Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18225

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В 1994 году в Риме на 63-ей сессии Генеральной Ассамблей Интерпола была принята резолюция по существенной реорганизации национальных бюро. Было рекомендовано создание структурных подразделений по направлениям деятельности: экономической преступности, противоправной деятельности против личности, наркобизнесу и другие. Кроме того, было рекомендовано на государственном уровне утвердить классификацию сроков исполнения и отправления международных запросов, следственных поручений и сообщений, передаваемых по каналам Интерпола.

Национальное Центральное Бюро, обмениваясь информацией по уголовным делам и лицам, находящимся в международном розыске, направляют копии сообщений в Генеральный Секретариат. Они вводятся в компьютерную базу данных, которая позволяет специальным лицам в Генеральном Секретариате анализировать информацию, касающуюся криминальной деятельности отдельных граждан. Результаты анализа рассылаются во все НЦБ.

В Интерполе действует также система международных уведомлений, направляемых в бюро по запросу одного из НЦБ или по решению Генерального Секретариата. Например, «красные уголки» - это уведомления под грифом «разыскивается», в которых какое-либо НЦБ информирует другое о наличии ордера на арест с запросом на экстрадицию. Рассылаются также синие, зеленые, желтые и черные уведомления соответственно для:

  • установления свидетелей или подозреваемого;

  • предупреждения об активных преступниках;

  • получения информации о пропавших лицах;

  • с просьбой о помощи в идентификации трупа.

Кроме вышеизложенного, готовятся и рассылаются специальные описания на похищенное имущество и детали новых методов и способов, используемых преступниками.

Генеральный Секретариат по запросам НЦБ направляет общую информацию по правовым (в том числе копии законодательных актов) и техническим проблемам.

Обмен информацией реализован благодаря телекоммуникационной системе, объединившей все национальные центральные бюро. Интерпол не только обеспечивает получение сведений, но и использует свои собственные файлы-досье на граждан, находящихся в розыске, на краденную собственность и по международным уголовным делам.

До 80 % сообщений направляется странам европейского континента. Статистика свидетельствует, что здесь совершается большое количество тяжелых преступлений, связанных с насилием, крупными кражами, правонарушениями со стороны подростков. Географические факторы определяют Европу как территорию транзита, контрабанды и потребления наркотиков.

Европейский Секретариат организован в 1986 году и действовал до 1988 года как постоянная Европейская региональная конференция Интерпола. Затем был переименован в Европейское бюро по связям. Оно проводит консультации по правовым и техническим вопросам, сопровождающим оперативно-следственные мероприятия в различных европейских странах. Это связано с тем, что профессиональная подготовка, возможности для сотрудничества, методы, используемые правоохранительными органами различных европейских стран, значительно отличаются друг от друга.


Субъектами сотрудничества с НЦБ Интерпола в Республике Казахстан являются Генеральный Секретариат Интерпола, Национальные Центральные Бюро стран-участниц Интерпола, подразделения Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Управление охраны Президента Республики Казахстан, Комитет Национальной Безопасности Казахстана, органы налоговой службы Республики Казахстан, Главное таможенное управление Казахстана, органы финансовой полиции, Государственный Комитет по охране Государственной границы Республики Казахстан, Генеральная Прокуратура Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан и Министерство иностранных дел Республики Казахстан. НЦБ Интерпола в Казахстане является структурным подразделением МВД Республики Казахстан. Задачей НЦБ является обеспечение международного взаимодействия подразделений органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан с аналогичными органами государств-членов Интерпола в борьбе с преступностью с соблюдением национального законодательства и общепринятых прав и свобод человека.


Контрольные вопросы:


  1. Каковы особенности международного уголовного права?

  2. Какова роль Организации Объединенных Наций в борьбе с уголовной преступностью?

  3. В чем проявляется особенность международного сотрудничества с уголовной преступностью?

  4. Каковы формы и основные направления сотрудничества государств тв борьбе с уголовной преступностью?

  5. Охарактеризуйте (по вашему выбору) уголовное преступление международного характера.

  6. Что представляют собой международные преступления?

  7. Что такое экстрадиция в международном уголовном праве?

  8. Каковы правовые основания экстрадиции в международном уголовном праве?

  9. Каковы императивные и факультативные основания отказа в выдаче?

  10. Какой порядок выдачи предусмотрен при экстрадиции?

  11. Какова история создания Международной организации уголовной полиции?

  12. Каковы цели и задачи Интерпола?

  13. Что характерно для Национального Центрального Бюро Интерпола в Казахстане?

Литература:

  1. Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л. 1974.

  2. Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. М. 1989.

