Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18238

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В рамках ЕЭК ООН группами экспертов разрабатываются руко­водящие принципы поведения государств, затем они принимаются Комитетом по экологической политике и в недалеком будущем могут быть включены в конвенции. Следует отметить, что эти принципы достаточно динамичны, так как пересматриваются раз в три года, исходя из опыта их осуществления. Так, на основании Декларации ЕЭК о политике в области предупреждения и борьбы с загрязнением водных ресурсов, включая трансграничное загрязнение, Декларации ЕЭК о политике в области рационального использования водных ресурсов, принципов сотрудничества в области трансграничных вод ЕЭК, Хартии рационального использования подземных вод ЕЭК и Кодекса поведения при аварийном загрязнении трансграничных внутренних вод была разработана и принята Европейская конвенция 1992 года о защите и использовании трансграничных водотоков и международных озер.

5. Международные конференции по окружающей среде

Поскольку до недавнего времени большая часть факторов ухуд­шения окружающей среды носила локальный характер, она могла быть ликвидирована на местном или национальном уровне. В новых условиях экологическая угроза требует совершенно нового отноше­ния к себе. Это связано с феноменом макрозагрязнения, глобальный характер которого не позволяет справиться с ним усилиями отдель­ных стран.

Ущерб, причиняемый окружающей среде антропогенной деятель­ностью, выходит за пределы не только отдельных государств, но и целых регионов. Возникает необходимость четкой координации уси­лий различных стран в борьбе с планетарным экологическим кризи­сом. Государства сотрудничают в деле разработки и принятия не только региональных, но и универсальных международно-правовых норм, что позволит им реализовать глобальную стратегию защиты окружающей среды и рационального использования природных ре­сурсов, основанную на концепции устойчивого развития.

Исторически первым глобальным форумом по вопросам охраны окружающей среды стала Стокгольмская конференция ООН 1972 года по окружающей человека среде. Несмотря на то что принятая на ней Декларация принципов не обладает обязательной юридической си­лой, большая часть из них стала не только нормами обычного права, но и закреплена как в региональных, так и в универсальных догово­рах по охране окружающей среды (например, Принципы о взаимном непричинении экологического ущерба, защите морской среды от загрязнения и др.).

Качественно новым этапом в области охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состояв­шаяся в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Она рассмотрела во взаимосвя­зи вопросы устойчивого экономического развития и охраны окружаю­щей среды. Вся конференция была пронизана идеей глобального партнерства различных социальных групп и слоев населения, их сотрудничества на различных уровнях, а также необходимостью диф­ференцированного подхода с учетом специфических условий и по­требностей стран с переходной экономикой. К их числу были отне­сены Россия, а также ряд стран СНГ и Восточной Европы.


Конференция приняла Повестку дня на XXI век, которая являет­ся стратегией глобального сотрудничества в сфере охраны окружа­ющей среды для достижения устойчивого развития. Она определяет действия государств, международных организаций, населения (в том числе женщин, молодежи, коренных народов), их вклад в решение этих проблем. Повестка содержит четыре раздела. Первый посвя­щен социально-экономическим аспектам (в том числе вопросам ок­ружающей среды и развития в процессе принятия решений); вто­рой – сохранению и рациональному использованию ресурсов в целях развития (включая защиту атмосферы, борьбу с обезлесени­ем, опустыниванием, засухой и др.); третий – укреплению роли основных групп населения (женщин, молодежи, различных катего­рий трудящихся); четвертый – различным средствам осуществле­ния (в том числе финансовым ресурсам и механизмам, организа­ционно-правовым средствам решения проблем охраны окружающей среды).

В Декларации принципов, также принятой на Конференции, за­фиксировано 27 принципов, направленных на достижение устойчи­вого развития. В целом Декларация ориентирована на создание нового и равноправного глобального партнерства посредством фор­мирования новых уровней сотрудничества между государствами и различными основными слоями общества. Здесь подчеркивается, что в центре проблем устойчивого развития находятся люди, которые имеют право на здоровую и производительную жизнь в гармонии с природой. Она также провозглашает право на развитие, которое должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетво­рялись потребности нынешнего и будущих поколений.

