Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18664

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

8. Прекращение и приостановление международных договоров

Прекращение международных договоров. Прекращение догово­ра, то есть утрата им юридической силы, или выход из него участника осуществляются в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников.

Прекращение договора может иметь место в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нор­мы jus cogens, денонсации на условиях, предусмотренных догово­ром, и т.д. Исполнение договора также является основанием его прекращения.

Последующий договор может прекратить действие предшествую­щего, если они заключены по одному и тому же вопросу. Однако такое прекращение возможно, когда последующий договор прямо предусматривает, что он заменяет предшествующий договор. Участ­ники таких договоров также могут установить, что вопрос, являю­щийся объектом обоих договоров, будет регулироваться последую­щим договором. Последующий договор также может прекратить действие предшествующего в том случае, когда оба договора настоль­ко несовместимы друг с другом, что их невозможно применять од­новременно.

Если произошло существенное нарушение двустороннего догово­ра одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное наруше­ние многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо в отношениях между все­ми участниками. Существенным нарушением является, в частности, нарушение положений договора, которые имеют особое значение для осуществления объекта и цели договора.

Для прекращения договора чаще всего используется денонсация или выход из договора, то есть уведомление о расторжении договора. Денонсация или выход могут осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматрива­ет денонсации или выхода из него, то он не может быть денонсирован либо расторгнут путем выхода. Также невозможна денонсация или выход из договора, если установлено, что его участники не допускают возможности денонсации или выхода.

В международно-правовой литературе денонсация или выход из договора иногда обозначают терминами «отмена» и «аннулирование». Под отменой понимается прекращение договора по соглашению между участниками. Аннулирование означает односторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного наруше­ния договора другим участником. Однако и отмена, и аннулирование осуществляются путем денонсации или выхода из договора.

Государство может также прекратить свое участие в договоре, когда произошло коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus). На коренные изменения обстоятельств можно ссылать­ся, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное ос­нование соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств.


Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может приме­няться в отношении договоров, устанавливающих границу. На эту клаузулу участник не может ссылаться как на основание прекраще­ния договора, если коренное изменение произошло в результате нарушения им своих обязательств по договору.

В том случае, если безвозвратно исчез или уничтожен объект, необходимый для выполнения договора, участник может ссылаться на это обстоятельство как на основание для прекращения или выхода из договора. Однако указанное обстоятельство может выступать в качестве основания для прекращения договора только тогда, когда оно возникло не в результате нарушения таким участником своего обязательства по договору либо иного международного обязательства по отношению к любому другому участнику договора.

Договор прекращает свое действие и в том случае, если на момент действия договора возникла новая императивная норма общего меж­дународного права (jus cogens).

Разрыв дипломатических или консульских отношений не влияет на правовые отношения, установленные международным договором между его участниками. Однако если дипломатические или консуль­ские отношения являются необходимым условием для выполнения договора, то такой договор в случае разрыва указанных отношений прекращает свое действие.

Приостановление действия договора. Венские конвенции 1969 и 1986 годов предусматривают возможность приостановления дейст­вия договора. Это означает, что действие договора может прекратить­ся на какой-то промежуток времени. В то же время приостановление действия договора не влияет на правовые отношения, установленные договором.

Приостановление действия договора возможно лишь в соответ­ствии с положениями самого договора либо с согласия его участни­ков. Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о временном приостановлении действия его положений только в отношениях между собой, если такая возмож­ность предусмотрена самим договором либо им не запрещается. При этом такое приостановление не должно влиять на пользование дру­гими участниками своими правами, вытекающими из данного до­говора, и не должно быть несовместимым с объектом и целями до­говора. Существенное нарушение договора одним из его участников дает основание участнику, особо пострадавшему от этого нарушения, приостановить действие договора в целом или в части, касающейся нарушения договора.

Во время приостановления действия договора стороны должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать возобнов­лению действия такого договора.

Российское законодательство о прекращении и приостановлении действия договоров. Российский Закон о международных договорах 1995 года содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действия договоров (ст. 35-40). Закон, например, предусматривает, что прекращение и приостановление действия меж­дународного договора осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом, ко­торый принимал решение о согласии на обязательность международ­ного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального зако­на, то и прекращение либо приостановление действия договора так­же осуществляется в форме федерального закона. В частности, Кон­ституция РФ предусматривает, что федеральные законы о денонсации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.


9. Поправки к договорам и изменение договоров

Венские конвенции 1969 и 1986 годов не делают различия между понятиями «поправки к договорам» и «изменение договоров». В этих Конвенциях устанавливаются общие положения относительно по­правок и изменений договоров.

В соответствии с Венскими конвенциями 1969 и 1986 годов меж­дународный договор может быть изменен по соглашению между его участниками. Если договором не предусмотрено иное, то его изме­нение осуществляется в соответствии с процедурой, которая приме­няется при заключении международных договоров.

