ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 559
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.
Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.
Гомеровский вопрос в античности.
Гомеровский вопрос в новое время.
Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.
Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.
Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.
Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.
Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.
Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.
Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.
Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.
Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.
Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.
Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.
Этапы развития греческой эпиграммы.
Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Аттический стиль, большое количество цитат. Старался максимально приблизиться к разговорной речи.
«Разговоры богов» - остроумие и неожиданность суждений. Встречаются и сложные психологические портреты (Перигрин). Глубокое чувство социального зла.
Этапы развития греческой эпиграммы.
Ранние эпиграммы написаны гекзаметром. Надписи и посвящения предметов богам. В эпоху эллинизма выходт на первый план греческой поэзии.
Небольшое стихотворение различной тематики – описание памятников искусства, проблемы жизни и смерти. Иронический оттенок вместо наставлений.
- Симонид Киосский – прославился блоком просветительных эпиграмм о греко-персидских сражениях.
- Платон – первая любовная тематика.
- Асклепиад – любовная тематика.
- Поседипп – философские рассуждения.
- Гедил – любовная тематика.
- Леонид Тарентский – тяжелый быт рыбаков, охотников, пастухов. Наставления.
- Мелиагр – любовная тематика.
- Лукилий – сатирические эпиграммы по профессиям.
Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Риторика – центры в Афинах, Родосе + несколько городов.
2 в. – 2 софистика. Мастера пытаются вернуться к 1, пытаясь восстановить речи в торжественном стиле. Публичные выступления. Становится самой «первой фигурой» - странствующий ритор.
Как во времена Исократа, реторика начинает играть роль важнейшей общеобразовательной дисциплины, конкурируя с философией, а эпидиктическое красноречие стремится вытеснить все прочие виды литературы. Своим архаическим звучанием термин «софист» отвечал установке на аттическую древность, и вторая софистика приписывала себе происхождение от первой в порядке непрерывной исторической преемственности.
Публичное выступление софиста начиналось с «вступительного «слова», прелюдии в легком стиле; оратор представлялся публике, давал образчик своего искусства — эффектное описание, интересный рассказ, защиту парадоксального тезиса. Затем следовала самая речь, «ораторское упражнение». Чаще всего софист развертывал перед слушателями какую-нибудь историческую фикцию, речь знаменитого человека в какой-либо сложной ситуации.
- Дион из Прусы (40-120г.) – секретарь императора. Тематика речей – моральные рассуждения. Многие речи посвящены Диогену. Некоторые – на мифическую тематику. Много автобиографических речей. Убрал вульгаризмы из речи. Поклонник Гомера, в сравнении с которым настоящее кажется ему мелким и ничтожным.
- Элий Аристид (117-189г.) – у речей – форма посланий. Прославляет Рим. Блок «Священных речей» в форме обращения к богам. Сам себя считал выдающимся поэтом.
Третья софистика – 4 в.
В речах зафиксированы борьба между греческой и христианской религией.
- Либаний (314-393 г.) – специально приглашают в Рим в роли наставника Юлиана Отступника. Речь о храмах, против их закрытия и разрушения. Декламации, учебные сочинения, упражнения, пронгимнасмы (сочинения о методах обучения будущих ораторов).
- Фелистий (317-388г.) – начинает как язычник, впоследствии становится не менее ярым христианином. Поклонник Аристотеля. Веротерпимость – любимый термин.
- Гимерий (310-393г.) – г. Прусы. Был приглашён в Рим. Большое место в речах – образ оратора-педагога. Философских и политических тематик не было. Составитель речей, подражая первой софистике. Огромное количество цитат.
Философская проза классического периода: эпосы «о природе». Милетская, Элейская, Пифагорейская школы.