Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18226

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

  • недвижимая собственность государства-предшественника, на­ходящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику;

  • движимая собственность, связанная с деятельностью государ­ства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в справедливой доле. По всем этим вопросам госу­дарство-предшественник и государство-преемник могут достичь до­говоренности о других правилах перехода собственности.

Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не применимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такого рода собственностью. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года, каждая из ядерных держав, будь то Россия, США, Великобритания, Франция или Китай, обязуется не передавать «кому бы то ни было» ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство свя­зано встречным обязательством «не принимать передачи от кого бы то ни было» ядерного оружия или ядерных взрывных устройств.

Эти положения Договора исключают, таким образом, какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия. Права Рос­сии на ядерное оружие, являвшееся собственностью бывшего Союза ССР, основываются на иных правооснованиях, о которых говорится ниже (п. 6).

Как видно из соглашений и решений, принятых в рамках СНГ по вопросам правопреемства в отношении государственной собствен­ности бывшего СССР, предметом урегулирования стала прежде всего та часть этой собственности, которая находится за рубежом. На этот счет были приняты соответствующие решения и соглашения. Но Соглашению глав государств СНГ от 30 декабря 1991 г. и Согла­шению о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за Рубежом от 6 июля 1992 г. их участники подтвердили право каждой стороны на владение, пользование и распоряжение причитающейся ей такого рода долей при соблюдении прав и интересов других сто­рон, а также законов государств, на территории которых находится имущество, входящее в эту долю.

В Соглашении 1992 года сказано, что предметом его регулирова­ния являются движимая и недвижимая собственность СССР за пре­делами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые имелись на момент правопреемства во владении, пользова­нии и распоряжении бывшего Союза, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией и контролем. Вся эта собственность подлежала раз­делу. Соответствующие доли были выражены в процентах (например, России – 61,34%, Таджикистану – 0,83% и т.д.), исчисленных, как это предусматривалось еще Договором от 4 декабря 1991 г., на осно­вании единого агрегированного показателя с учетом произведенного национального дохода, экспорта, импорта и численности населения в 1980-1990 гг.).


В Соглашении 1992 года оговорено, что его участники исходят из взаимозависимости между обязательством участвовать в несении расходов по обслуживанию государственного внешнего долга быв­шего СССР и в погашении этого долга в долях, указанных выше, и возможностью реализации права собственности каждого из них на причитающуюся долю собственности Союза за границей.

На практике, однако, для подавляющего большинства бывших союзных республик оказалось непосильным участие в расходах по погашению и обслуживанию внешнего долга распавшегося СССР, и дело кончилось тем, что их доли в загрансобственности были ими переданы России в обмен на ее согласие принять на себя их доли по долговым обязательствам. К тому же некоторые виды загрансобствен­ности, их статус по местному законодательству делали невозможным ее раздел. 3 февраля 1993 г. Президент России издал Указ, согласно которому Российская Федерация как государство – продолжатель Союза ССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также по выполнению всех обязательств, связанных с использованием этой собственности.

Что касается государственного имущества бывшего Союза внутри страны, то еще до его распада входившие в его состав союзные рес­публики, провозглашая суверенитет, обратили в свою собственность практически все объекты союзного значения, находившиеся на их территории. В России это было сделано на основании закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» 1990 года. В результате к моменту прекращения существования СССР его государственная собственность была в основном разделена и требовалось лишь договориться о взаимном признании произведен­ного раздела. Это и было сделано в Соглашении о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г., которое предусматривало, что «стороны взаимно признают оСуществленный в соответствии с их национальным законодательст­вом переход в их собственность имущества... бывшего союзного под­чинения, расположенного на территориях сторон». С Украиной по­требовалось на этот счет заключение отдельного соглашения.

4. Правопреемство государств в отношении государственных архивов

Под государственными архивами государства-предшественника понимается совокупность документов любой давности и рода, произ­веденных или приобретенных этим государством в ходе его деятель­ности, которые на момент правопреемства принадлежали ему соглас­но его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве архивов для различных целей.

По договоренности заинтересованных государств или по реше­нию соответствующего международного органа может устанавливать­ся компенсация за переход архивов государства-предшественника к государству-преемнику; в ином случае переход происходит без ком­пенсации. В таком же порядке решается вопрос о дате перехода архивов.


По Венской конвенции 1983 года от государства-предшествен­ника требуется, чтобы оно принимало все меры по предотвращению ущерба или уничтожению архивов, которые переходят к государ­ству-преемнику. В Конвенции оговаривается, что ничто в ней не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отно­шении любой вопрос, который может возникнуть из соображений целостности государственных архивных фондов государства-пред­шественника.

При объединении государств и образовании одного государства-преемника к нему переходят государственные архивы государств-предшественников.

При разделении государства, когда на его месте возникает не­сколько государств-преемников, часть архивов государства-предше­ственника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления этой территорией, переходит к этому государству. К нему также переходит другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к его территории. Соответствующие государства-преемники могут договориться об ином. Другие архивы государства-предшественника переходят к го­сударствам-преемникам, как сказано в Венской конвенции 1983 года, «справедливым образом, с учетом всех соответствующих обстоя­тельств».

При отделении от государства части его территории, на которой образуется самостоятельное государство, часть архивов государства-предшественника, которая для целей нормального управления от­делившейся территорией должна находиться на этой территории, переходит к государству-преемнику. К нему же переходит и другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к отделившей­ся территории. Аналогичные правила применяются и тогда, когда отделившаяся часть государства объединяется с другим государством.

