Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18306

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

4. Система органов ООН

В соответствии с Уставом (ст. 7) главными органами ООН являют­ся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Компетенция и правовой статус каждого из них четко зафиксированы в Уставе ООН. Они являются центральными звеньями в своей сфере деятельности, однако это не означает, что они равно­значны по своей роли и правовому положению. Наиболее важное значение для обеспечения целей и принципов ООН имеет Генераль­ная Ассамблея как самый широкий международный форум, на кото­ром представлены все страны – члены ООН, и Совет Безопасности – как орган, на который возложена главная ответственность за поддер­жание международного мира и безопасности й который при исполне­нии своих обязанностей действует от имени всех членов Организа­ции. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности – независимые органы, не подчиненные друг другу и другим органам системы ООН.

ЭКОСОС и Совет по Опеке осуществляют свои функции под ру­ководством и контролем Генеральной Ассамблеи и в некоторых слу­чаях – Совета Безопасности. Международный Суд является главным судебным органом ООН, состоящим из коллегии независимых судей. Секретариат как главный административно-технический орган при­зван обслуживать деятельность всех других органов.

Вспомогательные органы могут учреждаться всеми главными ор­ганами ООН на основе ее Устава, при этом их компетенция должна быть частью компетенции главного органа.

Как правило, органы ООН состоят из всех или некоторых госу­дарств-членов, представленных полномочными представителями или делегацией. Иногда органы комплектуются на основе личного пред­ставительства. Так, Комиссия международного права состоит из лиц с признанным авторитетом в области международного права. Состав Международного Суда должен представлять основные правовые системы мира.

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определен в правилах процедуры каждого органа. Согласно Правилам процедуры Генеральной Ассамблеи, официальными и рабочими языками Ассамб­леи, ее комитетов и подкомитетов являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Официальные и рабочие языки Совета Безопасности — перечисленные выше языки, кроме арабского. В ЭКОСОС официальными языками являются те же шесть языков, что и в Генеральной Ассамблее, рабочими же — английский, испанский и французский. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На ра­бочих языках издаются стенографические отчеты заседаний и на них переводятся речи, произнесенные на любом официальном языке.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех государств — чле­нов ООН, представленных на ее сессиях не более чем пятью пред­ставителями. В состав каждой делегации могут входить также пять заместителей представителей и необходимое число советников и экспертов. Независимо от числа представителей каждое государство имеет один голос.


Государство само решает, насколько представительной будет его делегация. Некоторые государства включают в состав делегации парламентариев, ученых, политических и общественных деятелей, журналистов. В состав делегаций от нашей страны неоднократно включались ученые Московского государственного института между­народных отношений (СБ. Крылов, Ф.И. Кожевников, Н.Н. Люби­мов, А.В. Торкунов и др.).

Делегация может возглавляться как главой постоянного предста­вительства при ООН, так и более высоким представителем — мини­стром иностранных дел, главой государства или правительства. В работе юбилейной, 50-й сессии Генеральной Ассамблеи (1995 г.) участвовали 129 глав государств и правительств.

Генеральная Ассамблея наделена в рамках ООН широкой компе­тенцией. Она уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функци­ям любого из органов ООН и делать в их отношении рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности (ст. 10 Устава).

В области поддержания международного мира и безопасности Ассамблея: 1) рассматривает общие принципы международного сотрудничества, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений; 2) обсуждает любые вопросы, относящи­еся к поддержанию мира и международной безопасности; 3) делает в отношении этих принципов и вопросов рекомендации государст­вам — членам ООН и Совету Безопасности.

Устав ООН предусматривает два ограничения, имеющих важное значение для разграничения компетенции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности в области поддержания мира и международной безопасности: 1) Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся любого спора или ситуации, в отноше­нии которых Совет Безопасности выполняет свои функции, если Со­вет не запросит ее об этом (ст. 12); 2) Генеральная Ассамблея не может предпринимать действия от имени ООН: любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Совету до или после обсуждения (ст. 11, п. 2).

