Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18637
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Статусу делегаций в органах и на конференциях посвящена часть III Конвенции. В принципе привилегии и иммунитеты, признаваемые за делегациями на конференциях, приравниваются к дипломатическим и включают: неприкосновенность архивов и документов, свободу передвижения, свободу сношений с посылающим государством (включая курьеров и шифрпереписку), неприкосновенность личности членов дипломатического персонала делегации, иммунитет дипломатического персонала от всех видов местной юрисдикции в отношении всех действий, совершаемых при выполнении официальных функций (функциональные иммунитеты), освобождение от налогов и сборов, освобождение от таможенных пошлин и досмотра и др.
Глава 10
Право
международных организаций
А. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие и источники права международных организаций
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), Лиги Наций (1919 г.).
Значительное влияние на развитие международных организаций, их демократизацию оказали и продолжают оказывать создание и деятельность Организации Объединенных Наций (1945 г.). Именно с ней связано признание за международными межправительственными организациями качества субъекта международного права.
На современном этапе международных отношений продолжаются численный рост международных организаций, дальнейшее расширение их компетенции и функций, усложнение организационной структуры. Взаимные связи и сотрудничество между действующими международными организациями (по некоторым данным, их насчитывается около 7 тыс., из них более 300 – межправительственные) позволяют говорить о становлении системы международных организаций, в центре которой находится ООН.
Развитие международных организаций привело к появлению специфического предмета правового регулирования – международных отношений в рамках международных организаций, включающих отношения государств-членов и нечленов с международной организацией; отношения между государствами-членами и между органами международной организации; отношения с другими международными организациями. Качественным своеобразием отличается и метод правового регулирования указанных отношений, устанавливающий взаимные права и обязанности не только путем согласования в форме международного договора или обычая, но и путем принятия решений органами международной организации. К тому же накоплен огромный нормативный материал, относящийся к правовому регулированию указанного комплекса международных отношений. Это свидетельствует о становлении самостоятельной отрасли международного права – права международных организаций.
Право международных организаций – отрасль современного международного права, включающая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания, организации и деятельности международных организаций.
Основные принципы международного права – неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, невмешательство и др. – относятся не только к государствам, но и к международным организациям. Среди специальных принципов можно выделить принцип соответствия создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам международного права; принцип ответственности международных организаций за правонарушения; принцип добровольности членства в международных организациях.
Международные договоры, относящиеся к источникам права международных организаций, можно разбить на три группы: договоры между государствами; договоры между государствами и международными организациями и договоры между международными организациями. Среди договоров первой группы особое место занимают учредительные акты международных организаций. Они определяют правовую природу международных организаций, наделяя их правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность. При этом Устав ООН, закрепивший основные принципы международного права, является источником, имеющим важное значение для всех отраслей международного права, включая право международных организаций. Это означает, что международные организации должны действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами, закрепленными в Уставе ООН.
Из других договоров между государствами следует выделить международные соглашения, устанавливающие нормы общего порядка для международных организаций. Так, в ряде соглашений признается принцип ответственности международных организаций, например в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. В договорах о привилегиях и иммунитетах международных организаций, например в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., регулируется правовой статус международных организаций на территории государств.
К группе договоров между государствами и международными организациями относятся соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах, функциональные соглашения, направленные на реализацию целей организации: о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и т.д.
Среди соглашений между международными организациями можно выделить соглашения о сотрудничестве, о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совместных органов и программ и др.
Формирование международных обычных норм имеет место не только в деятельности государств, но и в практике международных организаций, например институт операций по поддержанию мира сложился в практике ООН. Что касается решений международных организаций, то те из них, которые носят обязательный характер, входят в число основных источников права международных организаций, например обязательные решения Совета Безопасности, обязательные решения Европейского Союза, финансовые правила, правила комплектования международного персонала и т.п.
В доктрине различают понятия внешнего и внутреннего права международных организаций. Конечно, такое различие достаточно условно. К внешнему праву относятся нормы, которые регулируют взаимоотношения международной организации с государствами-членами и нечленами, с другими организациями. К внутреннему праву относятся нормы, регулирующие внутренние правовые отношения: правила процедуры, порядок принятия решений, финансовые правила, нормы, определяющие статус персонала. Большинство юристов считают, что нормы внутреннего права носят международно-правовой характер и являются нормами международного права.
2. Понятие и классификация международных организаций
Международная организация – постоянное объединение государств, в отличие от международных конференций – их временного объединения.
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.
Международные неправительственные организации не основаны на межгосударственном договоре, и в них официально не представлены государства. Их членами могут быть национальные общественные объединения, союзы и ассоциации, а также отдельные лица из различных стран (например, Межпарламентский союз, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная амнистия и др.).
Общепризнанного определения международной межправительственной организации нет. В многочисленных доктринальных определениях выделяются следующие ее основные признаки: объединение суверенных государств; наличие учредительного межгосударственного договора; общие постоянные цели и принципы; постоянные органы; наделение международной правосубъектностью; соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. С учетом этих признаков можно определить, что международная межправительственная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.
Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и др., однако это не влияет на их статус.
Для классификации международных организаций применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межправительственные и неправительственные организации.
По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные, региональные и межрегиональные. Универсальные организации открыты для участия всех государств (ООН, ее специализированные учреждения, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов). Членами региональных организаций могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического района (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Европейская конфедерация профсоюзов, Всеафриканский союз студентов). К межрегиональным организациям относятся те, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. Так, участие в Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства.
Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).
Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д. Этот критерий может быть применен и к неправительственным организациям.
Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является регулирование сотрудничества государств. Решения таких организаций имеют рекомендательную или обязательную силу для государств. Наднациональные (надгосударственные) организации наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов. Такие решения действуют на территории государств наряду с национальными законами. Некоторыми наднациональными полномочиями в таком понимании наделен Европейский Союз.
С точки зрения порядка приема в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.
Некоторые авторы наряду с термином «международные организации» употребляют термин «международные учреждения», считая это понятие более широким и включая в него не только международные организации, но и постоянные объединения государств, основанные на политическом соглашении, не имеющем характера международного договора (французский юрист С. Бастид), или имеющие упрощенную организационную структуру (французский юрист К. Коль-яр), которые они не рассматривают как международные организации. Подобной точки зрения придерживается и И. Лукашук, называя постоянные объединения государств с ограниченной компетенцией и упрощенной организационной структурой постоянными международными органами.
«Международные организации» и «международные учреждения» – это термины-синонимы. В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что специальные организации системы ООН называются специализированными учреждениями. Многообразие международных организаций требует ввести дополнительные критерии классификации.
Например, по критерию структуры можно выделить организации с упрощенной и развитой структурой. По критерию способа их создания можно говорить о международных организациях, созданных классическим путем, на основе международного договора с последующей ратификацией, и о международных организациях, созданных на иной основе (деклараций, совместных заявлений и т.д.).