ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 1804

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Земская реформа (1864 г.)

Городская реформа (1870 г.)

Судебная реформа (1864 г.)

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

В глазах историков и современников

Детство, образование и воспитание

Начало государственной деятельности

Царствование Александра II Государев титул

Начало правления

Отмена крепостного права (1861)

Предыстория

Основные положения крестьянской реформы

Реформа самоуправления (земское и городовое положения)

Судебная реформа

Военная реформа

Организационные реформы

Технологические реформы в области вооружений

Реформа образования

Прочие реформы

Реформа самодержавия

Экономическое развитие страны

Проблема коррупции

Внешняя политика

Рост общественного недовольства

Покушения и убийство История неудачных покушений

Гибель и погребение. Реакция общества

Итоги царствования

Внутреннее положение россии после русско-турецкой воины 1877--1878 гг.

Заключение

Рабочее движение в 80-х — начале 90-х годов

Зарождение

Течения

Консервативное направление

Реформистское (либеральное или легальное) направление[1]

Либерально-революционное направление

Социально-революционное направление

Анархистское направление

История революционного народничества

«Теория малых дел»

Имена, титулования, прозвища

Детство, образование и воспитание

Нравственный облик Николая Александровича

Вступление на престол и начало правления

Первые шаги и коронация

Экономическая политика

Внешняя политика и русско-японская война

Революция 1905—1907 годов

События 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге

Нарастание революции. Манифест 17 октября

Десятилетие между двумя революциями Вехи внутренней и внешней политики

Николай II и Дума

Земельная реформа

Преобразования в военной сфере

Первая мировая война

Принятие Николаем II на себя Верховного главнокомандования Русской армией

Зондирование мира

Падение монархии Нарастание революционных настроений

Отречение

Ссылка и расстрел

Религиозность и взгляд на свою власть. Церковная политика

Образ жизни, привычки, увлечения

Семья. Политическое влияние супруги

Русско-японская война (1904-1906 года)

2. Введение винной монополии

3.Реформы в железнодорожном хозяйстве

4.Денежная реформа.

5. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.

6. Реформы в промышленности.

III Итоги реформ Витте.

Октябрьская революция 1917 года

Название и оценки

Предпосылки

Версия «двух революций»

Версия единой революции

За что боролись

Что обрели

Версия «революционной ситуации»

Апрельский кризис

Июльские дни

Выступление Корнилова

Демократическое совещание и Предпарламент

Версия «немецкого финансирования»

Вооружённое восстание в Петрограде

II Всероссийский съезд Советов

Формирование правительства

Сопротивление

Укрепление политической базы Советской власти и коалиция большевиков с левыми эсерами

Установление Советской власти на местах и распад страны

Мероприятия Советской власти в октябре-декабре 1917 г

Учредительное собрание: выборы и роспуск

Выход России из войны

Последствия

В 1917 году.

[Править] Идеологическая основа репрессий

[Править] Другие репрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов

[Править] Некоторое ослабление репрессий в 1933—1934 годах

[Править] История

[Править] Десталинизация

[Править] Пределы и противоречия оттепели

[Править] Оттепель в искусстве

[Править] Усиление давления на религиозные объединения

[Править] Конец оттепели

Профессиональная и партийная деятельность

В Свердловском обкоме кпсс

В Верховном Совете ссср

В Московском горкоме кпсс

Избрание народным депутатом ссср

Президентство Внутренняя политика Президент рсфср

Распад ссср

1991—1992 Годы

Политический кризис

Прекращение деятельности Верховного Совета

Октябрьские события 1993 года

Конституционная реформа

Чеченский конфликт

Президентские выборы 1996 года

Второй срок Президента Ельцина

Отставка

Социально-экономическая политика Экономические реформы 1990-х

Критика

Обвинения в разрушении обороноспособности страны

Демографическая ситуация

Внешняя политика

Правительства Ельцина Вице-президент

Главы правительств

Министры иностранных дел

Министры обороны

Ельцин после отставки Участие в публичных мероприятиях

Мнения и оценки его положения в отставке

Смерть и похороны

Оценки Бориса Ельцина «Ельцинизм»

Личные качества

Общественное мнение о Ельцине

Отношение к Ельцину на Западе

Биография (до августа 1999) Детство и юность

Служба в кгб

Работа в Санкт-Петербурге

Работа в Москве

Защита диссертации

Председатель Правительства (август — декабрь 1999 года)

Вторжение боевиков в Дагестан и взрывы жилых домов в сентябре 1999 года

Версии прихода к власти

Президент (2000—2008)

Внутренняя политика

Вторая чеченская война

Положение сми

Образование молодёжных организаций, поддерживающих политику Путина

Положение национальных меньшинств

Гибель подводной лодки «Курск»

Экономическое развитие

Взаимоотношения власти и крупных предпринимателей

Оценки изменения уровня коррупции в президентство Путина

Внешняя политика

Оценки президентства (2000—2008)

Председатель Правительства (2008—2012)

Внешняя политика

Экономический кризис 2008—2010 годов

Образование группы“Освобождение труда”

 

Сложившаяся группа единомышленников с Плехановым открыто заявила

о себе опубликованием 25 сентября 1883 г. за границей программного документа “Об издании „Библиотеки современного социализма”. В нем были подчеркнуты важные положения, которые вытекали из опыта всей истории развития социалистической мысли и революционного движения в России: 1) окончательный разрыв со старыми анархическими тенденциями народничества; 2) признание необходимости и

важности борьбы с абсолютизмом; 3) признание, что революционная интеллигенция “слишком игнорировала” задачи организации рабочего класса и пропаганды социализма в его среде, и призыв к работе по организации русского рабочего класса “в особую партию с определенной социально-политической программой”.

Отсюда следовала и та практическая программа, которую наметила для себя группа “Освобождение труда” и которая определила направление ее деятельности в течение всех 20 лет ее существования. Это, во-первых, распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык важнейших произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Во-вторых, критика господствовавших среди русских революционеров утопических учений и разработка важнейших вопросов общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России.

Группа обратилась ко всем кружкам и лицам в России и за границей, сочувствующим ее взглядам, с предложением установить связи и оказывать поддержку друг другу с целью выработки более полной программы практической деятельности.

Так, в 1883 г., омраченном смертью К. Маркса, .под великое знамя, высоко поднятое им над миром, встала первая организация русских революционеров — группа “Освобождение труда”, положившая начало распространению марксизма в России.

Изучение К. Марксом и Ф. Энгельсом русских общественных отношений

Поставив перед собой задачу научного освещения русских социально-экономических отношений и критики утопически-социалиститеских теории русского народничества, группа “Освобождение труда” при этом опиралась не только на теорию и методологию марксизма, но и непосредственно продолжила то, что было уже сделано в этой области К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Намереваясь в своем главном труде — “Капитале” — широко осветить и проиллюстрировать конкретно-историческим материалом проблему земельной ренты, Маркс в течение последних 10—12 лет своей жизни глубоко и всесторонне изучил аграрные отношения в России, положение русского крестьянства, овладев с этой целью русским языком. Поэтому Маркс и Энгельс могли с полным знанием дела судить о характере эволюции социально-экономического строя России и перспективах его развития. Они подвергли критике многие взгляды виднейших идеологов народничества. М. А. Бакунина они беспощадно осуждали за его эклектизм, проповедь воздержания от политической борьбы, а также за раскольническую деятельность и интриги в международном рабочем движении. П. Н. Ткачева они критиковали за его непонимание социальной природы самодержавия и классовых отношений в русском обществе, за утопические “сверхребяческие представления о ходе революции”.


Маркс и Энгельс глубоко верили в силу будущей русской революции и возлагали на нее большие надежды. Следя с горячим сочувствием за героической борьбой русских революционеров против самодержавия и находясь с некоторыми из них (Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым и др.) в дружеских отношениях, Маркс и Энгельс в то же время не могли не видеть слабых сторон народнического движения как в теоретическом, так и в политическом отношении. Критика теоретиков народничества Марксом и Энгельсом во многом послужила отправным пунктом для деятельности Плеханова-марксиста.

"Социализм и политическая борьба"

Теория народничества не давала правильного ответа на вопрос об отношении к политической борьбе, хотя самим ходом революционного движения в России вопрос о борьбе с самодержавием за политическую свободу выдвигался на первый план. Эти ошибочные взгляды на “политику” и подверг прежде всего критике Г. В. Плеханов в своей ярко написанной брошюре “Социализм и политическая борьба”.

