Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18753
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 6
Территория
в международном праве
А. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИИ
1. Теоретико-правовая природа территории
Термин «территория» происходит от латинского terra – земля, суша. Старейшая объектная теория, объясняющая правовую природу государственной территории, основана на признании земельного участка объектом частной собственности. При этом государство, в которое входят соответствующие земельные участки, в своих границах обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно (право) имеет преимущественную силу перед правами частных земельных собственников.
Данная теория, отождествляющая землю государства и его территорию, со временем изжила себя, особенно в связи с появлением таких видов территории, как водное и воздушное пространства, материальные субстанции которых – вода и атмосферный воздух – по своей природе, текучести, не могут быть объектом права собственности.
Вторая из рассматриваемых теорий называется теорией компетенции (или предела), связываемой, прежде всего, с именем Г. Кельзена. Согласно данной теории, под территорией понимается сфера валидатарности (юридической действенности) национального юридического порядка, сфера, в пределах которой, согласно общему международному праву, органы, определенные национальным юридическим порядком, уполномочены осуществлять этот порядок. Иными словами, это абстрактное пространство, границы которого определяются пределом действия твердо установленного национального правопорядка. Фактически это принцип эффективности, отвергаемый современным международным правом.
Наибольшим признанием пользуется обоснованная в прошлом веке украинским юристом В.А. Незабитовским третья теория – пространственная, в соответствии с которой территория государства представляет собой сферу его властвования, территориального верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех пределах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных участков, входящих в состав данного государства как страны в целом. Данная теория не исключает оценки территории не только как пространства осуществления государственной власти, но и как особого вида материального достояния.
2. Виды правового режима территории
Под территорией в современном международном праве понимаются весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.
По видам правового режима территория подразделяется на три основные категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.
Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении ее и в ее пределах свое территориальное верховенство. Сдача государственной территории в аренду не лишает ее указанных двух характеристик – принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоряжаться своей территорией.
В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не подлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.
Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
Прилежащая (таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная) зона является морским районом, прилегающим к территориальному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24 миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль и юрисдикцию в специально установленных областях.
В исключительной экономической зоне соответствующее прибрежное государство обладает суверенными правами и исключительной юрисдикцией в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, использования энергии воды и ветра, а также ограниченной юрисдикцией в отношении охраны природной среды в пределах 200 морских миль от той же линии, от которой отсчи-тываются территориальные воды.
На континентальном шельфе за прибрежным государством признаны суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов и недр морского дна.
К числу государственных территорий международного пользования относятся международные реки, международные проливы, международные каналы, а также острова, в отношении которых существуют специальные международные договоры: архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова.
3. Государственная территория
Государственная территория состоит из сухопутной территории, включая ее недра, водной и воздушной. Внешние пределы государственной территории определяются государственной границей.
Сухопутной территорией государства считается тот объем суши, который расположен в пределах установленных государственных границ.
Водную территорию государства составляют внутренние воды и территориальное море. К числу первых относятся воды рек, озер, каналов и иных водоемов, расположенных в пределах сухопутных границ государства. Внутренними морскими водами являются те, которые определены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года: морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы (например, море Лаптевых, залив Петра Великого).
Что касается территориального моря (территориальных вод), то таковым называется полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий.
Недра, находящиеся под сухопутной и водной поверхностями государств, не имеют ни в международном, ни в национальном праве каких-либо ограничений по глубине. В доктрине международного права наиболее распространенным является подход, в соответствии с которым «глубинные пределы» государственной территории ограничиваются уровнем наибольшего освоения недр. Но различные государства обладают весьма разными возможностями такого освоения в зависимости от технического потенциала, которым они располагают. Отсюда возникает реальное неравенство государств в данной области, что может иметь серьезные практические последствия в отношении добычи ресурсов с «соседней территории» с учетом перспектив наклонного бурения. В данном вопросе сохраняются резервы для прогрессивного развития международно-правовых норм.
