Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18741
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Ни от одного из государств не поступило заявления о несогласии с данной нотой. Были отмечены, после установления советской власти в России, отдельные попытки проверить «на прочность» суверенитет России в отношении указанных территорий. Так, в 1923 году судно под командованием английского капитана Нойса без разрешения посетило остров Врангеля, а в 1924 году американская шхуна «Hermen» – остров Геральда. Это заставило правительство СССР выступить 4 ноября 1924 г. с заявлением о том, что все земли и острова, составляющие «продолжение к северу Сибирского материкового плоскогорья», принадлежат по праву правопреемства РСФСР.
Официальным актом, подтвердившим принадлежность Советскому Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Российской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», от 15 апреля 1926 г.
Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее правительством СССР принадлежащими другим государствам, было объявлено к северу от побережья СССР (в настоящее время – Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32°04′35″ в.д. и меридиану 168°49′30″ з.д. Постановление от 15 апреля 1926 г. не задало вопросов правового статуса и правового режима морских пространств в указанных границах.
Таким образом, сами по себе границы полярных секторов не считались государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешало вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских (водных) пространств. Считается, что правовой режим каждого отдельного района арктического моря следует оценивать отдельно, исходя из фактически сложившегося и имеющего многолетнее признание правопорядка основанного на учете оборонных, политических, экономических иных интересов, в первую очередь прибрежных государств. В соответствии с таким подходом и Россия вправе рассматривать морские пространства Арктики в пределах «российского полярного сектора» (в том числе Северо-Восточный проход) в качестве зоны своих особых интересов. Это влечет за собой признание за Россией права принимать в указанной зоне любые необходимые меры для обеспечения своей безопасности, вплоть до запрещения появления в пространстве зоны военных кораблей и самолетов других государств.
Дания в течение ряда столетий оккупировала юго-западную часть острова Гренландия. Между 1916 и 1920 годами ее суверенитет над всем островом был признан многими государствами. Однако Норвегия создала в 1922 году на северо-востоке Гренландии свою станцию и провозгласила в 1931 году норвежский суверенитет над этой частью острова, оправдывая свои действия тем, что Дания не осуществляла эффективной оккупации северо-восточной части Гренландии. Постоянная палата международного правосудия своим решением от 5 апреля 1933 г. признала суверенитет Дании над всем островом Гренландия, приведя в обоснование своего решения довод о том, что на северные полярные области в силу их природных особенностей не должны распространяться обычные требования об эффективной оккупации в качестве основания для признания прав суверенитета над ними и что в отношении таких областей достаточно осуществлять простой контроль после их открытия и нотификации об этом. Обладателями земель в Арктике являются также Норвегия и США. Положение Норвегии как арктического государства связано, прежде всего, со Шпицбергенским архипелагом.
Правовое положение Шпицбергена было определено на Парижской конференции 1920 года с участием США, Великобритании и ее доминионов, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Дании, Норвегии и Швеции. Советская Россия не была приглашена на конференцию. Договор о Шпицбергене был подписан 9 февраля 19~0 г. В 1935 году к нему присоединился Советский Союз. Кроме того, к Договору в разное время присоединились более 20 других стран Европы, Латинской Америки и Азии.
Участники Договора согласились «признать на условиях, установленных настоящим Договором, полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген с Медвежьим островом» (ст. 1). Согласно ст. 2, суда и граждане всех договаривающихся сторон «допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в ст. 1, и в их территориальных водах». Договор обязывает Норвегию не создавать и не допускать создания «в местностях, указанных в ст. 1», какой-либо морской базы, не строить никаких укреплений в тех же местностях, которые «никогда не должны быть использованы в военных целях» (ст. 9). В ст. 10 Договора было оговорено: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Державами Русского Правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».
Права, предоставленные Договором о Шпицбергене России, осуществлял Советский Союз, а после его распада соответствующие права перешли к России.
Норвегия, получив по Договору права суверенитета над Шпицбергеном, не установила своего арктического сектора.
В пределах Северного полярного круга Норвегия владеет, кроме того, небольшим островом Ян-Майен.
2. Проблема интернационализации Арктики
Концепция интернационализации Арктики обсуждается с начала 20-х годов.
Первоначально западными политиками и юристами выдвигалась в этой связи концепция множественного кондоминиума. Но уже в то время притязания приарктических государств в Арктике привели к появлению «секторальной теории», реализованной на практике. Но Арктика всегда входила в сферу важнейших стратегических интересов ведущих западных стран.
Этими интересами объясняется инициатива, выдвинутая США в 1970 году, о созыве международной конференции в целях выработки международно-правового режима Арктики. Конференция не состоялась, но на III Конференции ООН по морскому праву данный вопрос был вновь поставлен. И вновь он не получил необходимой поддержки.
Одни сторонники концепции интернационализации Арктики полагают, что на арктические водные пространства должны полностью распространяться универсальные нормы, определяющие общий режим открытого моря. Этот подход хотя формально и не противоречит заявленным «секторальным претензиям» приарктических государств на земли и острова в данном районе, но не получает широкой поддержки.
Другие считают более реалистичным региональное решение, в пользу которого говорит солидный опыт сотрудничества приарктических государств, например, в вопросах охраны окружающей среды. Наконец, третья разновидность данной концепции сводится к частичной интернационализации Арктики за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны.
Демилитаризация Арктического бассейна сегодня – самая актуальная тема. Но это не отвечает военной стратегии США, которые заинтересованы сохранять свое военное присутствие во всех регионах мира и в Арктике в особенности, в том числе посредством свободного использования арктических морских пространств, в первую очередь Северо-Западного арктического прохода, где Соединенные Штаты не признают право Канады на суверенитет.
В 1970-1972 годах Канада безуспешно пыталась созвать совещание приарктических государств в целях заключения регионального соглашения по таким вопросам, как статус водных путей, право прохода судов по водным арктическим путям, контроль над загрязнением, и др. Но идея созыва такой конференции сохранилась.
Позитивный опыт многостороннего сотрудничества государств Арктического бассейна есть. Примером может служить Соглашение о сохранении полярных медведей 1973 года.
Данное Соглашение, обязывая договаривающиеся стороны координировать свои исследовательские программы, обмениваться информацией о процедурах регулирования и консультироваться друг с другом с целью защиты полярных медведей, закрепляет важный принцип, согласно которому приарктические государства несут специальную ответственность по защите флоры и фауны данного региона.
Учитывая очевидную потребность всех приарктических государств в активизации обмена информацией по природоохранительной тематике, предсказанию погоды, вполне корректным может оказаться созыв арктической конференции по вопросам окружающей среды, а также по вопросам правового режима арктических вод и арктических проходов.
Известно, что канадцы связывают международное признание и утверждение своего суверенитета над «канадскими» арктическими пространствами с развитием сотрудничества в области метеорологии, полагая, что вполне возможное соглашение в данной области должно быть основано на разрешительном порядке плавания метеорологических судов с национальными и многонациональными научными коллективами на борту в водах приарктических государств, которым будут выдавать разрешения на проход через воды приарктических государств. В этом проявится их суверенитет над своими водами, что особенно важно для Канады в отношении Северо-Западного прохода.
Норвежские ученые К. Траавил и В. Остренг предлагают за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в Арктике установить режим коллективной функциональной юрисдикции прибрежных государств с целью обеспечить «экологическую безопасность» данного региона в целом при сохранении действия принципа свободы открытого моря. Вместе с тем предполагается, что третьи государства могут принимать участие в разведке и разработке полезных ископаемых в этом районе только с разрешения соответствующих приарктических государств и при соблюдении введенного ими режима охраны окружающей арктической среды. Такой региональный режим планируется в будущем связать с глобальным режимом охраны морской среды. Указанные авторы считают, что пяти основным приарктическим государствам может быть вручен мандат на управление деятельностью в регионе и ее регулирование от имени всего человечества.
Проблематично достижение такого соглашения между указанными пятью приарктическими государствами. Но оно может быть вполне действенным при участии в нем России, США и Канады, даже если остальные приарктические государства не примут в нем участия. Другое дело, что это вызовет возражение со стороны тех государств, в первую очередь развивающихся, которые могут расценить это как попытку промышленно развитых стран захватить контроль над минеральными ресурсами Арктики.
Теория интернационализации Арктики имеет определенные шансы на успех ввиду столкновения «секторальных интересов» некоторых государств региона. В частности, неоднократно заявляли о непризнании канадского арктического сектора Соединенные Штаты, Норвегия и Дания, вследствие чего у Канады существуют проблемы с разграничением морских границ с данными государствами.
Достигнуто, правда, соглашение Канады с Данией о разграничительной линии между островами Элсмир и Гренландией – значительно восточнее границы условного «канадского сектора». Но по-прежнему не определена граница в море Бофорта между США и Канадой. Канада исходит из того, что установление исключительной экономической зоны не препятствует осуществлению Канадой своей исключительной юрисдикции в остальном пространстве арктического сектора Канады, за пределами этой зоны. Конфликт с нормами международного морского права здесь очевиден, хотя теоретически сохраняется возможность установления режима sui generis будущих договоров двустороннего, регионального и универсального характера.
Канада проявляет стремление решать проблемные вопросы «канадской Арктики», не абсолютизируя «секторальный принцип».
В частности, на III Конференции ООН по морскому праву канадская делегация официально не отвергала идеи интернационализации
Арктического бассейна в том, что касается района морского дна и создания Международного органа по морскому дну.
США, судя по всему, заинтересованы покончить с секторами с помощью идеи интернационализации Арктики. Именно этим следует объяснять представление Соединенными Штатами в 1971 году проекта Договора об Арктике и предложение о созыве международной конференции по данному вопросу.
Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет.
Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в г. Оттаве 19 сентября 1996 г., Арктический совет учреждается с целью:
-
нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (при этом Арктический совет не должен заниматься вопросами, относящимися к военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды;
-
надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ), Программе защиты арктической морской среды (ПАМЕ), Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (ЕППР);
-
определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;
-
распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.
Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки (арктические государства). Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются «постоянными участниками» Арктического совета. Статус «постоянных участников» могут на равных условиях получить и другие арктические организации коренных народов, где коренные народности Арктики составляют большинство, представляющие один коренной народ, проживающий на территории более одного арктического государства, или несколько коренных народов, проживающих на территории одного арктического государства.
Статус наблюдателей в Арктическом совете открыт для неарктических государств; межправительственных и межпарламентских организаций, универсальных и региональных; неправительственных организаций, которые по решению Совета могут внести положительный вклад в его работу.
Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса.
Но пока что сам этот Совет практически Не начал свою работу и, кроме того, нет данных о том, что он выйдет за рамки своей компетенции в области охраны окружающей среды Арктики.
3. Законодательство приарктических государств в отношении правового режима Арктики
Проблемность в данном случае заключается в том, в какой мере национальное законодательство приарктических государств соответствует международно-правовым принципам и нормам, регламентирующим территориальные вопросы, и в частности принципу свободы открытого моря.
Наиболее уверенно в том, что касается принятия соответствующих законов, приарктические государства ведут себя в вопросах защиты окружающей среды, полагая, что обладают правом приостанавливать движение судов не только через их территориальные воды, но и через прилежащие к их побережью воды, и вводить соответствующие нормы в свое законодательство. В этом отношении Канадский закон 1970 года о предотвращении загрязнения арктических вод можно считать эталонным.
В Женевской конвенции об открытом море 1958 года содержится запрет загрязнять открытое море. Обязанность по принятию должных мер возложена на каждое государство, которое должно принимать соответствующие правила и следить за тем, чтобы его сооружения и установки (в том числе на континентальном шельфе) не загрязняли море. Но на практике это сплошь и рядом происходит. По этой причине многие государства, в том числе арктические, применяют соответствующие законы, адресатами которых являются как собственные, так и иностранные объекты и юридические лица.
Стремление данных стран спасти арктические воды от загрязнения законодательным путем вполне естественны. Однако такие односторонние меры, как считают многие специалисты, в частности Л.В. Сперанская и СВ. Молодцов, могут быть признаны лишь временными и должны впоследствии лечь в основу норм, согласованных арктическими государствами.