Для обеспечения развития дружественных отношений между на­циями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов на Генеральную Ассамблею возложены функции: 1) прово­дить исследования и делать рекомендации в целях содействия меж­дународному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации; 2) рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, незави­симо от ее происхождения, которая могла бы нарушить общее благо­получие или другие отношения между нациями; 3) способствовать развитию несамоуправляющихся и подопечных территорий в полити­ческой, экономической, социальной, культурной областях. Генераль­ная Ассамблея должна утверждать соглашения по опеке для терри­торий, не отнесенных к числу стратегических, и наблюдать за их выполнением с помощью Совета по Опеке.


Устав ООН также возложил на Генеральную Ассамблею важную задачу оказания содействия в осуществлении международного эко­номического, социального, культурного и гуманитарного сотруд­ничества.

Генеральная Ассамблея выполняет и другие функции, в частнос­ти избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке. Вместе с Советом Безопасности она из­бирает судей Международного Суда, по рекомендации Совета назна­чает Генерального секретаря ООН и принимает новых членов в Орга­низацию. Она рассматривает ежегодные и специальные доклады о деятельности всех органов ООН и ее специализированных учреж­дений.

Генеральная Ассамблея осуществляет также бюджетные функции. Она рассматривает и утверждает бюджет ООН, определяет размеры взносов членов Организации и рассматривает бюджеты специализи­рованных учреждений. Бюджет ООН складывается из ежегодных взносов государств-членов, а также тех государств-нечленов, кото­рые участвуют в отдельных видах деятельности ООН. Для большин­ства развивающихся стран установлен минимальный взнос (0,01%). Основные расходы по регулярному бюджету несут постоянные члены Совета Безопасности и наиболее развитые в экономическом отноше­нии государства.

Устав ООН и Правила процедуры Генеральной Ассамблеи опре­деляют порядок организации ее работы. Генеральная Ассамблея — сессионный орган. Она собирается на очередные (в третий вторник сентября), специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Работа ежегодных очередных сессий Ассамблеи ведется на пле­нарных заседаниях и в главных комитетах, в состав которых входят все государства-члены. Такими комитетами на основании решения Генеральной Ассамблеи от 17 августа 1993 г. (рез. 47/233) являются: Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет); Комитет по экономическим и финансовым вопро­сам (Второй комитет); Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет); Комитет по спе­циальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Чет­вертый комитет); Комитет по административным и бюджетным во­просам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Работой сессии Ассамблеи руководит Генеральный комитет, в состав которого входят председатель сессии, 21 его заместитель и 6 председателей главных комитетов. Эти лица избираются с соблю­дением принципа справедливого географического представительства с учетом количества мест, установленных резолюциями Генеральной Ассамблеи для государств пяти районов: Африки, Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, Западной Европы и др. (под другими имеются в виду Австралия, Канада, Новая Зеландия). Для проверки полномочий представителей государств создается Комитет по про­верке полномочий из девяти членов.


Председатель Генеральной Ассамблеи избирается при открытии очередной сессии и находится в должности до открытия следующей очередной сессии и выборов нового председателя. Он, как правило, председательствует на специальных и чрезвычайных специаль­ных сессиях в течение срока своего пребывания в должности. Пред­седателем I сессии Генеральной Ассамблеи был Поль-Анри Спаак (Бельгия), а 50-й сессии — Диогу Фрейташ ду Амарал (Португалия). По договоренности, достигнутой до открытия I сессии Генеральной Ассамблеи, представители постоянных членов Совета Безопасности не должны избираться председателями Ассамблеи, а только их замес­тителями.

Работа сессии Ассамблеи начинается с пленарных заседаний, где ведется общеполитическая дискуссия, в рамках которой делегации излагают позиции своих правительств по важнейшим международ­ным вопросам. Пункты повестки дня рассматриваются в главных комитетах или на пленарных заседаниях, в зависимости от их рас­пределения. В комитетах решения принимаются простым большин­ством голосов.

