Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18217

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Таким образом, в свете положений Конституции Республики Казахстан 1995 года, отношения Казахстана с другими государствами строятся на основе соблюдения принципа взаимного отказа от применения силы или угрозы силой и принципа сотрудничества.

Эти принципы ориентируют на заключение международных отношений, направленных на борьбу с международными терроризмом, на вступление и участие Республики Казахстан в международных организациях, борющихся с преступностью и терроризмом.

25 мая 1992 году в Москве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, ратифицированный Казахстаном в июле того же года. Статья 34 гласит: «Страны будут расширять и углублять сотрудничество в борьбе с организованной, в том числе международной, преступностью, терроризмом, пиратством, наркоманией, а также незаконным оборотом наркотиков и оружия… актами, направленными против безопасности морского судоходства и гражданской авиации».

Аналогичный договор был заключен в 1992 году между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан, Республикой Молдовой; в 1993 году - с Кыргызстаном, Туркменистаном, Грузией, Арменией и Таджикистаном. В 1994 году был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Украиной.

Республика Казахстан заключила договоры со многими государствами о принятии совместных усилий в борьбе с международными терроризмом.

К примеру, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительство Исламской Республики Иран, принятое в Тегеране 6 октября 1999 года «О сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и терроризмом». В преамбуле этого соглашения подчеркивается особо «важное значение расширения международного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью и терроризмом». Стороны договорились обмениваться информацией в этой области и определили основные направления своей деятельности:

  • предупреждение и расследование преступлений с сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом;

  • борьба с подделкой документов, денег, ценных бумаг …

  • борьба с контрабандой оружия, боеприпасов и взрывных веществ…

Стороны также создали Совместную комиссию из представителей министерств внутренних дел и других органов, договорились поочередно проводить сессии на территории государств-участников этого договора.

Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия (в настоящий момент Германия), подписанное 10 апреля 1995 года «О сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и другими опасными видами преступлений», заключено на 10 лет. В Преамбуле соглашения отмечено, что стороны «намеревались внести вклад в развитие связей между двумя странами на основе Совместного заявления «Об основах отношений между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия, подписанного 22 сентября 1992 года», намерены сотрудничать с целью эффективной профилактики и борьбы с… терроризмом, злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами, борьбы с незаконным выездом воздушным путем». В статье 1 пределы данного сотрудничества определены внутренним (национальным) законодательством каждой из сторон. Предусматривается обмен информацией с целью борьбы с терроризмом о запланированных совершенных террористических актах, их формах осуществления, о террористических группировках.


Акты терроризма объявлены соглашением как преступления, представляющие существенную угрозу для общественной безопасности. Создана, в соответствии с данным договором, рабочая группа по совместному анализу, связанных с борьбой с незаконным въездом лиц воздушным путем, вопросов и разработке ответных мер. Определены компетентные органы, ответственные за эти направления деятельности обоих стран-участниц.

Таким образом, сознавая разрушающее воздействие международного терроризма на межгосударственные отношения, его угрозу дипломатическим отношениям государств, обмену туристами и деловому сотрудничеству, международному миру и безопасности в целом, вполне объяснима защитная реакция любого государства. Оно предусматривает принятие ответных мер и на внутригосударственном уровне, что, безусловно, содействует укреплению нормативно-правовой основы и единства международной законности и правопорядка.

Новое уголовное законодательство обозначило общечеловеческие ценности: жизнь человека, его права и свободы. Уголовный Кодек Казахской ССР отдавал предпочтение политическим и идеологическим интересам государства, где Особенная часть УК начиналась с особо опасных государственных преступлений, после чего следовали преступления против социалистической собственности и лишь потом – преступления против личности.

Что касается темы терроризма, то в новом Уголовном Кодексе она присутствует введением статьи 233 – «Терроризм», которая гласит: «1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительно имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устранения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, а также угрозе совершения указанных действий в тех же целях… » В качестве квалифицирующих признаков указываются: повторность, рецидив, совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия, организованной группой, наступление смерти по неосторожности или иных тяжких последствий, а также преступления с применением … оружия массового поражения, радиоактивных материалов…

Если, в действовавшем ранее Уголовном Законе усматривалась ответственность за проведение терроризма только против государства или общественных деятелей, то новый закон предусматривает ответственность за действие террористического характера в отношении населения, в том числе каждого конкретного человека и гражданина.

Ответственность за терроризм в Уголовном Кодексе Республики Казахстан предусмотрена в двух нормах статьями 167 и 233. При этом, если статья 167 Уголовного Кодекса заменила статью 52 Уголовного Кодекса КазССР, то статья 233 является новой.


Определение захвата заложников дает статья 234 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Трансформация международно-правовых норм об этом явлении в национальном законодательстве Республики Казахстан является важным вкладом в дело борьбы с этими преступлениями на его территории.

Статья 239 признает преступлением «угон воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава, а равно и захват такого судна или состава с целью угона…». Признаки пиратства освещены ст. 240, согласно которой пиратство – есть «нападение на морское или речное судно с целью за владения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения».

Статьи 247, 248, 249 в качестве преступлений определяют незаконное приобретение, хранение, использование, передачу или разрушение радиоактивных материалов, а также их транспортировка и захоронение, либо хищение и вымогательство радиоактивных материалов.