Вся история общества, указывал он, свидетельствует, что всегда и везде столкновение противоречивых интересов разных классов неизбежно приводило их к борьбе за политическое господство. Политическая борьба с оружием ли в руках или путем мирных соглашений с феодалами, поскольку этому способствовало усиление экономических позиций буржуазии, неизменно служила ей средством достижения политической власти, являющейся главным рычагом общественного переворота и окончательного утверждения господства подымающегося класса. Равным образом и пролетариат как самый передовой класс современного общества, развивал свою мысль автор, не сможет осуществить социалистическую революцию, отстраняясь от политической борьбы, от захвата власти. Буржуазное государство есть крепость, служащая оплотом и защитой для господствующих классов, “крепость, которой можно и должно овладеть..., но невозможно обойти, полагаясь на ее нейтралитет”. Только диктатура рабочего класса является подлинной гарантией торжества дела пролетариата и его окончательной победы над буржуазией. Социалистическая революция “есть только последний акт в длинной драме революционной классовой борьбы, которая становится сознательной лишь постольку, поскольку она делается борьбой политической”.

Не менее ошибочной, чем теория воздержания от политической борьбы, утверждал Плеханов, была и другая народническая теория — немедленного “захвата власти” с целью совершения в России социалистического переворота. Будучи утопистами, народники не допускали мысли, что в России стоит на очереди не социалистическая революция, а революция буржуазно-демократическая. Но именно потому, что России предстояло прежде всего пережить последнюю, революционная партия, не увлекаясь фантастическими планами немедленного “захвата власти”, должна была важнейшей своей задачей поставить борьбу за политическую свободу и демократическую конституцию, чтобы в ходе этой борьбы пролетариат подготовил себя к осуществлению политического господства — диктатуры рабочего класса в будущей социалистической революции. Непременным условием для этого является выработка уже сейчас элементов для образования в будущем самостоятельной рабочей партии.


Таковы основные идеи брошюры Г. В. Плеханова “Социализм и политическая борьба”, которую В. И. Ленин назвал первым “исповеданием веры” русской социал-демократии.

"Наши разногласия”

Другой непререкаемой догмой, помимо воздержания от политики, являлось для

народников убеждение, что поскольку в России еще сохранилась сельская община и русский крестьянин по инстинкту коллективист, то страна может в своем развитии миновать капитализм. В духе своего субъективно-идеалистического мировоззрения они ставили вопрос так: “должна” или “не должна” Россия пройти через горнило капитализма? И, разумеется, на этот вопрос они отвечали в отрицательном смысле.

Но, как убедительно показал Г. В. Плеханов во второй своей работе — “Наши разногласия”, вышедшей через год после первой, жизнь говорила совсем иное: Россия уже вступила на капиталистический путь. В обрабатывающей промышленности, прежде всего в бумагопрядильном и ткацком производствах, капитализм уже достиг высокой ступени развития. В других отраслях происходил процесс перехода домашней промышленности в мануфактуру, пока и здесь не пробил час введения машин и быстрого превращения домашнего производства и мануфактуры в фабричное производство.

В деревне под влиянием развития денежного хозяйства и товарного производства община переживала тяжелый кризис, организм ее надломился,— шел процесс разложения общины. Она превращалась в общину кулаков, закабалявших деревенскую голытьбу.

Капитализм повсеместно выбивал самостоятельных производителей из их непрочных позиций, покорял их и создавал армию рабочих. Крупный капитал готовился стать полновластным хозяином России, товарное производство уже легло в основу ее хозяйства.

С каким же классом в таком случае социалисты должны связывать будущее России: с крестьянином или рабочим?

Не ветхозаветный крестьянин, превращавшийся в условиях товарного производства в мелкого буржуа, а современный пролетарий, олицетворяющий исторический прогресс,— был человеком будущего. Поэтому социалисты должны связывать свои надежды с умственным и политическим пробуждением пролетариата, с его сплочением и организацией. Именно решению данной задачи они должны посвятить все свои силы. Ключ к разрешению всех экономических и политических противоречий в России заключается в скорейшем образовании революционной рабочей партии, способной стать во главе борьбы пролетариата и всех трудящихся.

Ознакомившийся с книгой “Наши разногласия” вскоре после появления ее в свет, Энгельс высоко оценил ее как свидетельство успешного приложения исторической теории Маркса к экономическим и политическим условиям России. “Я горжусь тем,—писал он в 1885 г.,—что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархистскими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников. И сам Маркс был бы так же горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс,—добавлял Энгельс,—который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России”.


