Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18305

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Например, по правилу 65 Правил процедуры Генеральной Ассамб­леи ООН она, если только не решит иначе, не принимает окон­чательного решения ни по одному вопросу, стоящему на повестке дня, до тех пор, пока не получит по нему доклад соответствующего комитета.

В большинстве международных организаций решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где по существу и выра­батывается проект решения, выявляются его сторонники и против­ники. Поэтому работе вспомогательных органов уделяется большое внимание.

Важное место в процессе формирования решений международ­ных организаций занимает этап обсуждения. Будь то в главных или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет непосредствен­ное политическое значение и конкретный юридический результат, выражающийся в том, будет ли поставлен на голосование проект ре­шения или резолюции.

Основным этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений число голосов, предоставляемых госу­дарствам, разнится в зависимости от принятых в организации кри­териев. Например, в финансовых организациях системы ООН каж­дое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу.

В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа.

Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифи­цированным большинством. В XIX веке решения в международных организациях в большинстве случаев принимались на основе прин­ципа абсолютного единогласия. Однако практика показала неудоб­ство такого метода, так как даже одно государство могло сорвать всю работу органа. Поэтому постепенно международные организации перешли к относительному единогласию, простому и квалифициро­ванному большинству.

Принцип относительного единогласия означает положительное голосование членов органа без учета отсутствующих или воздержи­вающихся от голосования членов. Такова была, например, практика голосования в Совете и Ассамблее Лиги Наций.

Простое (50 + 1 голос) и квалифицированное большинство (2/3 или 3/4) может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относи­тельное большинство – только присутствующих и голосующих «за» или «против».

В некоторых случаях решения в органах международной органи­зации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов.

В практике деятельности международных организаций все боль­шее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств – членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.


9. Нормотворчество международных организаций

Международные организации в силу своей правосубъектности участвуют в нормотворческой деятельности. Можно выделить два направления такой деятельности: непосредственное правотворчество и вспомогательная роль в правотворческом процессе государств. Непосредственное правотворчество международных организаций проявляется в их договорной практике и в принимаемых ими ре­шениях.

Международные организации, обладая договорной правоспособ­ностью, заключают соглашения как с государствами, так и между собой. Несмотря на вторичность норм таких соглашений, они отно­сятся к источникам международного права. Их обязательность обус­ловлена тем, что в них выражена в одних случаях суверенная воля государства, согласованная с волей международной организации, в других – согласованная воля двух или нескольких международных организаций. При этом воля каждой международной организации является, в свою очередь, проявлением согласования суверенных воль государств – членов данной организации.

Что касается решений международных организаций, то не все они содержат нормоустановительные положения. Решения по процедур­ным, финансовым, организационным и иным вопросам внутреннего права международных организаций являются обязательными для всех государств-членов, если, во-первых, обязательность таких решений предусмотрена учредительным актом и, во-вторых, соблюдены все правила их принятия.

Рекомендации международных организаций не содержат, как пра­вило, юридически обязательных норм, но могут получить признание в качестве таковых как в обычной, так и в договорной практике го­сударств.

Международные организации могут выполнять вспомогательные функции в нормотворческом процессе государств. Наиболее типичными случаями их участия в таком процессе являются: разработка и принятие высшим органом организации проектов конвенций, тех­нических стандартов и регламентов, созыв конференций для заклю­чения договоров и др. Нормы, содержащиеся в проектах конвенций, становятся нормами международного права на основе выполнения государствами определенных процедур (ратификация, вступление в силу после определенного числа ратификаций).

Для вступления в силу регламентов некоторых организаций предусмотрена необходимость их явного принятия государствами. Так, регламенты ВПС подлежат ратификации, а регламенты МСЭ требуют одобрения их государствами. Что касается регламентов ИКАО, ВОЗ, ВМО, то для вступления их в силу нет необходимости в их ратификации или одобрении в иной явной форме государствами. Однако здесь имеет место выражение молчаливого согласия госу­дарств, так как государство считается принявшим регламент, если оно в определенный срок (например, три-девять месяцев примени­тельно к регламентам ВОЗ) не заявило о своем отказе принять регла­мент или не сделало оговорки к нему в случаях, когда такие оговорки запрещены.


