Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18730
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Так, в Российской Федерации приняты Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» 1996 года, Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» 1998 года. Аналогичные законы приняты государствами мирового сообщества.
Международный обычай. Ряд международных обычаев вошли в Конвенцию о принципах экологического мониторинга, Конвенцию об изменении климата и о биологическом разнообразии 1992 года и др.
Международные договоры и соглашения, например Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о научно-техническом сотрудничестве 1996 года, по которому стороны осуществляют мероприятия по развитию генной инженерии и биотехнологии, стандартизации, метрологии, сертификации, энергетики и окружающей среды. Одновременно такие соглашения только в 1998 году подписаны Российской Федерацией с Султанатом Оман, Чешской Республикой, Монголией, Соединенными Штатами Америки и др.
Программы в области науки и техники заключаются в рамках международных организаций и между отдельными государствами и представляют собой договоры особого рода, например Программа развития Организации Объединенных Наций в области науки и техники, Программа технологического возрождения Европы «Эврика» и др. Нормы, сформулированные в этих программах, устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники, выполняя тем самым роль международного согласованного планирования отношений в области науки и техники.
Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники. Использование государствами достижений научно-технического развития, углубление международной специализации в этой сфере способствуют утверждению в международном праве новых направлений научно-технического сотрудничества. Такое сотрудничество государств реализуется в следующих формах: осуществление научно-исследовательских и технологических проектов, в том числе силами совместных коллективов; содействие созданию государственных и частных структур для развития научно-технического сотрудничества, внедрению его результатов; обмен учеными и специалистами; проведение совместных семинаров, конференций, симпозиумов и научно-технических выставок и др. В области интеллектуальной собственности физическим и юридическим лицам предоставляется правовая охрана в соответствии с международными договорами и соглашениями.
Универсальные международные договоры и программы в области науки и техники. Значительный объем научно-технического, технологического сотрудничества между государствами координируется в рамках ООН. Так, Конференцией ООН «Мир науки» 1963 года, второй Конференцией ООН в области науки и техники в целях развития 1979 года были приняты Программы развития науки и всемирный план действий по применению науки и техники в целях развития. Третью Конференцию ООН по науке планируется созвать в 1999 году.
В свете реализации этих программ в 1989 году была разработана и сформулирована Программа ООН по техническому сотрудничеству развивающихся стран (ТСРС), включая использование заинтересованными странами организационно-правовых методик ТСРС в решении неотложных проблем во взаимных обменах между ними ноу-хау.
Большое значение ООН придает формированию кадрового потенциала для многостороннего сотрудничества в области науки и техники, которое осуществляется на национальном, региональном и международном уровнях. Только в системе органов и учреждений ООН созданы Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР), осуществляющий подготовку кадров, в том числе и в области научно-технического сотрудничества; Университет мира (Коста-Рика); Университет ООН с научно-исследовательскими и учебными центрами по исследованию экономического развития (Финляндия); по промышленному развитию в Африке (Кот д’Ивуар), по новым технологиям (Королевство Нидерландов); Африканский институт ООН по экономическому развитию; Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР); Международный учебный и научно-исследовательский институт ООН по улучшению положения женщин (Доминиканская Республика); Университет ООН (Япония), в состав Ученого совета которого входил академик Е.М. Примаков; Международная академия ООН по управлению, созданная в 1997 году (Швейцария).
Формируется международное образовательное право, принято более 50 нормативных международных документов: о статусе образовательных учреждений, о статусе научного и педагогического работника, о признании учебных курсов и дипломов, о стандартизации в образовании, о правовом положении учащегося и др. Эти конвенции и рекомендации, стандарты и международные договоры формируют национальные отрасли образовательного законодательства. Единые формы документов о повышении квалификации и профессиональной подготовки с использованием опыта зарубежных фирм получают международно-правовую регламентацию. Так, в ходе советско-германских переговоров 1988 года сторонами были приняты соглашения по подготовке и повышению квалификации специалистов и руководящих кадров экономики.
В рамках ООН формируется механизм международно-правового контроля за использованием новых научно-технических разработок, имеющих потенциально военное применение. Вопросы организации международного контроля за использованием достижений науки и техники в мирных целях были сформулированы на Конференции ООН по вопросам разоружения (Киото, Япония, 1989 г.). Конференция ООН «Новые тенденции в науке и технике» (Сензе, Япония, 1990 г.) определила широкие области, в которых осуществляются научно-технические разработки и открытия: информатика, биотехнология, технология материалов, ядерная и космическая технология. Эта же конференция рассмотрела вопросы, связанные с технологическими изменениями и глобальной безопасностью.
Региональные программы и договоры в области научно-технического развития. Интеграционные процессы развития мирового хозяйства, процессы ускорения научно-технического развития государства ведут к появлению новых международных региональных программ в области науки и техники. В 1987 году в рамках Всеафриканского научного и технического союза принята Программа по использованию достижений науки и техники в целях развития, которая предусматривает формирование механизма международного сотрудничества научных объединений в области науки и техники африканских государств с другими странами. Африканское экономическое сообщество, как и субрегиональные африканские экономические объединения, осуществляет координацию деятельности государств в области науки и техники. В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе разработан и подписан всеобъемлющий свод законодательных актов, направленных на развитие науки и техники стран – членов АСЕАН и других интеграционных экономических объединений этого региона.
В Европейском Союзе в середине 80-х годов предприняты шаги по выработке единой научно-технической и промышленной политики.
Цель этой деятельности – «обеспечить условия, необходимые для стимулирования конкурентоспособности промышленности Сообщества, и укрепить научную и технологическую базу европейской промышленности» (Римский договор 1957 г., Амстердамский договор 1997 г., ст. 130 разд. 15 «Промышленность» и «Исследования и технологическое развитие»). Реализация этих целей осуществляется путем создания и финансирования Европейским Союзом (или совместно с государствами-членами, другими странами и организациями) различных программ развития научных исследований и новых технологий. В 1985 году в ЕЭС была принята программа технологического возрождения Европы «Эврика», которая в настоящее время составляет Европейское технологическое сообщество. В рамках программы «Эврика» разрабатываются и утверждаются совместные проекты стран Европейского Союза по использованию новых научных разработок. Заключены также рамочные соглашения с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, странами Северного совета о научно-техническом партнерстве и сотрудничестве в рамках программы «Эврика». Среди других научно-исследовательских программ Сообщества можно назвать программы развития электрических технологий (ЭСПИРИТ) и др.
В рамках Содружества Независимых Государств в соответствии с Соглашением о межгосударственном научно-техническом сотрудничестве от 15 мая 1992 г. был создан Межгосударственный научно-технический совет, на который возложено выполнение функций согласования предложений по направлениям межгосударственного научно-технического сотрудничества. В 1995 году государства – участники СНГ заключили Соглашение о создании общего научно-технологического пространства, базирующегося на формировании технопарков и зон технологической кооперации и передачи новейших технологий. В 1997 году образовано объединение энергосистем СНГ на основе договора о параллельной работе энергетических систем СНГ.
Соглашением, подписанным в 1992 году представителями Российской Федерации, США, Японии и Европейским Союзом, учрежден Международный научно-технический центр как международная межправительственная организация, которая финансирует и контролирует научно-технические проекты в мирных целях на территории России, а также других заинтересованных государств СНГ и Грузии. Центр должен содействовать фундаментальным прикладным исследованиям и техническим разработкам в области разоружения, ликвидации ядерных средств массового уничтожения, охраны окружающей среды, производства энергии и обеспечения безопасности в атомной энергетике.
Продвижение российской высокотехнологической продукции на мировой рынок, как отмечается в Законе Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 1996 года, направлено на налаживание и расширение научно-технических связей с ведущими государствами и международными организациями и ускорение процесса кооперации с новыми индустриальными странами в области наукоемких технологий с целью обеспечения единого научного и экономического пространства стран Содружества Независимых Государств. Дальневосточное энергетическое сообщество (Евроазиатский мост) позволит обеспечить природным газом развитые государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В повестку дня международных организаций и на двустороннем уровне научно-технического сотрудничества входят вопросы использования полученных результатов научно-технической деятельности и распределения прав на интеллектуальную собственность (Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. от
18 мая 1998 г.). Отсюда научно-техническое сотрудничество определяется как деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе поставкой и закупкой, а также разработкой и производством продукции научно-технического назначения (Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 мая 1998 г.).
Продукция научно-технического назначения объединяет машины, технику, работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информацию о научно-технической деятельности (ст. 1 Закона). Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию государственной политики в области научно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, издает в пределах своих полномочий нормативные акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции научно-технического, технологического назначения, заключает международные соглашения с иностранными государствами, создает двусторонние и многосторонние межправительственные комиссии по научно-техническому сотрудничеству (ст. 10 Закона). Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы от 24 июля 1998 г. определяются мероприятия по формированию наукоградов, академгородков, государственных научных центров, определяющих инновационную структуру и коммерциализацию технологий, направленную на взаимосвязь энергетики и охраны окружающей среды и расширения общеевропейского сотрудничества в исследовании, разработке и внедрении энергосберегающих технологий, способствующих уменьшению вредных выбросов в атмосферу.
9. Международно-правовое сотрудничество в области культуры
Многообразная и широко разветвленная практика межгосударственных культурных связей на базе основных принципов международного права привела к созданию нового типа международных культурных отношений и оказывает благотворное воздействие на характер и формы международных отношений. В его основе лежит понимание, в соответствии со ст. 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, того, что «каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».
Провозглашение одной из целей ООН осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем культурного характера означает, что такое сотрудничество должно осуществляться на основе принципов, закрепленных в Уставе ООН: неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др.
В принятой в 1970 году Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что каждое государство обладает правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему, без вмешательства извне определять свое культурное развитие.
Культуры всех государств равны, так же как равны культуры всех народов, наций, национальностей, национальных и этнических групп, а также культуры давно исчезнувших цивилизаций, оставившие свой след в мировой культуре. Все культуры в их богатом многообразии и взаимном влиянии являются частью общего достояния человечества.
Все народы должны стремиться продолжать развитие всех отраслей культуры, с тем чтобы обеспечить гармоничное равновесие между техническим и морально-интеллектуальным прогрессом человечества.
Культурное сотрудничество должно осуществляться на основе взаимной выгоды, содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей.
Целями международного культурного сотрудничества являются: распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур, обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов. При осуществлении культурного сотрудничества следует уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодежи.
В сфере культурного сотрудничества имеются и специальные принципы. Они отражены в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, которая была одобрена 14-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г. В Преамбуле Декларации говорится, что она провозглашена для того, чтобы «правительства, власти, организации, ассоциации и учреждения, ответственные за культурную деятельность, постоянно руководствовались этими принципами».