Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18637

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Статусу делегаций в органах и на конференциях посвящена часть III Конвенции. В принципе привилегии и иммунитеты, призна­ваемые за делегациями на конференциях, приравниваются к дипло­матическим и включают: неприкосновенность архивов и документов, свободу передвижения, свободу сношений с посылающим государ­ством (включая курьеров и шифрпереписку), неприкосновенность личности членов дипломатического персонала делегации, иммунитет дипломатического персонала от всех видов местной юрисдикции в отношении всех действий, совершаемых при выполнении официаль­ных функций (функциональные иммунитеты), освобождение от нало­гов и сборов, освобождение от таможенных пошлин и досмотра и др.


Глава 10
Право международных организаций

А. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие и источники права международных организаций

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернацио­нализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочия­ми. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых между­народных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), Лиги Наций (1919 г.).

Значительное влияние на развитие международных организаций, их демократизацию оказали и продолжают оказывать создание и дея­тельность Организации Объединенных Наций (1945 г.). Именно с ней связано признание за международными межправительственными организациями качества субъекта международного права.

На современном этапе международных отношений продолжаются численный рост международных организаций, дальнейшее расшире­ние их компетенции и функций, усложнение организационной струк­туры. Взаимные связи и сотрудничество между действующими между­народными организациями (по некоторым данным, их насчитывается около 7 тыс., из них более 300 – межправительственные) позволяют говорить о становлении системы международных организаций, в центре которой находится ООН.

Развитие международных организаций привело к появлению спе­цифического предмета правового регулирования – международных отношений в рамках международных организаций, включающих от­ношения государств-членов и нечленов с международной организа­цией; отношения между государствами-членами и между органами международной организации; отношения с другими международны­ми организациями. Качественным своеобразием отличается и метод правового регулирования указанных отношений, устанавливающий взаимные права и обязанности не только путем согласования в форме международного договора или обычая, но и путем принятия решений органами международной организации. К тому же накоплен огром­ный нормативный материал, относящийся к правовому регулирова­нию указанного комплекса международных отношений. Это свиде­тельствует о становлении самостоятельной отрасли международного права – права международных организаций.

Право международных организаций отрасль современного международного права, включающая принципы и нормы, регулиру­ющие вопросы создания, организации и деятельности международ­ных организаций.

Основные принципы международного права – неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, невмешательство и др. – относятся не только к государствам, но и к международным организациям. Среди специальных принципов можно выделить прин­цип соответствия создания и деятельности международных органи­заций общепризнанным принципам международного права; принцип ответственности международных организаций за правонарушения; принцип добровольности членства в международных организациях.


Международные договоры, относящиеся к источникам права меж­дународных организаций, можно разбить на три группы: договоры между государствами; договоры между государствами и международ­ными организациями и договоры между международными органи­зациями. Среди договоров первой группы особое место занимают учредительные акты международных организаций. Они определяют правовую природу международных организаций, наделяя их правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность. При этом Устав ООН, закрепивший основные принципы международного пра­ва, является источником, имеющим важное значение для всех отрас­лей международного права, включая право международных орга­низаций. Это означает, что международные организации должны действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нор­мами, закрепленными в Уставе ООН.

Из других договоров между государствами следует выделить меж­дународные соглашения, устанавливающие нормы общего порядка для международных организаций. Так, в ряде соглашений признается принцип ответственности международных организаций, например в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. В договорах о привилегиях и иммунитетах международных организаций, например в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., регулируется правовой статус международных организаций на территории го­сударств.

К группе договоров между государствами и международными организациями относятся соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах, функциональные соглашения, направленные на реали­зацию целей организации: о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и т.д.

Среди соглашений между международными организациями мож­но выделить соглашения о сотрудничестве, о статусе специализиро­ванного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совмест­ных органов и программ и др.

Формирование международных обычных норм имеет место не только в деятельности государств, но и в практике международных организаций, например институт операций по поддержанию мира сложился в практике ООН. Что касается решений международных организаций, то те из них, которые носят обязательный характер, входят в число основных источников права международных органи­заций, например обязательные решения Совета Безопасности, обя­зательные решения Европейского Союза, финансовые правила, пра­вила комплектования международного персонала и т.п.

