Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18727
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В Декларации содержатся следующие принципы:
равенство культур: каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять;
служение культуры делу мира, развитию мирных и дружественных отношений между государствами;
взаимовыгодность культурного сотрудничества;
обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.
В 1976 году была принята и одобрена Генеральной конференцией ЮНЕСКО Рекомендация об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь.
В 1970 году в Венеции была созвана Первая межправительственная конференция министров культуры. Затем были проведены региональные конференции министров культуры стран Европы в Хельсинки (1972 г.), стран Азии и Тихого океана в Джакарте (1973 г.), африканских стран в Аккре (1975 г.) и стран Латинской Америки в Боготе (1978 г.).
Их выводы и рекомендации стали предметом изучения на состоявшейся в Мехико в 1982 году Всемирной конференции по политике в области культуры, в которой участвовали представители 129 государств-членов. На этой Конференции была принята 181 рекомендация. Под эгидой ООН и ЮНЕСКО в 1988 году было провозглашено Всемирное десятилетие развития культуры, основными задачами которого были учет культурного аспекта развития, утверждение культурной самобытности, расширение участия в культурной жизни и содействие международному культурному сотрудничеству.
Обширная программа мероприятий в рамках Десятилетия стала крупным вкладом в развитие культуры и цивилизации на нашей планете.
Международно-правовыми источниками, регулирующими сотрудничество стран в области культуры, являются международные договоры о дружбе и сотрудничестве, о правовой помощи, о культурном и научном сотрудничестве, программы культурного и научного сотрудничества, соглашения о создании и деятельности культурных центров, планы культурных и научных обменов.
В области культурных отношений заключены международные договоры на региональном уровне. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный государствами Американского континента в 1935 году (Пакт Рериха), Европейская культурная конвенция 1954 года, Европейская конвенция об охране археологического наследия, подписанная государствами – членами Европейского совета в 1969 году, Договор между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией о культурном сотрудничестве, Конвенция об охране археологического, исторического и художественного наследия американских наций 1976 года (Сан-Сальвадорская конвенция), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы, подписанная государствами – членами Совета Европы в 1985 году, и т.д.
На универсальном уровне сотрудничество в области культуры обеспечивает Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В Преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира.
Руководствуясь Уставом, ЮНЕСКО поощряет международные обмены, имеющие культурно-просветительские цели, работает над ознакомлением широкой общественности с малоизвестными сокровищами мирового культурного наследия и содействует обоюдному признанию различных культурных ценностей, служит информационным центром, предоставляющим государствам-членам документацию в области образования, науки и культуры.
По линии ЮНЕСКО подписано большое количество международных договоров:
Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (14 мая 1954 г.);
Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г.);
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) и др.
ЮНЕСКО были приняты рекомендации по вопросам культуры: о принципах международной регламентации археологических раскопок (1956 г.); о наиболее эффективных мерах обеспечения общедоступности музеев (1960 г.); о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (1964 г.); о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 г.); об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 г.); об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (1976 г.); о международном обмене культурными ценностями (1976 г.) и др.
16 ноября 1972 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО одобрила Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Ее участниками являются более 140 государств, в том числе и Российская Федерация.
Конвенция дает определение культурного и природного наследия, под которым понимаются три категории объектов: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
Первая категория объектов – это произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи; вторая – группы изолированных или объединенных строений; третья – достопримечательные места.
Каждое государство – сторона настоящей Конвенции должно обеспечивать выявление, охрану, сохранение и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории.
Этой Конвенцией создан Межправительственный комитет и Фонд по охране всемирного культурного и природного наследия. Как элемент Конвенции в 1972 году был составлен Список всемирного наследия. К настоящему времени в него внесены более 500 памятников культуры и природы, в том числе 12 российских объектов: исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместий Санкт-Петербурга, Кижский погост, Московский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и окрестностей, Соловецкий историко-культурный комплекс, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Коми (первый российский природный объект), озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая.
В стадии разработки находятся документы по представлению международных трансграничных природных объектов Убсунирская котловина (совместно с Монголией) и Куршская коса (совместно с Литвой). В Листе ожидания находятся еще 27 российский объектов.
В список всемирного наследия также включены из других стран: церковь Бояны в Болгарии, где сохранились древнейшие фрески XIII века, Шартрский собор и собор Парижской богоматери во Франции, церковь Урнеса XII века в Норвегии и т.д.
В 1997 году при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан Российский национальный комитет всемирного наследия.
Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и природного наследия и созданием региональной системы для охраны памятников, включенных в список мирового культурного наследия.
ЮНЕСКО сделала многое в плане практических мер по спасению ряда выдающихся памятников культуры. Были спасены от затопления в связи со строительством Асуанской плотины памятники Древней Нумибии в Египте и Судане, а позднее было принято решение о спасении памятников на египетском острове Филе, пострадавшем от частых наводнений.
Далее – спасение индонезийского храма Борободур, древнего города Мохенджо-Даро в Пакистане, Афинского акрополя, памятников Венеции и Флоренции, древнего Карфагена, античной столицы Таиланда Сулкхотан, ряда памятников в Перу, на Кубе, во Вьетнаме, на Мальте, древние святилища ацтеков и др.
Вопросы культурных связей заняли значительное место на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году, где был подписан Заключительный акт, в котором специальный раздел посвящен сотрудничеству в области культуры.
Одобренная этим совещанием Программа культурного сотрудничества включает расширение двусторонних и многосторонних контактов между соответствующими государственными учреждениями, неправительственными организациями и деятелями культуры, обеспечение лучших условий для доступа граждан к сокровищам мировой и национальной культуры.
Сотрудничество в области культуры Содружества Независимых Государств является важным моментом по сохранению исторической общности народов бывших республик Советского Союза. Подписаны соглашения о культурном и научном сотрудничестве с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией и др., всего с 11 государствами СНГ.
Государства СНГ, основываясь на договорно-правовой базе, которая охватывает широкий круг вопросов в области культуры, проводят большую работу в сфере расширения культурного сотрудничества в области кинематографии, книгоиздания, полиграфии, возвращения культурных и исторических ценностей.
С 1995 года действует Совет по культурному сотрудничеству на уровне заместителей министров культуры. Создан Фонд поддержки культурного сотрудничества. Проводятся Дни культуры и памятных дат, международных выставок, фестивалей театра, кино.
Подписаны международные договоры об учреждении информационных культурных центров с Азербайджаном, Арменией, Украиной, Казахстаном, Молдавией, Узбекистаном.
15 апреля 1998 г. был принят Закон Российской Федерации о культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. Основными целями этого Закона являются: защита указанных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации, а также неправомерной передачи кому бы то ни было, создание необходимых правовых условий для реального обращения указанных культурных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию Российской Федерации в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны.
15 апреля 1998 г. был принят Закон Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, который имеет своей целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, а также должен способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга.
Сегодня Российская Федерация поддерживает культурные связи в общей сложности со 146 государствами мира, в том числе с 11 государствами СНГ.
12 января 1995 г. была принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях культурного сотрудничества с зарубежными странами», а 17 мая 1996 г. – «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом».
ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ.
Глава 8. Права человека в международном публичном праве.
8.1. Международно-правовое регулирование положения населения.
8.2. Международно-правовые вопросы гражданства.
8.3. Правовое положение иностранных граждан.
8.4. Право убежища и правовое положение беженцев.
8.5. Международно-правовое регулирование в области прав человека.
8.6. Механизм защиты прав и свобод человека.
8.1. Международно-правовое регулирование положения населения.
Правовое положение населения любого государства определяется его внутренним законодательством. Но это не исключает возможности и целесообразности сотрудничество государств в этой области.
Население любого государства представляет собой совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Состав населения, как правило, представлен собственными гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом возможны варианты, когда та или иная категория населения имеет «смешанный статус», т.е. лица, имеют двойное гражданство. Кроме понятия «населения» в узком смысле слова, иногда встречается толкование в широком смысле слова, а именно, под населением понимают всех жителей земного шара.
В международном праве имеется система договорных и обычных норм, регулирующих вопросы гражданства. Например, к ним относятся международно-правовые нормы по вопросам гражданства, определения правового статуса иностранцев, бипатридов, лиц без гражданства. Особое место в вопросах международно-правового регулирования отводится изучению проблем и перспектив сотрудничества в области прав человека. Более того, необходимо отметить, что все изменения, происходящие в международном праве прямо или косвенно затрагивают вопросы населения. Например, когда государства координируют свои действия в вопросах сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью, одновременно решаются вопросы о выдаче преступника. Если государства сотрудничают в сфере космических исследований, то возникают правовые проблемы оказания помощи экипажу космического корабля в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Когда государства, к сожалению, находятся в состоянии вооруженного конфликта, обоюдно решаются вопросы защиты жертв войны. Для государств, сопредельных с воюющими, возникают проблемы обеспечения беженцев жильем, питанием, одеждой. Бесспорно, что косвенное влияние международно-правовых норм на положение населения государства разнообразно; с качественными изменениями в международно-правовом сотрудничестве усиливается степень и качество воздействия на внутреннее законодательство.
Таким образом, в международном праве наблюдается два направления воздействия международного права на положение населения отдельного государства.
Первое направление характеризуется воздействием общего характера. Оно имеет место, когда нормы международного права не имеют объектами своего воздействия конкретно ту или иную часть населения. Но при этом, международные стандарты побуждают государство внести изменения в правовое положение той или иной части населения. Например, одним из условий членства в Совете Европы является отмена смертной казни в национальном уголовном законодательстве. К примеру, система общепризнанных принципов международного права не влекут за собой изменения в правовом положении населения.. Но влияние этих принципов, бесспорно, изменяет содержание их гражданской правоспособности. Принцип уважения прав и основных свобод человека обеспечивает создание максимальных правовых условий для свободного развития человеческой личности. Государства обязаны в своей политической и экономической деятельности руководствоваться этим принципом. Они обязаны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод в соответствии с уставными положениями Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларации прав человека, Пактами о правах человека и другими актами. Государства, на территории которых имеются национальные и иные меньшинства, должны уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, предоставлять им полную возможность фактического пользования правами и основными свободами человека.