Специальные сессии (с 1946 по 2000 г. их было 21) могут созы­ваться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения Ге­неральным секретарем ООН такого требования. Чрезвычайные спе­циальные сессии (с 1946 по 2000 г. их было 10) собираются по во­просам, связанным с угрозой миру, нарушениями мира или актами агрессии, по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем такого требования. На специальных и чрезвычайных спе­циальных сессиях комитеты не создаются, работа ведется на пленар­ных заседаниях.

Уставом ООН установлен перечень вопросов, которые определены как важные и по которым решения Генеральной Ассамблеи прини­маются не менее чем 2/3 присутствующих и участвующих в голосова­нии государств. Такие вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непо­стоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов, приостановление прав и при­вилегий членов Организации, исключение из ООН, вопросы, относя­щиеся к системе опеки, бюджетные вопросы (ст. 18 Устава).

По всем другим вопросам, в том числе по определению дополни­тельных категорий важных вопросов, решения принимаются про­стым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. Эта форма, применяемая в практике работы органов системы ООН, означает, что отсутствующие и воздержавшиеся рассматриваются как не участвующие в голосовании.

Для осуществления своих функций Генеральная Ассамблея созда­ет постоянные и временные вспомогательные органы. К постоянным органам относятся Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам, Комитет по взносам и др. Важное место за­нимает Комиссия международного права, созданная в целях прогрес­сивного развития международного права и его кодификации.


За годы деятельности Генеральной Ассамблеи было создано более 150 вспомогательных органов на временной основе, в том числе такие важные, как Специальный комитет по принципам международного права, касающимся дружественных отношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН, Специальный комитет по определению агрессии, Специальный комитет по вопросу о ходе осу­ществления Декларации о предоставлении независимости коло­ниальным странам и народам (Комитет 24-х), Специальный комитет по операциям по поддержанию мира (Комитет 33-х), Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации и др.

В деятельности Генеральной Ассамблеи получила развитие прак­тика создания органов на правах автономных организаций, зани­мающихся вопросами международного сотрудничества в некоторых специальных сферах, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН), Програм­ма ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

В настоящее время Генеральная Ассамблея является наиболее представительным мировым политическим форумом, где все государ­ства могут не только обсуждать и выявлять свои позиции по важней­шим вопросам международной политики, но и находить взаимо­приемлемые пути урегулирования этих проблем мирным путем, посредством дипломатических контактов и переговоров. Резолюции Генеральной Ассамблеи, принятые при максимально возможной степени согласия основных политических сил, участвующих в ООН, хотя и имеют характер рекомендаций, обладают значительным мо­рально-политическим влиянием. Многие из них явились важным эта­пом на пути выработки конвенций и международных договоров, на­пример Международных пактов о правах человека, Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Некоторые ре­золюции Генеральной Ассамблеи, формулирующие общие принципы международного права и принятые единогласно (без голосов против), могут приобрести значение обязательных при условии признания их государствами в качестве таковых.

Генеральная Ассамблея выполняет в ряде случаев функции ди­пломатической конференции, когда она в ходе сессии разрабатывает и принимает либо одобряет подготовленные другими органами про­екты международных договоров, которые затем открываются для подписания (например, договоры в области разоружения).

Совет Безопасности – важнейший постоянно действующий орган, на который государства – члены ООН возложили главную ответственность за поддержание международного мира и безопас­ности. При исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответст­венности, Совет действует от их имени (ст. 24 Устава ООН). В соот­ветствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательства подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет состоит из 15 государств (до 1 января 1966 г. – из 11), имеющих статус постоянных и непостоянных членов (ст. 23). В со­ответствии с Уставом ООН постоянными членами являются Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. На них лежит особая от­ветственность за поддержание международного мира.