Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18786

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Принцип международного природоохранного сотрудничества наиболее полно изложен в Стокгольмской декларации 1972 года. Он также предложен группой экспертов Международной комис­сии по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брундтланд в следующей формулировке: «Государства разрабатывают планы на случай чрезвычайных обстоятельств, которые могут вызвать трансграничные экологические нарушения, и сообщают соответствую­щую информацию заинтересованным государствам и сотрудничают с ними, когда такие ситуации возникают».

Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружаю­щей среде запрещает такие действия государств в пределах их юрисдикции или контроля, в результате или посредством которых может быть нанесен ущерб национальным системам окружающей среды других государств, а также системам окружающей среды в районах общего пользования. Он был закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972 года, а позднее рецепирован в ряд других докумен­тов, например в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года и Венскую конвен­цию об охране озонового слоя 1985 года.

С принципом предотвращения трансграничного ущерба тесно связан принцип ответственности за ущерб окружающей среде. Основанием ответственности здесь является нарушение соответст­вующего международно-правового обязательства. Проблема состоит в том, что причиненный ущерб, как правило, не может быть оценен с помощью существующих международно-правовых конструкций. Невозможно также полностью определить степень вреда и компен­сировать его. Поэтому формирующийся институт ответственности должен носить предупредительный характер. Правовые механизмы, обеспечивающие предотвращение такого ущерба или ограничение его негативных последствий, должны обладать безусловным приори­тетом в системе мер международно-правовой охраны окружающей среды.

Поскольку в современных условиях невозможно полностью ис­ключить случаи экологического ущерба из-за действия непреодоли­мой силы или по причине возникновения новых видов -человеческой деятельности, не урегулированной правовыми нормами, возникает все большая необходимость разработки специальных принципов пре­дупредительного характера, которые уже закреплены в некоторых международных соглашениях. Сюда включают: принцип предвари­тельной оценки воздействия на окружающую среду; принцип обмена информацией; принцип заблаговременного уведомления и проведе­ния консультаций по поводу любой деятельности, способной причи­нить существенный ущерб окружающей среде других государств.

В основе всей системы мер предупредительного характера должен находиться принцип предварительной оценки воздействия на при­родную среду, то есть государства обязаны до начала осуществления каких-либо действий проводить консультации по поводу того, может ли запланированная деятельность причинить ущерб окружающей среде за пределами действия национальной юрисдикции или же она является в этом отношении безопасной. Он нашел свое отражение в Европейской конвенции 1991 года об оценке воздействия на окру­жающую среду в трансграничном контексте.


Принцип обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях. В настоящее время пробле­ме обмена информацией уделяется большое внимание. Здесь можно упомянуть Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, Конвенцию об оперативном опове­щении о ядерной аварии 1986 года и разрабатываемый ЮНЕП проект Конвенции об обязательной информации в случае масштабной хи­мической аварии.

Принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности постепенно включается в действующее международное право. Процедура оценки экологического воздейст­вия была разработана ЮНЕП и касается оценки как краткосрочных, так и долгосрочных последствий. Следует отметить, что здесь учиты­вается воздействие на все виды природных объектов, расположенных не только на территории государства, но и на международном прост­ранстве общего пользования.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного ис­пользования средств воздействия на природную среду отражает обязательство государств не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную сре­ду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последст­вия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причи­нения вреда любому другому государству. Этот принцип закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года и в первом Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским конвен­циям о защите жертв войны 1949 года.

Принцип экологической безопасности – комплексный принцип международного права, на формирование которого оказывают влия­ние как основные принципы международного права, так и специаль­ные принципы различных отраслей международного права, в первую очередь принцип разоружения. Принцип экологической безопаснос­ти из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное – недопущение экоспазма как условие выживаемости чело­вечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, помимо национальной, также разветвленной системы международного конт­роля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осу­ществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и параметров. В Российской Федерации впервые в 1998 году было принято постанов­ление правительства об утверждении Положения о проведении госу­дарственного экологического контроля в закрытых административ­но-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности.


