Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18730

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Так, в Российской Федерации приняты Закон Российской Феде­рации «О науке и государственной научно-технической политике» 1996 года, Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничест­ве Российской Федерации с иностранными государствами» 1998 года. Аналогичные законы приняты государствами мирового сообщества.

Международный обычай. Ряд международных обычаев вошли в Конвенцию о принципах экологического мониторинга, Конвенцию об изменении климата и о биологическом разнообразии 1992 года и др.

Международные договоры и соглашения, например Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о научно-техническом сотрудничестве 1996 года, по которому стороны осуществляют мероприятия по развитию генной инженерии и биотехнологии, стандартизации, мет­рологии, сертификации, энергетики и окружающей среды. Одновре­менно такие соглашения только в 1998 году подписаны Российской Федерацией с Султанатом Оман, Чешской Республикой, Монголией, Соединенными Штатами Америки и др.

Программы в области науки и техники заключаются в рамках международных организаций и между отдельными государствами и представляют собой договоры особого рода, например Программа развития Организации Объединенных Наций в области науки и тех­ники, Программа технологического возрождения Европы «Эврика» и др. Нормы, сформулированные в этих программах, устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники, выполняя тем самым роль международного согласованного планирования отношений в области науки и техники.

Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники. Использование государствами достиже­ний научно-технического развития, углубление международной спе­циализации в этой сфере способствуют утверждению в международ­ном праве новых направлений научно-технического сотрудничества. Такое сотрудничество государств реализуется в следующих формах: осуществление научно-исследовательских и технологических проек­тов, в том числе силами совместных коллективов; содействие созда­нию государственных и частных структур для развития научно-техни­ческого сотрудничества, внедрению его результатов; обмен учеными и специалистами; проведение совместных семинаров, конференций, симпозиумов и научно-технических выставок и др. В области интел­лектуальной собственности физическим и юридическим лицам пре­доставляется правовая охрана в соответствии с международными до­говорами и соглашениями.

Универсальные международные договоры и программы в обла­сти науки и техники. Значительный объем научно-технического, технологического сотрудничества между государствами координируется в рамках ООН. Так, Конференцией ООН «Мир науки» 1963 года, второй Конференцией ООН в области науки и техники в целях развития 1979 года были приняты Программы развития науки и все­мирный план действий по применению науки и техники в целях раз­вития. Третью Конференцию ООН по науке планируется созвать в 1999 году.


В свете реализации этих программ в 1989 году была разработана и сформулирована Программа ООН по техническому сотрудничеству развивающихся стран (ТСРС), включая использование заинтересо­ванными странами организационно-правовых методик ТСРС в ре­шении неотложных проблем во взаимных обменах между ними ноу-хау.

Большое значение ООН придает формированию кадрового потен­циала для многостороннего сотрудничества в области науки и тех­ники, которое осуществляется на национальном, региональном и международном уровнях. Только в системе органов и учреждений ООН созданы Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР), осуществляющий подготовку кадров, в том числе и в области научно-технического сотрудничества; Университет мира (Коста-Рика); Университет ООН с научно-исследовательскими и учебными центрами по исследованию экономического развития (Финляндия); по промышленному развитию в Африке (Кот д’Ивуар), по новым технологиям (Королевство Нидерландов); Африканский институт ООН по экономическому развитию; Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР); Международный учебный и научно-исследовательский институт ООН по улучшению положения женщин (Доминиканская Республика); Университет ООН (Япония), в состав Ученого совета которого входил академик Е.М. Примаков; Международная академия ООН по управлению, со­зданная в 1997 году (Швейцария).

Формируется международное образовательное право, принято более 50 нормативных международных документов: о статусе образо­вательных учреждений, о статусе научного и педагогического работ­ника, о признании учебных курсов и дипломов, о стандартизации в образовании, о правовом положении учащегося и др. Эти конвенции и рекомендации, стандарты и международные договоры формируют национальные отрасли образовательного законодательства. Единые формы документов о повышении квалификации и профессиональ­ной подготовки с использованием опыта зарубежных фирм получают международно-правовую регламентацию. Так, в ходе советско-гер­манских переговоров 1988 года сторонами были приняты соглаше­ния по подготовке и повышению квалификации специалистов и руководящих кадров экономики.

В рамках ООН формируется механизм международно-правового контроля за использованием новых научно-технических разработок, имеющих потенциально военное применение. Вопросы орга­низации международного контроля за использованием достижений науки и техники в мирных целях были сформулированы на Кон­ференции ООН по вопросам разоружения (Киото, Япония, 1989 г.). Конференция ООН «Новые тенденции в науке и технике» (Сензе, Япония, 1990 г.) определила широкие области, в которых осу­ществляются научно-технические разработки и открытия: инфор­матика, биотехнология, технология материалов, ядерная и кос­мическая технология. Эта же конференция рассмотрела вопросы, связанные с технологическими изменениями и глобальной безопас­ностью.


Региональные программы и договоры в области научно-техни­ческого развития. Интеграционные процессы развития мирового хозяйства, процессы ускорения научно-технического развития госу­дарства ведут к появлению новых международных региональных программ в области науки и техники. В 1987 году в рамках Всеафриканского научного и технического союза принята Программа по использованию достижений науки и техники в целях развития, ко­торая предусматривает формирование механизма международного сотрудничества научных объединений в области науки и техники африканских государств с другими странами. Африканское эконо­мическое сообщество, как и субрегиональные африканские эконо­мические объединения, осуществляет координацию деятельности государств в области науки и техники. В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе разработан и подписан всеобъемлющий свод законодательных актов, направленных на развитие науки и техники стран – членов АСЕАН и других интеграционных экономических объединений этого региона.

В Европейском Союзе в середине 80-х годов предприняты ша­ги по выработке единой научно-технической и промышленной по­литики.

Цель этой деятельности – «обеспечить условия, необходимые для стимулирования конкурентоспособности промышленности Сооб­щества, и укрепить научную и технологическую базу европейской промышленности» (Римский договор 1957 г., Амстердамский дого­вор 1997 г., ст. 130 разд. 15 «Промышленность» и «Исследования и технологическое развитие»). Реализация этих целей осуществляется путем создания и финансирования Европейским Союзом (или совме­стно с государствами-членами, другими странами и организациями) различных программ развития научных исследований и новых тех­нологий. В 1985 году в ЕЭС была принята программа технологичес­кого возрождения Европы «Эврика», которая в настоящее время составляет Европейское технологическое сообщество. В рамках программы «Эврика» разрабатываются и утверждаются совместные проекты стран Европейского Союза по использованию новых научных разработок. Заключены также рамочные соглашения с Бол­гарией, Венгрией, Польшей, Чехией, странами Северного совета о научно-техническом партнерстве и сотрудничестве в рамках про­граммы «Эврика». Среди других научно-исследовательских программ Сообщества можно назвать программы развития электрических тех­нологий (ЭСПИРИТ) и др.

В рамках Содружества Независимых Государств в соответствии с Соглашением о межгосударственном научно-техническом сотруд­ничестве от 15 мая 1992 г. был создан Межгосударственный научно-технический совет, на который возложено выполнение функций со­гласования предложений по направлениям межгосударственного научно-технического сотрудничества. В 1995 году государства – уча­стники СНГ заключили Соглашение о создании общего научно-технологического пространства, базирующегося на формировании технопарков и зон технологической кооперации и передачи новей­ших технологий. В 1997 году образовано объединение энергосистем СНГ на основе договора о параллельной работе энергетических сис­тем СНГ.


Соглашением, подписанным в 1992 году представителями Россий­ской Федерации, США, Японии и Европейским Союзом, учрежден Международный научно-технический центр как международная меж­правительственная организация, которая финансирует и контроли­рует научно-технические проекты в мирных целях на территории России, а также других заинтересованных государств СНГ и Грузии. Центр должен содействовать фундаментальным прикладным иссле­дованиям и техническим разработкам в области разоружения, ликви­дации ядерных средств массового уничтожения, охраны окружающей среды, производства энергии и обеспечения безопасности в атомной энергетике.

Продвижение российской высокотехнологической продукции на мировой рынок, как отмечается в Законе Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 1996 года, направлено на налаживание и расширение научно-тех­нических связей с ведущими государствами и международными ор­ганизациями и ускорение процесса кооперации с новыми индуст­риальными странами в области наукоемких технологий с целью обеспечения единого научного и экономического пространства стран Содружества Независимых Государств. Дальневосточное энергети­ческое сообщество (Евроазиатский мост) позволит обеспечить при­родным газом развитые государства Азиатско-Тихоокеанского регио­на. В повестку дня международных организаций и на двустороннем уровне научно-технического сотрудничества входят вопросы исполь­зования полученных результатов научно-технической деятельности и распределения прав на интеллектуальную собственность (Концеп­ция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. от

18 мая 1998 г.). Отсюда научно-техническое сотрудничество опреде­ляется как деятельность в области международных отношений, свя­занная с вывозом и ввозом, в том числе поставкой и закупкой, а так­же разработкой и производством продукции научно-технического назначения (Федеральный закон «О военно-техническом сотрудни­честве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 мая 1998 г.).

Продукция научно-технического назначения объединяет маши­ны, технику, работы, услуги и результаты интеллектуальной деятель­ности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информацию о научно-технической деятельности (ст. 1 Закона). Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию государственной политики в области научно-техничес­кого сотрудничества России с иностранными государствами, издает в пределах своих полномочий нормативные акты по вопросам, свя­занным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции научно-технического, технологического назначения, заключает меж­дународные соглашения с иностранными государствами, создает двусторонние и многосторонние межправительственные комиссии по научно-техническому сотрудничеству (ст. 10 Закона). Концеп­цией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы от 24 июля 1998 г. определяются мероприятия по форми­рованию наукоградов, академгородков, государственных научных центров, определяющих инновационную структуру и коммерциали­зацию технологий, направленную на взаимосвязь энергетики и охра­ны окружающей среды и расширения общеевропейского сотрудни­чества в исследовании, разработке и внедрении энергосберегающих технологий, способствующих уменьшению вредных выбросов в атмосферу.


9. Международно-правовое сотрудничество в области культуры

Многообразная и широко разветвленная практика межгосудар­ственных культурных связей на базе основных принципов между­народного права привела к созданию нового типа международных культурных отношений и оказывает благотворное воздействие на характер и формы международных отношений. В его основе лежит понимание, в соответствии со ст. 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, того, что «каждый человек имеет право свобод­но участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться ис­кусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его бла­гами».

Провозглашение одной из целей ООН осуществления между­народного сотрудничества в разрешении международных проблем культурного характера означает, что такое сотрудничество должно осуществляться на основе принципов, закрепленных в Уставе ООН: неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др.

В принятой в 1970 году Декларации ООН о принципах междуна­родного права, касающихся дружественных отношений и сотрудниче­ства между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что каждое государство обладает правом выбирать себе политичес­кую, экономическую, социальную и культурную систему, без вмеша­тельства извне определять свое культурное развитие.

Культуры всех государств равны, так же как равны культуры всех народов, наций, национальностей, национальных и этнических групп, а также культуры давно исчезнувших цивилизаций, оставившие свой след в мировой культуре. Все культуры в их богатом многообразии и взаимном влиянии являются частью общего достояния челове­чества.

Все народы должны стремиться продолжать развитие всех отрас­лей культуры, с тем чтобы обеспечить гармоничное равновесие между техническим и морально-интеллектуальным прогрессом чело­вечества.

Культурное сотрудничество должно осуществляться на основе взаимной выгоды, содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей.

Целями международного культурного сотрудничества являются: распространение знаний, содействие развитию дарований и обога­щение различных культур, обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов. При осуществлении культурного сотрудничества следует уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспи­танию молодежи.

В сфере культурного сотрудничества имеются и специальные принципы. Они отражены в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, которая была одобрена 14-й сессией Ге­неральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г. В Преамбуле Декларации говорится, что она провозглашена для того, чтобы «пра­вительства, власти, организации, ассоциации и учреждения, ответст­венные за культурную деятельность, постоянно руководствовались этими принципами».