Б. ООН И ОРГАНИЗАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ ООН

1. Создание ООН

Создание Организации Объединенных Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны.

Лига Наций, созданная после Первой мировой войны, хотя и про­возгласила своими официальными целями поддержание мира и разо­ружение, не стала эффективным инструментом в их осуществлении. Ее Статут не только не запретил агрессивную войну, но и не подверг ее безусловному осуждению. Военные санкции против государства, развязавшего войну в нарушение положений Статута, не носили обязательного характера для членов Лиги. Установленная Статутом мандатная система закрепляла колониализм. Лига Наций не смогла стать эффективным препятствием на пути развязывания Второй мировой войны. Она фактически прекратила свою деятельность в 1939 году. Формально Лига Наций была распущена в 1946 году, после создания Организации Объединенных Наций.

Важными этапами в становлении новой организации явились: Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании с участием посла Китая в СССР, принявшая 30 октября 1943 г. Декларацию по вопросу о всеобщей безопасности, в которой признавалась необходимость учреждения всеобщей между­народной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств; Тегеранская конференция глав прави­тельств СССР, США и Великобритании (сентябрь–декабрь 1943 г.), подтвердившая важность задачи создания новой организации; конфе­ренция в Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) представителей тех же держав и на второй стадии – Китая (сентябрь 1944 г.), выработавшая проект Устава ООН; Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании (февраль 1945 г.), на которой был согласо­ван вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН. Окончательный текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско (апрель–июнь 1945 г.) и подписан 26 июня 1945 г. Дата вступления его в силу, 24 октября 1945 г., отмечается во всех государствах – членах ООН как День Организации Объединенных Наций.

Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотруд­ничества. В ходе подготовки и принятия Устава ООН на всех этапах переговоров Советский Союз сыграл исключительную роль в оконча­тельном закреплении в Уставе передовых, прогрессивных принципов международных отношений и международного права.

Делегаты Сан-Францисской конференции, чтобы подчеркнуть историческую важность Устава ООН (теперь, к концу XX столетия можно со всей определенностью заявить, что это наиболее значимый документ этого столетия), при его принятии и подписании отступили от некоторых общепризнанных процедур международных договоров. Устав ООН был одобрен единогласно, но не голосованием с подня­тием рук или поименно, а вставанием всех участников Конференции. При подписании Устава отступили от общепризнанного алфавитного порядка. Было решено первые пять мест при подписании Устава предоставить основным державам – четырем приглашающим госу­дарствам на Сан-Францисскую конференцию в порядке английского алфавита: Китаю, СССР, Великобритании и США, затем Франции, далее всем остальным государствам в алфавитном порядке. Польше, которая не принимала участия в Конференции, было оставлено место для подписи.


Было также решено дать возможность подписать Устав от имени своих стран всем делегатам, которые имели соответствующие полно­мочия. Устав был подписан 153 делегатами от 51 государства. От СССР Устав подписали 7 представителей, в том числе первый заведующий кафедрой международного права Московского государственного института международных отношений доктор юридических наук, профессор СБ. Крылов, который принимал самое активное участие на всех этапах подготовки проекта Устава.

2. Цели и принципы ООН

Организация Объединенных Наций создана, как это определено в ст. 1 ее Устава, в целях: 1) поддерживать международный мир и безопасность; 2) развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 3) осуществлять международное сотрудничество в разреше­нии международных проблем экономического, социального, культур­ного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Организация основана на прогрессивных, демократических прин­ципах международного права. В ст. 2 Устава ООН предусмотрено, что Организация и ее члены действуют в соответствии с принципами суверенного равенства всех ее членов; добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу; разрешения международ­ных споров мирными средствами; отказа в международных отноше­ниях от угрозы силой или ее применения как против территориаль­ной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН; всемерного оказания помощи Организации во всех ее действиях в соответствии с Уставом и отказа от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превен­тивного или принудительного характера.

