Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18234

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Боковые (или вертикальные) воздушные границы государства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм националь­ного законодательства по данному вопросу. Территориальное разгра­ничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.

Если границы проводятся по специфическим характеристикам рельефа местности (долинам, герам, рекам и т.п.), они называются орографическими. Границы, устанавливаемые по прямой линии между двумя избранными в этих целях точками, именуются геомет­рическими. Границы, проходящие по меридианам или параллелям, носят название астрономических.

Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусто­ронних договорах устанавливают специальный пограничный режим в целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования при­граничных инцидентов и конфликтов и пр.

Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специ­альный режим своих государственных границ. Это могут быть «про­зрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвы­чайно редко) без пограничных знаков.

Режим прозрачности границ действует в отношениях между го­сударствами – участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и непри­косновенности границ государств – участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками го­сударств – участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами – не­участниками СНГ или с международной территорией общего пользо­вания (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.

Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зона шириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.

В целях урегулирования пограничных инцидентов правительства многих государств назначают специальных пограничных предста­вителей, именуемых (как, например, в Российской Федерации) по­граничными комиссарами или пограничными уполномоченными. Последние взаимодействуют с аналогичными представителями сосед­них государств на основе двусторонних договоров. В практике до­говорных отношений по данному вопросу встречаются примеры, когда и сам институт пограничных представителей как таковой, и порядок их назначения, а также права и обязанности таких предста­вителей, правила их сношений между собой, иммунитеты и т.п. изначально определяются договорами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов.


Случаи нарушения границы, которые не получают решения на уровне пограничных представителей или столь серьезны, что выхо­дят за рамки их компетенции, разрешаются дипломатическим путем.

Режим государственной границы России определен Законом о государственной границе Российской Федерации от 4 мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г.

Договоры о границах принципиально отличаются от других дого­воров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой при­чине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоя­тельств).

Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной терри­тории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на ос­новании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.

Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес Другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.

5. Международные реки

Реки, протекающие по территории двух или более государств или разделяющие их территории, относятся к разряду международных, независимо от того, имеется или нет специальный международный договор по поводу режима этих рек.

Согласно устоявшейся классификации международные реки под­разделяют на судоходные (или собственно международные, имею­щие выход к морю), трансграничные (протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю, как правило, несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение), пограничные (по которым проходит граница между прибрежными государствами).

Данная классификация носит не абсолютный характер, поскольку на практике разные участки конкретной реки в одном случае могут пересекать территории нескольких государств (и вследствие этого быть трансграничными), в другом – разделять прибрежные госу­дарства (и являться, таким образом, пограничными). Международное судоходство осуществляется по трансграничным и пограничным рекам. К числу основных международно-правовых документов, опреде­ляющих статус и правовой режим международных рек, относятся: Парижский мирный договор 1814 года (провозгласил свободу судоход­ства по Рейну); Заключительный акт Венского конгресса 1815 года (установил принцип свободы судоходства по международным рекам Европы, а также юрисдикцию прибрежных государств над соот­ветствующими участками таких рек); Парижский мирный договор 1856 года (установил свободу судоходства по Дунаю и учредил Евро­пейскую Дунайскую комиссию); Генеральный акт Берлинской кон­ференции 1885 года (установил свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер); Мирные договоры, заключенные после Пер­вой мировой войны (распространили режим свободы судоходства всех стран на Эльбу, Влтаву, Одер, Неман, Вислу, Буг и учредили международные комиссии для Эльбы, Одера и Немана); Барселон­ская конвенция и Статут о режиме судоходных путей международ­ного значения 1921 года; Женевская конвенция 1923 года о гидро­энергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств; Мирные договоры, заключенные после окончания Вто­рой мировой войны с Болгарией, Румынией и Венгрией (предусмот­рели свободу судоходства по Дунаю); Конвенция о режиме судоход­ства по Дунаю 1948 года (учредившая, кроме прочего, Дунайскую комиссию из представителей придунайских стран).


В послевоенный период заключен также ряд других договоров о режиме международных рек.

Большой известностью и авторитетом пользуются принятые Ас­социацией международного права в 1966 году «Хельсинкские правила использования вод международного значения», не относящиеся к числу международных договоров, но отражающие концептуальный подход к признанию за каждым прибрежным государством права на свободу судоходства на всем протяжении международной реки и предоставлению такого права прибрежными государствами непри­брежным государствам на основе специального договора (конвенции, соглашения).

На практике, как общее правило, режим судоходства по междуна­родной реке устанавливается прибрежными государствами, каждое из которых ipso facto (в силу того, что является прибрежным) имеет право на проход своих судов через участки реки, входящие в состав территории другого прибрежного государства, но в соответствии с условиями договора, заключенного между такими государствами.

Неприбрежные государства не обладают таким изначальным пра­вом, но по соответствующим договорам их торговым судам зачастую предоставляется свобода судоходства по международным рекам.

Прибрежные государства имеют также равные права между со­бой на использование вод международной реки в промышленных и сельскохозяйственных целях (несудоходное использование), как-то: строительство гидроэлектростанций и ирригационных плотин, сброс промышленных отходов, рыболовство, лесосплав и т.п. Иногда не­судоходное использование международных рек имеет значительно больший удельный вес в общем объеме использования соответствую­щей реки, чем судоходство.

Наиболее важными в этом отношении являются вопросы, возни­кающие при строительстве гидроэлектростанций на международных реках. Данному предмету посвящена упомянутая выше Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. Согласно положениям данной Конвенции, приобретшим со временем всеобщее международное признание, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или причинить ему существенный ущерб, долж­ны проводиться на основании соглашения заинтересованных госу­дарств.

Немаловажное значение имеют также вопросы ирригации. Со­гласно Хельсинкским правилам, каждое государство бассейна имеет право на разумную и справедливую долю вод в соответствии с прави­лами количественного распределения вод между прибрежными госу­дарствами.

Исходя из принципа справедливого использования вод, каждое прибрежное государство должно предотвращать любые формы за­грязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Несудоходное использование международных водотоков может оказывать вредное воздействие на нерест рыб и на рыбные ресурсы в целом. В целях разрешения возникающих в данной сфере противо­речий между прибрежными государствами последние заключают соответствующие соглашения.


Международное судоходство по Дунаю регулируется Конвенци­ей о режиме судоходства на Дунае 1948 года. Согласно ст. 1 Конвен­ции о режиме судоходства на Дунае 1948 года, навигация по Дунаю свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех госу­дарств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание военных, полицей­ских и таможенных судов придунайских государств может происхо­дить лишь в пределах границ своего государства, а на остальных уча­стках – лишь с согласия соответствующих придунайских государств. Дунайская комиссия осуществляет наблюдение за выполнением Кон­венции, координирует деятельность прибрежных стран и содейству­ет их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, вы­носит решения и т.п.

Придунайские государства обязаны содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и (на соответствующих участ­ках) морских судов и производить необходимые работы для обеспе­чения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препят­ствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная. Прибрежные государства могут в своих пределах предпринять работы по обеспе­чению судоходства, выполнение которых необходимо по возникшим срочным и непредвиденным обстоятельствам.

Дунайская комиссия учреждается в составе представителей при­дунайских государств по одному от каждой. В компетенцию Комис­сии входит: наблюдение за исполнением постановлений Конвенции; составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений и проектов придунайских государств в специ­альных речных Администрациях, а также составление общей сметы расходов, относящихся к этим работам; производство работ в случа­ях, предусмотренных ст. 4 Конвенции, и др.

В низовьях Дуная (от устья Сулинского канала до Браилова вклю­чительно) создается специальная речная Администрация для про­изводства гидротехнических работ и регулирования судоходства в составе представителей прибрежных сопредельных государств. Администрация действует на основании соглашения между прави­тельствами государств – участников Администрации.

Судоходство в низовьях Дуная и в районе Железных Ворот осу­ществляется в соответствии с правилами плавания, установленными Администрациями указанных районов. Судоходство на остальных участках Дуная осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими государствами, по территории которых протекает Дунай, а в тех районах, где берега Дуная принадлежат двум разным государствам, – согласно правилам, установлен­ным по соглашению между этими государствами.

Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил, установленных соответствующими придунайскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пассажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снабжения и т.д.


Санитарные и полицейские правила, применяемые на Дунае, должны осуществляться без дискриминации по мотивам националь­ной принадлежности судов, пунктов их отправления и назначения или по каким-либо другим причинам.

Функции таможенного, санитарного и речного надзора на Дунае осуществляются придунайскими государствами, которые сообщают Комиссии изданные ими правила, чтобы Комиссия могла содейство­вать унификации таможенных и санитарных правил и осуществить унификацию правил речного надзора.

Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских го­сударств воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей при­дунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересо­ванными придунайскими государствами.

Б. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

1. «Секторальный принцип» владений в Арктике

Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Север­ного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км, если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66°31′ с.ш.), то площадь Арктики составит примерно 21 млн. кв. км.

К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия (последние три – незначительными частями сухопутной территории).

В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60° в.д. – 141° з.д., вплоть до Северного полюса. Сувере­нитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 1925 г., запретившим иностранным государствам и их граж­данам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канад­ских властей в пределах Канадской Арктики между 141° и 60° з.д.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972 г., предусматривающий обязательные правила по предотвращению загрязне­ния морской среды в границах Канадской Арктики.)

Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от 20 сентяб­ря 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Дан­ной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного, открытых экспедиция­ми Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «рас­положенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейско­го побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общеприз­нанной в течение столетий».