Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18220

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

а) рабство и работорговля;

б) незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ;

в) пиратство на море;

г) незаконный захват воздушных судов.

д) международный терроризм;

е) хищение ядерного материала и др.

О значении международного сотрудничества в борьбе с преступностью свидетельствует тот факт, что этой проблеме посвящаются особые положения в основополагающих политических договорах между государствами. Так, одними из целей Содружества, указанными в статье 2 Устава СНГ - являются сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществления разоружения, а также взаимная правовая помощь и сотрудничество в других правовых отношениях. Кроме того, в данном документе определяются сферы совместной деятельности стран СНГ. К ним относятся, наряду с обеспечением прав и основных свобод человека, координация внешнеполитической деятельности - борьба с организованной преступностью. Правовая область сотрудничества государств-участников СНГ включает в себя оказание правовой помощи и развитие правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам, подготовку модельных законодательных актов и ряд других направлений. В статье 29 Устава обозначено, что государства - члены СНГ, осуществляют сотрудничество в области права, в частности, путем заключения многосторонних и двухсторонних договоров об оказании правовой помощи, и способствуют сближению национального законодательства

В Минске, 22 января 1993 года была подписана Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Ее участниками стали девять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.

Данное Соглашение состоит из преамбулы и 83-х статей. В контексте рассматриваемой проблемы обратимся к разделу IV «Правовая помощь по уголовным делам», который освещает вопросы выдачи (экстрадиции), осуществления уголовного преследования и специальные положения о правовой помощи по уголовным делам. Конвенция предусматривает обязанность государств-участников «по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения их к уголовной ответственности или для проведения приговора в исполнение» (п. 1 ст. 56).

В ней также приводятся основания для отказа в экстрадиции, условия для ее отсрочки, коллизий требований о выдаче; определены пределы уголовного преследования выданного лица и другие положения.


11.5. Правовые вопросы выдачи преступников.


Понятию «выдача» (экстрадиция – от французского слова extraditition, латинского ex – из, вне + traditio - передача) в теории международного права уделялось большое значение. Профессор Л.Н. Галенская определяет выдачу как процесс передачи преступника государством в соответствии с нормами международного права другому государству для привлечения к уголовной ответственности или применения уголовного наказания. Профессор Валеев Р.М. относит выдачу преступников к тем институтам международного права, которые находятся на стыке международного и национального права. Институт выдачи преступников основан на международных договорах и общепризнанных принципах международного права. Это акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующего его передачи государству, где требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого он является, или государству, потерпевшего от преступления, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.


Для института выдачи преступников характерны следующие черты:

  • комплексный характер норм, на которых базируется процедура выдачи – в данном случае взаимодействуют нормы двух самостоятельных правовых систем – внутригосударственного и международного права;

  • компетенция государства как главного субъекта международного права, способного самостоятельно решать эти вопросы;

  • выдача осуществляется только в отношении физических лиц, совершивших уголовные преступления;

  • выдаваемое лицо подвергается судебному преследованию либо несет наказание, которое было определено судебным органом выдающего государства.

Выдача является актом правовой взаимопомощи государств в борьбе с уголовными преступлениями. Содержание данного института международного права наполнилось новым содержанием в связи с совместными усилиями мирового сообщества объединиться для борьбы с международными преступлениями.

Впервые вопрос о выдаче лиц, совершивших международные преступления против мира, военные преступления, преступления против человечества, обсуждался после первой мировой войны в отношении германского императора Вильгельма. Только после организационного и правового оформления антигитлеровской коалиции Объединенных Наций стало возможным применять этот институт к преступникам такого рода.