  3. Богатырев А.Г. Конвенции по борьбе с преступностью международного характера. М. 1990.

  4. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань. 1976.

  5. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М. 1972.

  6. Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л. 1978.

  7. Карпец И.И. Преступления международного характера. М. 1979.

  8. Карпец И.И. Международная преступность. М. 1988.

  9. Кудайбергенов М.Б. Международное уголовное право. Алматы. 1999.

  10. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М. 1991.

  11. Моджарян Л.А. Терроризм на море. М,.1991

  12. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М. 1993.

  13. Панов В.П. Международное уголовное право. М. 1997.

  14. Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями. М, 1983.

  15. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М. 1990.

  16. Сеитов Т.Б. Правовые аспекты компьютерной преступности в зарубежных странах и в Казахстане. Алматы. 2000.

  17. Уголовная юстиция. Проблемы международного сотрудничества. М. 1995.

  18. Международное право в документах .М. 1992.

  19. Международное уголовное право в документах. 3 тома. Алматы, 2000.







































Глава 12. Вопросы территорий и других пространств в международном праве.


12.1. Понятие и виды территорий в международном праве.

12.2. Государственные границы.

12.3. Международные реки и проливы.

12.4. Международно-правовой режим Антарктики и Арктики.

12.5. Способы разрешения территориальных споров.




12.1. Понятие и виды территорий в международном праве.


В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

По основным видам правового режима вся территория подразделяется на три типа:

  • государственная территория;

  • международная территория;

  • территория со смешанным (конвенционным) режимом.1

Государственная территория находится под суверенитетом определенного государства и в пределах которого данное государство осуществляет свое территориальное верховенство.

К территориям с международным режимом, относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат какому-либо государству в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом.

Территории со смешанным режимом – это территории, на которых действуют одновременно нормы международного и национального законодательства прибрежных государств.

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей. Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние воды и территориальное море. К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся:

  • морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятые для отсчета ширины территориального моря;

  • воды портов;

  • воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. К территориальному морю относится полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно упомянутой конвенции, не должна превышать 12 морских миль.

Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.

В пределах своей территории государство осуществляет территориальное верховенство, которое является составной частью суверенитета государств. Взаимное уважение территориального верховенства и территориальная неприкосновенность – это важные начала современного международного права. Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой жизни. Все это составляет материальное содержание государственной территории и принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. В соответствии с принципами территориальной деятельности, нерушимости и неприкосновенности границ, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов.


Каждое государство имеет право распоряжаться своей территорией. Территориальное верховенство основано на следующих постулатах:

  • территория государства- объект собственности;

  • государство осуществляет власть над этой территорией;

  • каждое государство имеет определенную компетенцию в пределах своей территории, так и за ее пределами;

  • государство за пределами территории может осуществлять отдельные функции, например, в исключительной экономической зоне.

К территориям с международным режимом относятся пространства, не входящие в состав государственной территории, а именно: открытое море, воздушное пространством над ним; Международный район морского дна; Антарктика; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные нормы и принципы международного права.

Международная территория как общее достояние человечества: не подлежит национальному присвоению; используется в интересах всего человечества; а также используется без дискриминации и на равной основе.

Открытое море – это обширные пространства Мирового океана, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. Открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, свобода открытого моря включает в себя: свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведение искусственных островов, установок и сооружений; научных исследований; рыболовства. Открытое море резервируется для мирных целей и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какого-либо участка открытого моря своему суверенитету. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Аналогичное право имеют и суда, состоящие на официальной службе ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, плавающие под флагом ООН.

Международный район морского дна (далее Район) – это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств, то есть за пределами действия национальной юрисдикции. Конвенцией 1982 года установлены следующие специальные принципы, регулирующие Район и деятельность в нем: Район и его ресурсы являются общим наследием человечества; ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть; все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну; деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества; Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации. Деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде с обеспечением безопасности морской и воздушной навигации, охраны человеческой жизни на море, с соблюдением свобод открытого моря.


Территории со смешанным режимом условно можно разделить на три группы. Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств. Вторая группа: международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, а также международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств. К третьей группе можно отнести Арктику, Шпицберген и др.

Прилежащая зона – это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство в прилежащей зоне осуществляет контроль, необходимый для: предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Исключительная экономическая зона – это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему шириной до 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Эта зона не входит в состав территории прибрежного государства; для нее Конвенцией 1982 г. установлен особый правовой режим с учетом прав и юрисдикции прибрежных государств, а также прав и свобод всех других государств. В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет: суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношение другие видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра; юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г. Все другие государства в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правами, установленными международным правом.

Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей, территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.