Проекты программы русской социал-демократии

Большим историческим делом Г. В. Плеханова и группы “Освобождение труда” была также выработка проекта программы русской социал-демократии. В составленном группой первом (1883 г.) и особенно втором проекте программы (1885 г.) ясно указывалась цель—осуществление коммунистической революции посредством передачи средств и орудий производства в общественную собственность, устранение товарного производства и организация общественного производства по заранее составленному плану. Непременным условием такой революции является захват рабочим классом политической власти, его временное господство для подавления сопротивления эксплуататоров и уничтожения классов и классовой борьбы.

Но на пути рабочего класса к этой цели в России стоит абсолютизм. Поэтому первой политической задачей является низвержение абсолютизма и завоевание демократической конституции. Программа выдвигала ряд ближайших требований в рабочем вопросе, а также ставила задачу радикального пересмотра аграрных отношений, т. е. условий выкупа земли и наделения ею крестьянских обществ, предоставления крестьянам права отказа от надела и свободного выхода из общины. Конец царству капитализма, провозглашала в заключение программа, может быть положен только рабочей партией и увлеченным ею беднейшим крестьянством. Это стремление опереться на боевой, решительный демократизм крестьянских масс было одним из ценных элементов проекта программы русской социал-демократии и главных плехановских произведений 80-х и 90-х годов.

Первые проекты социал-демократической программы не были полностью свободны от пережитков народнических и лассальянских идей, вроде признания метода индивидуального террора в борьбе с правительством и неоправданных надежд на помощь производственным ассоциациям рабочих и крестьян со стороны государства.

В целом же во втором проекте программы правильно формулировалось существо деятельности социал-демократии —организация классовой борьбы пролетариата с целью завоевания им политической власти (диктатуры пролетариата) для построения социалистического общества. В нем правильно определялась основная задача русской социал-демократии — организация рабочей партии, ближайшей целью которой являлось свержение самодержавия. Наконец, проект программы правильно намечал путь, идя которым только и можно было привести рабочий класс к завоеванию политической свободы и победе социализма.


Второй проект программы группы “Освобождение труда” был вполне зрелым продуктом русской марксистской мысли; он отвечал условиям русской действительности. Фактически он был принят всеми социал-демократами, действовавшими в России. Не случайно, что в конце прошлого века В. И. Ленин считал возможным “положить в основу программы русской социал-демократической рабочей партии именно проект группы „Освобождение труда...".

Распространение марксистской литературы в россии

Помимо всесторонней критики народнических теорий, группа “Освобождение труда" успешно решила и другую из поставленных ею задач—распространение главнейших произведений К. Маркса и Ф. Энгельса путем перевода их на русский язык. В переводах Плеханова и других членов группы были изданы “Коммунистический Манифест” Маркса и Энгельса, “Нищета философии” и “Наемный труд и капитал” Маркса, “Развитие социализма от утопии к науке” и “Людвиг Фейербах” Энгельса и др. Примечательно, что эти переводы осуществлялись при ближайшем содействии Энгельса, с которым члены группы “Освобождение труда” состояли в переписке, а позднее получили возможность общаться и лично. Найдя перевод одного из своих произведений превосходным, Энгельс заметил: “Как красив русский язык!”. Благодаря выполненным членами группы “Освобождение труда” переводам ряд трудов Маркса и Энгельса в 80—90-х годах нашел доступ к сравнительно широким кругам русской революционной молодежи.

Группа “Освобождение труда” предприняла также издание “Рабочей библиотеки”, состоявшей из научно-популярных и агитационных брошюр, написанных в доступной для каждого развитого рабочего форме. Некоторые из брошюр этой серии, как, например, С. Дикштейна “Кто чем живет?”, “Первое Мая 1891 года. Четыре речи рабочих, произнесенные на тайном собрании в Петербурге”, снабженные предисловиями Плеханова, вместе с остальными изданиями группы “Освобождение труда” составляли непременную принадлежность почти каждой библиотеки социал-демократических кружков в России.

Свои связи с Россией и транспортировку марксистской литературы группа “Освобождение труда” осуществляла главным образом через русских студентов, обучавшихся за границей, и изредка путем посылки в Россию представителей группы.

С появлением в 80-х — начале 90-х годов в России социал-демократических кружков и групп все они так или иначе начинают получать литературу, издававшуюся группой “Освобождение труда”, а некоторые из них устанавливают непосредственную связь с нею. При обысках полиция находила марксистскую литературу в Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Харькове, Киеве, Одессе, Минске, Риге, Тифлисе.