Правовыми основаниями для выдачи преступников являются международные соглашения в борьбе с отдельными видами международных уголовных преступлений. Кроме этого, ряд государств в двустороннем порядке могут заключать договоры об экстрадиции или оказании правовой помощи по уголовным делам. При обозначении законных оснований для выдачи преступников берутся во внимание нормы национального законодательства и наличие принципа взаимности

К условиям выдачи преступников в международном уголовном праве относят:

  • совершенное деяние должно быть предусмотрено договором о выдаче или должно быть предусмотрено в договорах об оказании правовой помощи по отдельным видам уголовных преступлений;

  • преступное деяние должно быть наказуемо по уголовным законам обоих государств (государства, на территории которого находится преступник и государства, которое требует экстрадиции) лишением свободы на срок не более года;

  • выдаваемое лицо будет судимо только за данное совершенное преступление;

  • по условиям экстрадиции, смертная казнь не будет применяться к лицу, если законодательством выдающего государства она не предусмотрена.

  • если просьба о выдаче касается кого-либо, которое разыскивается в целях исполнения приговора о тюремном заключении или другой меры лишения свободы, вынесенного в отношении такого правонарушения , выдача разрешается только в том случае, если до окончания срока этого наказания остается не менее четырех-шести месяцев (по договоренности между государствами).


В декабре 1990 года Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Типовой договор о выдаче». Принятие данного рекомендательного акта способствовало тому, что государства-члены ООН повысили эффективность сотрудничества между государствами в вопросах борьбы с уголовной преступностью. По рекомендации мирового сообщества имеются императивные и факультативные основания для отказа в выдаче. Выдача не разрешается на основании любого из следующих обстоятельств (императивные основания):

а) если правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера;

б) если запрашиваемое государство имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче сделана с целью судебного преследования или наказания лица по признаку расы, вероисповедования, гражданства, этнической принадлежности, политических взглядов пола или статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;

в) если правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче, является правонарушением, предусматриваемым военным правом, но не является таковым согласно обычному уголовному праву;

г) если в запрашиваемом государстве лицу вынесен окончательный приговор за правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче данного лица;

д) если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, в соответствии с законодательством той или иной стороны приобретает иммунитет от судебного преследования или наказания по какой-либо причине, включая истечение срока давности или амнистию;

е) если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашиваемом государстве жестоким пыткам, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, или по отношению к нему не будут применены минимальные гарантии в процессе уголовного разбирательства;

ж) если судебное решение в запрашивающем государстве вынесено без достаточной возможности для обеспечения защиты или повторного слушания дела в его присутствии.

К факультативным основаниям для отказа относятся:

а) если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, является гражданином запрашиваемого государства;

б) если компетентные органы запрашиваемого государства решают либо не возбуждать, либо прекратить судебное преследова6ние лица за правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче;

в) если судебное преследование в отношении правонарушения, в связи с которым поступает просьба о выдаче, как ожидается, будет возбуждено в запрашиваемом государстве против лица, выдача которого требуется;

г) если правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче, наказывается смертной казнью в соответствии с законодательством запрашивающего государства. При этом, если государство дает достаточные гарантии не вынесения смертного приговора или не приведение его в исполнение – то выдача осуществляется.


Просьба о выдаче направляется в письменной форме. Просьбы, подтверждающие документы и последующие сообщения передаются по дипломатическим каналам или непосредственно между компетентными органами, обозначенными в соглашении и назначенными сторонами. При этом, просьба о выдаче должна содержать как можно более точное описание требуемого лица и все необходимой информации для экстрадиции. К такой информации относятся:

  • текст соответствующего положения законодательства, квалифицирующего данное преступление и описанием наказания, которое может повлечь за собой данное правонарушение;

  • ордер на арест этого лица или заверенная копия такого ордера с описанием правонарушения, в отношении которого поступает просьба о выдаче; описанием действий или бездействия, составляющих предполагаемое правонарушение с указанием времени и места его совершения;

  • оригинал или заверенная копия решения или любого другого документа с изложением обвинительной части и вынесенного приговора, указанием на исполнение приговора и назначенный срок наказания или оставшийся срок, если лицо осуждено за правонарушение;

  • если лицо осуждено за правонарушение в его или ее отсутствие, то помимо всех вышеперечисленных документов, описание правовых средств, которыми обладает данное лицо для проведения повторного слушания в его или ее присутствии;

Что касается расходов, то запрашиваемое государство покрывает расходы на любое судебное разбирательство в пределах своей компетенции, возникающие в связи с просьбой о выдаче. Запрашиваемое государство также покрывает расходы, понесенные на своей территории в связи с арестом и передачей имущества, а также арестом и задержанием лица, в отношении которого поступает просьба о выдаче. Запрашивающее государство покрывает расходы по сопровождению лица с территории запрашиваемого государства, включая расходы по транзиту.


11.6. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).


Рост кредитно-финансового и товарного обмена, развитие средств связи и транспорта существенно расширили возможности контактов между людьми. В то же время созданы условия для противозаконной деятельности международной преступности. Если преступники пересекли границу своего государства, установить их местонахождение и осуществить арест сложно. Только взаимное межгосударственное сотрудничество и обмен необходимой информацией между правоохранительными органами международного сообщества будут гарантией предания этих лиц правосудию.

Для борьбы с уголовными преступлениями было подписано соглашение о создании международной организации уголовной полиции – Интерпол. Интерпол ведет свою историю с апреля 1914 года, когда эксперты-юристы и офицеры полиции 14 стран собрались в Монако на 1-ый Международный конгресс криминальной полиции. Тогда было организовано международное подразделение криминальной информации и согласована процедура экстрадиции преступников. На 2-м Конгрессе в 1923 году была принята резолюция о создании Международной Комиссии криминальной полиции (МККП) с официальным местопребыванием в Вене. МККП существовало до начало второй мировой войны. В 1946 году Комиссия возобновляет свою работу. Штаб-квартира была перенесена в Париж. В 1956 году МККП сменила свое название на Международную организацию уголовной полиции – Интерпол. С 1989 года ее штаб-квартира располагается в Лионе (Франция).


Целями Международной организации уголовной полиции являются:

  • обеспечение и развитие широкого взаимного сотрудничества всех органов уголовной полиции в пределах существующего законодательства стран;

  • создание и развитие учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению в борьбе с общей уголовной преступностью.

Сотрудничество в рамках данной международной организации ведется на основе принципов уважения государственного суверенитета, невмешательства в соответствии со статьей 3 Устава Интерпола в деятельность политического, военного, религиозного и ли расового характера. Другими, не менее важными принципами, которым руководствуется Интерпол являются:

  • сотрудничеству не должны мешать лингвистические или географические барьеры;

  • все страны- члены Интерпола имеют равные права и идентичное обслуживание.

Государственные правоохранительные структуры располагают правом взаимодействовать со своими коллегами в других странах по каналам Интерпола.

Международная организация уголовной полиции состоит из Генеральной Ассамблеи, Исполнительного Комитета, Генерального Секретариата, Национальных центральных Бюро и советников Интерпола.

Высшим руководящим органом Интерпола является Генеральная Ассамблея. Она собирается один раз в год для выработки всех основных решений, касающихся методов деятельности организации, финансовых вопросов, путей совершенствования эффективного сотрудничества между государствами-членами, а также обсуждение и утверждение программ на перспективу. Выполнение решений Генеральной Ассамблеи контролируется Исполнительным комитетом, который собирается на свои заседания три раза в год. Центральный координирующий орган- Генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным Секретарем. Генеральный секретариат – это постоянно действующий административный и технический орган. Место его нахождения – Лион. Он состоит из четырех отделов: общей администрации, связи и криминальной информации, правовых вопросов и технического обеспечения.

Отдел связи и криминальной информации занимается вопросами уголовных преступлений, таких как терроризм, организованная преступность, «отмывание денег», фальшивомонетничество, подделка документов и наркобизнес. Кроме того, этот отдел отвечает за сбор информации и расследование международных уголовных дел, готовит международные уведомления, а также организует конференции и симпозиумы по своей тематике. Сотрудниками отдела проводятся исследования по основным проблемам международной преступности с использованием как тактических, так и стратегических источников анализа информации.

Обмен информацией с каждой страной ведется через национальные центральные бюро (НЦБ). НЦБ – это государственный полицейский орган, функционирующий как отделение Интерпола и как представительство страны в Интерполе. НЦБ получает, обрабатывает и передает информацию соответствующим национальным правоохранительным структурам, их зарубежным коллегам и в Генеральный Секретариат.