представить мироздание как целое в неразрывном единстве дао неба, дао земли и дао человека.
В системе триграмм были объединены созданные на мифологической основе в процессе эволюции родовой жизни модели мироздания (предметной, духовной, идеальной). В триграммах они были объединены в результате ориентации в географическом пространстве и путем приведения каждой из них в соответствие с одной из стихий.
цинь
небо
отец
дуй юг сюнь
водоем ветер
младшая дочь старшая дочь
восток запад
ли кань
огонь вода
средняя дочь средний сын
восток запад
чень гень
гром гора
старший сын младший сын
северо-восток юго-восток
север
мать
земля
кунь
Система триграмм по Фу-си (Ди-ли – чертеж мироздания )
Тем самым была выражена вся полнота свойств мироздания (дэ)28. Фу-си, согласно традиции, был не только создателем системы триграмм, но и письмен («ло»).
Согласно мифологической традиции, созерцая узоры неба и сравнивая их с линиями земли (в качестве примера « линий земли» в мифе выступают узоры на панцире черепахи и коже змеи), он начертал первые простейшие письмена29. С помощью «чертежа» (Ди ли) и «письмён» (ло) Фу-си смог передать людям знание о мире как о едином целом и выступил соответственно этому в роли культурного героя, давшего людям возможность представить мироздание как единое целое. Вместе с тем в системе «Ба-гуа» подобное представление о мире выражено не в форме отчетливо очерченных понятий, а в образно-поэтических формах, имеющих своим истоком древний космогонический миф:
Восемь триграмм друг на друге качаются,
Возбуждаются они громовыми раскатами,
Солнце и Луна по кругу движутся, то холод, то жар.
Дао Цинь (Неба) вершит мужское.
Дао Кунь (Земли) вершит женское
Цинь (Небо) знает великое начало,
Кунь (Земля) творит и завершает вещи,
Цянь (небо) посредством перемен знает (великое начало),
Увлажняются они разносимым ветром дождем30.
Согласно традиции, деяния совершенномудрых не ограничились созданием триграмм, которые позволили выработать представление о мироздании как о «трехуровневой системе», в которой Небо, Земля и Человек предстают как единое и нерасторжимое целое, являя собой своего рода «слепок» мироздания. В полном соответствии с исходным для китайской космогонии принципом перемен они разработали, путем удвоения триграмм, систему символов «гуа-мин» - 64 гексаграммы, которые была призваны дать представление о мире не только в качестве великого объективного «первоединства» (тай-ди), но и как совокупности бесконечно-разнообразных превращений и метаморфоз, возникающих в процессе взаимодействия космических, природных и духовных сил, пронизывающих всю систему мироздания. Постижение этого потока перемен было невозможно путем пассивного созерцания, но требовало от человека активного духовного творчества - перехода от созерцания к размышлению, когда человек, оперируя имеющимися символами триграмм, использует их не только для обозначения стихий мироздания, а и с целью осмысления происходящих в мироздании творческих, созидательных процессов, в которых он стремится принимать участие не только в качестве объекта, но и субъекта. По существу, создание системы гексаграмм (гуа-мин) символизировало начало выхода человека за пределы чисто мифологического сознания в сферу философского дискурса (размышления).
«Книга перемен» и комментарии к ней
Идея «изменчивости» как принцип создания идеальной модели космоса
Основное содержание «И цзын»
а. названия 64 гексаграмми (Лю ши гуа),
б. мантические формулы,
в. афоризмы при гексаграммах, афоризмы при отдельных чертах.
Важнейший принцип, который объединяет в единое целое все три названных уровня текста «Книги перемен», состоит в том, что 8 триграмм, символизирующие три космические потенции (небо, человека, земли), неразрывно связаны в нем с созданием 64 гексаграмм, которые образуются из сочетаний двух триграмм и имеют отношение к характеристике непрерывно изменяющихся образов и смене временных циклов. При этом «каждая гексаграмма представляет собой символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Что касается афоризмов, «…то каждый афоризм при гексаграмме представляет собой краткую характеристику этой ситуации в основном и целом», а каждый афоризм при отдельных чертах представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии данной ситуации. Каждая из 8 триграмм имеет определенное свойство31, отображающее ее роль в творческом процессе созидания и разрушения мироздания. Каждое такое свойство связано с комбинацией черт, символизирующих ту или иную из триграмм, а взаимодействие этих свойств «пронизывает» весь комплекс 64 триграмм. Благодаря этому, каждый цикл, который проходит мироздание в своем непрестанном движении, и каждая конкретная форма бытия, которая при этом рождается и погибает, предстает как выражение всей «полноты свойств мироздания» (как Дао-Дэ)32. Таким образом, благодаря взаимосвязи символов «ба-гуа» и «гуа-мин», осуществляемому в процессе их характеристики посредством афоризмов, создается образ мироздания, находящегося в процессе непрерывного творческого становления, осуществляемого в соответствии с единым принципом перемен в едином пространстве и времени и в соответствии с «великим первоначалом - «тай-и», являющимся синонимом Дао. В комментариях к основному тексту «И цзина» характеристика триграмм и гексаграмм неразрывно связана с учением о Дао: Система триграмм представлена здесь на трех уровнях бытования дао: земном, небесном, духовном. 1) земное дао – то инь, то ян (единое) и (перемены) вэнь (узоры). Эта триада дает представление о физической сущности космоса. 2) дао неба – вэнь (узоры неба) сян (образы вещей) янь (слова языка) – они образуют «идеальную сущность небесного образца вещей». 3) дао человека – шень (дух) янь (слово) вэньянь (живой язык).