Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 12819

Скачиваний: 77

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

Затем в блоке 24 происходит анализ документов (АДКСК) о качестве ИС, выполняемом абонентом КС УКИС. После этого в блоке 25 выполняется оценка качества ИС (ОКИС). На основе проведенного анализа в блоке 26 разрабатываются организационно-технические мероприятия (ОТМ) по улучшению качества ИС. Далее в блоке 27 происходит реализация оргтехмероприятий (РОТМ).

Следует отметить, что блоки 13, 14 и 24-27 нельзя отнести в строгом смысле к рассматриваемым технологическим процессам обработки данных. Поэтому они не входят в контуры А, Б и В. Прежде всего, эти блоки относятся к функциональной схеме КС УКИС (рис. 5.2).

Основной объем входных данных этапа 15 составляют сведения об обработке документов в контуре А и Б. Эти сведения синхронно относительно обработки данных по этапам ТПОД управляемой ИС поступают в контур В, где происходит автоматизированная обработка данных и получение документов о качестве ИС. Из контура Б в контур В должны поступать такие сведения, которые в результате обработки могли бы дать ответы на вопросы администратора по качеству, например:

  1. Каков уровень достоверности, полноты, своевременности обработки информации как по ИС в целом, так и по отдельным ее этапам?

  2. Каков уровень указанных показателей, как по видам информации (документам) в целом, так и по отдельному виду документации?

  3. На каком этапе обработки находится какой-либо отдельный массив и/или отдельный конкретный документ, и каков объем обрабатываемой документации, как по этапам, так и по ИС в целом?

  4. Каково отклонение обработки от установленных требований как по ИС в целом, так и по отдельному ее этапу?

  5. Каков уровень качества представления первичных документов в ИС от объектов управления фирмы в целом и по отдельному объекту и др.?

Чтобы получить сведения указанного характера, необходимо обеспечить сбор и обработку данных по каждому обрабатываемому документу ИС, например, описание инвестиционного проекта. Эти данные должны отражать состояние прохождения документа по этапам технологии ИС. Тогда сведения о документе должны быть следующего состава и содержания: автор документа (объект управления), номер документа, дата документа, вид документа, этап технологического процесса ИС, на котором находится документ, время выполнения этапа, модификация дефекта обработки, причины дефекта и др. Относительно конкретных ИС, указанные сведения могут изменяться как по составу, так и по содержанию.

В технологии обработки информации (этапы 4-12) возможность и эффективность решения задачи по обработке и выдаче документов абоненту (этапы 9-12) зависят от наличия полноты состава сформированного массива документов (этап 8), своевременности его формирования, а также отсутствия ошибок в документах. В свою очередь, реализация этапа 8 зависит от предшествующих этапов обработки (этапы 4-7), которые в структуре времени и трудоемкости технологии составляет наибольший «вес». Таким образом, в состав контролируемых этапов, целесообразно, в первую очередь, включить этапы 4,6,9. Зная параметры указанных этапов, в принципе можно программно на ЭВМ получить параметры остальных этапов предмашинной обработки контура Б.


С учетом свойства метаинформационности рассмотрим принципы формирования документов в подсистемах информационного обеспечения ИС и КС УКИС при условии их взаимодействия. В методологическом плане идентифицированное в данной работе свойство метаинформационности может быть эффективно использовано на практике, если включить сведения об обработке информации в существующие формы обрабатываемых документов контура Б (рис. 5.5). Таким образом, как в контуре Б так и в контуре В, в роли первичных могут быть использованы одни и те же документы. Для этого необходимо, чтобы первичный документ ИС имел унифицированную зону (субполе) для фиксирования сведений о своем прохождении по этапам обработки. Таким субполем, как сказано выше, может быть «Зона технологических реквизитов» (ЗТР). ЗТР содержит данные о прохождении документа по этапам контуров А и В и в этом смысле является метадокументом.

Подобное положение исключает необходимость увеличения состава и объема обрабатываемых документов, следовательно, снижает временные, трудовые и материальные ресурсы на обработку информации. Кроме того, унификация существующих форм документов, используемых в системах обработки документации, в сторону минимизации состава и форм документов может обеспечить дополнительное снижение объема обрабатываемой информации. Использование одних и тех же документов в контурах Б и В дает и другие преимущества. Становится возможным практически параллельно (синхронно) осуществлять сбор и обработку документов по субполю технологических реквизитов контура В о прохождении какого-либо этапа технологии контура Б соответствующего массива документов.

