Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18771
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Для выполнения своих служебных функций пограничные уполномоченные могут переходить границу. При этом им гарантируется личная неприкосновенность, а также неприкосновенность находящихся при них служебных бумаг.
В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренним законодательством. Государство в необходимых случаях устанавливает пограничные зоны и пограничные полосы на сухопутной и водной территориях. Пограничная полоса – установленная в пределах территории административных единиц, прилегающие к государственной границе города, районы. В пограничной зоне вводится соответствующий режим. Пограничная полоса устанавливается от линии государственной границы шириной не более 2 км на суше или от берегов пограничных рек. В пределах этой полосы пограничные войска вводят дополнительные режимные ограничения.
Государственные границы неприкосновенны и нерушимы. Неприкосновенность государственных границ – сложное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, государственная граница неприкосновенна, потому что неприкосновенна государственная территория. Во-вторых, государственные границы неприкосновенны в том смысле, что неприкосновенна непосредственно сама линия границы, обозначенная 6на местности пограничными знаками. Никто не имеет права их разрушать и произвольно изменять линию границы. В-третьих, государственная граница неприкосновенна в том смысле, что она определяет границы правопорядка, установленным государством на своей территории, и никто не вправе вступать на эту территорию без разрешения соответствующих властей.
Данные принципы допускают изменение границы только в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности между сопредельными государствами. Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.
12.3. Международные реки и проливы.
К международным рекам относятся судоходные реки, которые до впадения в море пересекают территории нескольких государств и на основе международного соглашения открыты для торгового судоходства всех стран. Правовой режим международных рек отличается от правового режима национальных рек, находящихся в границах территории одного и того же государства и подпадающих под его суверенитет. Отдельные участки международных рек входят в состав территории каждого прибрежного государства и подчиняется суверенитету этого государства. К таковым относятс Дунай, Конго, Рейн, Нигер, Амазонка.
На создание правовых режимов международных рек в XIX-XX веках существенное влияние оказал Заключительный акт Венского Конгресса 1815 года, который в статье 108 конкретно обозначил, что державы, через владение которых протекает одна и та же судоходная река, обязаны с общего согласия подробно определит правила для такой реки. Таким образом, Венский Конгресс установил принцип совместного регулирования прибрежными государствами вопросов судоходства на международных реках.
К компетенции прибрежных государств относятся вопросы поддержания международных рек в судоходном состоянии и забота об улучшении условий судоходства.
Критериями международных рек являются:
-
река протекает по территории нескольких государств;
-
река должна быть судоходной;
-
должно быть договорное обеспечение правового положения этих рек.
Правовой режим международных рек предусматривает свободу торгового судоходства, запрет военного судоходства. Международная река остается под суверенитетом тех государств, где она протекает. Необходимо создание специальной комиссии, которая должна заниматься навигационными
Вопрос международно-правового регулирования использования международных рек прибрежными государствами неоднократно рассматривался международным сообществом. Например, Институт международного права в 1911 году принял резолюцию в отношении международных рек на Мадридской сессии. В 1966 году ассоциация международного права приняла «Хельсинские правила использования вод международного значения». «Хельсинские правила» содержат общие положения, которые необходимо учитывать прибрежным государствам при использовании этих рек. Специальные нормы касаются вопросов загрязнения, судоходства, лесосплава, предупреждения и рассмотрения споров.
Долгое время на повестке дня Комиссии международного права ООН вопрос о праве несудоходного использования международных водотоков. Обсуждались различные варианты определения водотока: река, разделяющая или пересекающая территории нескольких государств, или река со всеми притоками, или водораздел данной реки.
Международные проливы - это соединяющие моря и океаны проливы, которые являются неотъемлемыми, составными частями мировых водных путей, используемых для международного судоходства и воздушной навигации всеми государствами на основе равенства всех флагов. Такие проливы (Па-де-Кале, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский и др.), являясь естественными и, как правило, единственными или кратчайшими выходами в океан, имеют для большинства государств мира первостепенное значение как мировая транспортная магистраль.
Беспрепятственный проход через международные проливы, перекрываемые территориальным морем, получил свое конвенционное закрепление в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне и в новом качестве – «транзитного прохода» – в части III Конвенции 1982 г.
Международные каналы – это соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного международного судоходства и используемые всеми государствами без дискриминации в соответствии с действующими международными соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государств-собственников каналов. К числу каналов общемирового значения относятся Суэцкий и Панамский, регионального значения – Кильский и Коринфский. Эти каналы, являясь искусственными водными путями международного судоходства, составляют неотъемлемую часть территории государств-собственников каналов.
12. 4. Международно-правовой режим Антарктики и Арктики.
Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктика занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км., что примерно равно 10 % площади нашей планеты, при этом сам материк покрыт на 96 % льдом, максимальная глубина которого – 4,4 км.
Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллингсгаузеном на парусном шлюпах «Восток» и «Мирный». После этого знания человечества об Антарктике постепенно расширялись и углублялись. Государства стали направлять в Антарктику наряду с экспедициями и транспортные суда, так как район оказался богат масштабными и выгодными природными ресурсами, но из-за суровости климата никаких стабильных баз, в начале освоения материка, создано не было. Позже, научно-техническое развитие государств позволило создать временные поселения на материке, что дало, в свою очередь, основу для предъявления этими государствами территориальных претензий на обнаруженные районы Антарктики. Инициатива принадлежала Великобритании, которая начиная с 1908 года провозгласила свой суверенитет над значительным числом островов, земель, а также и над прилегающими к ним морским водам. Действия Великобритании создали своего рода прецедент для территориальных притязаний и других государств, что привело в итоге к возникновению существенной напряженности в отношениях между этими государствами и теми сторонами, которые, хотя и не выдвинули свои претензии, но в то же время и не признали чужие.
С целью разрешения проблемы Антарктики 15 октября 1959 года в Вашингтоне была созвана Международная Конференция. Ее участниками стали 12 государств, которые ко времени созыв Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. 1 декабря 1959 года Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни.
В основу договора положен принцип мирного использования Антарктики. «Запрещается, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия».1
Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст.V, которая гласит, что любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещается. Таким образом, как видно из приведенных положений, огромная часть земного шара – целый материк и прилегающий к нему большой район – была превращена в безъядерную и демилитаризованную зону, что явилось серьезным шагом к укреплению международного мира и безопасности.
Важным для оценки Договора об Антарктике и его содержания является то обстоятельство, что участникам удалось преодолеть противостояние по территориальным вопросам. Ст. IV составляет содержание этого компромиссного решения. Оно заключается в следующем.
-
Ничто, содержащееся в настоящем Договоре, не должно толковаться как: а) отказ любой из Договаривающейся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике; в) отказ любой из Договаривающейся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам; с) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.
-
Никакие действия или деятельность, имеющие место пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».
Таким образом, с одной стороны закрепила положение, сложившееся в Антарктике до заключения Договора, в части уже заявленных претензий или прав на территориальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь; а с другой стороны, признала за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, право на их выдвижение, однако также без реального использования этого права. Данные положения утверждают Антарктику в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать ее как международную территорию, то есть имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.
Территория Арктики относится к группе территории со смешанным режимом. Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятных для жизнедеятельности климатических условий, что существенно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных объектов под флагом несопредельных Арктики стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения, которые тесно увязаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих лет предпринимали усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.
Данный процесс выражался в постепенном фактическом подчинении арктической территории власти стран региона, причем это подчинение сопровождалось юридическим оформлением, принадлежности определенных частей континента той или иной стране. Правовое закрепление базировалось, главным образом, на издаваемых приарктическими государствами законах и иных нормативных актов. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов Арктики.
К настоящему времени все известные сухопутные образования в Арктике разделены на сектора и подчинены исключительной власти – суверенитету того или иного приарктического государства – Росси, Дании, Канады, Норвегии и США. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.
Необходимо отметить, что на пространства Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним.
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
12.5. Способы разрешения территориальных споров.
Территориальные проблемы в целом являются весьма широким понятием, которое включает в себя вопросы территориального разграничения и территориальных режимов. К территориальному разграничению относят: территориальные споры, самоопределение наций и народов, неприкосновенность и целостность государственной территории, установление границ континентального шельфа и экономической зоны по соглашению между сопредельными государствами и в соответствии с международным правом. К территориальным режимам можно отнести: территориальный суверенитет и территориальную юрисдикцию, транзит через иностранную территорию, специальные территориальные режимы, созданные по соглашению государств и другие вопросы.
Проблема территориальных споров занимает сегодня важное место в международном праве и она связана, прежде всего, с такими вопросами как самоопределение наций и народов, запрещение насильственного захвата территорий, изменение существующих государственных границ мирным путем и по договоренности в соответствии с нормами международного права. Пристальное внимание мирового сообщества к данной проблеме вызвано тем, что многие территориальные споры, явные и потенциальные, чреваты опасными вооруженными конфликтами. А любой военный конфликт является нарушением международного права, так как запрещает применение силы или угрозы силой (кроме случаев самообороны) и обязывает государства решать все споры мирными средствами. Причины возникновения вооруженного конфликта в территориальном споре содержатся в самом территориальном споре и в истоках его возникновения. Объективной предпосылкой появления вооруженного конфликта является то обстоятельство, что каждая сторона считает определенную территорию своей и по этой причине не желает идти на какие-либо уступки или признавать какие-либо права другой стороны. А поскольку все это происходит на одном и том же участке территории, где неизбежно соприкасаются военные и гражданские лица обеих сторон, возникают условия для конфликтов.