В доктрине различают понятия внешнего и внутреннего права международных организаций. Конечно, такое различие достаточно условно. К внешнему праву относятся нормы, которые регулируют взаимоотношения международной организации с государствами-чле­нами и нечленами, с другими организациями. К внутреннему праву относятся нормы, регулирующие внутренние правовые отношения: правила процедуры, порядок принятия решений, финансовые прави­ла, нормы, определяющие статус персонала. Большинство юристов считают, что нормы внутреннего права носят международно-право­вой характер и являются нормами международного права.


2. Понятие и классификация международных организаций

Международная организация – постоянное объединение госу­дарств, в отличие от международных конференций – их временного объединения.

Термин «международные организации» употребляется, как прави­ло, применительно и к межгосударственным (межправительствен­ным), и к неправительственным организациям. Однако их юридичес­кая природа различна.

Международные неправительственные организации не основаны на межгосударственном договоре, и в них официально не представлены государства. Их членами могут быть национальные обществен­ные объединения, союзы и ассоциации, а также отдельные лица из различных стран (например, Межпарламентский союз, Международ­ная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная амнистия и др.).

Общепризнанного определения международной межправитель­ственной организации нет. В многочисленных доктринальных опре­делениях выделяются следующие ее основные признаки: объединение суверенных государств; наличие учредительного межгосударствен­ного договора; общие постоянные цели и принципы; постоянные органы; наделение международной правосубъектностью; соответ­ствие общепризнанным принципам и нормам международного права. С учетом этих признаков можно определить, что международная межправительственная организация это объединение суверен­ных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное меж­дународной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.

Наименования международных организаций могут быть различ­ными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и др., од­нако это не влияет на их статус.

Для классификации международных организаций применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на меж­правительственные и неправительственные организации.

По кругу участников международные организации подразделя­ются на универсальные, региональные и межрегиональные. Универ­сальные организации открыты для участия всех государств (ООН, ее специализированные учреждения, МАГАТЭ) или для участия обще­ственных объединений и физических лиц всех государств (Всемир­ный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов). Членами региональных организаций могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного гео­графического района (Организация африканского единства, Органи­зация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Европейская конфедерация проф­союзов, Всеафриканский союз студентов). К межрегиональным орга­низациям относятся те, членство в которых ограничено опреде­ленным критерием, выводящим их за рамки региональной организа­ции, но не позволяющим стать универсальной. Так, участие в Органи­зации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Ислам­ская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские госу­дарства.


Межгосударственные организации подразделяются также на орга­низации общей и специальной компетенции. Деятельность органи­заций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социаль­ную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотруд­ничеством в одной специальной области (например, Всемирный поч­товый союз, Международная организация труда и др.) и могут подраз­деляться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д. Этот критерий может быть применен и к неправительственным организациям.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее боль­шинство международных организаций, целью которых является ре­гулирование сотрудничества государств. Решения таких организаций имеют рекомендательную или обязательную силу для государств. Наднациональные (надгосударственные) организации наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физи­ческих и юридических лиц государств-членов. Такие решения дейст­вуют на территории государств наряду с национальными законами. Некоторыми наднациональными полномочиями в таком понимании наделен Европейский Союз.

С точки зрения порядка приема в них организации подразделя­ются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглаше­нию первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Некоторые авторы наряду с термином «международные организа­ции» употребляют термин «международные учреждения», считая это понятие более широким и включая в него не только международные организации, но и постоянные объединения государств, основанные на политическом соглашении, не имеющем характера международ­ного договора (французский юрист С. Бастид), или имеющие упро­щенную организационную структуру (французский юрист К. Коль-яр), которые они не рассматривают как международные организации. Подобной точки зрения придерживается и И. Лукашук, называя по­стоянные объединения государств с ограниченной компетенцией и упрощенной организационной структурой постоянными междуна­родными органами.

«Международные организации» и «международные учреждения» – это термины-синонимы. В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что специальные организации системы ООН называются специа­лизированными учреждениями. Многообразие международных орга­низаций требует ввести дополнительные критерии классификации.

Например, по критерию структуры можно выделить организации с упрощенной и развитой структурой. По критерию способа их созда­ния можно говорить о международных организациях, созданных классическим путем, на основе международного договора с после­дующей ратификацией, и о международных организациях, созданных на иной основе (деклараций, совместных заявлений и т.д.).