Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18786
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Принцип международного природоохранного сотрудничества наиболее полно изложен в Стокгольмской декларации 1972 года. Он также предложен группой экспертов Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брундтланд в следующей формулировке: «Государства разрабатывают планы на случай чрезвычайных обстоятельств, которые могут вызвать трансграничные экологические нарушения, и сообщают соответствующую информацию заинтересованным государствам и сотрудничают с ними, когда такие ситуации возникают».
Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде запрещает такие действия государств в пределах их юрисдикции или контроля, в результате или посредством которых может быть нанесен ущерб национальным системам окружающей среды других государств, а также системам окружающей среды в районах общего пользования. Он был закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972 года, а позднее рецепирован в ряд других документов, например в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года и Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 года.
С принципом предотвращения трансграничного ущерба тесно связан принцип ответственности за ущерб окружающей среде. Основанием ответственности здесь является нарушение соответствующего международно-правового обязательства. Проблема состоит в том, что причиненный ущерб, как правило, не может быть оценен с помощью существующих международно-правовых конструкций. Невозможно также полностью определить степень вреда и компенсировать его. Поэтому формирующийся институт ответственности должен носить предупредительный характер. Правовые механизмы, обеспечивающие предотвращение такого ущерба или ограничение его негативных последствий, должны обладать безусловным приоритетом в системе мер международно-правовой охраны окружающей среды.
Поскольку в современных условиях невозможно полностью исключить случаи экологического ущерба из-за действия непреодолимой силы или по причине возникновения новых видов -человеческой деятельности, не урегулированной правовыми нормами, возникает все большая необходимость разработки специальных принципов предупредительного характера, которые уже закреплены в некоторых международных соглашениях. Сюда включают: принцип предварительной оценки воздействия на окружающую среду; принцип обмена информацией; принцип заблаговременного уведомления и проведения консультаций по поводу любой деятельности, способной причинить существенный ущерб окружающей среде других государств.
В основе всей системы мер предупредительного характера должен находиться принцип предварительной оценки воздействия на природную среду, то есть государства обязаны до начала осуществления каких-либо действий проводить консультации по поводу того, может ли запланированная деятельность причинить ущерб окружающей среде за пределами действия национальной юрисдикции или же она является в этом отношении безопасной. Он нашел свое отражение в Европейской конвенции 1991 года об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Принцип обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях. В настоящее время проблеме обмена информацией уделяется большое внимание. Здесь можно упомянуть Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года и разрабатываемый ЮНЕП проект Конвенции об обязательной информации в случае масштабной химической аварии.
Принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности постепенно включается в действующее международное право. Процедура оценки экологического воздействия была разработана ЮНЕП и касается оценки как краткосрочных, так и долгосрочных последствий. Следует отметить, что здесь учитывается воздействие на все виды природных объектов, расположенных не только на территории государства, но и на международном пространстве общего пользования.
Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду отражает обязательство государств не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству. Этот принцип закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года и в первом Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.
Принцип экологической безопасности – комплексный принцип международного права, на формирование которого оказывают влияние как основные принципы международного права, так и специальные принципы различных отраслей международного права, в первую очередь принцип разоружения. Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное – недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью.
Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, помимо национальной, также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и параметров. В Российской Федерации впервые в 1998 году было принято постановление правительства об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности.
3. Международные договоры по охране окружающей среды
Согласно регистру ЮНЕП, существуют свыше тысячи договоров в области охраны окружающей среды. Также действуют свыше трех тысяч двусторонних договоров и соглашений, направленных на охрану природы и природопользование.
В связи с углубляющимся экологическим кризисом главным средством международно-правовой охраны окружающей среды являются многосторонние договоры как наиболее эффективное и универсальное средство, обеспечивающее участие возможно большего числа государств. Возрастание роли международного договора вызвано значением таких сред, как космическое пространство, атмосфера, флора и фауна, международные пресноводные бассейны, морские акватории.
Международно-правовая защита атмосферы. Атмосфера Земли рассматривается в качестве глобального природного ресурса, который является достоянием всего человечества, и договоры идут по пути ограничения антропогенной деятельности, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду, например загрязнение воздуха, кислотные дожди, истощение озонового слоя, глобальное потепление климата.
Одним из основных документов здесь является Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года. В рамках Конвенции государства-участники обязуются ограничивать и уменьшать трансграничное загрязнение воздуха, обмениваться информацией, проводить консультации по возникающим проблемам и мониторинг качества воздуха. В 1984 году сторонами был принят Женевский протокол о финансировании совместной программы (ЕМЕП); в 1985 году – Хельсинкский протокол о сокращении выбросов серы на 30%; в 1988 году в Софии – Протокол о борьбе с летучими выбросами оксидов азота; в 1991 году в Женеве – Протокол о летучих органических соединениях; в 1994 году в Осло – Протокол о дальнейшем сокращении выбросов серы.
Защите озонового слоя Земли посвящена Рамочная конвенция по защите озонового слоя 1985 года. Конвенция содержит обязательства сторон по систематическим наблюдениям, исследованиям и обмену информацией о состоянии озонового слоя. В 1987 году принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Протокол ввел существенные ограничения на производство и использование хлорфторуглеродов. Еще две поправки к Протоколу были приняты в 1990 году в Лондоне и в 1992 году в Копенгагене. На парниковые газы, не предусмотренные Монреальским протоколом, распространяется Рамочная конвенция об изменении климата.
В Российской Федерации в 1995 году принято постановление правительства «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».
Охране и защите морской среды от загрязнения посвящены такие универсальные договоры, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года; Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 годов (МАРПОЛ). Она запрещает загрязнение моря эксплуатационными сбросами с судов. Действие Конвенции распространяется практически на все типы морских судов, а также на стационарные и плавучие платформы.
Субрегиональные конвенции по охране морской среды – Барселонская конвенция 1976 года о защите Средиземного моря от загрязнения и относящиеся к ней Барселонский протокол о предотвращении загрязнения Средиземного моря сбросами с судов и самолетов 1976 года, Барселонский протокол относительно сотрудничества в борьбе с загрязнением в чрезвычайных ситуациях 1976 года, Афинский протокол о защите Средиземного моря от загрязнения из наземных источников 1980 года и Женевский протокол относительно особо охраняемых районов Средиземного моря 1982 года; Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 года; Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1992 г., заменила одноименную Конвенцию 1974 г.); Конвенция по защите морской среды северо-восточной части Атлантического океана, принятая в Париже в 1992 году (заменила два международных договора между государствами этого региона – Конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды сбросами веществ с судов и летательных аппаратов 1972 г. и Конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды из источников, расположенных на суше, 1974 г.); Конвенция о защите Черного моря от загрязнения и протоколы к ней, принятые в Бухаресте в 1992 году.
Охране международных пресноводных бассейнов посвящены Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года; Соглашение о рыболовстве в водах Дуная 1958 года; Конвенция о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования реки Дунай 1994 года. Для охраны Рейна принято несколько соглашений: Соглашение о регулировании использования и охраны реки Мозель (приток Рейна) 1956 года, Соглашение по предотвращению загрязнения озера Констанца 1960 года (из него Рейн берет свое начало); Конвенция относительно управления верхним течением Рейна 1956 года; Соглашение о создании международной комиссии по борьбе с загрязнением Рейна 1960 года; Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 года. В Африке это Договор о навигации и экономическом сотрудничестве между государствами бассейна реки Нигер 1963 года; в Америке – Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонка 1978 года.
В рамках ЕЭК ООН в Хельсинки в 1992 году была заключена Конвенция по защите и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Согласно Конвенции, стороны обязались принимать все меры к тому, чтобы исключить или максимально снизить отрицательное воздействие на любые трансграничные воды.
Защите флоры и фауны посвящены Рамсарская конвенция 1971 года о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц; Вашингтонская конвенция 1973 года о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Целью Конвенции является предотвращение чрезмерной эксплуатации флоры и фауны посредством введения контроля за торговлей этими видами через систему экспортно-импортных разрешений. Также это Боннская конвенция 1979 года об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе; Соглашение об охране полярных медведей в Европе 1973 года; Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, согласно которой создана система коллективной охраны памятников природы; а также Соглашение стран АСЕАН об охране природы и природных ресурсов 1985 года и Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1986 года.
Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения регулируется рядом международно-правовых документов: Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года; принятыми через несколько месяцев после чернобыльской аварии Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, где установлен порядок обмена информацией, проведение консультаций при авариях, которые повлекли или могут повлечь трансграничный выброс радиоактивных веществ; и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, регламентирующей сотрудничество государств при возникновении ядерной аварии для сведения к минимуму ее последствий и защиты людей и окружающей среды от воздействия выбросов радиоактивных материалов. До сих пор особой проблемой в странах Восточной Европы является накопление радиоактивных отходов и продолжающиеся последствия чернобыльской аварии из-за имевших место в прошлом утечек радиоактивных материалов.
Вопросам ответственности за возможный ущерб в случае аварии посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, регулирующая преднамеренное захоронение в море различных загрязнителей, разделенных на три группы. При этом самые опасные из них вообще не подлежат захоронению. Так, запрещено захоронение в море отходов с высокой радиоактивностью, ртути и ее соединений, устойчивых пластмасс, сырой и топливной нефти, тяжелого топлива и масел и материалов, предназначенных для ведения химической и биологической войны. Сюда же можно отнести Парижскую конвенцию 1960 года об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (с поправками) и Венскую конвенцию 1963 года о гражданской ответственности за ядерный ущерб (с протоколами).
Защита окружающей среды от ущерба в результате испытаний или применения как оружия массового уничтожения, так и обычных видов оружия или начала геофизической войны предусмотрена Московским договором 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года.
4. Рекомендательные акты
Особенностью международного права окружающей среды является наличие рекомендательных актов, закрепляющих в форме деклараций, резолюций международных организаций общую стратегию и руководящие принципы поведения.
Такие акты хотя и не создают норм международного права в строгом смысле слова, тем не менее играют заметную роль в нормотворческих процессах международного права окружающей среды.
В качестве примера можно привести Стокгольмскую декларацию 1972 года, которая не обладает обязательной юридической силой, но установленные в ней принципы о взаимном непричинении экологического ущерба, защите морской среды от загрязнения и ряд других получили дальнейшее подтверждение и развитие в международно-правовой практике государств по защите окружающей среды, а в "преамбуле Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года содержится прямая ссылка на 21-й принцип Декларации.