Ст. 251 определяет еще одно преступление, которое, в сущности, носит вспомогательный характер для осуществления террористического акта – незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение … оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, трактуемое также статьями 252-255 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Помимо всех, выше перечисленных, уголовно-наказуемых деяний, таковым является, в соответствии со статьей 242 заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а именно: о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей…

Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом» 1999 года определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок деятельности государственных органов и организаций независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. В нем определяются понятия: «терроризм», «террористическая деятельность», «международный терроризм», «террористическая акция», «террористический акт», «террористическая организация», «террорист», «антитеррористическая операция», «подразделения специального назначения» и др.1

Международно-правовые вопросы борьбы с хищениями культурных ценностей. Что касается преступлений, объектом которых явились произведения искусства, то международное сообщество понимает важность улучшения обмена информацией о специальных положениях национального законодательства, предназначенных для облегчения возврата собственности, которая стала предметом незаконной торговли. Возникает объективная необходимость принятия эффективных мер в отношении лиц, занимающихся хищением или разрушением культурных ценностей.

Проблемы культуры и культурного развития приобрели международный характер. Расширение международных культурных связей ведет к увеличению воздействия норм международного права на процесс взаимного ознакомления народов с культурными ценностями. Одной из задач, стоявших прогрессивным человечеством, является забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Основную заботу о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений должно нести каждое государство. В настоящее время, когда памятникам культуры угрожают опасности самого различного характера, вопрос о международно-правовой охране культурных ценностей является актуальным. Под международной охраной культурных ценностей понимается:


  • Совокупность правовых норм, предусматривающих сотрудничество государств в деле сохранения и использования этих ценностей.

  • Международно-правовые меры, призванные уберечь памятники от разрушения, гибели и грабежа, как в военное, так и в мирное время.

  • Комплекс условий для обмена культурных ценностей разных стран.

Культурные ценности гибнут не только из-за отсутствия элементарных средств на их сохранение и реставрацию. Мир уголовной преступности превращает произведения искусства в доходный бизнес. Другой, немаловажной проблемой в рассматриваемом вопросе является проблема возврата культурных ценностей странам, из которых они были украдены. Национальные суды чаще всего встают на защиту интересов покупателя, который приобрел вещь, не ведая, что она была похищена. В Египте, Италии, Греции распространены незаконные, предпринимаемые частными лицами археологические раскопки, которые можно квалифицировать как расхищение национальных богатств.

Исходя из того, что ущерб, причиняемый культурным ценностям, наносится не только достоянию определенного народа, но и мировому культурному наследию, государства выработали ряд мер по охране этих ценностей. Можно четко различить два правовых режима, установленных для культурных ценностей: на случай войны и в мирное время.

После второй мировой войны в 1954 году по инициативе ЮНЕСКО была принята Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Что касается международно-правовой охраны в мирное время, то она осуществляется в соответствии с документами, принятыми международным сообществом:

  1. Конвенция 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности.

  2. Конвенция 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия.

  3. Рекомендации, определяющие принцип международной регламентации археологических раскопок.

  4. Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

  5. Рекомендация о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ.

  6. Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей.

Возврат культурных ценностей стране происхождения способствует: во-первых, сохранению самобытности народа, выступающего в качестве одного из важных субъектов культурного сотрудничества; во-вторых, дальнейшему развитию культуры. Такое развитие возможно лишь при условии устранения социальных, политических, идеологических и культурных препятствий. Наконец, в –третьих, созданию новых шедевров мировой культуры этими государствами.




11.4. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью.


Международное сотрудничество государств в борьбе с уголовной преступностью – это объективно существующая потребность государств в координации и согласовании реальных возможностей участников международного сообщества.

Необходимость международного сотрудничества обусловлена рядом объективных факторов. К таковым относятся: особый характер определенной категории преступлений, посягающих на интересы нескольких или многих государств; необходимость объединения усилий по предотвращению и пресечению преступных деяний и оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам.

На первоначальных этапах международного сотрудничества государств в борьбе с уголовной преступностью преобладали отдельные совместные усилия с конкретными видами преступлений, принятие индивидуальных решений по вопросам оказания правовой помощи. В настоящее время данное сотрудничество базируется на комплексном подходе к данной проблеме. Это осуществляется следующим образом:

  • разработкой многосторонних конвенций, направленных на решение вопросов межгосударственного сотрудничества;

  • сочетанием договорных и институционных форм международного сотрудничества, основанного на деятельности универсальных международных организаций и органов системы ООН и специальных организаций, например Интерпола;

  • использованием двустороннего сотрудничества как более гибкой и эффективной формы межгосударственного сотрудничества;

  • согласованием международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, основанных на материальных и процессуальных аспектах сотрудничества.

Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью решает следующие задачи:

  1. Определяет те категории преступлений, которые представляют опасность для мирового сообщества.

  2. Согласовывает и координирует меры по предотвращению и пресечению таких преступлений.

  3. Устанавливает юрисдикцию над преступлениями и преступниками.

  4. Всеми законными средствами и методами обеспечивает неотвратимость наказания.

  5. Оказывает правовую помощь на многосторонней и двусторонней основе, включая выдачу преступников.

Основными видами обязательств государств по международным договорам о борьбе с уголовной преступностью являются:

а) признание уголовно наказуемыми действия, предусмотренные специальными конвенциями;

б) оказание помощи в розыске и задержание преступников;

в) оказание помощи в розыске и возвращении похищенных объектов;

г) предание суду или выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления,

д) оказание помощи в производстве следствия

К отдельным видам уголовных преступлений международного характера и сотрудничеству государств по их пресечению и наказанию преступников относятся следующие: