Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18666
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 Конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей Конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».
6. Членство в международных организациях
Членство в международных организациях является неотъемлемым правом государства, вытекающим из его суверенитета. Различаются две категории членов в межгосударственных организациях – полноправные члены и члены с ограниченными правами. Полноправными членами в таких организациях могут быть только государства. Эта категория, в свою очередь, подразделяется на первоначальных и присоединившихся членов.
В учредительных актах международных организаций содержатся различные положения относительно первоначальных членов. Первоначальными членами являются: 1) государства, принявшие участие в ( учредительной конференции (МВФ); 2) государства, принявшие участие в учредительной конференции, а также приглашенные на нее, но не участвовавшие в ней (ИМО); 3) государства, участвовавшие в учредительной конференции или подписавшие документы, предшествовавшие конференции, и затем подписавшие и ратифицировавшие учредительный акт (ООН).
Разумеется, встречаются и иные определения первоначальных членов. Некоторые международные организации перечисляют такие государства в приложении к учредительному акту (ФАО).
Правовой статус первоначальных членов не отличается от правового статуса присоединившихся членов в отношении прав и обязанностей, вытекающих из членства в международной организации. Разница между ними заключается в том, что первоначальные члены своим волеизъявлением создали международную организацию, наделив ее правосубъектностью и признав за ней статус международной организации.
К присоединившимся членам международной организации относятся те государства, которые вступили в нее после начала ее деятельности в соответствии с установленными положениями. Для процедуры присоединения имеют значение условия и порядок приема.
Большинство международных организаций в своих учредительных актах устанавливают критерии приема в члены. Различаются общие и специальные критерии. К общим критериям относятся признание государством-кандидатом целей и принципов международной организации, принятие на себя обязательств, вытекающих из учредительного акта, и способность эти обязательства выполнять. Эти критерии применяются, как правило, во всех международных организациях, в том числе и тех, учредительные акты которых специально не оговаривают формальных требований к кандидатам в члены (МОТ, ВОЗ, ВПС и др.).
В некоторых учредительных актах предусмотрены также специальные требования для приема в члены. Так, для приема в ООН необходимо быть миролюбивым государством, в ВМО – иметь метеорологическую службу, в ОИК – быть мусульманским государством. Финансовые организации устанавливают для каждого кандидата свои условия приема (МВФ и др.).
Что касается порядка приема, то он может быть упрощенным на основе установленной процедуры с применением голосования. При упрощенном порядке достаточно присоединиться к учредительному акту и передать на хранение депозитарию документ о присоединении (Интерспутник, Международная китобойная комиссия) либо формально принять обязательства, вытекающие из учредительного акта, сообщив об этом должностному лицу организации (МОТ). Упрощенный порядок установлен для государств – членов ООН при приеме их в специализированные учреждения ООН.
Порядок приема устанавливается в учредительных актах. Так, для приема в члены ООН требуется решение Совета Безопасности, принятое с учетом принципа единогласия постоянных членов, и решение Генеральной Ассамблеи, принятое 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов. В большинстве других международных организаций достаточно решения пленарного органа, принятого квалифицированным (OAF) или простым большинством голосов (ВОЗ, ОАЕ).
Наиболее сложна процедура приема в закрытые международные организации. Так, для приема в Организацию Североатлантического договора (НАТО) необходимо приглашение, принятое единогласно всеми государствами-членами, решение Совета НАТО, ратифицированное всеми членами НАТО.
Государство, не будучи членом международной организации, Может принять участие в его работе в качестве наблюдателя. В последнее время появились и иные формы Привлечения государств-нечленов к участию в деятельности международной организации, например статус специально приглашенного государства (Совет Европы), статус полномасштабного партнера по диалогу (АСЕАН).
В некоторых международных организациях (например, в ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО) предусматривается особая форма членства с ограниченными правами (ассоциированный член, член-сотрудник, сочлен). Такое членство предоставляется территориям или группам территорий, не несущих ответственности за ведение своих внешних сношений. Члены с ограниченными правами имеют право участвовать в заседаниях, получать документы, однако не могут участвовать в голосовании и избираться в органы организации.
