Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18219

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Однако обе конвенции имеют определенное значение для реше­ния вопросов правопреемства государств, так как содержат ряд по­ложений, отражающих общепринятую практику. Они, в частности, исходят из сложившегося принципа, в силу которого вопросы право­преемства могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения соответствующей конвенции применя­ются только в случае отсутствия такого соглашения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы право­преемства по-прежнему регулируются нормами и принципами обще­го международного права.

Другой существенный момент, который нашел отражение в кон­венциях, заключается в том, что сформулированные в них правила применяются только к правопреемству, которое осуществляется в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН. Иначе говоря, не может быть речи о правопреемстве, Когда на ведение международных дел какой-либо территории претен­дует государство, совершившее в отношении этой территории акт агрессии, аннексии или оккупации. Немаловажно и наличие в Венских конвенциях положении о порядке урегулирования споров по вопросам правопреемства.

Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достиг­нут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят и ряд решений по правопреемству. В числе этих актов можно назвать датированные 1992 годом Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглаше­ние о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных ар­хивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав Государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Ряд положений, имею­щих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредитель­ных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

В связи с прекращением существования СССР и возникновением на его месте государств-правопреемников положения по вопросам правопреемства стали включаться во многие соглашения, заклю­чаемые Россией как с государствами СНГ, так и с другими странами (Великобританией, Германией, Италией, Францией). При решении вопросов правопреемства значение имеют и другие акты заинтересо­ванных государств, как, например, имевшее правовое значение Пись­мо министров иностранных дел ГДР и ФРГ, направленное в 1990 году министрам иностранных дел СССР, США, Великобритании и Фран­ции в связи с подписанием Договора об окончательном урегулиро­вании в отношении Германии.

2. Правопреемство государств в отношении международных договоров

С точки зрения складывающихся в международном праве норм, включая ряд вошедших в Венскую конвенцию 1978 года, и между­народной практики вопросы правопреемства в отношении договоров решаются в зависимости от того, что является основанием для пра­вопреемства: объединение государств, разделение государства или отделение от него части его территории.


При объединении государств и создании таким образом одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство – участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к той части территории государства-преемника, в отношении которой он находился в силе в момент пра­вопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться государство-преемник и все другие участники многостороннего договора с ограниченным числом участвующих государств либо договора, объект или цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении упомянутой части территории государства-преемника.

Если многосторонний договор не относится к одной из двух на­званных категорий, государство-преемник может уведомить других участников договора, что он применяется в отношении всей его тер­ритории.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разде­ления государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином. Если в момент правопреемства дого­вор действует в отношении лишь той части государства-предшествен­ника, которая стала государством-преемником, он продолжает нахо­диться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачи­вают силу в отношении этой территории и вступают в действие до­говоры государства-преемника, за исключением случаев, когда уста­новлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изме­нило бы условия его действия.

Когда после отделения части его территории государство-пред­шественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся лишь к отделившейся территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории; однако заинтересованные государства могут договориться об ином.

Регулируя правопреемство в отношении договоров в случаях объединения государств, разделения государства, отделения от него части территории или передачи части его территории другому госу­дарству, Венская конвенция 1978 года устанавливает, что такое правопреемство не может иметь место, когда «из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объек­том и целями этого договора или коренным образом изменяло бы условия его действия».


Современное международное право – и это также нашло свое отражение в Венской конвенции – исходит из того, что правопреем­ство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы воз­никать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах.

Правопреемство государств не затрагивает, кроме того, обяза­тельств, касающихся пользования любой территорией или ограниче­ний на это, установленных договором в пользу иностранного госу­дарства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.

В решении вопросов правопреемства в отношении договор­ного наследия бывшего Союза ССР государства-правопреемники, которые образовали СНГ, в значительной мере опирались на нор­му международного права, выраженную и в Венской конвенции 1978 года, согласно которой соответствующие вопросы могут ре­шаться по договоренности между государствами-преемниками. Уже в учредительных актах Содружества (Беловежское соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинский протокол к нему, а также Декларация от 21 декабря 1991 г.) они предусмотрели, что гарантируют выполнение обязательств распавшегося СССР, а в Меморандуме о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза, представляющих взаимный интерес, от 6 июля 1992 г. госу­дарства СНГ, признавая роль этих договоров «в деле стабилизации и дальнейшего развития отношений с другими государствами», сочли необходимым определить общий подход к решению вопросов право­преемства в отношении этих договоров (общее число их превыша­ет 15 тыс.).

В решении Совета глав государств СНГ по вопросам правопре­емства от 12 марта 1992 г. говорилось о договорах, «представляющих взаимный интерес». Практически, как указывается в Меморандуме от 6 июля 1992 г., все многосторонние договоры бывшего СССР представляют общий интерес для государств Содружества. Они не требуют каких-либо совместных решений или действий их участни­ков, и каждое государство СНГ решает вопрос об участии в этих договорах самостоятельно, «в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания договора».

Имеется, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частнос­ти в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. При­менительно к каждому такому договору потребовались принятие решений или действия со стороны тех государств СНГ, к которым эти договоры применимы, а в тех случаях, когда это необходимо, – с участием и других партнеров по договору.


Например, в связи с заключенным в 1991 году Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических на­ступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР были дислоцированы, под­писали вместе с США Лиссабонский протокол от 23 мая 1992 г. к этому Договору. Протокол предусматривает, что названные четыре государства «в качестве государств – правопреемников» Союза при­нимают на себя его обязательства по Договору и будут выполнять их применительно к своим национальным территориям. Для целей проведения Договора в жизнь фигурирующее в нем название «Союз Советских Социалистических Республик» впредь означает Респуб­лику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Украину.

В интересах осуществления Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанного с ним Соглашения о макси­мальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники Бол­гарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (подпи­саны, соответственно, 3 и 19 ноября 1990 г.) 15 ноября 1992 г. было заключено Соглашение о принципах и порядке выполнения этого Договора. Сторонами этого Соглашения являются государства, рас­положенные в пределах той части бывшего Союза ССР, на которую распространяется ДОВСЕ, – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия и Украина, которые по Согла­шению рассматриваются в качестве правопреемников СССР в от­ношении этого Договора. Протоколом к этому Соглашению были определены в рамках квоты, предусматривавшейся для Союза до­говоренностью стран бывшего Варшавского договора, численные потолки наличия танков, боевых бронированных машин, артил­лерии, боевых самолетов и ударных вертолетов для участников Протокола.

В сентябре 1997 года министры иностранных дел России, США, Беларуси, Казахстана и Украины подписали Меморандум о догово­ренности в связи с заключенным в 1972 году между СССР и США Договором об ограничении систем противоракетной обороны. Мемо­рандум предусматривает, что по его вступлении в силу сторонами Договора по ПРО явятся не только Россия и США, но и Беларусь, Казахстан и Украина. Эти «государства – правопреемники СССР принимают на себя права и обязательства бывшего СССР по Дого­вору», и каждое из них выполняет его положения «применительно к своей территории и применительно к своей деятельности, где бы такая деятельность ни осуществлялась этим государством самостоя­тельно или в сотрудничестве с другим государством». Из этих и ряда других положений Меморандума видно, что урегулирование вопро­сов правопреемства может вести к трансформации двустороннего договора в многосторонний.

3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности

В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-пред­шественнику согласно его внутреннему праву.


Одной из важнейших проблем правопреемства в отношении го­сударственной собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 года предусматривается, что в принципе такой пере­ход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмот­рено решением соответствующего международного органа. Вместе с тем в Конвенции оговорено, что ее положения не наносят ущерба справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.

Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственнос­ти, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не за­трагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшественника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшест­венника.

Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода движимой и недвижимой собственности. Когда государ­ства объединяются и создается одно государство-преемник, к этому государству переходит вся государственная собственность госу­дарств-предшественников.

При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств-преемников:

  • недвижимая собственность государства-предшественника пе­реходит к тому государству-преемнику, на территории которого она находится;

  • недвижимая собственность, находящаяся за пределами терри­тории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам, как указывается в Венской конвенции 1983 года, «в справедливых долях»;

  • движимая собственность государства-предшественника, свя­занная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государ­ству-преемнику; иная движимая собственность переходит к преем­никам «в справедливых долях».

Все эти положения применяются, если соответствующие государства преемники не договорились об ином. При передаче государством части своей территории другому государству переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого соглашения недвижимая собственность государства-предшественника, неположенная на передаваемой территории, переходит к государ­ству-преемнику; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

При отделении части территории государства и образовании на ней государства-преемника или ее объединении с другим госу­дарством: