Файл: Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании (на примере ООО «Автобаза СУМ-2»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
1.1 Логистическая деятельности компании, ее цели, задачи и функции
1.2 Структура логистической деятельности компании
2. АНАЛИЗ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «АВТОБАЗА СУМ-2»
2.1 Организационно – экономическая характеристика компании
2.2 Анализ и оценка основных направлений логистической деятельности компании
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАСЧЕТ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию логистической деятельности ООО «АВТОБАЗА СУМ-2»
3.2 Расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий
Источник: [данные отчетности ООО «Автобаза СУМ-2»]
Данные в таблицах 2.1 и 2.2 получены из формы отчетности «Отчет о финансовых результатах» и формы «Бухгалтерский баланс» ООО «Автобаза СУМ-2» за 2014 – 2018 годы.
Так, выручка в 2018 году снизилась на 65,09 % (на 4291 тыс. руб.), что свидетельствует о снижении темпов развития компании.
Негативным фактором, повлиявшим на снижение темпов развития, стало увеличение расходов, которые не могли покрыть доходы.
Прочие расходы были сокращены в 2018 году на 29,85% за счет сокращения расходов на содержание резервов. Также на снижение прочих расходов повлияло снижение средней численности работников на одного, так как снизилась стоимость заработной платы.
Таблица 2.2 – Бухгалтерский баланс компании ООО «Автобаза СУМ-2»
Наименование показателя |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
АКТИВ |
|||||
Материальные внеоборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
Нематериальные, финансовые и др. внеоборотные активы (тыс. руб) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Запасы (тыс. руб) |
1140 |
- |
227 |
294 |
- |
Денежные средства и денежные эквиваленты (тыс. руб) |
320 |
342 |
125 |
238 |
54 |
Финансовые и др. оборотные активы (тыс. руб) |
3023 |
1044 |
1026 |
846 |
- 400 |
БАЛАНС (тыс. руб) |
4489 |
1391 |
1383 |
1483 |
-341 |
ПАССИВ |
|||||
Капитал и резервы (тыс. руб) |
4186 |
1335 |
1356 |
1483 |
- 641 |
Долгосрочные заемные средства (тыс. руб) |
- |
- |
- |
- |
300 |
Другие долгосрочные обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочные заемные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
Кредиторская задолженность (тыс. руб) |
303 |
56 |
27 |
- |
- |
Другие краткосрочные обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
БАЛАНС (тыс. руб) |
4489 |
1391 |
1383 |
1483 |
- 341 |
Источник: [данные отчетности ООО «Автобаза СУМ-2»]
Из баланса следует, что запасы в 2017 году по сравнению с 2014 годом сократились на 65,44%.
В 2018 году капитал и резервы компании пошли в минус. В 2014 году они составили 4186 тыс. рублей, а в 2018 году (-641) тыс. рублей, поэтому капитал и резервы сократились на 84,69%.
Баланс Актив и Баланс Пассив так же сократились на 64.6%.
Но кредиторская задолженность, которая в 2014 году составляла 303 тыс. руб. с годами постепенно сокращалась и к 2018 году исчезла совсем.
Так же автобаза имеет свой собственный автопарк. Автопарк включаем в себя 5 седельных тягачей и 3 рефрижератора, на которых перевозятся как продукты, так и тяжелые строительные грузы.
Таблица 2.3 – Автопарк ООО «Автобаза СУМ-2»
Наименование машин |
Марка |
Гос. № |
Год выпуска |
Номер двигателя |
Номер шасси |
Грузоподъёмность; кг |
Сед. тягач |
КРАЗ 256 |
X168 CM |
1989 |
35199 |
KO 666389 |
12000 |
Сед. тягач |
КАМАЗ 53212 |
B 892 EX |
1995 |
74010030667 |
S 1077619 |
10 000 |
Сед. тягач |
КАМАЗ-5410 |
B 890 EX |
1993 |
74010061604 |
P 1042725 |
20 000 |
Сед. тягач |
КАМАЗ 65116 |
B 889 BX |
2007 |
740300758985 |
XTC 6511 |
7 700 |
Рефрижератор |
ISUZU ELF |
P 624 EM |
1989 |
4HL 1-996411 |
NPR 817000359 |
1 400 |
Рефрижератор |
TOYOTA DYNA |
C 552 EC |
1988 |
NOЧС-14051 |
XZU-0001566 |
2 000 – 3 500 |
Рефрижератор |
ISUZU FORVARD |
A 057 HT |
1990 |
6 HL 1312562 |
FRR35J4S7000927 |
12 495 |
Сед. тягач |
КАМАЗ-5410 |
B 889 EX |
1993 |
7401020080801 |
P 1048268 |
20 000 |
Источник: [данные отчетности ООО «Автобаза СУМ-2»]
В целом, работу компании можно считать неэффективной, о чем свидетельствует снижение выручки на 65.09 %.
Негативные факторы, повлиявшие на снижение доходов [12]:
- некомпетентность сотрудников в логистике;
- неэффективная работа;
- в компании отсутствует автоматизированный учет.
- под неэффективной работой понимается:
- недобросовестность водителей;
- большой объем работы в отделе бухгалтерии, следовательно, некоторые заказы могут обрабатываться не вовремя.
Также значительное влияние на работу компании оказывает внешняя среда, а именно конкурентное влияние.
Влияние поставщиков сильнее, если возникают следующие факторы [25]:
- затраты на производство играют важную роль для покупателя;
- поставщики представляют собой несколько крупных фирм, не связанных интенсивной конкуренцией;
- продукты поставщиков дифференцированы так, что покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;
- покупатели не являются важными клиентами для поставщиков, то есть, поставщики не замкнуты на определенную отрасль;
- поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;
- существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя с одним или несколькими поставщиками.