3. Международные договоры по охране окружающей среды

Согласно регистру ЮНЕП, существуют свыше тысячи договоров в области охраны окружающей среды. Также действуют свыше трех тысяч двусторонних договоров и соглашений, направленных на ох­рану природы и природопользование.

В связи с углубляющимся экологическим кризисом главным сред­ством международно-правовой охраны окружающей среды являются многосторонние договоры как наиболее эффективное и универсаль­ное средство, обеспечивающее участие возможно большего числа государств. Возрастание роли международного договора вызвано зна­чением таких сред, как космическое пространство, атмосфера, фло­ра и фауна, международные пресноводные бассейны, морские аква­тории.

Международно-правовая защита атмосферы. Атмосфера Земли рассматривается в качестве глобального природного ресурса, кото­рый является достоянием всего человечества, и договоры идут по пути ограничения антропогенной деятельности, которая оказывает нега­тивное влияние на окружающую среду, например загрязнение возду­ха, кислотные дожди, истощение озонового слоя, глобальное потеп­ление климата.

Одним из основных документов здесь является Конвенция о транс­граничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года. В рамках Конвенции государства-участники обязуются ограничивать и уменьшать трансграничное загрязнение воздуха, обмениваться ин­формацией, проводить консультации по возникающим проблемам и мониторинг качества воздуха. В 1984 году сторонами был принят Женевский протокол о финансировании совместной программы (ЕМЕП); в 1985 году – Хельсинкский протокол о сокращении вы­бросов серы на 30%; в 1988 году в Софии – Протокол о борьбе с летучими выбросами оксидов азота; в 1991 году в Женеве – Прото­кол о летучих органических соединениях; в 1994 году в Осло – Про­токол о дальнейшем сокращении выбросов серы.

Защите озонового слоя Земли посвящена Рамочная конвенция по защите озонового слоя 1985 года. Конвенция содержит обязательства сторон по систематическим наблюдениям, исследованиям и обмену информацией о состоянии озонового слоя. В 1987 году принят Мон­реальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Протокол ввел существенные ограничения на производство и исполь­зование хлорфторуглеродов. Еще две поправки к Протоколу были приняты в 1990 году в Лондоне и в 1992 году в Копенгагене. На пар­никовые газы, не предусмотренные Монреальским протоколом, рас­пространяется Рамочная конвенция об изменении климата.

В Российской Федерации в 1995 году принято постановление пра­вительства «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».

Охране и защите морской среды от загрязнения посвящены такие универсальные договоры, как Конвенция ООН по морскому пра­ву 1982 года; Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года; Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 годов (МАРПОЛ). Она запрещает загрязнение моря эксплуатацион­ными сбросами с судов. Действие Конвенции распространяется прак­тически на все типы морских судов, а также на стационарные и пла­вучие платформы.


Субрегиональные конвенции по охране морской среды – Барсе­лонская конвенция 1976 года о защите Средиземного моря от загряз­нения и относящиеся к ней Барселонский протокол о предотвраще­нии загрязнения Средиземного моря сбросами с судов и самолетов 1976 года, Барселонский протокол относительно сотрудничества в борьбе с загрязнением в чрезвычайных ситуациях 1976 года, Афин­ский протокол о защите Средиземного моря от загрязнения из назем­ных источников 1980 года и Женевский протокол относительно особо охраняемых районов Средиземного моря 1982 года; Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 года; Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1992 г., заме­нила одноименную Конвенцию 1974 г.); Конвенция по защите мор­ской среды северо-восточной части Атлантического океана, приня­тая в Париже в 1992 году (заменила два международных договора между государствами этого региона – Конвенцию о предотвраще­нии загрязнения морской среды сбросами веществ с судов и летатель­ных аппаратов 1972 г. и Конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды из источников, расположенных на суше, 1974 г.); Конвенция о защите Черного моря от загрязнения и протоколы к ней, принятые в Бухаресте в 1992 году.

Охране международных пресноводных бассейнов посвящены Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года; Соглашение о рыболовстве в водах Дуная 1958 года; Конвенция о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования реки Дунай 1994 года. Для охраны Рейна принято несколько соглашений: Соглашение о регулировании использования и охраны реки Мозель (приток Рейна) 1956 года, Соглашение по предотвращению загрязнения озера Кон­станца 1960 года (из него Рейн берет свое начало); Конвенция отно­сительно управления верхним течением Рейна 1956 года; Соглаше­ние о создании международной комиссии по борьбе с загрязнением Рейна 1960 года; Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения хи­мическими веществами 1976 года. В Африке это Договор о навига­ции и экономическом сотрудничестве между государствами бассейна реки Нигер 1963 года; в Америке – Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонка 1978 года.

В рамках ЕЭК ООН в Хельсинки в 1992 году была заключена Конвенция по защите и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Согласно Конвенции, стороны обязались принимать все меры к тому, чтобы исключить или максимально снизить отрицательное воздействие на любые трансграничные воды.

Защите флоры и фауны посвящены Рамсарская конвенция 1971 года о водно-болотных угодьях, имеющих международное зна­чение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц; Вашингтонская конвенция 1973 года о международной торгов­ле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой ис­чезновения (СИТЕС). Целью Конвенции является предотвращение чрезмерной эксплуатации флоры и фауны посредством введения конт­роля за торговлей этими видами через систему экспортно-импортных разрешений. Также это Боннская конвенция 1979 года об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе; Согла­шение об охране полярных медведей в Европе 1973 года; Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, согласно которой создана система коллективной охраны памятников природы; а также Соглашение стран АСЕАН об охране природы и природных ресурсов 1985 года и Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1986 года.


Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения ре­гулируется рядом международно-правовых документов: Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года; принятыми через несколько месяцев после чернобыльской аварии Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, где установлен порядок обмена ин­формацией, проведение консультаций при авариях, которые повлекли или могут повлечь трансграничный выброс радиоактивных веществ; и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, регламентирующей сотрудничество государств при возникновении ядерной аварии для сведения к ми­нимуму ее последствий и защиты людей и окружающей среды от воз­действия выбросов радиоактивных материалов. До сих пор особой проблемой в странах Восточной Европы является накопление радио­активных отходов и продолжающиеся последствия чернобыльской аварии из-за имевших место в прошлом утечек радиоактивных ма­териалов.

Вопросам ответственности за возможный ущерб в случае ава­рии посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, регулирующая преднамеренное захоронение в море различных загрязнителей, разделенных на три группы. При этом самые опасные из них вообще не подлежат захоронению. Так, запрещено захоронение в море отходов с высокой радиоактивностью, ртути и ее соединений, устойчивых пластмасс, сырой и топливной нефти, тяжелого топлива и масел и материалов, предназначенных для ведения химической и биологи­ческой войны. Сюда же можно отнести Парижскую конвенцию 1960 года об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (с поправками) и Венскую конвенцию 1963 года о граждан­ской ответственности за ядерный ущерб (с протоколами).

Защита окружающей среды от ущерба в результате испытаний или применения как оружия массового уничтожения, так и обычных видов оружия или начала геофизической войны предусмотрена Московским договором 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года.

4. Рекомендательные акты

Особенностью международного права окружающей среды являет­ся наличие рекомендательных актов, закрепляющих в форме декла­раций, резолюций международных организаций общую стратегию и руководящие принципы поведения.

Такие акты хотя и не создают норм международного права в стро­гом смысле слова, тем не менее играют заметную роль в нормотворческих процессах международного права окружающей среды.

В качестве примера можно привести Стокгольмскую декларацию 1972 года, которая не обладает обязательной юридической силой, но установленные в ней принципы о взаимном непричинении экологи­ческого ущерба, защите морской среды от загрязнения и ряд других получили дальнейшее подтверждение и развитие в международно-правовой практике государств по защите окружающей среды, а в "пре­амбуле Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния 1979 года содержится прямая ссылка на 21-й принцип Декларации.