Теперь рассмотрим процесс взаимодействия технологий контуров Б и В на уровне комплекса технических средств и занятых на нем соответствующих исполнителей. С учетом вышеизложенного комплекса условий взаимодействия технологических процессов контуров Б и В, а также выделенного свойства метаинформационности, можно констатировать, что в принципе возможно и целесообразно использовать как технические так и трудовые ресурсы ИС для реализации технологических операций КС УКИС. Возможно также использование в определенной мере ресурсов и программного обеспечения ИС для обработки сведений о качестве, например, модули ввода, контроля достоверности, сортировки, организации данных и др. Таким образом, «метаинформационность КС УКИС – это свойство КС УКИС, обусловленное возможностью формирования ею метаданных об управляемой ИС». С учетом вышеизложенного рассмотрим принципиальную схему взаимодействия несколько подробнее.

В контуре Б осуществляется прием документов (этап 4) и входной контроль их правильности (этап 5). При условии обнаружения ошибок соответствующие документы направляются в блок 11. В позиции «Зоны технологических реквизитов» оператором вносятся необходимые данные о времени корректировки, этапе, модификации, причине дефекта и др. «Если ошибок не обнаружено, то исполнитель в соответствующем документе в «Зоне технологических реквизитов», например, в позиции «принято» ставит дату и свою подпись (этапы 15 и 16). После этого документ (пачка документов) направляется для ввода в ЭВМ (этап 6). Оператор ввода (этапы 6 и 17) через видеотерминал вводит в ЭВМ сведения по позициям «принято» (этап 17). Значения технологических реквизитов могут состоять, например, из совокупности кодов объектов, его вида, документа и его вида, этапа технологии, которые отображаются в виде классификаторов и кодификаторов, а также времени реализации этапа обработки и др. Если обнаружены ошибки при вводе, то они устраняются оператором ввода (этап 22). При условии безошибочности значений технологических реквизитов осуществляется формирование записей «принято» во внешнем накопителе (ВН) памяти ЭВМ, например, магнитном диске (НМЖД) (этап 19). При этом могут быть адаптированы программные модули формирования документов ИС.


После выполнения этапа 19 оператор приступает к вводу первичных документов в ЭВМ (этап 6) с реализацией программного контроля документов (этап 7). При вводе программными средствами формируется массив записей типа «введено в ЭВМ» (этап 19), о чем оператор ввода в соответствующей позиции введенного документа ставить подпись и дату ввода независимо от того, обнаружены ошибки в документе или нет (этап 17). Если ошибок нет, то происходит формирование массива документов на внешнем накопителе (этап 19). Затем по этому массиву документов происходит программное формирование массива записей типа «сформировано на ВН» (этап 19). После этого оператор в соответствующих документах ставит подпись и дату формирования.

Если на этапе 7 обнаружены ошибки, то соответствующие документы к этапу 8 не допускаются, а подвергаются корректировке (этап 11). Таким образом, формируется массив записей по этапам и времени их реализации, имеющий определенную структуру, в частности, «принято», «введено в ЭВМ», «сформировано на ВН» и др. В зависимости от установленной периодичности происходит обработка и выдача производных документов абонентам КС УКИС (этапы 20-23).

В общем случае содержание производных документов должно обеспечить анализ и оценку уровня отклонения параметров обработки контуров А и Б от установленных требований с целью последующих разработки и реализации оргтехмероприятий по улучшению качества (этапы 24-27). Установленными требованиями, например, по своевременности могут быть графики ритмичности представления документов из контура А в контур Б с указанием объектов и сроков представления документов и их прохождения по этапам ИС. Регламентом по полноте состава документации может быть, например, список объектов, обязанных представлять документацию определенного вида в контур Б, а также сведения по регламентированному количеству документов конкретной разновидности от каких-либо объектов и др. Имея контрольные (нормативные) величины и фактические сведения (этап 20) можно по соответствующему алгоритму получить необходимые сведения о состоянии обработки документации как в абсолютном так и в относительном представлении. Например, регламентированный объем документов по задаче составляет 1000, а фактическое значение реквизита «сформировано на ВН» - 900 документов. В данном случае относительное значение показателя «сформировано на ВН» будет равно 90%.

Уровень дисциплины представления документации объектами управления может быть определен на основе сортировки объектов управления по группам своевременности представления документации в контур Б. Состав и содержание производных документов разрабатываются с учетом особенностей каждой конкретной системы. Следует отметить, что КС УКИС должна обеспечить выдачу сведений не только в форме регламентированных документов, но также и в форме справок по разовым запросам абонентов.


Значительным фактором в организации КС УКИС является применение принципа обратной связи. В процессе функционирования КС УКИС выдает информацию для своего пользователя - «пользователь КС УКИС - это специалист, применяющий ресурсы КС УКИС для решения своих профессиональных задач». К пользователям КС УКИС, прежде всего, относятся категории технологических пользователей – инженер по качеству, системный аналитик и др. Однако не исключается, что пользователями КС УКИС могут быть и конечные пользователи, например, экономисты, изучающие экономическую сторону качества ИС и её продукции.

