Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18783
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках ЕЭК ООН группами экспертов разрабатываются руководящие принципы поведения государств, затем они принимаются Комитетом по экологической политике и в недалеком будущем могут быть включены в конвенции. Следует отметить, что эти принципы достаточно динамичны, так как пересматриваются раз в три года, исходя из опыта их осуществления. Так, на основании Декларации ЕЭК о политике в области предупреждения и борьбы с загрязнением водных ресурсов, включая трансграничное загрязнение, Декларации ЕЭК о политике в области рационального использования водных ресурсов, принципов сотрудничества в области трансграничных вод ЕЭК, Хартии рационального использования подземных вод ЕЭК и Кодекса поведения при аварийном загрязнении трансграничных внутренних вод была разработана и принята Европейская конвенция 1992 года о защите и использовании трансграничных водотоков и международных озер.
5. Международные конференции по окружающей среде
Поскольку до недавнего времени большая часть факторов ухудшения окружающей среды носила локальный характер, она могла быть ликвидирована на местном или национальном уровне. В новых условиях экологическая угроза требует совершенно нового отношения к себе. Это связано с феноменом макрозагрязнения, глобальный характер которого не позволяет справиться с ним усилиями отдельных стран.
Ущерб, причиняемый окружающей среде антропогенной деятельностью, выходит за пределы не только отдельных государств, но и целых регионов. Возникает необходимость четкой координации усилий различных стран в борьбе с планетарным экологическим кризисом. Государства сотрудничают в деле разработки и принятия не только региональных, но и универсальных международно-правовых норм, что позволит им реализовать глобальную стратегию защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, основанную на концепции устойчивого развития.
Исторически первым глобальным форумом по вопросам охраны окружающей среды стала Стокгольмская конференция ООН 1972 года по окружающей человека среде. Несмотря на то что принятая на ней Декларация принципов не обладает обязательной юридической силой, большая часть из них стала не только нормами обычного права, но и закреплена как в региональных, так и в универсальных договорах по охране окружающей среды (например, Принципы о взаимном непричинении экологического ущерба, защите морской среды от загрязнения и др.).
Качественно новым этапом в области охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Она рассмотрела во взаимосвязи вопросы устойчивого экономического развития и охраны окружающей среды. Вся конференция была пронизана идеей глобального партнерства различных социальных групп и слоев населения, их сотрудничества на различных уровнях, а также необходимостью дифференцированного подхода с учетом специфических условий и потребностей стран с переходной экономикой. К их числу были отнесены Россия, а также ряд стран СНГ и Восточной Европы.
Конференция приняла Повестку дня на XXI век, которая является стратегией глобального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития. Она определяет действия государств, международных организаций, населения (в том числе женщин, молодежи, коренных народов), их вклад в решение этих проблем. Повестка содержит четыре раздела. Первый посвящен социально-экономическим аспектам (в том числе вопросам окружающей среды и развития в процессе принятия решений); второй – сохранению и рациональному использованию ресурсов в целях развития (включая защиту атмосферы, борьбу с обезлесением, опустыниванием, засухой и др.); третий – укреплению роли основных групп населения (женщин, молодежи, различных категорий трудящихся); четвертый – различным средствам осуществления (в том числе финансовым ресурсам и механизмам, организационно-правовым средствам решения проблем охраны окружающей среды).
В Декларации принципов, также принятой на Конференции, зафиксировано 27 принципов, направленных на достижение устойчивого развития. В целом Декларация ориентирована на создание нового и равноправного глобального партнерства посредством формирования новых уровней сотрудничества между государствами и различными основными слоями общества. Здесь подчеркивается, что в центре проблем устойчивого развития находятся люди, которые имеют право на здоровую и производительную жизнь в гармонии с природой. Она также провозглашает право на развитие, которое должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений.
Следует отметить, что в последующие пять лет, прошедших после Конференции, ряд принципов, содержащихся в Декларации, был включен в большое число как международных, так и национальных правовых документов. В частности, это касается принципа общей, но дифференцированной ответственности, который включает важную концепцию и создает основу для международного партнерства; принципа осторожности; принципа «платит загрязнитель» и принципа оценки воздействия на окружающую среду.
Одним из документов, принятых Конференцией, является Заявление по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов. Оно впервые отражает консенсус государств по вопросам использования и сохранения всех типов лесов, независимо от их географического положения. Тогда как ранее основное внимание уделялось проблемам тропических лесов, здесь предлагается учитывать потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, а также использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.
Рациональное использование, сохранение и устойчивое освоение всех видов лесов – важнейший фактор экономического и социального развития, охраны окружающей среды и поддержания системы жизнеобеспечения планеты; леса являются одним из основных хранилищ биологического разнообразия, поглотителями и резервуарами углерода, важным источником возобновляемой энергии, особенно в наименее развитых странах, а также неотъемлемым элементом устойчивого развития. Нужно отметить, что в 80-е годы площадь мировых лесных массивов сократилась примерно на два процента, и хотя участки, покрытые лесом, в развитых регионах остались практически без изменения, в "развивающихся странах площадь естественного лесного покрова уменьшилась практически на 8 процентов. В Европе основными причинами деградации лесных районов являются загрязнение воздуха (в том числе кислотные дожди), а также лесные пожары.
Также на Конференции были приняты две конвенции – Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Главной задачей Рамочной конвенции об изменении климата стало регулирование использования глобального ресурса, которым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного происхождения.
Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня выброс парниковых газов по-прежнему осуществляется в масштабах, превышающих согласованные на международном уровне параметры стабилизации в соответствии с Конвенцией.
В 1996 году в Российской Федерации постановлением правительства была утверждена федеральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий».
В Конвенции по биоразнообразию подчеркивается, что сохранение биоразнообразия является общей задачей человечества, а государства, обладая суверенными правами на свои биологические ресурсы, отвечают за сохранение своего биоразнообразия и устойчивый характер использования биоресурсов. Целями Конвенции являются сохранение биоразнообразия, устойчивое использование его компонентов и справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате эксплуатации генетических ресурсов, в том числе путем соответствующего доступа к ним и передачи технологий, с учетом всех прав на эти ресурсы и технологии.
Угрозу биоразнообразию создают разрушение естественной среды распространения видов, чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов, загрязнение и неоправданное внедрение флоры и фауны, несвойственной для данной естественной среды. В рамках Конвенции принят Джакартский мандат по сохранению и устойчивому использованию морского и прибрежного разнообразия. Государствами – участниками Конвенции приняты рекомендации об укреплении потенциала в области обеспечения биобезопасности. Также Комиссией по устойчивому развитию в рамках Конвенции предложено создать всемирную сеть защищенных районов с высоким уровнем биологического разнообразия – так называемых «горячих точек». Конференция стала тем форумом, после которого концепции охраны окружающей среды и социально-экономического развития уже не могут рассматриваться изолированно.
6. Концепция экологической безопасности
Новой концепцией, которая предлагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологической безопасности, которая призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию всех государств. Она не может быть достигнута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между государствами.
Экологическая безопасность – это сложная взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними.
Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. При этом защита и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением.
Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться так, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, Но и всему международному сообществу в целом.
Международная экологическая безопасность предполагает такое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды. Правовыми средствами обеспечения экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные международные договоры. Речь идет также о необходимости формирования своего рода «экологического правового пространства» и необходимости разработки единого правового документа в области защиты окружающей среды, который стал бы одной из важнейших составляющих экологической безопасности.
Концепция экологической безопасности отражает озабоченность, связанную с всеобщей безопасностью, с экологической деградацией как причиной и следствием конфликтов. Экологическая деградация, особенно в странах «третьего мира», нередко ведет к обострению конфликтов, возникших по другим причинам. В связи с этим сотрудничество в области окружающей среды важно не только само по себе: хорошо налаженное, оно может служить средством смягчения враждебных проявлений, укрепления доверия и содействия урегулированию подобных конфликтных ситуаций.
7. Концепция устойчивого развития
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Повестка дня на XXI век, рассмотревшая во взаимосвязи вопросы охраны окружающей среды и развития. Здесь был установлен всеобъемлющий глобальный подход к обеспечению устойчивого развития и учреждена Комиссия по устойчивому развитию. Комиссия способствовала ускорению принятия новых мер и обязательств и содействовала обсуждению вопросов устойчивого развития.
Комиссии по устойчивому развитию принадлежит особая роль в деле оценки задач глобализации, связанных с процессом устойчивого развития. Она выполняет свои функции в координации с другими вспомогательными органами Экономического и Социального Совета и разрабатывает в рамках своего мандата рекомендации для ЭКОСОС.
Комиссия занимается вопросами, которые имеют решающее значение для достижения целей устойчивого развития. Она содействует осуществлению политики, предусматривающей комплексный учет экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития и обеспечивает системное рассмотрение связей не только между секторами, но и между секторальными и межсекторальными аспектами Повестки дня на XXI век.
Взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами устойчивого развития являются как экономическое, так и социальное развитие и охрана окружающей среды, а необходимым условием является наличие научно-технической информации, включая доступ к экологически чистым технологиям и их передаче.
Корни концепции уходят в доктрину экоразвития о гармонизации интересов социально-экономического развития и охраны окружающей среды, к которой призывала ЮНЕЙ в 80-е годы. Но если теория экоразвития отвечала в основном интересам развивающихся стран, то концепция устойчивого развития учитывает интересы различных государств и слоев населения.
Впервые концепция устойчивого развития была выдвинута в 1980 году во Всемирной стратегии охраны природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы и Всемирного фонда дикой природы.
В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) сделала акцент на необходимости устойчивого развития,, при котором удовлетворение потребностей настоящего времени не ставит под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. Прозвучало предупреждение о том, что необходимы изменения в деловой активности и образе жизни людей, иначе человечество ожидает резкое ухудшение окружающей среды.
Предполагалось, что для реализации положений Повестки дня на XXI век будет разработана более крупная программа в рамках системы ООН, помимо ЮНЕП, но решения Конференции, а затем 47-й сессии ГА ООН не содержали таких указаний и не предусматривали выделения новых дополнительных финансовых ресурсов, поскольку Повестка дня должна реализовываться в основном государствами и финансироваться за счет государственного и частного секторов самих стран при поддержке, по необходимости, со стороны ООН.
Финансовым механизмом осуществления Повестки дня для развитых стран стал целевой показатель, предусматривающий выделение 0,7% ВНП на оказание официальной помощи в целях развития а также согласованного в рамках ООН показателя, предусматривающего выделение 0,15% ВНП на оказание официальной помощи в целях развития наименее развитым странам. Другим финансовым механизмом стало Глобальное экологическое предприятие – фонд, созданный совместно ЮНЕП, Всемирным банком и Программой ООН по развитию.