При внесении поправок к многосторонним договорам все догова­ривающиеся государства должны уведомляться о любом предложе­нии, касающемся поправок к таким договорам. При этом каждое из договаривающихся государств имеет право участвовать в принятии решения в отношении такого предложения, а также в переговорах и заключении любого соглашения о внесении поправок в договор. Вступление в силу соглашения о внесении поправок в договор соз­дает следующие юридические последствия. Любое государство ста­новится в таком случае участником многостороннего договора, в который были внесены поправки. В то же время такое государство считается участником договора, в который не были внесены поправ­ки, в отношении других участников договора, которые не являются участниками соглашения о внесении поправок в договор. В качестве примера может служить Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которое внесло из­менения в названную часть Конвенции. Согласно ст. 4 Соглашения любой документ об участии в Конвенции 1982 года означает и выра­жение согласия на обязательность Соглашения.

Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение об изменении договора только во взаимоот­ношениях между собой, если возможность такого изменения преду­сматривается либо не запрещается договором. При этом данное со­глашение не влияет на пользование другими участниками своими правами и на выполнение ими своих обязательств, вытекающих из многостороннего договора. Кроме того, оно не должно затрагивать положения многостороннего договора, отступление от которых является несовместимым с эффективным осуществлением объекта и целей договора в целом.

От внесения изменений в договор отличается процедура исправ­ления ошибок в тексте договора. Если обнаружена ошибка в тексте договора после установления его аутентичности, то, как правило, она исправляется путем внесения соответствующего исправления в текст и парафирования этого исправления уполномоченными лицами. Может быть составлен документ, в котором содержится соответствую­щее исправление, или же стороны обменяются такими документами. Стороны вправе составить исправленный текст всего договора, ис­пользуя те же процедуры, что и при оформлении подлинного текста.


В том случае, если договор сдается на хранение депозитарию и в нем обнаруживается ошибка, депозитарий, если не последует воз­ражений, вносит исправление в текст и парафирует это исправле­ние. Депозитарий составляет протокол об исправлении ошибки и направляет его копию участникам договора, а также государствам, имеющим право стать участниками договора. Исправленный текст заменяет собой текст договора, содержащий ошибку, с момента его заключения, если только стороны договора не решат иначе. Исправ­ление текста зарегистрированного договора доводится до сведения Секретариата ООН.

10. Обеспечение выполнения международных договоров

Обеспечение выполнения международных договоров осуществля­ется самими субъектами международного права. Выполнение дого­воров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных органи­заций и т.д.

Международные гарантии. Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств при­нять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участ­ников выполнить заключенный договор. Так, в 1925 году Германия, Бельгия, Франция, Великобритания и Италия заключили Локарнский договор о взаимной гарантии, в котором было указано, что его участ­ники гарантируют индивидуально и коллективно сохранение терри­ториального status quo и нерушимость границ между Германией и Бельгией и Германией и Францией.

Международный контроль может осуществляться в разнообраз­ных формах. Например, такой контроль осуществляется специаль­ными комитетами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года создан Комитет по правам человека, осуществляющий контроль за соблюдением го­сударствами-участниками прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Пакте. Такие комитеты созданы в соответствии и с другими договорами в области прав человека (Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и др.).

Международные организации играют значительную роль в обеспе­чении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уста­вам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.

В договорах может специально предусматриваться, что между­народный контроль возлагается на определенные международные организации. Так, МАГАТЭ в соответствии с Договором о нерас­пространении ядерного оружия 1968 года осуществляет контроль за соблюдением договорных обязательств о нераспространении ядерно­го оружия путем осуществления инспекций.

Могут создаваться специальные организации для обеспечения соблюдения и исполнения положений договора. Например, Кон­венцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года предусматривается создание организации для осуществления меж­дународной проверки соблюдения конвенционных положений ее участниками.


Обеспечению выполнения договоров содействует также сущест­вование института международной ответственности за правонару­шения.

Внутригосударственные меры. Применение международных договоров предполагает осуществление внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В ряде договоров прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их участники. Так, в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 года ее участники для выполнения конвенционных положений принимают надлежащие законодательные или административные меры.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры России являются состав­ной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что, если меж­дународные договоры для своего применения не требуют издания каких-либо нормативных актов, они действуют непосредственно. В российском Законе о международных договорах 1995 года имеется специальный раздел, касающийся выполнения международных дого­воров Российской Федерации. В законе указывается, что междуна­родный договор подлежит выполнению с момента вступления его в силу для Российской Федерации. Кроме того, законом устанавлива­ется, что Президент и Правительство России принимают меры по обеспечению выполнения договоров. Федеральные органы исполни­тельной власти, в чью компетенцию входят вопросы, регулируемые международным договором, не только обеспечивают выполнение до­говоров, но и наблюдают за выполнением договорных обязательств другими участниками.

Могут создаваться специальные органы, на которые возлагаются функции по контролю за выполнением договорных обязательств. Так, Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 1995 года создана Правительственная комиссия по вопросам Содружества Независимых Государств, которая, в частности, осуществляет контроль за выполне­нием федеральными органами исполнительной власти обязательств по международным договорам с государствами – участниками СНГ.