Прекращение членства может иметь место двумя способами: выход и исключение. Учредительные акты большинства международных организаций предусматривают положения о выходе из организации на основе выполнения определенных условий: наличия письменного заявления о выходе, выполнения финансовых обязательств, установления определенного срока для вступления заявления в силу и др. Если учредительные акты не содержат положений о выходе, это не означает, что государство-член не может выйти из организации. Оно имеет на это право в силу присущего ему качества суверенитета. В практике международных организаций такие выходы имели место неоднократно (так, прекратили свое членство Индонезия в 1965 г. в ООН, США, Великобритания и Сингапур в 1984-1985 гг. в ЮНЕСКО). Государство может мотивировать свой выход, однако это его право, а не обязанность. Вместе с тем государство не должно использовать выход или угрозу выхода для оказания давления на международную организацию.
Исключение из организации производится за систематическое нарушение уставных обязательств. Оно предусмотрено большинством учредительных актов в качестве дисциплинарной санкции по решению высшего органа организации. В ООН такое решение принимает Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности.
Ряд специализированных учреждений предусматривают автоматическое прекращение членства, если государство исключено из ООН. Прекращение членства может иметь место и в силу других причин – ликвидации международной организации, исчезновения государства как субъекта международного права, несогласия государства-члена с принятой поправкой к учредительному акту.
От прекращения членства нужно отличать приостановление членства. Согласно уставам международных организаций, оно также применяется за нарушение уставных обязательств, но на определенный срок. Чаще всего имеет место лишение права голоса в органах международной организации, приостановление права представительства в высшем органе. Так, Гаити и Доминиканская Республика были лишены права голоса в Генеральной Ассамблее ООН в 1968 году за финансовую задолженность по членским взносам. Начиная с 1970 года было приостановлено представительство ЮАР в Генеральной Ассамблее за проведение политики апартеида.
7. Органы международных организаций
Орган международной организации – это составная часть международной организации, ее структурное звено. Он создается на основании учредительного или иных актов международной организации, наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой, имеет определенный состав и порядок принятия решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.
Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств – членов международной организации, выраженного в соответствующей форме.
Органы международных организаций можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).
Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.
Совершенно не обязательно, чтобы представители были дипломатами. В ряде организаций требуется, чтобы представителем был соответствующий специалист (например, лицо, имеющее медицинское образование, для Всемирной организации здравоохранения или специалист в области культуры – для ЮНЕСКО).
Межпарламентские органы созданы главным образом для региональных организаций. Их участники либо непосредственно избираются населением государств-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская ассамблея Совета Европы). В большинстве случаев парламентские органы ограничиваются принятием рекомендаций.
Административные органы являются важным структурным звеном во всех без исключения международных организациях. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Набираются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе.
Довольно существенную роль в деятельности международных организаций играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организаций. За ним резервируются решения по наиболее фундаментальным вопросам: определение общей политики организации и ее принципов; принятие проектов конвенций и рекомендаций; бюджетные и финансовые вопросы; пересмотр устава и принятие поправок к нему; вопросы, связанные с членством в организации, – прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.
Вместе с тем в деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).
Для органов с ограниченным членством важное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп. В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы: справедливого географического представительства; специфических интересов; равного представительства групп государств с несовпадающими интересами; наибольшего финансового вклада; политического представительства (учет представительства постоянных членов Совета Безопасности в органах, где за ними не закреплено постоянное место).
При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. Например, п. 3 ст. 15 Конвенции ВПС гласит: «Страны – члены Исполнительной комиссии по связи назначаются Конгрессом на основе справедливого географического распределения». В Международной морской организации Ассамблея избирает членов Совета на основе принципа специфических интересов с учетом групп стран, в наибольшей степени заинтересованных в международных морских перевозках и в международной морской торговле. На основе принципа паритетного представительства государств с несовпадающими интересами формировался, например, Совет по Опеке ООН.
В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более критериев. Например, выборы непостоянных членов Совета Безопасности проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географического представительства.
Для характеристики органов международных организаций возможно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и др.
8. Принятие решений международными организациями
Решения международных организаций принимаются их органами. Решение международной организации можно определить как согласованное волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации: Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта,5правил процедуры, состава органа, расстановки политических сил внутри него. Он начинается с проявления инициативы, исходящей от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения. Свои проекты решений могут вносить и другие государства, а также группы государств.
В международных организациях широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком много стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта. Здесь в каждом конкретном случае требуется взвешенный подход.
Следующий этап формирования решения – внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 50 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты – менее чем за 30 дней или во время очередной сессии. Генеральный комитет, руководящий работой сессии, рассматривает предварительную повестку дня вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекомендацию о включении в повестку дня либо отклонении, либо переносе на последующие сессии. Затем Генеральная Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно исполнительные органы занимаются подготовкой повестки дня пленарных органов.
После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. После этого вопрос снова представляется на рассмотрение полномочного органа.