Важнейшей и влияющей силой отраслевой конкуренции для ООО «Автобаза СУМ-2» является – рыночная власть потребителей (60% влияния). Следующим по значимости является конкуренция между существующими фирмами (30% влияния).
Остальные три силы, хотя и оказывают влияние на конкуренцию, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с вышеупомянутыми двумя незначительны (около 10%).
Поэтому основной маркетинговой стратегией является борьба за потребителя.
Рассмотрим направление деятельности ООО «Автобаза СУМ-2» при помощи пятифакторной модели анализа конкуренции Майкла Юджина Портера: конкуренция среди существующих фирм, товары – заменители, угроза новых компаний, поставщики и покупатели.
Исходя из этого, можно распределить вышеуказанные силы по степени доминирования [26].
Для лучшего понимания деятельности компании и ее позиции на рынке автотранспортных услуг, необходимо провести SWOT-анализ (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – SWOT-анализ ООО «Автобаза СУМ-2» 2018 год
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Источник: [данные отчетности ООО «Автобаза СУМ-2»]
Данный анализ подразумевает анализ внутренней среды компании, а также выявление возможностей и рисков для компании со стороны рынка.
На основе этого анализа, можно разработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании.
Учитывая данные SWOT-анализа можно сделать вывод, что увеличение финансирования маркетинговых программ позволит совершенствовать управление в таких направлениях как [40]:
- анализ потенциальных клиентов компании;
- анализ конкуренции;
- разработка новых услуг;
- анализ продвижения услуг;
- ценообразование;
- прогнозирование;
- позиционирование.
Целесообразность и рентабельность расширения компании ООО «Автобаза СУМ-2» обусловлена следующими факторами:
- наличия отличительной черты – «второй заказ со скидкой 5%»;
- наличия пространства для расширения сети;
- рост целевой аудитории;
- имеется большее число лояльных покупателей в ООО «Автобаза СУМ-2».
Таким образом, из-за отсутствия вложений, отсутствия отдела логистики и компетентного персонала, можно сказать, что компания находится в кризисе.
Если не принять меры по снижению затрат, на которые тратятся большие суммы, которые можно было бы потратить на улучшение качества перевозок или открытие нового отдела, с более грамотным персоналом, то в ближайшее время компания закроется.
Это означает, что финансовая зависимость общества от внешних источников финансирования очень высока. Поэтому в дальнейшем будут разработаны рекомендации по совершенствованию логистической деятельности и расчету ее эффективности для дальнейшей работы компании [14].
2.2 Анализ и оценка основных направлений логистической деятельности компании
При выборе стратегии управления закупками логистический сектор ООО «Автобаза СУМ-2» должен руководствоваться сразу несколькими критериями. К ним относятся [16]:
- снижение затрат, вызванных поставкой сырья;
- минимизация средств, замороженных в запасах сырья;
- обеспечение необходимого качества продукции, логистическое обслуживание;
- минимизация закупочных цен;
- увеличение оборота запасов;
- улучшение условий оплаты от поставщиков;
- соблюдение сроков и стоимости доставки сырья на склад;
- точное выполнение спецификации заявки поставщиками и т. д.
В ООО «Автобаза СУМ-2» задачи управления закупками формализованы как задачи принятия решений по многим критериям с точки зрения риска.
Для оптимизации закупочной деятельности на примере выбора поставщика крупы, рассмотрим метод учета различных критериев при выборе наилучшего решения при закупке материальных ресурсов на ООО «Автобаза СУМ-2» с точки зрения рисков.
Одним из наиболее эффективных методов выбора наилучшего решения по многим критериям, с учетом рисков, является метод дерева решений, которое используется в ООО «Автобаза СУМ-2».
Данный метод используется в ООО «Автобаза СУМ-2». Общий алгоритм выбора поставщика показан на рисунке 2.2.1.
Рисунок 2.2.1 – Алгоритм выбора поставщика (метод дерева решений) [17]
Следующей важной задачей в логистической цепочке поставок сегодня является доставка груза до места назначения. Образец оптимизационной модели представлен на примере поставки зерновых культур в дальнейшем ЗС. Конкретные критерии представляют собой минимизацию следующих показателей [21]:
- С – стоимости закупки товара;
- Д – издержек доставки товара;
- З – средних ожидаемых потерь в результате задержек поставки товара;
- П – издержек, связанных с просрочкой платежа;
- Б – издержек, связанных с поставкой бракованных или некачественных товаров.
Если Аi – анализируемые альтернативы (их множество конечно и представлено ниже), то в формате такой модели задача выбора наилучших решений может быть представлена как многокритериальная задача:
Кроме того, минимизация достигается путем выбора альтернативы. Необходимо определить оптимальное решение, которое оптимизирует закупку ЗС.
Он включает в себя выбор:
- посредник или изготовитель;
- доставка собственным транспортом;
- доставка с помощью транспорта поставщика [22].
Проанализированы следующие четыре альтернативы: ИС – закупка у изготовителя, доставка самовывозом;
- ИП – закупка у изготовителя, доставка транспортом поставщика;
- ПС – закупка у посредника, доставка самовывоза;
- ПП – закупка у посредника, доставка транспортом поставщика.
Для удобства иллюстрации специфики задач выбора наилучших решений с учетом рисков по многим критериям мы предполагаем, что учитываемые риски обусловлены следующими факторами:
- случайные задержки в поставке;
- случайная задержка платежа;
- случайные потери от брака.