Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18194

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В Декларации содержатся следующие принципы:

равенство культур: каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять;

служение культуры делу мира, развитию мирных и дружествен­ных отношений между государствами;

взаимовыгодность культурного сотрудничества;

обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.

В 1976 году была принята и одобрена Генеральной конференцией ЮНЕСКО Рекомендация об участии и вкладе народных масс в куль­турную жизнь.

В 1970 году в Венеции была созвана Первая межправительствен­ная конференция министров культуры. Затем были проведены регио­нальные конференции министров культуры стран Европы в Хельсин­ки (1972 г.), стран Азии и Тихого океана в Джакарте (1973 г.), африканских стран в Аккре (1975 г.) и стран Латинской Америки в Боготе (1978 г.).

Их выводы и рекомендации стали предметом изучения на состо­явшейся в Мехико в 1982 году Всемирной конференции по политике в области культуры, в которой участвовали представители 129 госу­дарств-членов. На этой Конференции была принята 181 рекоменда­ция. Под эгидой ООН и ЮНЕСКО в 1988 году было провозглашено Всемирное десятилетие развития культуры, основными задачами ко­торого были учет культурного аспекта развития, утверждение куль­турной самобытности, расширение участия в культурной жизни и содействие международному культурному сотрудничеству.

Обширная программа мероприятий в рамках Десятилетия стала крупным вкладом в развитие культуры и цивилизации на нашей планете.

Международно-правовыми источниками, регулирующими сотруд­ничество стран в области культуры, являются международные дого­воры о дружбе и сотрудничестве, о правовой помощи, о культурном и научном сотрудничестве, программы культурного и научного со­трудничества, соглашения о создании и деятельности культурных центров, планы культурных и научных обменов.

В области культурных отношений заключены международные договоры на региональном уровне. Договор об охране художествен­ных и научных учреждений и исторических памятников, подписан­ный государствами Американского континента в 1935 году (Пакт Рериха), Европейская культурная конвенция 1954 года, Европейская конвенция об охране археологического наследия, подписанная госу­дарствами – членами Европейского совета в 1969 году, Договор меж­ду Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией о куль­турном сотрудничестве, Конвенция об охране археологического, исторического и художественного наследия американских наций 1976 года (Сан-Сальвадорская конвенция), Конвенция об охране ар­хитектурного наследия Европы, подписанная государствами – чле­нами Совета Европы в 1985 году, и т.д.

На универсальном уровне сотрудничество в области культуры обеспечивает Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В Преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что для поддержания человеческого досто­инства необходимо широкое распространение культуры и образо­вания среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира.


Руководствуясь Уставом, ЮНЕСКО поощряет международные обмены, имеющие культурно-просветительские цели, работает над ознакомлением широкой общественности с малоизвестными сокро­вищами мирового культурного наследия и содействует обоюдному признанию различных культурных ценностей, служит информацион­ным центром, предоставляющим государствам-членам документацию в области образования, науки и культуры.

По линии ЮНЕСКО подписано большое количество международ­ных договоров:

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружен­ного конфликта (14 мая 1954 г.);

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреж­дение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г.);

Конвенция об охране всемирного культурного и природного на­следия (16 ноября 1972 г.) и др.

ЮНЕСКО были приняты рекомендации по вопросам культуры: о принципах международной регламентации археологических рас­копок (1956 г.); о наиболее эффективных мерах обеспечения обще­доступности музеев (1960 г.); о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права соб­ственности на культурные ценности (1964 г.); о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 г.); об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 г.); об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (1976 г.); о междуна­родном обмене культурными ценностями (1976 г.) и др.

16 ноября 1972 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО одобри­ла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного на­следия. Ее участниками являются более 140 государств, в том числе и Российская Федерация.

Конвенция дает определение культурного и природного наследия, под которым понимаются три категории объектов: памятники, ан­самбли и достопримечательные места.

Первая категория объектов – это произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи; вторая – группы изоли­рованных или объединенных строений; третья – достопримечатель­ные места.

Каждое государство – сторона настоящей Конвенции должно обеспечивать выявление, охрану, сохранение и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории.

Этой Конвенцией создан Межправительственный комитет и Фонд по охране всемирного культурного и природного наследия. Как элемент Конвенции в 1972 году был составлен Список всемирного наследия. К настоящему времени в него внесены более 500 па­мятников культуры и природы, в том числе 12 российских объ­ектов: исторический центр и памятники дворцово-парковой архи­тектуры предместий Санкт-Петербурга, Кижский погост, Москов­ский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и окрестностей, Соловецкий историко-культурный комплекс, бело­каменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, церковь Вознесения в Коломенском, дев­ственные леса Коми (первый российский природный объект), озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая.


В стадии разработки находятся документы по представлению международных трансграничных природных объектов Убсунирская котловина (совместно с Монголией) и Куршская коса (совместно с Литвой). В Листе ожидания находятся еще 27 российский объ­ектов.

В список всемирного наследия также включены из других стран: церковь Бояны в Болгарии, где сохранились древнейшие фрески XIII века, Шартрский собор и собор Парижской богоматери во Фран­ции, церковь Урнеса XII века в Норвегии и т.д.

В 1997 году при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан Российский национальный комитет всемирного наследия.

Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и природного наследия и созда­нием региональной системы для охраны памятников, включенных в список мирового культурного наследия.

ЮНЕСКО сделала многое в плане практических мер по спасению ряда выдающихся памятников культуры. Были спасены от затопле­ния в связи со строительством Асуанской плотины памятники Древ­ней Нумибии в Египте и Судане, а позднее было принято решение о спасении памятников на египетском острове Филе, пострадавшем от частых наводнений.

Далее – спасение индонезийского храма Борободур, древнего го­рода Мохенджо-Даро в Пакистане, Афинского акрополя, памятни­ков Венеции и Флоренции, древнего Карфагена, античной столицы Таиланда Сулкхотан, ряда памятников в Перу, на Кубе, во Вьетнаме, на Мальте, древние святилища ацтеков и др.

Вопросы культурных связей заняли значительное место на Сове­щании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году, где был подписан Заключительный акт, в котором специальный раздел посвящен сотрудничеству в области куль­туры.

Одобренная этим совещанием Программа культурного сотрудни­чества включает расширение двусторонних и многосторонних кон­тактов между соответствующими государственными учреждениями, неправительственными организациями и деятелями культуры, обес­печение лучших условий для доступа граждан к сокровищам мировой и национальной культуры.

Сотрудничество в области культуры Содружества Независимых Государств является важным моментом по сохранению исторической общности народов бывших республик Советского Союза. Подписаны соглашения о культурном и научном сотрудничестве с Азербайджа­ном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией и др., всего с 11 государствами СНГ.

Государства СНГ, основываясь на договорно-правовой базе, кото­рая охватывает широкий круг вопросов в области культуры, проводят большую работу в сфере расширения культурного сотрудничества в области кинематографии, книгоиздания, полиграфии, возвращения культурных и исторических ценностей.

С 1995 года действует Совет по культурному сотрудничеству на уровне заместителей министров культуры. Создан Фонд поддержки культурного сотрудничества. Проводятся Дни культуры и памятных дат, международных выставок, фестивалей театра, кино.


Подписаны международные договоры об учреждении информаци­онных культурных центров с Азербайджаном, Арменией, Украиной, Казахстаном, Молдавией, Узбекистаном.

15 апреля 1998 г. был принят Закон Российской Федерации о культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Вто­рой мировой войны и находящихся на территории Российской Феде­рации. Основными целями этого Закона являются: защита указанных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации, а также неправомерной передачи кому бы то ни было, создание необходимых правовых условий для реального обращения указанных культурных ценностей на частич­ную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию Российской Федерации в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны.

15 апреля 1998 г. был принят Закон Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, который имеет своей целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, а также должен способствовать развитию международного культурно­го сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга.

Сегодня Российская Федерация поддерживает культурные связи в общей сложности со 146 государствами мира, в том числе с 11 го­сударствами СНГ.

12 января 1995 г. была принято Постановление Правитель­ства Российской Федерации «Об основных направлениях культур­ного сотрудничества с зарубежными странами», а 17 мая 1996 г. – «О программе мер по поддержке соотечественников за рубе­жом».











ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ.


Глава 8. Права человека в международном публичном праве.


8.1. Международно-правовое регулирование положения населения.

8.2. Международно-правовые вопросы гражданства.

8.3. Правовое положение иностранных граждан.

8.4. Право убежища и правовое положение беженцев.

8.5. Международно-правовое регулирование в области прав человека.

8.6. Механизм защиты прав и свобод человека.



8.1. Международно-правовое регулирование положения населения.


Правовое положение населения любого государства определяется его внутренним законодательством. Но это не исключает возможности и целесообразности сотрудничество государств в этой области.

Население любого государства представляет собой совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Состав населения, как правило, представлен собственными гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом возможны варианты, когда та или иная категория населения имеет «смешанный статус», т.е. лица, имеют двойное гражданство. Кроме понятия «населения» в узком смысле слова, иногда встречается толкование в широком смысле слова, а именно, под населением понимают всех жителей земного шара.


В международном праве имеется система договорных и обычных норм, регулирующих вопросы гражданства. Например, к ним относятся международно-правовые нормы по вопросам гражданства, определения правового статуса иностранцев, бипатридов, лиц без гражданства. Особое место в вопросах международно-правового регулирования отводится изучению проблем и перспектив сотрудничества в области прав человека. Более того, необходимо отметить, что все изменения, происходящие в международном праве прямо или косвенно затрагивают вопросы населения. Например, когда государства координируют свои действия в вопросах сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью, одновременно решаются вопросы о выдаче преступника. Если государства сотрудничают в сфере космических исследований, то возникают правовые проблемы оказания помощи экипажу космического корабля в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Когда государства, к сожалению, находятся в состоянии вооруженного конфликта, обоюдно решаются вопросы защиты жертв войны. Для государств, сопредельных с воюющими, возникают проблемы обеспечения беженцев жильем, питанием, одеждой. Бесспорно, что косвенное влияние международно-правовых норм на положение населения государства разнообразно; с качественными изменениями в международно-правовом сотрудничестве усиливается степень и качество воздействия на внутреннее законодательство.

Таким образом, в международном праве наблюдается два направления воздействия международного права на положение населения отдельного государства.

Первое направление характеризуется воздействием общего характера. Оно имеет место, когда нормы международного права не имеют объектами своего воздействия конкретно ту или иную часть населения. Но при этом, международные стандарты побуждают государство внести изменения в правовое положение той или иной части населения. Например, одним из условий членства в Совете Европы является отмена смертной казни в национальном уголовном законодательстве. К примеру, система общепризнанных принципов международного права не влекут за собой изменения в правовом положении населения.. Но влияние этих принципов, бесспорно, изменяет содержание их гражданской правоспособности. Принцип уважения прав и основных свобод человека обеспечивает создание максимальных правовых условий для свободного развития человеческой личности. Государства обязаны в своей политической и экономической деятельности руководствоваться этим принципом. Они обязаны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод в соответствии с уставными положениями Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларации прав человека, Пактами о правах человека и другими актами. Государства, на территории которых имеются национальные и иные меньшинства, должны уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, предоставлять им полную возможность фактического пользования правами и основными свободами человека.