По договоренности между государством-предшественником и государством-преемником могут быть установлены иные правила перехода архивов, с тем, однако, условием, что такая договоренность не должна нарушать право народов этих государств на развитие и на информацию об их истории и культурном наследии.

В случае, когда происходит передача части территории одной страны другому государству, переход государственных архивов регу­лируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого соглашения часть архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления этой территорией должна находиться в распоряжении приобретающего ее государства, перехо­дит к нему. Другие архивы, имеющие отношение исключительно или главным образом к передаваемой территории, переходят к государ­ству-преемнику.

Применительно к случаям правопреемства при разделении госу­дарства, отделении от него части территории, передачи одной части страны другому государству Конвенция регулирует вопросы предо­ставления на основе обмена или, по просьбе заинтересованной сто­роны, «надлежащего воспроизведения» государственных архивов, связанных с интересами соответствующих территорий, а также пре­доставления достоверных сведений, которые касаются титулов на такую территорию либо ее границ или необходимы для выяснения смысла передаваемых архивных документов.


Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его распадом между возникшими в пределах его территории, государствами СНГ. Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г., заклю­ченное между этими государствами, исходит из принципа целостнос­ти и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств – участников Соглашения. Государства – участники Соглашения не претендуют на право владения этими комплексами документальных материалов.

Вместе с тем Соглашение придает важное значение содержанию полноценных архивных фондов государств-участников. Они взаимно признают осуществленный в соответствии с законодательствами переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящихся на их территории. Признается также право на возвращение тех фондов, которые образовались на терри­тории каждой из стран и в разное время оказались за ее пределами.

Когда отсутствует возможность физического выделения комплек­са документов, каждое государство – участник Соглашения имеет право доступа к ним и получения необходимых копий. Эти государ­ства признают на своих территориях юридическую силу архивных справок, выданных государственными архивными учреждениями других государств СНГ.

В случае, когда государством-владельцем передается право ис­пользования архивных документов, затрагивающих интересы другого государства – участника Соглашения, иностранным государствам, их физическим или юридическим лицам, право на использование этих документов сохраняется за государством, интересы которого затра­гивают документы. Соглашение также предусматривает, что в такого рода случаях заинтересованные государства СНГ принимают допол­нительные согласованные меры по использованию и обеспечению сохранности этих документов и предотвращению их уничтожения.

5. Правопреемство государств в отношении государственных долгов

Для целей регулирования правопреемства государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшествен­ника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Правопреемство в отношении государст­венных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов. Датой перехода долга к государству-преемнику является момент право­преемства, если договоренностью между заинтересованными государ­ствами или решением соответствующего международного органа не предусмотрено иное.


Когда государства объединяются и образуют одно государство-преемник, к нему переходят государственные долги государств-пред­шественников.

При разделении государства на несколько частей и если государ­ства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях с учетом, в частности, иму­щества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с госу­дарственным долгом. Если между вовлеченными в правопреемство сторонами не достигнуто иного соглашения, аналогичное правило применяется, когда происходят отделение части территории государства и образование на ней государства-преемника или когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государст­вом, а также когда часть территории передается одним государством другому.

Вопрос о правопреемстве в отношении государственного долга бывшего СССР стал предметом регулирования еще до прекращения существования союзного государства. 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными стра­нами-кредиторами, известными как Группа семи, был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно внешнего долга ино­странным кредиторам Союза ССР и его правопреемства. Позднее с участием большинства входивших в его состав союзных республик и самого СССР был заключен Договор о правопреемстве в отношении государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г., а также Соглашение о дополнениях к этому Договору от 13 марта 1992 г. Договор определил этот долг так, как он охарактеризован Венской конвенцией. Однако в Договоре речь идет о финансовом, обязательстве не только перед субъектами международного права, но и перед любым иностранным кредитором.

В январе 1992 года Россия взяла на себя общую ответствен­ность за внешний долг бывшего СССР. Без такого рода решения, давшего возможность западным кредиторам иметь дело с единым партнером, было бы невозможно вести с ними какие-либо перегово­ры, в частности об отсрочках выплаты процентов по долгу и самого долга.

Предусмотренная Соглашением о распределении всей собствен­ности бывшего Союза ССР за рубежом зависимость между осущест­влением прав на эту собственность и осуществлением обязательства участвовать в погашении и несении расходов по обслуживанию го­сударственного внешнего долга СССР на практике реализовывалась в том, что по двусторонним соглашениям России с другими государ­ствами СНГ 1992-1994 годов доля внешнего государственного долга была обменена на долю в зарубежной собственности. В качестве примера можно привести соглашение с Туркменистаном от 31 июля 1992 г. о том, что Туркменистан передал, а Россия приняла на себя обязательства по выплате доли Туркменистана во внешнем государ­ственном долге бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 г.; Россия приняла, а Туркменистан передал свою долю в активах быв­шего Союза по состоянию на ту же дату. По соглашению России и Украины от 9 декабря 1994 г. об урегулировании вопросов право­преемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР было предусмотрено, что «Украина передает, а Российская Федерация принимает на себя обязательства по выплате доли Украины» в этом долге, а также что «Украина передает», а «Российская Федерация принимает долю Украины в активах бывшего Союза ССР».