Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18307

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

3. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования

Международные организации как вторичные, производные субъ­екты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя спо­собами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение меж­дународного договора. Это предполагает созыв международной кон­ференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу счи­тается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной органи­зацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Гене­ральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД – Кон­ференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН – Про­грамма развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резо­люцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специаль­ные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров мож­но сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной орга­низации. В этих документах определяются состав органа, его компе­тенция и функции. Деятельность такого органа направлена на под­готовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квар­тиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопро­сам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организа­ций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе орга­нов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам раз­решается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, на­пример, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария, Палес­тина; при ОАГ – 30 государств, в том числе Россия.


Созыв главных органов и начало их функционирования заверша­ют мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит пу­тем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания прото­кола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства – участники Вар­шавского договора – Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968 г., ГДР в 1990 г. в связи с объединением Германии) – подписали Протокол о прекра­щении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и Протокола о продлении срока его дей­ствия, подписанного 26 апреля 1985 г. Протокол о роспуске ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Он был ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декаб­ря 1992 г. и вступил в силу 18 февраля 1993 г.

Таким же образом был ликвидирован Совет экономической взаи­мопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште страны – члены СЭВ – Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия – подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства, решаемая в соглашении меж­ду организациями. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при со­здании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО и др.

4. Правовая природа международных организаций

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов.

Принцип суверенного равенства государств является руководя­щим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется следующими чертами: договорная основа междуна­родной организации; добровольность членства; в основном рекомен­дательный характер решений организации; ее межгосударственный характер; сохранение суверенности и равноправия государств как внутри организации, так и вне ее.

Для правовой природы международной организации существен­ным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура й/г.п. имеют согласованную договорную основу. Проблема соотношения государственного суверенитета и общих целей и интересов организации находит разрешение в ее учредитель­ном акте. Между ними не возникает противоречий, если государство добросовестно выполняет взятые на себя по уставу организации обя­зательства и следует установленным принципам. В настоящее время широко признается следующее положение: государства, создавая международные организации, наделяют их оп­ределенной право- и дееспособностью, признавая за ними способ­ность иметь права и обязанности, участвовать в создании и приме­нении норм международного права, стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осу­ществляет правотворческие, правоприменительные и правоохрани­тельные функции в сфере международного сотрудничества.


Способность международных организаций совершать юридичес­ки действительные действия от своего имени предполагает наличие у них относительно обособленной правовой воли. Такая воля качест­венно отличается от каждой индивидуальной воли государств-членов. Индивидуальные волевые акты членов организации не поддаются ни слиянию, ни простому сложению. Они согласуются, и эта согласо­ванная воля международной организации носит межгосударственный характер. Именно это волевое обособление международных органи­заций лежит в основе их международной правосубъектности и при­знанной за ними способности делать волеизъявления, принимать на себя права и обязанности по международному праву.

Источником этой относительно обособленной воли, ее правовой основой является учредительный акт. Это означает, что ни сами меж­дународные организации, ни их органы не могут совершать действия, выходящие за рамки учредительного акта.

Конечно, наделение международных организаций правами и обя­занностями не означает их приравнивания к государствам – основным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что «Организация Объеди­ненных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Аналогичные поло­жения содержатся в большинстве учредительных актов.

Международные организации наделяются договорной правоспо­собностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглаше­ния в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международ­ными организациями или между международными организациями, «правоспособность международной организации заключать догово­ры регулируется правилами этой Организации».

Пункт 1 статьи 2 Конвенции разъясняет, что «правила Организа­ции» означают, в частности, учредительные акты, принятые в соот­ветствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику Организации.

Анализ учредительных актов международных организаций свиде­тельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматри­вающем право заключать любые договоры, способствующие выпол­нению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.), либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми меж­дународными организациями или только с некоторыми из них).


Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представи­тельства государств, они сами имеют представительства в государст­вах и обмениваются представителями между собой. В Москве име­ются Информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. 6 октября 1992 г. было заключено Соглашение между Прави­тельством Российской Федерации и Управлением Верховного комис­сара ООН по делам беженцев об открытии представительства УВКБ.

15 июня 1993 г. было заключено Соглашение между Правитель­ством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объеди­ненного представительства ООН и ее органов, программ и фондов в целях поддержки и дополнения национальных усилий по решению наиболее важных проблем экономического развития, содействия социальному прогрессу и повышению уровня жизни. Объединенное представительство включает ООН, Программу развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Программу ООН по окружаю­щей среде (ЮНЕП), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Мировую продовольственную программу (МПП), Программу ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП).

Правительством РФ были заключены соглашения об учреждении постоянных представительств в Российской Федерации и с рядом других международных организаций, например с Международным валютным фондом (24 сентября 1997 г.), с Международной финансо­вой корпорацией (24 сентября 1997 г.).

Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межго­сударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.).

Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключитель­но международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секре­тарь и персонал Секретариата «не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посто­ронней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как меж­дународных должностных лиц, ответственных только перед Орга­низацией».

Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые складываются в большей части из взносов го­сударств-членов и расходуются исключительно в общих интересах организации.


Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела.

Такие же права предоставлены ООН и ее органам, программам и фондам, а также их Объединенному представительству Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 г.

5. Компетенция, полномочия и функции международных организаций

Международная организация, создаваемая государствами для вы­полнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксирован­ной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной деятельности.

Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого по­нятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделя­ется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следо­вательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предо­ставленные ей для этого полномочия.

Что касается функций международной организаций, то под ними. следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организа­ция вправе осуществлять свои функции только в пределах закреплен­ной за ней компетенции.

Компетенция международной организации, так же как и ее право­субъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расши­рительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (анг­лийский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая междуна­родная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организа­ции свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне про­тиворечит договорной природе современных международных орга­низаций.

Вместе с тем в определенном смысле можно вести речь о подра­зумеваемой компетенции. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Т.Н. Тункин, американский юрист Г.Х. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.