Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18308

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумевае­мую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 Конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей Конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые выте­кают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».

6. Членство в международных организациях

Членство в международных организациях является неотъемлемым правом государства, вытекающим из его суверенитета. Различаются две категории членов в межгосударственных организациях – полно­правные члены и члены с ограниченными правами. Полноправными членами в таких организациях могут быть только государства. Эта категория, в свою очередь, подразделяется на первоначальных и при­соединившихся членов.

В учредительных актах международных организаций содержатся различные положения относительно первоначальных членов. Первоначальными членами являются: 1) государства, принявшие участие в ( учредительной конференции (МВФ); 2) государства, принявшие участие в учредительной конференции, а также приглашенные на нее, но не участвовавшие в ней (ИМО); 3) государства, участвовав­шие в учредительной конференции или подписавшие документы, предшествовавшие конференции, и затем подписавшие и ратифици­ровавшие учредительный акт (ООН).

Разумеется, встречаются и иные определения первоначальных членов. Некоторые международные организации перечисляют такие государства в приложении к учредительному акту (ФАО).

Правовой статус первоначальных членов не отличается от право­вого статуса присоединившихся членов в отношении прав и обязан­ностей, вытекающих из членства в международной организации. Разница между ними заключается в том, что первоначальные члены своим волеизъявлением создали международную организацию, наде­лив ее правосубъектностью и признав за ней статус международной организации.

К присоединившимся членам международной организации от­носятся те государства, которые вступили в нее после начала ее деятельности в соответствии с установленными положениями. Для процедуры присоединения имеют значение условия и порядок приема.

Большинство международных организаций в своих учредитель­ных актах устанавливают критерии приема в члены. Различаются общие и специальные критерии. К общим критериям относятся признание государством-кандидатом целей и принципов междуна­родной организации, принятие на себя обязательств, вытекающих из учредительного акта, и способность эти обязательства выполнять. Эти критерии применяются, как правило, во всех международных организациях, в том числе и тех, учредительные акты которых спе­циально не оговаривают формальных требований к кандидатам в члены (МОТ, ВОЗ, ВПС и др.).


В некоторых учредительных актах предусмотрены также спе­циальные требования для приема в члены. Так, для приема в ООН необходимо быть миролюбивым государством, в ВМО – иметь метеорологическую службу, в ОИК – быть мусульманским государ­ством. Финансовые организации устанавливают для каждого канди­дата свои условия приема (МВФ и др.).

Что касается порядка приема, то он может быть упрощенным на основе установленной процедуры с применением голосова­ния. При упрощенном порядке достаточно присоединиться к учре­дительному акту и передать на хранение депозитарию документ о присоединении (Интерспутник, Международная китобойная ко­миссия) либо формально принять обязательства, вытекающие из уч­редительного акта, сообщив об этом должностному лицу органи­зации (МОТ). Упрощенный порядок установлен для государств – членов ООН при приеме их в специализированные учреждения ООН.

Порядок приема устанавливается в учредительных актах. Так, для приема в члены ООН требуется решение Совета Безопасности, при­нятое с учетом принципа единогласия постоянных членов, и решение Генеральной Ассамблеи, принятое 2/3 присутствующих и участвую­щих в голосовании членов. В большинстве других международных организаций достаточно решения пленарного органа, принятого квалифицированным (OAF) или простым большинством голосов (ВОЗ, ОАЕ).

Наиболее сложна процедура приема в закрытые международные организации. Так, для приема в Организацию Североатлантического договора (НАТО) необходимо приглашение, принятое единогласно всеми государствами-членами, решение Совета НАТО, ратифициро­ванное всеми членами НАТО.

Государство, не будучи членом международной организации, Может принять участие в его работе в качестве наблюдателя. В по­следнее время появились и иные формы Привлечения государств-нечленов к участию в деятельности международной организации, например статус специально приглашенного государства (Совет Ев­ропы), статус полномасштабного партнера по диалогу (АСЕАН).

В некоторых международных организациях (например, в ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО) предусматривается особая форма членства с ограниченными правами (ассоциированный член, член-сотрудник, сочлен). Такое членство предоставляется территориям или группам территорий, не несущих ответственности за ведение своих внешних сношений. Члены с ограниченными правами имеют право участво­вать в заседаниях, получать документы, однако не могут участвовать в голосовании и избираться в органы организации.

Прекращение членства может иметь место двумя способами: выход и исключение. Учредительные акты большинства международ­ных организаций предусматривают положения о выходе из органи­зации на основе выполнения определенных условий: наличия пись­менного заявления о выходе, выполнения финансовых обязательств, установления определенного срока для вступления заявления в силу и др. Если учредительные акты не содержат положений о выходе, это не означает, что государство-член не может выйти из организации. Оно имеет на это право в силу присущего ему качества суверенитета. В практике международных организаций такие выходы имели место неоднократно (так, прекратили свое членство Индонезия в 1965 г. в ООН, США, Великобритания и Сингапур в 1984-1985 гг. в ЮНЕСКО). Государство может мотивировать свой выход, однако это его право, а не обязанность. Вместе с тем государство не должно использовать выход или угрозу выхода для оказания давления на международную организацию.


Исключение из организации производится за систематическое на­рушение уставных обязательств. Оно предусмотрено большинством учредительных актов в качестве дисциплинарной санкции по реше­нию высшего органа организации. В ООН такое решение принимает Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности.

Ряд специализированных учреждений предусматривают автома­тическое прекращение членства, если государство исключено из ООН. Прекращение членства может иметь место и в силу других причин – ликвидации международной организации, исчезновения государства как субъекта международного права, несогласия государ­ства-члена с принятой поправкой к учредительному акту.

От прекращения членства нужно отличать приостановление член­ства. Согласно уставам международных организаций, оно также при­меняется за нарушение уставных обязательств, но на определенный срок. Чаще всего имеет место лишение права голоса в органах между­народной организации, приостановление права представительства в высшем органе. Так, Гаити и Доминиканская Республика были лише­ны права голоса в Генеральной Ассамблее ООН в 1968 году за фи­нансовую задолженность по членским взносам. Начиная с 1970 года было приостановлено представительство ЮАР в Генеральной Ассам­блее за проведение политики апартеида.

7. Органы международных организаций

Орган международной организации – это составная часть меж­дународной организации, ее структурное звено. Он создается на основании учредительного или иных актов международной органи­зации, наделен определенной компетенцией, полномочиями и функ­циями, обладает внутренней структурой, имеет определенный состав и порядок принятия решений; в учредительном или иных актах зак­реплен его правовой статус.

Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа меж­дународной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств – членов международной организации, выраженного в соответствую­щей форме.

Органы международных организаций можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно вы­делить органы межправительственные, межпарламентские, админист­ративные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием предста­вителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной органи­зации труда).

Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имею­щих соответствующие полномочия и действующих от имени прави­тельств.

Совершенно не обязательно, чтобы представители были диплома­тами. В ряде организаций требуется, чтобы представителем был соот­ветствующий специалист (например, лицо, имеющее медицинское образование, для Всемирной организации здравоохранения или спе­циалист в области культуры – для ЮНЕСКО).


Межпарламентские органы созданы главным образом для ре­гиональных организаций. Их участники либо непосредственно изби­раются населением государств-членов путем всеобщих прямых вы­боров (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская ассамблея Совета Европы). В боль­шинстве случаев парламентские органы ограничиваются принятием рекомендаций.

Административные органы являются важным структурным звеном во всех без исключения международных организациях. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в меж­дународной организации и ответственных только перед ней. Наби­раются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе.

Довольно существенную роль в деятельности международных организаций играют органы, состоящие из лиц в личном качест­ве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экс­пертов).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленар­ные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организаций. За ним резервируются решения по наиболее фундаментальным во­просам: определение общей политики организации и ее принципов; принятие проектов конвенций и рекомендаций; бюджетные и финан­совые вопросы; пересмотр устава и принятие поправок к нему; во­просы, связанные с членством в организации, – прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Вместе с тем в деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тен­денция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).

Для органов с ограниченным членством важное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп. В прак­тике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следую­щие принципы: справедливого географического представительства; специфических интересов; равного представительства групп госу­дарств с несовпадающими интересами; наибольшего финансового вклада; политического представительства (учет представительства постоянных членов Совета Безопасности в органах, где за ними не закреплено постоянное место).

При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. Например, п. 3 ст. 15 Конвенции ВПС гласит: «Страны – члены Исполнительной комиссии по связи назначаются Конгрессом на основе справедливого географического распределе­ния». В Международной морской организации Ассамблея избирает членов Совета на основе принципа специфических интересов с учетом групп стран, в наибольшей степени заинтересованных в меж­дународных морских перевозках и в международной морской торгов­ле. На основе принципа паритетного представительства государств с несовпадающими интересами формировался, например, Совет по Опеке ООН.


В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более кри­териев. Например, выборы непостоянных членов Совета Безопаснос­ти проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географи­ческого представительства.

Для характеристики органов международных организаций воз­можно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и др.

8. Принятие решений международными организациями

Решения международных организаций принимаются их органами. Решение международной организации можно определить как согла­сованное волеизъявление государств-членов в компетентном орга­не в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации: Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта,5правил процеду­ры, состава органа, расстановки политических сил внутри него. Он начинается с проявления инициативы, исходящей от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение опреде­ленной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения. Свои проекты решений могут вносить и другие государства, а также группы государств.

В международных организациях широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком много стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта. Здесь в каждом конкретном случае требуется взвешенный подход.

Следующий этап формирования решения – внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ас­самблее ООН предварительная повестка дня составляется за 50 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты – менее чем за 30 дней или во вре­мя очередной сессии. Генеральный комитет, руководящий рабо­той сессии, рассматривает предварительную повестку дня вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекоменда­цию о включении в повестку дня либо отклонении, либо переносе на последующие сессии. Затем Генеральная Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно ис­полнительные органы занимаются подготовкой повестки дня пленар­ных органов.

После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. После этого во­прос снова представляется на рассмотрение полномочного органа.