Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18756

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Проблемы предупреждения уголовной преступности. К предупреждению преступности относятся более половины вопросов, рассматриваемые на Конгрессах ООН, на заседаниях Комитета. Необходимо отметить, что усиление деятельности органов ООН в этой области связано с интенсивным развитием в последние годы криминологических аспектов уголовных преступлений. Это активизировало обсуждение соответствующих проблем на международном уровне.

Практика борьбы с международной преступностью показала перспективность деятельности международных и национальных органов по профилактике правонарушений. Общеизвестно, что в международном уголовном праве эта борьба осуществлялась в двух основных направлениях. Первое – предупреждение правонарушений, включая наиболее опасные из них – преступления. Второе – раскрытие, расследование подготавливаемых или совершенных преступлений с назначением в большинстве случаев наказание к виновным.

В конце 60-х – начале 70-х годов XX столетия в ряде документов ООН была отмечена важность и необходимость планирования предупреждения преступности. При этом учитывалась возможность планирования только на национальном, внутригосударственном уровне. При попытке определить круг так называемых международных преступлений в документах Конгресса выдвигаются предложения о борьбе с ними путем упорядочения экстрадиции, через международные организации, путем распространения универсальной юрисдикции. Долгое время международное сообщество смешивало преступность общеуголовного характера, требующей главным образом внутригосударственных мер, с деяниями, которые при определенных условиях, являлись международными преступлениями и требовали комплексных мер по борьбе с ними. В современных условиях является бесспорным, что борьба с общеуголовными преступлениями должна вестись на национальном уровне. Вполне понятно, что может быть эффективным сотрудничество государств по выдаче преступников и обмену информации. Сложнее обстоит дело с анализом и мерами по борьбе с такими противоправными деяниями как терроризм, угон самолетов, преступления против лиц, имеющих специальную защиту.

Борьба с совершенными преступлениями. Под борьбой с совершенными преступлениями понимается деятельность органов уголовной юстиции по раскрытию и расследованию совершенных преступлений, преданию судебному органу и осуждению виновных лиц. Следовательно, речь идет о конкретных преступлениях, наказуемых по национальному уголовному законодательству и о деятельности правоохранительных органов суверенных государств. Поэтому обсуждение вопросов борьбы с совершенными преступлениями на международном уровне являются сложной проблемой. Именно по данной причине лишь немногие из этих вопросов являются предметом рассмотрения в Организации Объединенных Наций.


В органах ООН специально разрабатывались такие вопросы как выдача преступников, оказание правовой помощи по уголовным делам, обмен информацией, касающихся методов и способов совершения конкретных преступлений и о лицах, их совершивших; договорно-правовые основы координации борьбы с преступлениями, совершенными на территории нескольких государств.

Конгрессы ООН рассматривали некоторые вопросы борьбы с отдельными видами преступлений, в частности, с преступлениями несовершеннолетних. Рост преступности и тяжких преступлений среди несовершеннолетних являются крупными проблемами во многих странах. Крайне важно не только предупреждать преступность среди несовершеннолетних с помощью судебных мер, но и обеспечивать защиту положения и прав всех несовершеннолетних, которые вступают в конфликт с законом. Например, на VI Конгрессе в ходе обсуждения темы «Справедливость и правосудие в отношении несовершеннолетних до и после совершения преступления» были разработаны некоторые рекомендации общего характера, касающиеся деятельности органов уголовной юстиции в случае совершения преступления несовершеннолетними. В докладе Конгресса говорилось о том, что несовершеннолетние не должны подвергаться заключению в какие-либо исправительные учреждения, кроме тех случаев, когда они признаны виновными в совершении серьезных деяний, связанных, в первую очередь, с насилием в отношении других лиц, или в рецидиве других тяжких преступлений, и если только не существует каких-либо иных соответствующих мер, которые обеспечивали бы защиту общества. Кроме того, указывалось, что это необходимо для достижения целей правосудия, и возможности воспитывать в себе социально-преемлемые черты. Задержание несовершеннолетнего правонарушителя до суда следует использовать лишь в качестве крайней меры, При этом, в соответствии с нормами международного уголовного права ему должны быть предоставлены тщательно разработанные средства правовой защиты.

Наиболее широкие рекомендации были даны относительно борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. В отношении незаконной торговли наркотическими средствами предложено следующее:

  • разработать международную конвенцию об оказании содействия в ведении судебных дел и усовершенствовать процедуры по выдаче преступников как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях;

  • пересмотреть и улучшить существующие или заключить новые договоры о выдаче преступников, в которых лица, совершившие преступления, связанными с наркотическими средствами, будут включены в число лиц, подлежащих выдаче, а также обсудить возможность выработки международной конвенции по этому вопросу;

  • незаконную торговлю наркотическими средствами рассматривать как преступление, подлежащее включению в перечень транснациональных преступлений, который должен быть составлен ООН;

  • обеспечение в соответствии с национальным законодательством такое положение, при котором преступники, связанные с наркотическими средствами и осужденные за это в одном государстве, но скрывшиеся от правосудия, отбывали бы наказание в том государстве, где они укрылись, или были обнаружены, если их выдача неосуществима;

  • осуществление взаимного обмена всеми знаниями в области обеспечения правопорядка и соответствующей информацией. Особенно это касается новых методов и маршрутов, используемых лицами, занимающимися незаконной торговли наркотическими средствами;

  • усовершенствовать механизмы быстрого получения улик, касающихся правонарушений, связанных с наркотическими средствами;

  • усилить все формы пограничного контроля;

  • обеспечение всеми возможными и законными средствами такое положение, при котором лица, осужденные за незаконную торговлю наркотическими средствами не могли бы скрыться на территории других государств.


Кроме вышеперечисленных тем, касающихся вопросов борьбы с конкретными видами преступлений, Конгресс и Комитет ООН обращались и к другим: преступность среди женщин; преступность, связанная с миграцией и бегством как следствиями стихийных бедствий и враждебных действий; насилие между отдельными лицами; преступность, связанная с дорожным движением и многие другие.

Обращение с правонарушителями на международном уровне. Организация Объединенных Наций в данном направлении исходит из следующих ключевых позиций:

  • Проблемы основания и целей наказания в международном уголовном праве.

  • Правовая регламентация исполнения уголовного наказания. Статус осужденных.

  • Проблемы обращения с лицами, находящимися в местах лишения свободы и правонарушителями, остающимися на свободе.

  • Контроль за исполнением наказания.

  • Использование научных исследований и доктринальных толкований в проблеме обращения с правонарушителями.

Органы ООН, занимающиеся вопросами предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями, осуждают внесудебные разбирательства и производные казни. ООН считает, что правомерным основание для привлечения к уголовной ответственности могут быть лишь приговор суда, вступивший в законную силу.



11.3. Уголовные преступления международного характера и обязательства государств по борьбе с ними.


В международно-правовой литературе встречаются различные варианты названия преступлений международного характера: международные уголовные преступления, конвенционные преступления, уголовные преступления международные преступления, транснациональные преступления. Выше указывалось, что все международные правонарушения разделяются на международные преступления и уголовные преступления международного характера (иногда в контексте встречается синоним: международные уголовные преступления). В главе 7, параграфе 7, посвященным вопросам международной уголовной ответственности физических лиц отмечалось, что международными преступлениями признаются особо опасные для человечества нарушения принципов и норм международного права. Данные преступления нарушают фундаментальные основы для обеспечения мира, защиты личности и интересов международного сообщества в целом. Субъектами такого рода преступлений являются государства и их руководители, высшие должностные лица и исполнители преступных деяний.

Уголовные преступления международного характера чаще всего посягают на внутригосударственный порядок. Одновременно затрагиваются интересы двух и более государств, или международного сообщества в целом. Для рассматриваемой категории международных правонарушений характерно: во-первых, ответственность за уголовные преступления международного характера несут физические лица, а не государства; во –вторых, объектом преступного посягательства являются межгосударственные отношения, международное сотрудничество в различных областях; в-третьих, уголовная ответственность наступает в соответствии международными соглашениями, где применимы санкции по национальному уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исправительному законодательствам.


Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные в мировой практике, уголовные преступления международного характера.

Международный терроризм. В обсуждении вопросов, связанных с проблемами международного терроризма, вовлечены в той или иной мере главные органы ООН, вспомогательные и специально созданные (ad hoc). Например, в 1979-1980 гг. Международный Суд ООН рассматривал дело о захвате американских заложников в Иране; в 1986 году Суд принимал решение относительно иска Никарагуа к США о минировании территориальных вод Никарагуа США (Соединенными Штатами Америки). Совет безопасности ООН рассматривал жалобы государств в связи с актами международного терроризма в ходе агрессии, например, Израиля против Ливана (70-80-е гг.), США против Гренады (1983г). Основополагающей резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в рассматриваемом вопросе является резолюция, принятая на ее 27-й сессии 18 декабря 1972 г., которая определила отношение государств-членов ООН к проблеме международного терроризма и давшая мандат Специальному комитету по международному терроризму на ее рассмотрение. Не менее важной по своему значению является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, от 7 декабря 1987 года и резолюция от 4 декабря 1989 года. В них был поставлен вопрос о создании в рамках ООН и других международных организаций специальных органов и центров по проблемам международного терроризма. Кроме того, значительную активность в решении этих проблем развивали вспомогательные органы ООН, в их числе: Комитет ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Не менее существенное влияние по сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом оказывал и продолжает оказывать Интерпол - международная организация уголовной полиции. К основным направлениям деятельности Интерпола в борьбе с международным терроризмом относятся обмен информацией и разработка политико-юридической основы, которая определяет отношения организации к этому явлению и пути его решения. Деятельность Интерпола включает в себя и разрешение вопросов терроризма в связи с преступлениями, совершаемыми в рамках организованной преступности и незаконного оборота наркотических средств.

Любые усилия государств, направленные на решение вопросов о мерах пресечения международного терроризма должны основываться на законах международного сотрудничества, которые осуществляются на основе принципов международного права: суверенного равенства государств, невмешательство государств во внутренние дела, поддержание мира и обеспечения международной безопасности.

Анализ международных соглашений по вопросам борьбы с международным терроризмом позволяют определить наиболее типичные действия террористов:

-взрывы помещений, посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;


-диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;

-умышленное использование взрывных устройств, встроенных в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления,

-любой диверсионный акт против общественных сооружений;

-заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

К актам международного терроризма (к формам международного терроризма) относят: захват заложников, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, пиратство (терроризм на море), а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные Конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

Надлежащая, правильная и эффективная имплементация положений нормативно-правовой основы международной законности и правопорядка – одно из основных требований, предъявляемых к деятельности компетентных государственных органов и организаций, всех участников международного общения. Если в борьбе с общеуголовной преступностью задействованы прежде всего правоохранительные органы (полиция, органы суда и прокуратуры и другие) и некоторые межведомственные организации (Интерпол), действующие на основе норм внутригосударственного права и, отчасти, норм международного права, то в борьбе с международными преступлениями участвуют, кроме указанных органов и организаций, органы внешних сношений, международные, межправительственные организации, действующие на основе международного права и конституционных внешнеполитических принципов, и в необходимых случаях – на основе норм

Насколько эффективным является договорно-правовое сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, какова юридическая природа международных соглашений и способов и методов борьбы с международным терроризмом?

Усиление эффективности соглашений по борьбе с международным терроризмом можно проследить по закреплению, то есть трансформации их положений во внутригосударственное законодательство какой-либо страны.

Республика Казахстан активно сотрудничает с другими государствами в борьбе с международным терроризмом. Конституция Республики Казахстан 1995 года, в частности ст.1 п.1 гласит: «1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Следовательно, именно человек находится под особой защитой государства. Что касается конституционных внешнеполитических принципов государств, то их реализация в плане предупреждения и пресечения негативного, разрушающего воздействия международного терроризма на международную законность и правопорядок, на межгосударственные отношения, находит свое выражение в следующем положении Конституции. Согласно статье 8, Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы.