Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18745
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Боковые (или вертикальные) воздушные границы государства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм национального законодательства по данному вопросу. Территориальное разграничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.
Если границы проводятся по специфическим характеристикам рельефа местности (долинам, герам, рекам и т.п.), они называются орографическими. Границы, устанавливаемые по прямой линии между двумя избранными в этих целях точками, именуются геометрическими. Границы, проходящие по меридианам или параллелям, носят название астрономических.
Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусторонних договорах устанавливают специальный пограничный режим в целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования приграничных инцидентов и конфликтов и пр.
Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специальный режим своих государственных границ. Это могут быть «прозрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвычайно редко) без пограничных знаков.
Режим прозрачности границ действует в отношениях между государствами – участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками государств – участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами – неучастниками СНГ или с международной территорией общего пользования (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.
Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зона шириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.
В целях урегулирования пограничных инцидентов правительства многих государств назначают специальных пограничных представителей, именуемых (как, например, в Российской Федерации) пограничными комиссарами или пограничными уполномоченными. Последние взаимодействуют с аналогичными представителями соседних государств на основе двусторонних договоров. В практике договорных отношений по данному вопросу встречаются примеры, когда и сам институт пограничных представителей как таковой, и порядок их назначения, а также права и обязанности таких представителей, правила их сношений между собой, иммунитеты и т.п. изначально определяются договорами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов.
Случаи нарушения границы, которые не получают решения на уровне пограничных представителей или столь серьезны, что выходят за рамки их компетенции, разрешаются дипломатическим путем.
Режим государственной границы России определен Законом о государственной границе Российской Федерации от 4 мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г.
Договоры о границах принципиально отличаются от других договоров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой причине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоятельств).
Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.
Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной территории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на основании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.
Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес Другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.
5. Международные реки
Реки, протекающие по территории двух или более государств или разделяющие их территории, относятся к разряду международных, независимо от того, имеется или нет специальный международный договор по поводу режима этих рек.
Согласно устоявшейся классификации международные реки подразделяют на судоходные (или собственно международные, имеющие выход к морю), трансграничные (протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю, как правило, несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение), пограничные (по которым проходит граница между прибрежными государствами).
Данная классификация носит не абсолютный характер, поскольку на практике разные участки конкретной реки в одном случае могут пересекать территории нескольких государств (и вследствие этого быть трансграничными), в другом – разделять прибрежные государства (и являться, таким образом, пограничными). Международное судоходство осуществляется по трансграничным и пограничным рекам. К числу основных международно-правовых документов, определяющих статус и правовой режим международных рек, относятся: Парижский мирный договор 1814 года (провозгласил свободу судоходства по Рейну); Заключительный акт Венского конгресса 1815 года (установил принцип свободы судоходства по международным рекам Европы, а также юрисдикцию прибрежных государств над соответствующими участками таких рек); Парижский мирный договор 1856 года (установил свободу судоходства по Дунаю и учредил Европейскую Дунайскую комиссию); Генеральный акт Берлинской конференции 1885 года (установил свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер); Мирные договоры, заключенные после Первой мировой войны (распространили режим свободы судоходства всех стран на Эльбу, Влтаву, Одер, Неман, Вислу, Буг и учредили международные комиссии для Эльбы, Одера и Немана); Барселонская конвенция и Статут о режиме судоходных путей международного значения 1921 года; Женевская конвенция 1923 года о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств; Мирные договоры, заключенные после окончания Второй мировой войны с Болгарией, Румынией и Венгрией (предусмотрели свободу судоходства по Дунаю); Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 года (учредившая, кроме прочего, Дунайскую комиссию из представителей придунайских стран).
В послевоенный период заключен также ряд других договоров о режиме международных рек.
Большой известностью и авторитетом пользуются принятые Ассоциацией международного права в 1966 году «Хельсинкские правила использования вод международного значения», не относящиеся к числу международных договоров, но отражающие концептуальный подход к признанию за каждым прибрежным государством права на свободу судоходства на всем протяжении международной реки и предоставлению такого права прибрежными государствами неприбрежным государствам на основе специального договора (конвенции, соглашения).
На практике, как общее правило, режим судоходства по международной реке устанавливается прибрежными государствами, каждое из которых ipso facto (в силу того, что является прибрежным) имеет право на проход своих судов через участки реки, входящие в состав территории другого прибрежного государства, но в соответствии с условиями договора, заключенного между такими государствами.
Неприбрежные государства не обладают таким изначальным правом, но по соответствующим договорам их торговым судам зачастую предоставляется свобода судоходства по международным рекам.
Прибрежные государства имеют также равные права между собой на использование вод международной реки в промышленных и сельскохозяйственных целях (несудоходное использование), как-то: строительство гидроэлектростанций и ирригационных плотин, сброс промышленных отходов, рыболовство, лесосплав и т.п. Иногда несудоходное использование международных рек имеет значительно больший удельный вес в общем объеме использования соответствующей реки, чем судоходство.
Наиболее важными в этом отношении являются вопросы, возникающие при строительстве гидроэлектростанций на международных реках. Данному предмету посвящена упомянутая выше Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. Согласно положениям данной Конвенции, приобретшим со временем всеобщее международное признание, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств.
Немаловажное значение имеют также вопросы ирригации. Согласно Хельсинкским правилам, каждое государство бассейна имеет право на разумную и справедливую долю вод в соответствии с правилами количественного распределения вод между прибрежными государствами.
Исходя из принципа справедливого использования вод, каждое прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Несудоходное использование международных водотоков может оказывать вредное воздействие на нерест рыб и на рыбные ресурсы в целом. В целях разрешения возникающих в данной сфере противоречий между прибрежными государствами последние заключают соответствующие соглашения.
Международное судоходство по Дунаю регулируется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 года. Согласно ст. 1 Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года, навигация по Дунаю свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских государств может происходить лишь в пределах границ своего государства, а на остальных участках – лишь с согласия соответствующих придунайских государств. Дунайская комиссия осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит решения и т.п.
Придунайские государства обязаны содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и (на соответствующих участках) морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная. Прибрежные государства могут в своих пределах предпринять работы по обеспечению судоходства, выполнение которых необходимо по возникшим срочным и непредвиденным обстоятельствам.
Дунайская комиссия учреждается в составе представителей придунайских государств по одному от каждой. В компетенцию Комиссии входит: наблюдение за исполнением постановлений Конвенции; составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений и проектов придунайских государств в специальных речных Администрациях, а также составление общей сметы расходов, относящихся к этим работам; производство работ в случаях, предусмотренных ст. 4 Конвенции, и др.
В низовьях Дуная (от устья Сулинского канала до Браилова включительно) создается специальная речная Администрация для производства гидротехнических работ и регулирования судоходства в составе представителей прибрежных сопредельных государств. Администрация действует на основании соглашения между правительствами государств – участников Администрации.
Судоходство в низовьях Дуная и в районе Железных Ворот осуществляется в соответствии с правилами плавания, установленными Администрациями указанных районов. Судоходство на остальных участках Дуная осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими государствами, по территории которых протекает Дунай, а в тех районах, где берега Дуная принадлежат двум разным государствам, – согласно правилам, установленным по соглашению между этими государствами.
Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил, установленных соответствующими придунайскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пассажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снабжения и т.д.
Санитарные и полицейские правила, применяемые на Дунае, должны осуществляться без дискриминации по мотивам национальной принадлежности судов, пунктов их отправления и назначения или по каким-либо другим причинам.
Функции таможенного, санитарного и речного надзора на Дунае осуществляются придунайскими государствами, которые сообщают Комиссии изданные ими правила, чтобы Комиссия могла содействовать унификации таможенных и санитарных правил и осуществить унификацию правил речного надзора.
Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских государств воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.
Б. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ
1. «Секторальный принцип» владений в Арктике
Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км, если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66°31′ с.ш.), то площадь Арктики составит примерно 21 млн. кв. км.
К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия (последние три – незначительными частями сухопутной территории).
В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60° в.д. – 141° з.д., вплоть до Северного полюса. Суверенитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 1925 г., запретившим иностранным государствам и их гражданам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канадских властей в пределах Канадской Арктики между 141° и 60° з.д.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972 г., предусматривающий обязательные правила по предотвращению загрязнения морской среды в границах Канадской Арктики.)
Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от 20 сентября 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Данной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного, открытых экспедициями Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «расположенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейского побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий».