Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18235

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Глава 6
Территория в международном праве

А. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИИ

1. Теоретико-правовая природа территории

Термин «территория» происходит от латинского terra – земля, суша. Старейшая объектная теория, объясняющая правовую природу государственной территории, основана на признании земельного участка объектом частной собственности. При этом государство, в которое входят соответствующие земельные участки, в своих грани­цах обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно (право) имеет преимущественную силу перед правами частных земельных собственников.

Данная теория, отождествляющая землю государства и его терри­торию, со временем изжила себя, особенно в связи с появлением таких видов территории, как водное и воздушное пространства, ма­териальные субстанции которых – вода и атмосферный воздух – по своей природе, текучести, не могут быть объектом права собствен­ности.

Вторая из рассматриваемых теорий называется теорией компе­тенции (или предела), связываемой, прежде всего, с именем Г. Кельзена. Согласно данной теории, под территорией понимается сфера валидатарности (юридической действенности) национального юри­дического порядка, сфера, в пределах которой, согласно общему международному праву, органы, определенные национальным юри­дическим порядком, уполномочены осуществлять этот порядок. Иными словами, это абстрактное пространство, границы которого определяются пределом действия твердо установленного националь­ного правопорядка. Фактически это принцип эффективности, отвер­гаемый современным международным правом.

Наибольшим признанием пользуется обоснованная в прош­лом веке украинским юристом В.А. Незабитовским третья теория – пространственная, в соответствии с которой территория государства представляет собой сферу его властвования, территориального вер­ховенства, суверенитета, осуществляемого в тех пределах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных участ­ков, входящих в состав данного государства как страны в целом. Данная теория не исключает оценки территории не только как про­странства осуществления государственной власти, но и как особого вида материального достояния.

2. Виды правового режима территории

Под территорией в современном международном праве понимают­ся весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недра­ми, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три основные категории: 1) государственная территория; 2) международ­ная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении ее и в ее пределах свое территориальное верховенство. Сдача государственной территории в аренду не лишает ее указанных двух характеристик – принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоря­жаться своей территорией.


В международную территорию общего пользования входят от­крытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, вклю­чая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей меж­дународной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не подлежат нацио­нальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее распо­ложением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах как между­народных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прилежащая зона, континенталь­ный шельф и исключительная экономическая зона.

Прилежащая (таможенная, фискальная, иммиграционная и сани­тарная) зона является морским районом, прилегающим к территори­альному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24 миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль и юрисдикцию в специально установленных областях.

В исключительной экономической зоне соответствующее при­брежное государство обладает суверенными правами и исключительной юрисдикцией в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, использования энергии воды и ветра, а также ограниченной юрисдикцией в отношении охраны природной среды в пределах 200 морских миль от той же линии, от которой отсчи-тываются территориальные воды.

На континентальном шельфе за прибрежным государством при­знаны суверенные права на разведку и разработку природных ресур­сов и недр морского дна.

К числу государственных территорий международного пользо­вания относятся международные реки, международные проливы, международные каналы, а также острова, в отношении которых су­ществуют специальные международные договоры: архипелаг Шпиц­берген, Аландские острова, Додеканезские острова.

3. Государственная территория

Государственная территория состоит из сухопутной территории, включая ее недра, водной и воздушной. Внешние пределы государ­ственной территории определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства считается тот объем суши, который расположен в пределах установленных государственных границ.

Водную территорию государства составляют внутренние воды и территориальное море. К числу первых относятся воды рек, озер, каналов и иных водоемов, расположенных в пределах сухопутных границ государства. Внутренними морскими водами являются те, которые определены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года: морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, располо­женные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы (например, море Лаптевых, залив Петра Великого).


Что касается территориального моря (территориальных вод), то таковым называется полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий.

Недра, находящиеся под сухопутной и водной поверхностями государств, не имеют ни в международном, ни в национальном праве каких-либо ограничений по глубине. В доктрине международного права наиболее распространенным является подход, в соответствии с которым «глубинные пределы» государственной территории огра­ничиваются уровнем наибольшего освоения недр. Но различные го­сударства обладают весьма разными возможностями такого освоения в зависимости от технического потенциала, которым они распола­гают. Отсюда возникает реальное неравенство государств в данной области, что может иметь серьезные практические последствия в отношении добычи ресурсов с «соседней территории» с учетом пер­спектив наклонного бурения. В данном вопросе сохраняются резер­вы для прогрессивного развития международно-правовых норм.

Воздушная территория государства (государственное воздушное пространство) замкнута в пределах вертикальных линий, проецируе­мых от границ государства на его сухопутной и водной поверхностях, до границы с условным «космическим пространством» на высоте 100-110 км над уровнем моря. Ни в международном праве (в договор­ном порядке), ни в национальном законодательстве эта «воздушная граница» не определена.

Верховенство государства в пределах своей территории (террито­риальное верховенство) является одним из проявлений его суверени­тета и состоит в следующем: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящим­ся на его территории; в пределах территории данного государства исключается публичная власть любого иного субъекта международ­ного права, если только иное не предусмотрено международным договором данного государства; высшая власть государства осущест­вляется системой государственных органов в законодательной, испол­нительной, судебной, административной сферах; земля и природные ресурсы государства це могут использоваться другими государствами без явно выраженного согласия территориального суверена.

Территориальное верховенство государства не исключает изъятий из действия его законов по отношению к определенной категории иностранных граждан на всей государственной территории или дей­ствия иностранного законодательства в определенных районах его территории, если согласие на это выражено во внутреннем законе или в международном договоре. Типичной в этом отношении явля­ется конституционная норма большинства государств мира о прима­те международного договора над национальным законом, как это закреплено, например, в ст. 15, п. 4, Конституции Российской Фе­дерации 1993 года.


Юрисдикция государства (действие его законодательной и судеб­ной власти) может распространяться, и весьма часто распространя­ется, и за пределы его границ. Однако никакое государство не вправе применять свои законы, в особенности средства властного принуж­дения, на территории иностранного государства, если законами или международными договорами последнего не допускается иное.

Природная среда с ее компонентами – сушей и водами, атмо­сферным воздухом, лесами и недрами (ресурсами) – составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Временное пребывание в указан­ных пределах таких текучих объектов, как воды и атмосферный воздух, а также невозобновляемых (исчерпаемых) и возобновляемых ресурсов не изменяет этого общего подхода.

Соответственно, неправомерно использование ресурсов государ­ственной территории иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных и иных целях без согласия территориального суверена. Это находит подтверждение, в частнос­ти, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно сувере­нитета государств над их природными ресурсами.

При международно-правовой аренде территории на арендованном участке, который продолжает оставаться территорией государства-арендодателя, государство-арендатор может осуществлять в его пре­делах свою юрисдикцию (но не суверенитет) в соответствии с согла­шением об аренде.

Согласно Конституции РФ, любое изменение территории и гра­ниц Российской Федерации требует согласия Парламента и соот­ветствующего субъекта Федерации в том случае, если изменения за­трагивают его территорию. Договоры о приобретении или уступке территории ратифицируются в порядке, предусмотренном для вне­сения изменений в Конституцию, а договоры об уточнении линии прохождения границы ратифицируются в общем порядке.

4. Государственные границы

Государственная граница – это обозначенная на картах и закреп­ленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного простран­ства) соответствующего государства, то есть пространственный пре­дел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).

Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.

Делимитация границы – договорное определение линии грани­цы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориен­тирам и характерным признакам рельефа местности.

Демаркация границы – обозначение (установление специаль­ных пограничных знаков) линии границы на местности в соответст­вии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или прове­дения дополнительных переговоров между соседними государст­вами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.


На сухопутной границе оборудуется пограничная полоса (шири­ной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содер­жится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсут­ствует, что характерно в отношениях между дружественными сопре­дельными государствами.

Водные границы подразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на ре­ках устанавливаются по договору между прибрежными государства­ми: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных – по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и дру­гих природных явлений, в таких договорах, как правило, определяет­ся, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.

На прохождение линии границы по реке и в особенности на ре­жим пользования пограничной рекой вследствие изменения уровня воды непосредственное влияние оказывают такие действия и деятель­ность, как сооружение, переоборудование или снос плотин, дамб, мостов и подобных сооружений. Считается неправомерным осуще­ствление таких мер каким-либо из приречных государств в односто­роннем порядке. Если же таких государств не два, а более, то подоб­ные меры не может осуществлять и группа приречных государств без согласования своих действий со всеми другими приречными государ­ствами. В договорах, касающихся режима пограничных рек, и в нормах, определяющих конкретный режим государственной речной границы, обычно содержатся специальные предписания по данному вопросу.

На приграничных озерах и иных подобных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.

Специфичен режим озер-морей, к берегам которых выходят не­сколько государств. Уникальным на сегодня в этом отношении яв­ляется Каспийское море, по берегам которого расположены Рос­сия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан.

Морские границы государства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если толь­ко между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.