В связи с этим в организации обратной связи существенным представляется, например, учет мнения абонентов контура Б о качестве обработки выдаваемой им документации. Мнение абонента может быть сформировано в результате анализа выходных документов (этап 13). Кроме того, представляется целесообразным учет мнения абонента не только о качестве обработки, но также и учет предложений, пожеланий абонента по улучшению качества ИС. Отсюда появляется необходимость организации в КС УКИС обратной связи. Наиболее приемлемым представляется фиксирование сведений о качестве обработки и предложений по его улучшению со стороны абонента в виде соответствующего формата – «Карты оценки качества абонентом ИС» (КОКИС) (этап 14), которую абонент заполняет, а затем направляет в контур В (этап 15). После обработки эти данные затем используются для оценки качества и его улучшения в дальнейшем (этапы 24-27). «Карта» должна быть унифицированной, чтобы можно было, с одной стороны, обеспечить эффективный сбор и обработку сведений об оценке качества со стороны абонента, а с другой стороны, быть понятной и легко заполняемой. Она выдается абоненту вместе с комплектом производных документов ИС (этап 12).

На основе выше рассмотренного, можно принять следующие определения. Операцию можно определить так - «операция технологического процесса КС УКИС - это элементарное действие, обеспечивающее промежуточный логический результат процедуры технологического процесса обработки данных КС УКИС». Процедуру можно определить следующим образом - «процедура технологического процесса обработки данных КС УКИС - это совокупность технологических операций, обеспечивающая реализацию логической части этапа технологического процесса обработки данных КС УКИС». В нашем случае этап ТПОД можно трактовать так: «этап технологического процесса обработки данных КС УКИС - это совокупность взаимосвязанных процедур, реализующая определенную функцию технологического процесса обработки данных КС УКИС». Становится возможным определить также и ТПОД: «технологический процесс обработки данных КС УКИС - это совокупность процессов, методов и средств, организованных в логическую последовательность этапов обработки данных, реализующая выдачу информации о качестве ИС».



5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных


Одной из принципиальных задач совершенствования качества технологического процесса обработки данных, как базы любой ИС, является разработка алгоритмов и программ контроля по параметрам полноты, достоверности и оперативности данных. Особую значимость представляют алгоритмы и соответствующие программы автоматического обнаружения и восстановления качества данных, исключающие необходимость ручного труда исполнителей. Рассмотрим алгоритм программы, модель которого приведена в разделе 3.5. При разработке алгоритма и программы учитываются условия технологии обработки данных, которые определены в разделе 5.3. Укрупненная структура программы представлена на уровне блоков (рис. 5.6).


0 Система подготовки данных


1 Блок сопряжения



2 Блок контроля документов

4 Блок пе-

чати адре-

сов ошибок



3 Блок переходов



6 СС00

5 Печать кода завершения


7 СС06


8 ССII


9 CC2I


10 CC24




Рис. 5.6. Структура программы «Автоматическое обнаружение ошибок и восстановление достоверности показателей документов табличного вида»


В блоках с 6 по 10 происходит обработка ошибок по их модификациям, указанным внутри блоков. Блок сопряжения с системой подготовки данных (СПД) информационной системы осуществляет интерфейс между программой и СПД. В режиме открытия блок сопряжения сохраняет адрес модуля печати СПД, в дальнейшем печать диагностической информации осуществляется через СПД. В режиме закрытия выполняется завершение работы программы. В рабочем режиме выполняется анализ описания свойств данных (ОСД) входных документов, очистка рабочих полей.

Блок контроля документов (БКД) служит для выработки пятиразрядного кода завершения, в дальнейшем код завершения используется как номер подпрограммы обслуживания, максимальное значение которого может быть , то есть 32. Блок контроля документов получает от СПД адрес документа и число строк в этом документе. Графа с номером строки в контроле не участвует и используется при выдаче диагностических сообщений. Остальные графы образуют матрицу, в которой графа «КС» содержит контрольные суммы по каждой строке.

Контроль матрицы документа выполняется в соответствии с алгоритмом программы (рис. 5.7). В программе выделяется 16 рабочих ячеек, в которых происходит накопление суммы при чтении каждой строки в графах с 1-ой по «КС». Одновременно производится суммирование всей строки, полученное значение сравнивается с величиной, записанной в графе «КС». При условии несовпадения (неравенства) взводится признак ошибки в строке ECL. Таким же образом контролируются остальные строки матрицы.

При вводе строки 0I производится сравнение накопленных сумм по графам и соответствующим значениям, записанным в строке 0I (графы с 1-ой по 15-ую). При несовпадении взводится признак ошибки в графе ECG. При несовпадении накопленной суммы по графе КС взводится признак ошибки SKC.