Следует отметить, что в последующие пять лет, прошедших после Конференции, ряд принципов, содержащихся в Декларации, был включен в большое число как международных, так и национальных правовых документов. В частности, это касается принципа общей, но дифференцированной ответственности, который включает важ­ную концепцию и создает основу для международного партнерства; принципа осторожности; принципа «платит загрязнитель» и прин­ципа оценки воздействия на окружающую среду.

Одним из документов, принятых Конференцией, является Заяв­ление по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов. Оно впервые отражает консенсус государств по вопросам ис­пользования и сохранения всех типов лесов, независимо от их гео­графического положения. Тогда как ранее основное внимание уде­лялось проблемам тропических лесов, здесь предлагается учитывать потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, а также использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.

Рациональное использование, сохранение и устойчивое освоение всех видов лесов – важнейший фактор экономического и социаль­ного развития, охраны окружающей среды и поддержания системы жизнеобеспечения планеты; леса являются одним из основных хра­нилищ биологического разнообразия, поглотителями и резервуарами углерода, важным источником возобновляемой энергии, особенно в наименее развитых странах, а также неотъемлемым элементом устой­чивого развития. Нужно отметить, что в 80-е годы площадь мировых лесных массивов сократилась примерно на два процента, и хотя участки, покрытые лесом, в развитых регионах остались практически без изменения, в "развивающихся странах площадь естественного лесного покрова уменьшилась практически на 8 процентов. В Европе основными причинами деградации лесных районов являются за­грязнение воздуха (в том числе кислотные дожди), а также лесные пожары.


Также на Конференции были приняты две конвенции – Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом раз­нообразии. Главной задачей Рамочной конвенции об изменении кли­мата стало регулирование использования глобального ресурса, кото­рым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного происхождения.

Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концент­раций парниковых газов в атмосфере на уровне, который пред­отвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня выброс парниковых газов по-прежнему осуществляется в масштабах, превышающих со­гласованные на международном уровне параметры стабилизации в соответствии с Конвенцией.

В 1996 году в Российской Федерации постановлением правитель­ства была утверждена федеральная целевая программа «Предотвра­щение опасных изменений климата и их отрицательных послед­ствий».

В Конвенции по биоразнообразию подчеркивается, что сохране­ние биоразнообразия является общей задачей человечества, а госу­дарства, обладая суверенными правами на свои биологические ресур­сы, отвечают за сохранение своего биоразнообразия и устойчивый характер использования биоресурсов. Целями Конвенции являются сохранение биоразнообразия, устойчивое использование его компо­нентов и справедливое и равноправное распределение выгод, возни­кающих в результате эксплуатации генетических ресурсов, в том числе путем соответствующего доступа к ним и передачи технологий, с учетом всех прав на эти ресурсы и технологии.

Угрозу биоразнообразию создают разрушение естественной среды распространения видов, чрезмерная эксплуатация биологических ре­сурсов, загрязнение и неоправданное внедрение флоры и фауны, несвойственной для данной естественной среды. В рамках Конвенции принят Джакартский мандат по сохранению и устойчивому исполь­зованию морского и прибрежного разнообразия. Государствами – участниками Конвенции приняты рекомендации об укреплении потенциала в области обеспечения биобезопасности. Также Комис­сией по устойчивому развитию в рамках Конвенции предложено создать всемирную сеть защищенных районов с высоким уровнем биологического разнообразия – так называемых «горячих точек». Конференция стала тем форумом, после которого концепции охраны окружающей среды и социально-экономического развития уже не могут рассматриваться изолированно.

6. Концепция экологической безопасности

Новой концепцией, которая предлагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологичес­кой безопасности, которая призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию всех государств. Она не может быть достиг­нута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между го­сударствами.


Экологическая безопасность – это сложная взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного при­родного баланса между ними.

Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопро­сов охраны окружающей среды выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. При этом защита и улучшение охра­ны окружающей среды, рациональное использование всех природ­ных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов меж­дународной безопасности, в том числе с разоружением.

Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воздействие эколо­гических стрессов на местном, национальном, региональном и гло­бальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться так, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, Но и всему международному сообществу в целом.

Международная экологическая безопасность предполагает такое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повы­шение качества окружающей среды. Правовыми средствами обеспе­чения экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные международные договоры. Речь идет также о не­обходимости формирования своего рода «экологического правового пространства» и необходимости разработки единого правового до­кумента в области защиты окружающей среды, который стал бы одной из важнейших составляющих экологической безопасности.

Концепция экологической безопасности отражает озабоченность, связанную с всеобщей безопасностью, с экологической деградацией как причиной и следствием конфликтов. Экологическая деградация, особенно в странах «третьего мира», нередко ведет к обострению конфликтов, возникших по другим причинам. В связи с этим сотруд­ничество в области окружающей среды важно не только само по себе: хорошо налаженное, оно может служить средством смягчения враж­дебных проявлений, укрепления доверия и содействия урегулирова­нию подобных конфликтных ситуаций.

7. Концепция устойчивого развития

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Повестка дня на XXI век, рассмотревшая во взаимосвязи вопросы охраны окружающей среды и развития. Здесь был установ­лен всеобъемлющий глобальный подход к обеспечению устойчивого развития и учреждена Комиссия по устойчивому развитию. Комис­сия способствовала ускорению принятия новых мер и обязательств и содействовала обсуждению вопросов устойчивого развития.


Комиссии по устойчивому развитию принадлежит особая роль в деле оценки задач глобализации, связанных с процессом устойчивого развития. Она выполняет свои функции в координации с другими вспомогательными органами Экономического и Социального Совета и разрабатывает в рамках своего мандата рекомендации для ЭКОСОС.

Комиссия занимается вопросами, которые имеют решающее зна­чение для достижения целей устойчивого развития. Она содействует осуществлению политики, предусматривающей комплексный учет экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития и обеспечивает системное рассмотрение связей не только между секторами, но и между секторальными и межсекторальными аспектами Повестки дня на XXI век.

Взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами устой­чивого развития являются как экономическое, так и социальное раз­витие и охрана окружающей среды, а необходимым условием яв­ляется наличие научно-технической информации, включая доступ к экологически чистым технологиям и их передаче.

Корни концепции уходят в доктрину экоразвития о гармонизации интересов социально-экономического развития и охраны окружаю­щей среды, к которой призывала ЮНЕЙ в 80-е годы. Но если теория экоразвития отвечала в основном интересам развивающихся стран, то концепция устойчивого развития учитывает интересы различных государств и слоев населения.

Впервые концепция устойчивого развития была выдвинута в 1980 году во Всемирной стратегии охраны природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы и Всемирного фонда дикой природы.

В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная ко­миссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) сделала акцент на необходимости устойчивого развития,, при котором удовлетво­рение потребностей настоящего времени не ставит под угрозу удов­летворение потребностей будущих поколений. Прозвучало преду­преждение о том, что необходимы изменения в деловой активности и образе жизни людей, иначе человечество ожидает резкое ухудше­ние окружающей среды.

Предполагалось, что для реализации положений Повестки дня на XXI век будет разработана более крупная программа в рамках системы ООН, помимо ЮНЕП, но решения Конференции, а затем 47-й сессии ГА ООН не содержали таких указаний и не предусматривали вы­деления новых дополнительных финансовых ресурсов, поскольку Повестка дня должна реализовываться в основном государствами и финансироваться за счет государственного и частного секторов са­мих стран при поддержке, по необходимости, со стороны ООН.

Финансовым механизмом осуществления Повестки дня для раз­витых стран стал целевой показатель, предусматривающий выделе­ние 0,7% ВНП на оказание официальной помощи в целях развития а также согласованного в рамках ООН показателя, предусматри­вающего выделение 0,15% ВНП на оказание официальной помощи в целях развития наименее развитым странам. Другим финансовым механизмом стало Глобальное экологическое предприятие – фонд, созданный совместно ЮНЕП, Всемирным банком и Программой ООН по развитию.