Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 12807
Скачиваний: 77
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем
1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем
1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем
Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем
2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем
2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем
2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем
Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем
3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем
3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем
3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем
3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости
3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида
Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем
4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС
4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей
4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов
Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем
5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем
5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем
5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем
5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных
5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем
Библиографический список использованной литературы
Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем
Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС
Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»
Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем
Интегрирующим звеном КС УКИС является подсистема «Организационно-правовое обеспечение». Сравнительно сложная задача координации работ по управлению качеством ИС ложится на плечи персонала соответствующих категорий. В состав основного штатного персонала КС УКИС могут входить следующие должностные категории: инженер по качеству технического комплекса, аналитик по качеству, прикладной программист, администратор баз данных, диспетчер решения задач, оператор ввода-вывода данных и др. Вышеуказанные лица штатного персонала относятся к категории «технологический пользователь КС УКИС». В эту категорию потенциально входят так же и другие лица иерархии СКИС - руководители, ответственные по должностному статусу за вопросы качества. Вместе с тем, в рамках управляемой ИС имеются схожие должности относительно категории «технологический пользователь», то есть инженер технического комплекса, системный аналитик, прикладной программист и др. В соответствии с выделенным ранее свойством метасистемности КС УКИС целесообразно и возможно использовать трудовые ресурсы указанных должностей управляемой ИС для обеспечения соответствующих ресурсов в рамках КС УКИС. Подобное совмещение функций исполнителей управляемой ИС и КС УКИС обеспечит дополнительный эффект в функциональном и экономическом плане.
Проектно-техническая документация КС УКИС состоит из следующих документов: отчет об обследовании системы, техническое задание на разработку системы, технический и рабочий проекты системы, акты протоколы испытаний и внедрения, должностные и рабочие инструкции, положение о выводе КС УКИС из нештатных ситуаций и др. К нормативной документации относятся документы по законодательству, регламентирующее определенные стороны функционирования КС УКИС, стандарты предприятия и вышестоящих организаций и др.[24-46,53-58,72,180,181].
Решение задач КС УКИС должно осуществляться на законодательной основе. В России принят ряд законов, в той или иной мере регламентирующих качество продукции, в том числе качество ИС и ее компонентов: «Гражданский кодекс Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [53-58]. Эти и другие документы составляют юридическую базу, которая определяет права, обязанности и ответственность производителей, потребителей и организаций, в той или иной мере имеющих отношение к качеству ИС и её компонентов.
Гражданский Кодекс Российской Федерации содержит статью 469 «Качество товара». Кодекс определяет следующие вопросы: гарантия качества товара; исчисление гарантийного срока; срок годности товара; проверка качества товара; последствия передачи товара ненадлежащего качества; недостатки товара, за которые отвечает продавец; сроки обнаружения недостатков (статьи 470-480).
Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2-ФЗ от 09.01.96 г. требует от изготовителя продукции, чтобы он был безопасным и соответствовал требованиям стандартов и других нормативно-технических документов, устанавливающих обязательный уровень качества продукции. В главе 1 Закона «О защите прав потребителя» есть статья 4 «Качество товара». Глава 2 «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» посвящена вопросам качества товаров.
Основополагающей категорией в управлении качеством ИС является стандартизация. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 июля 2016 г., устанавливает основные положения, принципы, порядок организации работ по стандартизации, виды стандартов, требования к их содержанию и порядок их применения.
Реализация ГОСТ на системы качества в Российской Федерации обязательна для производителей продукции. Системы качества предприятий сертифицируются органами Госстандарта России. Закон предусматривает, что в соответствии с международными соглашениями, заключенными и ратифицированными Российской Федерацией, с другими государствами Содружества Независимых Государств могут применяться межгосударственные стандарты, обязательные для государств - участников СНГ. Закон РФ «О стандартизации» установил правовой статус Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) как государственного органа по управлению стандартизацией в стране в рамках созданной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). ГСС РФ имеет комплекс стандартов, относящихся к улучшению качества ИС.
В организации КС УКИС значительный вес составляет задача измерения качества ИС и ее компонентов. Общие вопросы метрологического обеспечения качества продукции и работ регламентируются Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» № 4871-1 от 27.04.93 г. Закон, в частности, устанавливает правовые основы обеспечения единообразия измерений в Российской Федерации. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10.06.93 г. устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.06 г. (с изменениями на 27 июля 2010 года) включает широкий круг вопросов:
-
формирование и использование информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
-
создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения;
-
защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Обеспечение качества ИС и её продукции имеет важное значение и на международном уровне. Так, например, целью утратившего, к сожалению, в настоящее время силу закона РФ «Об участии в международном информационном обмене» № 85-ФЗ от 04.07.96 г. являлось создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Законом было определено, что органы государственной власти России создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств.
В развитие законов РФ, касающихся управления качеством продукции, существуют подзаконные акты, т.е. различные постановления Правительства РФ, правила, положения и другие нормативные документы. Они регламентируют вопросы стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений.
Эффективной базой управления качеством ИС является стандартизация. Управление организационно-методической работой в области стандартизации информационной деятельности проводит Госстандарт России [45]. Система Госстандарта осуществляет государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений комплекса технических средств и оборудования в области информационного производства. Национальная система стандартизации в области информатики действует в тесном взаимодействии с Международной организацией по стандартизации (ИСО). Россия (ранее СССР) является членом ИСО, а также Международной электротехнической комиссии (МЭК), Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) и других организаций. Процессы и модели качества, соответствующие процессу обеспечения качества устанавливаются стандартами. Версия стандарта ИСО 9001:2015 определяет требования к нормативным документам на системы управления качеством [126]. Эта версия устанавливает новые, единые требования по совершенствованию систем качества различных отраслей. Ранее выпущенные стандарты ИСО 9000 идентифицируют четыре общие категории продукции, поставляемые любой организацией: технические средства, программное обеспечение, обработанные материалы, услуги [130-134].
Стандарты ИСО имеют рекомендательный характер, но неисполнение их указаний относительно системы качества уменьшает рыночную конкурентоспособность продукции, так как на мировом рынке товаров все большее значение приобретает неценовая конкуренция. В области информационного производства наметилась тенденция устойчивого улучшения качества информационного товара, так как другой альтернативы у рациональных производителей нет.
В свое время Госстандарт, совместно с Государственным комитетом по науке и технике и Госпланом СССР разработал документ «Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции» (ЕС ГУКП) [1,4]. Главная цель ЕС ГУКП заключается в обеспечении качества всех типов продукции в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей людей, общественного хозяйства, обороны страны и экспорта товаров. Цели и задачи, решаемые ЕС ГУКП, конкретизируются для каждого уровня управления качеством, для каждой стадии жизненного цикла продукции. В соответствии с этой системой является целесообразным создание отраслевых стандартов по обеспечению качества отраслевых автоматизированных информационных систем, в частности по измерению, оценке и управлению их качества [72, 140].
Система управления качеством в организации (фирме) - это те формы общей функции управления, используемой организацией, которые определяют политику в области качества выпускаемой информационной продукции. Администрация определяет цели организации, ее ответственность, методы планирования, управления и улучшения качества. При выборе форм управления качеством следует исходить из того, что система управления качеством ИС в силу объективных условий имеет как универсальные, так и специфические признаки. Вместе с тем общей задачей любой системы административного управления качеством является усовершенствование систем и процессов для улучшения качества ИС и её продукции. Наиболее заметно специфичность системы управления качеством может проявляться в задачах оперативного управления, являющейся распространенной формой административного управления. «Оперативное управление качеством информационной системы - это идентификация, подготовка и реализация в интерактивном режиме управленческих решений с применением адекватных методов, средств и мероприятий по обеспечению заданного уровня качества в процессах функционирования информационной системы». На основе рассмотренного можно определить, что «Организационно-правовое обеспечение комплексной системы управления качеством информационной системы - это персонал системы, комплект проектно-технической и нормативной документации, а также часть персонала управляемой ИС, занятая также и в решении задач системы управления качеством».
С учетом вышеизложенного можно констатировать, что «структура комплексной системы управления качеством информационной системы – это совокупность компонентов информационного, технического, программно-математического и организационно-правового характера, частично используемых от управляемой ИС, взаимосвязь которых обеспечивает целостность системы». Способы взаимосвязи структурных компонентов определяются с позиций логики организации и должны обеспечить целостность КС УКИС, ее тождественность самой себе в различных условиях. В соответствии с этим - «целостность комплексной системы управления качеством информационной системы - это свойство системы, обеспечивающее устойчивость и функционирование системы в соответствии с ее назначением». При отсутствии в структуре КС УКИС какого-либо компонента, например, системы измерения качества, функция оценки качества не выполнима. Если нет оценки, то способность системы выполнять свое целевое функционирование становится проблематичной.
5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем
Управление качеством происходит на основе анализа информации о качестве управляемой ИС. Информация получается в результате процесса логической переработки данных о качестве ИС. Процесс переработки данных может быть идентифицирован как технологический процесс обработки данных (ТПОД) КС УКИС [102]. С целью дальнейшего рассмотрения конкретизируем определения основных категорий ТПОД.
Технологический процесс КС УКИС состоит из этапов, например, регистрация, сбор, передача, ввод данных о качестве в ЭВМ, обработка, поиск, хранение, актуализация и корректировка данных, вывод результатной информации, копирование и тиражирование файлов, баз данных, документов и др. Каждый этап реализуется посредством совокупности процедур технологии, например, распечатка отчета о дефектах отдельной ИС, уточнение содержания лог-файлов системы администрирования сети, буфера обмена и др. В свою очередь, процедура состоит из набора операций обработки. Операция может быть обозначено как элементарное логически обозначенное действие в структуре процедуры ТПОД. Примером операции может быть нажатие клавиши «ввод» на клавиатуре, которое может идентифицироваться как команда на начало поиска файла о качестве ИС.
Разработка ТПОД КС УКИС в значительной мере определяется характером технологического процесса управляемой ИС. Вместе с тем он имеет и свои особенности. Анализ синтаксических свойств ТПОД КС УКИС показывает, что он отличается иерархичностью и многосвязностью структуры. Поскольку КС УКИС это управляющая система по отношению к ИС, то и технологический процесс КС УКИС также является управляющим по отношению к технологическому процессу управляемой ИС. Здесь проявляется свойство иерархичности в контуре взаимодействия технологических процессов КС УКИС и ИС. Кроме того, технология КС УКИС должна контролировать не только вертикальные связи, но и связи между элементами собственной технологии и технологии ИС. Таким образом, происходит контроль не только по вертикальным, но и горизонтальным связям, что характеризует ТПОД КС УКИС как многосвязную систему. С учетом сочетания этих свойств структура ТПОД КС УКИС в целом может быть идентифицирована как смешанная.
Существенным признаком ИС является устойчивость структуры, которая при определенных условиях может быть детерминированной и вероятностной. Специфика структуры ТПОД КС УКИС заставляет отнести ее к вероятностному классу, так как элементы структуры в процессе функционирования могут отклоняться от установленных требований – ошибки исполнителей, отказы ЭВМ и др. Детерминированность ТПОД КС УКИС определяется рядом условий. Одним из таких условий может быть то, что разработка структуры ТПОД выполняется по определенным схемам. Эти схемы могут быть получены путем взятия определенных оснований деления ТПОД на классы (таблица 5.2). Путем анализа и интеграции определенных