Воздушная территория государства (государственное воздушное пространство) замкнута в пределах вертикальных линий, проецируемых от границ государства на его сухопутной и водной поверхностях, до границы с условным «космическим пространством» на высоте 100-110 км над уровнем моря. Ни в международном праве (в договорном порядке), ни в национальном законодательстве эта «воздушная граница» не определена.
Верховенство государства в пределах своей территории (территориальное верховенство) является одним из проявлений его суверенитета и состоит в следующем: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории; в пределах территории данного государства исключается публичная власть любого иного субъекта международного права, если только иное не предусмотрено международным договором данного государства; высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах; земля и природные ресурсы государства це могут использоваться другими государствами без явно выраженного согласия территориального суверена.
Территориальное верховенство государства не исключает изъятий из действия его законов по отношению к определенной категории иностранных граждан на всей государственной территории или действия иностранного законодательства в определенных районах его территории, если согласие на это выражено во внутреннем законе или в международном договоре. Типичной в этом отношении является конституционная норма большинства государств мира о примате международного договора над национальным законом, как это закреплено, например, в ст. 15, п. 4, Конституции Российской Федерации 1993 года.
Юрисдикция государства (действие его законодательной и судебной власти) может распространяться, и весьма часто распространяется, и за пределы его границ. Однако никакое государство не вправе применять свои законы, в особенности средства властного принуждения, на территории иностранного государства, если законами или международными договорами последнего не допускается иное.
Природная среда с ее компонентами – сушей и водами, атмосферным воздухом, лесами и недрами (ресурсами) – составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Временное пребывание в указанных пределах таких текучих объектов, как воды и атмосферный воздух, а также невозобновляемых (исчерпаемых) и возобновляемых ресурсов не изменяет этого общего подхода.
Соответственно, неправомерно использование ресурсов государственной территории иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных и иных целях без согласия территориального суверена. Это находит подтверждение, в частности, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно суверенитета государств над их природными ресурсами.
При международно-правовой аренде территории на арендованном участке, который продолжает оставаться территорией государства-арендодателя, государство-арендатор может осуществлять в его пределах свою юрисдикцию (но не суверенитет) в соответствии с соглашением об аренде.
Согласно Конституции РФ, любое изменение территории и границ Российской Федерации требует согласия Парламента и соответствующего субъекта Федерации в том случае, если изменения затрагивают его территорию. Договоры о приобретении или уступке территории ратифицируются в порядке, предусмотренном для внесения изменений в Конституцию, а договоры об уточнении линии прохождения границы ратифицируются в общем порядке.
4. Государственные границы
Государственная граница – это обозначенная на картах и закрепленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) соответствующего государства, то есть пространственный предел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).
Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.
Делимитация границы – договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Демаркация границы – обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или проведения дополнительных переговоров между соседними государствами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.
На сухопутной границе оборудуется пограничная полоса (шириной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содержится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсутствует, что характерно в отношениях между дружественными сопредельными государствами.
Водные границы подразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на реках устанавливаются по договору между прибрежными государствами: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных – по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и других природных явлений, в таких договорах, как правило, определяется, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.
На прохождение линии границы по реке и в особенности на режим пользования пограничной рекой вследствие изменения уровня воды непосредственное влияние оказывают такие действия и деятельность, как сооружение, переоборудование или снос плотин, дамб, мостов и подобных сооружений. Считается неправомерным осуществление таких мер каким-либо из приречных государств в одностороннем порядке. Если же таких государств не два, а более, то подобные меры не может осуществлять и группа приречных государств без согласования своих действий со всеми другими приречными государствами. В договорах, касающихся режима пограничных рек, и в нормах, определяющих конкретный режим государственной речной границы, обычно содержатся специальные предписания по данному вопросу.
На приграничных озерах и иных подобных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.
Специфичен режим озер-морей, к берегам которых выходят несколько государств. Уникальным на сегодня в этом отношении является Каспийское море, по берегам которого расположены Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан.
Морские границы государства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если только между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.