В Уставе ООН нашли отражение и другие важные принципы современных международных отношений и международного права: добрососедских отношений («проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи»); совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопас­ности; разоружения; равноправия и самоопределения народов; широкого международного сотрудничества для содействия эконо­мическому и социальному прогрессу всех народов, обеспечения равноправия людей, их основных прав и свобод, уважения к обяза­тельствам, вытекающим из договоров и других источников междуна­родного права.

Принципы международного права, закрепленные в Уставе, полу­чили подтверждение и дальнейшее развитие в резолюциях и декла­рациях Генеральной Ассамблеи ООН, таких, например, как резолю­ция о всеобщем и полном разоружении 1959 года, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Декларация о принципах международного права, касаю­щихся дружественных отношений и сотрудничества между государ­ствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года, Определение аг­рессии 1974 года, Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отно­шениях 1987 года и др.


3. Членство в ООН

В Организации Объединенных Наций различаются первоначаль­ные и принятые члены. Первоначальными членами являются 50 госу­дарств, принявших участие в Конференции в Сан-Франциско и под­писавшие и ратифицировавшие Устав. 51-му государству – Польше было дано право подписать Устав на правах первоначального члена.

Согласно ст. 4 Устава, членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Для приема в члены ООН не­обходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета, и постановление Генеральной Ассамб­леи ООН, вынесенное 2/3 присутствующих и участвующих в голосова­нии государств.

Член ООН, систематически нарушающий принципы Устава ООН, может быть исключен из Организации решением Генеральной Ас­самблеи по рекомендации Совета Безопасности (ст. 6). ООН к такой мере пока не прибегала.

Хотя Устав ничего не говорит о возможности выхода из Органи­зации, однако такое право принадлежит каждому члену ООН как суверенному государству. В январе 1965 года Индонезия вышла из ООН, а в сентябре 1966 года возобновила свое участие в ее деятель­ности.

В Уставе предусмотрена возможность приостановления прав и привилегий государства – члена ООН, если против него Советом Безопасности были приняты меры превентивного или принудитель­ного характера. Такое приостановление производится Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, а восстановле­ние – Советом Безопасности.

За время, прошедшее после создания ООН, количество ее членов достигло 188 (на 1 января 2000 г.).

Государств – нечленов ООН осталось немного. Это Швейцария, Ватикан, государство Океании – Тувалу. Что касается Швейцарии, то в ней дважды состоялся общенациональный референдум относи­тельно членства в ООН (второй раз – 16 марта 1986 г.). Большин­ство населения страны высказалось против вступления Швейцарии в ООН, считая, что членство в ООН может ущемить принцип по­стоянного нейтралитета, которого Швейцария придерживается с 1815 года.

Дальнейший рост числа членов возможен не только за счет госу­дарств-нечленов, но и в случае деколонизации еще оставшихся ко­лониальных владений и зависимых территорий. Среди них можно назвать колониальные владения Великобритании (например, Бермуд­ские острова, ряд островов в Вест-Индии), так называемые «замор­ские департаменты» и «заморские территории» Франции (Реюньон, Гваделупа, Мартиника и др.).

Как правило, государства-члены учреждают при Организации свои постоянные представительства. Государства-нечлены могут установить отношения с ООН и учредить миссии постоянных наблю­дателей. В настоящее время такие миссии имеют Швейцария и Вати­кан. Свою миссию сохраняет Палестина. Статус наблюдателя может предоставляться также освободительным движениям, специализиро­ванным учреждениям, другим межправительственным организациям. Такой статус имеют Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.