Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18775

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Если подводная окраина материка простирается и за пределы 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 миль от исходной линии территориального моря, или не далее 100 миль от изобаты 2500 м. Карты и информация о внешней границе континентального шельфа сдаются Генеральному секретарю ООН, который надлежащим образом публикует их. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его ресурсов. Исключительность этих прав заключается в том, что, если прибрежное государство не производит разведку и разработку ресурсов шельфа, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия данного прибрежного государства.

Каково преломление содержания основных принципов международного права в территориальных вопросах?

С утверждением в международном праве принципа самоопределения наций и народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. В этом смысле данный принцип следует считать основным принципом территориального разграничения.

Принцип самоопределения имеет две стороны: внешнюю – право народа на вхождение в состав того или иного государства, и внутреннюю – определение народом своего внутреннего устройства.

При установлении границ государства учитывают экономические потребности исторически сложившихся хозяйственно целостных территорий, что, безусловно, имеет существенное значение. Экономические связи осуществляются на определенной территории, поскольку они зависят от источников сырья, рынков сбыта, торговых путей и т.д. Кроме того, учитываются исторические аспекты установления территориальных границ. В отрыве от других критериев можно исказить действительное положение фактических данных, и это может привести к необоснованным территориальным притязаниям. Важным критерием также являются внутренние социальные и культурные связи самоопределяющейся группы населения. Эти связи проявляются в пределах того или иного района и их выявление помогает определить границы территории данной группы.

Все перечисленные критерии служат основой для установления территории самоопределяющегося субъекта, которая является необходимым условием осуществления принципа самоопределения наций и народов.

Все территориальные споры должны решаться мирным путем на основе принципа мирного решения международных споров. Этот принцип является одним из принципов мирного сосуществования государств. Международные споры весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам: по объекту или предмету, по степени опасности для международного мира, по охватываемой ими территории и кругу лиц. Среди всех этих споров территориальные споры занимают особое место. Предмет спора – участок территории, который представляет собой большую ценность зачастую с самых различных точек зрения: политической, экономической и военной.


В территориальных спорах есть существенная особенность в этом отношении. При их решении могут учитываться нормы старого международного права для юридической оценки факторов прошлого и применительно именно к тому времени. Однако окончательное решение спора должно основываться на современных международно-правовых принципах и нормах.

К мирному решению территориальных споров имеет непосредственное отношение и принцип неприменения силы или угрозы силой, занимающий важное место в системе принципов мирного сосуществования. В соответствии с ним запрещается применение силы или угрозы силой и устанавливается ряд специальных запретительных правил в этом отношении, однако допускается в то же время использование силы в целях самообороны. Применительно к международным, в том числе территориальным, спорам принцип неприменения силы направлен в своей основе на недопущение возникновения вооруженного конфликта или его ограничение и прекращение. С этой точки зрения многие элементы данного принципа имеют существенное значение для предупреждения и урегулирования вооруженного конфликта в территориальном споре.

Принцип территориальной целостности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его цель – это защита территории государства от любых посягательств.

Принцип территориальной целостности играет существенную роль в плане обеспечения защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы.

Принцип нерушимости и неприкосновенности
государственных границ.
Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государств. Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

  • признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

  • отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

  • отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права – неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. В содержание данного принципа также включается право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

В соответствии с принципами территориальной деятельности, нерушимости и неприкосновенности границ, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. При этом, международное право допускает возможность изменения государственной территории посредством правомерных способов.


К таким правомерным способам можно отнести: цессию, то есть передачу части территории одного государства другому как посредством купли-продажи, так и дарения; взаимные уступки территории, выражающиеся в основном в форме обмена равнозначными участками с целью выравнивания границы между государствами; а также концессию – временную уступку территории на основе аренды или передачи во временное пользование.

Плебисцит – всенародный опрос с целью выявления мнения населения по тому или иному вопросу. Плебисцит не является гарантией правильности выявления воли населения. Все зависит от условий его проведения и конкретной исторической обстановки, в которой он проводится.

В основе плебисцита лежит принцип самоопределения наций и народов, который является проявлением принципа территориального разграничения в современном международном праве. Однако плебисцит в территориальном споре имеет свои особенности по сравнению с плебисцитом, который проводится при осуществлении народами своего права на самоопределение. Так, субъектом плебисцита в территориальном споре может быть сравнительно небольшая группа людей, но не народ в целом, иначе это был бы не территориальный спор, а вопрос об осуществлении принципа самоопределения. Следовательно, субъект плебисцита не имеет в данном случае такой социальной, экономической и культурной общности, как народ, и, что самое главное, не имеет исторически сложившейся территории.

Редкие и случайные поселения на оспариваемой территории не могут служить основой для проведения плебисцита, так как подобная местность может считаться вообще незаселенной. Наличие определенного уровня населенности является необходимым условием проведения плебисцита. Это население должно также состоять из коренных поселенцев, с давних времен проживающих на этой территории, так как проведение плебисцита среди недавних переселенцев одной из спорящих сторон бессмысленно. Давность поселений предполагает какие-то экономические связи с данной территорией. Конечно, в этом случае и давность поселений, и связь с территорией являются относительными и от них не требуется достижение такого же высокого уровня, как при самоопределении.

Плебисцит на спорной территории может, как правило, осуществляться только по соглашению между спорящими государствами. Ведь в территориальном споре вопрос возникает о принадлежности определенной территории тому или другому спорящему государству, а не населению этой территории, поскольку оно не является субъектом права на самоопределение. К тому же само существование территориального спора в определенной мере зависит от его признания спорящими сторонами или от каких-то иных действий этих сторон.

В практике международных отношений плебисцит нередко применялся для выявления воли населения определенных территориальных образований о присоединении к тому или иному государству. Применение же плебисцита в территориальных спорах было менее успешным. Международный Суд ООН в своей практической деятельности такого рода вопросы не рассматривал.




12.2. Государственные границы.


Государственные границы определяют пределы государственной территории и в этом их основное назначение. «Государственная граница Республики Казахстан есть линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана» - это определение, данное в п. 1 статьи 1 Закона «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года соответствует общепринятому международному стандарту.

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы, как правило, проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда они устанавливаются по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных – посередине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с –общепринятыми принципами и нормами международного права. Граница территориального моря при размежевании между смежными и противолежащими государствами устанавливаются по соглашению между ними.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 100-110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли. Никаких особых соглашений по воздушным границам между государствами не заключаются.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Обычно договоры содержат подробное описание прохождение линии границы на местности, а также могут отсылать к другим существующим документам делимитации границы. Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков – демаркация границы. О всех действиях по демаркации составляются специальные документы- протоколы с описанием прохождения линии государственной границы, пограничных знаков, со схемами и фотоснимками знаков. Воздушные границы и границы недр обозначений не имеют.


Обозначение государственных границ проводятся с учетом географических особенностей местности – гор, рек, берегов морей и т.д. Этот способ называется орографическим. Геометрический способ обозначения границы означает проведение по прямой линии, от одной точки до другой. Прямая линия может отклоняться только для того, чтобы, например, не отрезать населенный пункт от источников воды, чтобы не делить какой-либо объект. В международной практике границы обычно проводятся комбинированным способом: на одном участке – орографическими, на другом – геометрическими. Астрономические границы, т.е. линии, совпадающие с параллелью или меридианом, встречаются редко. Общепринято, что в договорах о режиме границы имеется правило о том, что мосты через реки делятся линией границы по их середине, независимо от прохождения линии границы по воде. На пограничных озерах граница может разделять озеро пополам или соединить по прямой линии точки выхода сухопутной границы к его берегам.

Кроме договорных существуют также «исторически сложившиеся границы», точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но в течение длительного времени они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной. Положение таких границ может быть подтверждено в различных соглашения сопредельных государств, в том числе и в соглашениях о демаркации.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения ее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы на местности, а также определен порядок ее пресечения. Режим границы устанавливается как соглашением государств, так и их внутренним законодательством. Договоры о режиме границы обычно содержат положения о происхождении и обозначении линии границы на местности, об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях по проверке границы, о пограничных уполномоченных (комиссарах), о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами, а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизи государственной границы.

Для обеспечения выполнения соглашений по вопросам режима государственной границы, содействию выполнения других соглашений по вопросам режима государственной границы, а также урегулированию пограничных инцидентов, из офицеров пограничных войск назначается пограничный уполномоченный. В их обязанности обычно входят:

  • принять необходимые меры для предотвращения случаев нарушения порядка на границе;

  • расследовать и разрешать все нарушения режима границы, за исключением случаев, требующих урегулирования в дипломатическом порядке;

  • пограничные уполномоченные также договариваются о порядке возвращения имущества, оказавшегося на территории другой стороны.