ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Бернард Шоу. Дом, где разбиваются сердца
Кто не знает, как жить, должен похваляться своей погибелью
Злобные сторожевые псы свободы
"Когда отцеживают комара и проглатывают верблюда..."
Молчаливые дельные люди и крикливые бездельники
Как дураки заставляли молчать умных
Высокая драма выходит из строя
Призрачные троны и вечный театр
заживления ран Европы (которую мы ранили почти насмерть), а не довершать ее
уничтожение.
Йеху и злая обезьяна
Наблюдая эту картину состояния человечества, картину столь недавнюю,
что отрицать ее правдивость нет никакой возможности, понимаешь Шекспира,
сравнивающего человека со злой обезьяной, Свифта, изображающего его в виде
йеху, укором которому служат высокие добродетели лошади, и Веллингтона,
говорившего, что британцы не умеют прилично себя вести ни в победе, ни в
поражении. Но никто из них троих не видел войну так, как видели ее мы.
Шекспир порочил великих людей, когда говорил: "Если б великие люди умели
громыхать, как Юпитер, то Юпитер никогда не знал бы покоя: ведь каждый
офицерик, осердясь, гремел бы до самого неба, гремел бы и гремел". Что
сказал бы Шекспир, увидев в руках у любого деревенского парня нечто гораздо
более разрушительное, чем гром, а на Мессинском хребте обнаружил бы кратеры
девятнадцати вулканов, которые взрывались бы там от нажима пальца? И даже
если б то случился пальчик ребенка, последствия были бы ничуть не менее
разрушительными? Возможно, Шекспир мог бы увидеть, как в какой-нибудь
стратфордский домик ударила Юпитерова молния, и стал бы помогать тушить
загоревшуюся соломенную крышу и растаскивать куски разваленной печной трубы.
А что сказал бы он, посмотрев на Ипр, каков он теперь, или возвращаясь в
Стратфорд, как возвращаются к себе домой нынче французские крестьяне, увидел
бы старый знакомый столб с надписью: "К Стратфорду, 1 миля" - и в конце этой
мили не оказалось бы ничего, только несколько ям в земле да куски старой
разбитой маслобойки здесь и там ? Может быть, вид того, что способна учинить
злая обезьяна, наделенная такой властью разрушения, какая никогда не снилась
Юпитеру, превзошел бы даже Шекспировы зрелища?
И все же разве не приходится сказать, что, подвергая такому напряжению
человеческую природу, война губит лучшую ее часть, а худшую половину
награждает дьявольской силой? Лучше было бы для нас, если бы она вовсе
погубила ее. Тогда воинственные способы выбираться из затруднений стали бы
недоступны нам и мы старались бы не попадать в них. Поистине "умереть не
трудно", как сказал Байрон, и чрезвычайно трудно жить. Это объясняет, почему
мир не только лучше войны, но и бесконечно труднее. Встречал ли какой-нибудь
герой войны угрозу славной смерти мужественней, чем изменник Боло встретил
неизбежность смерти позорной? Боло научил нас всех умирать: можем ли мы
сказать, что он научил нас жить?
Теперь недели не проходит, чтобы какой-нибудь солдат, бесстрашно
глядевший в глаза смерти на ратном поле и получивший ордена или особо
отмеченный в приказах за отвагу, не вызывался бы в суд, так как он не устоял
перед пустячным искушением мирного времени, оправдываясь лишь старой
поговоркой, что-де "человеку надо жить". Когда кто-то, вместо того чтобы
заниматься честной работой, предпочитает продать свою честь за бутылку вина,
за посещение театра, за час, проведенный со случайной женщиной, и достигает
всего этого путем предъявления недействительного чека - нам странно слышать,
что этот самый человек мог отчаянно рисковать жизнью на поле сражения! И
может быть, в конце концов, славная смерть дешевле славной жизни? Если же
она не легче дается, почему она дается столь многим? Во всяком случае ясно:
царство Владыки Мира и Спокойствия не наступило еще для нас. Его попытки
вторжения встречали сопротивление более яростное, чем попытки кайзера. Как
бы успешно ни было это сопротивление, оно нас обременяет в некотором роде
задолженностью, которая не менее тягостна оттого, что у нас для нее нет цифр
и что мы не собираемся по ней рассчитываться. Блокада, лишающая нас "милости
господней", становится со временем менее выносимой, чем другие блокады,
лишающие нас только сырья, и против этой блокады наша Армада бессильна. В
Доме Налагающего на нас блокаду, по его словам, много помещений; но, боюсь,
среди них нет ни Дома, где разбиваются сердца, ни Зала для верховой езды.
Проклятие на оба ваши дома!
Тем временем большевистские кирки и петарды подрывают фундаменты обоих
этих зданий; и хотя сами большевики могут погибнуть под развалинами, их
смерть не спасет этих построек. К несчастью, их можно отстроить заново. Как
и Замок Сомнения, их много раз разрушали многие поколения Воинов
Великодушия, но Глупость, Леность и Самонадеянность, Слабоумие и Перепуг, и
все присяжные заседатели Ярмарки Тщеславия опять отстраивали их. Одного
поколения, прошедшего "Среднюю школу" в наших старинных закрытых учебных
заведениях и в более дешевых обезьянничающих с них учреждениях, будет
совершенно достаточно, чтобы оба эти дома действовали до следующей войны.
Для поучения тем поколениям я оставляю эти страницы в качестве хроники
гражданской жизни, как она протекала во время войны, - ведь история об этом
обычно умалчивает. К счастью, война была очень короткой. Правда, мнение,
будто от протянется не более полугода, было в конечном счете с очевидностью
опровергнуто. Как указывал сэр Дуглас Хэйг, каждое Ватерлоо в этой войне
длилось не часы, а месяцы. Но не было бы ничего удивительного, если бы она
длилась и тридцать лет. Если б не тот факт, что с помощью блокады удалось
геройски уморить Европу голодом - чего не удалось бы добиться, будь Европа
соответственным образом подготовлена к войне или даме к миру, - война
тянулась бы до тех пор, пока враждующие стороны не утомились до того, что их
нельзя было бы заставить воевать дальше. Учитывая ее размах, война 1914-1918
годов будет, конечно, считаться самой короткой войной в истории. Конец
наступил так неожиданно, что противники буквально споткнулись об него. И все
же он наступил целым годом позже, чем ему следовало, так как воюющие стороны
слишком боялись друг друга и не могли разумно разобраться в создавшемся
положении. Германия, не сумевшая подготовиться к затеянной ею войне, не
сумела и сдаться прежде, чем была смертельно истощена. Ее противники, равным
образом непредусмотрительные, находились так же близко к банкротству, как
Германия к голодной смерти. Это был блеф, от которого потерпели обе стороны.
И по всегдашней иронии судьбы, остается еще под вопросом, не выиграют ли в
итоге побежденные Германия и Россия, ибо победители уже старательно
заклепывают на себе оковы, которые они только что сбили с ног побежденных.
Как шли дела на театре
Давайте теперь круто переведем наше внимание от европейского театра
войны к театру, где бои идут не по-настоящему и где, едва опустится занавес,
убитые, смыв с себя розовые раны, преспокойно отправляются домой и садятся
ужинать. Прошло уже двадцать почти лет с тех пор, как мне пришлось в
последний раз представить публике пьесу в виде книги, так как не было случая
показать ее должным образом, поставив спектакль на театре. Война вернула
меня к такому способу. "Дом, где разбиваются сердца" пока еще не достиг
сцены. Я до сих пор задерживал пьесу, потому что война в корне изменила
экономические условия, которые раньше давали в Лондоне возможность серьезной
драме окупить себя. Изменились не театры, и не руководство ими, и не авторы,
и не актеры, изменились зрители. Четыре года лондонские театры ежевечерне
заполнялись тысячами солдат, приезжавших в отпуск с фронта. Эти солдаты не
были привычными посетителями лондонских театров. Одно собственное
приключение из моего детства дало мне ключ к пониманию их положения. Когда я
был еще маленьким мальчиком, меня однажды взяли в оперу. Тогда я не знал
еще, что такое опера, хотя умел насвистывать оперную музыку, и притом в
большом количестве. В альбоме у матери я не раз видел фотографии великих
оперных певцов, большей частью в вечернем платье. В театре я оказался перед
золоченым балконом, где все сидевшие были в вечернем платье, и их-то я и
принял за оперных певцов и певиц. Среди них я облюбовал толстую смуглую
даму, решил, что она и есть синьора Альбони, и все ждал, когда она встанет и
запоет. Я недоумевал только, почему меня посадили спиною, а не лицом к
певцам. Когда занавес поднялся, моему удивлению и восторгу не было предела.
Солдат на театральном фронте
В 1915 году в театрах, в том же самом затруднительном положении, я
видел людей в хаки. Каждому, кто, как и я, угадывал их душевное состояние,
было ясно, что они раньше никогда не бывали в театре и не знали, что это
такое. Раз в одном из наших больших театров-варьете я сидел рядом с молодым
офицером, вовсе не каким-нибудь мужланом. Когда поднялся занавес и ему стало
понятно, куда надо смотреть, он даже и тогда не уловил смысла драматической
части программы. Он не знал, что ему делать в этой игре. Он понимал людей на
сцене, когда они пели и танцевали или проделывали лихие гимнастические
номера. Он не только все понимал, но и остро наслаждался, когда артист
изображал, как кукарекают петухи и визжат поросята. Но когда люди
представляли других людей и делали вид, будто размалеванная декорация позади
них есть нечто реальное, он недоумевал. Сидя рядом с ним, я понял, до какой
степени искушенным должен стать естественный человек, прежде чем условности
театра окажутся для него легко приемлемыми или сделается очевидной цель
драмы.
Так вот, с того времени, когда наши солдаты стали пользоваться
очередными отпусками, такие новички в сопровождении барышень (их называли
"флапперз"), часто таких же наивных, как они сами, битком набивали театры.
Сначала казалось почти невозможным подобрать для их насыщения достаточно
грубый материал. Лучшие комедийные актеры мюзик-холлов рылись в памяти в
поисках самых древних шуток и самых ребяческих проделок, стараясь обойти
все, что было бы не по зубам военному зрителю. Я считаю, что поскольку дело
касается новичков, то здесь многие заблуждались. Шекспир, или
драматизованные истории Джорджа Барнвела и Марии Мартин, или "Проклятый
цирюльник с Флит-стрит" им бы очень понравились. Но новички в конце концов
представляли собою меньшинство. Однако и развитой военный, который в мирное
время не стал бы смотреть ничего, кроме самых передовых послеибсеновских
пьес в самых изысканных постановках, теперь с удивлением обнаруживал, что
ему страшно хочется глупых шуток, танцев и дурацких чувственных номеров,
которые исполняют хорошенькие девушки. Автор нескольких самых мрачных драм
нашего времени говорил мне, что после того, как он вытерпел столько месяцев