Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18721
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Десять непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок без права немедленного переизбрания. При выборах должное внимание уделяется степени участия государств в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Резолюция Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1963 г. (1991 А (XVIII) установила следующие квоты для замещения мест непостоянных членов: 5 – от государств Азии и Африки; 1 – от государств Восточной Европы; 2 – от государств Латинской Америки; 2 – от государств Западной Европы и других государств. С 1946 по 2000 год в Совет Безопасности непостоянными членами избирались 107 государств, из них два и более раз – 60 государств. Статистика показывает, что некоторые государства избирались непостоянными членами достаточно часто (Бразилия и Япония – по 8 раз; Аргентина – 7 раз; Индия, Канада – по 6 раз; Египет, Италия, Колумбия, Нидерланды, Пакистан, Польша – по 5 раз).
В настоящее время непостоянными членами Совета являются Бангладеш, Мали, Тунис, Украина, Ямайка (по 31 декабря 2001 г.) и Аргентина, Канада, Малайзия, Намибия, Нидерланды (по 31 декабря 2000 г.).
Совет Безопасности является единственным органом в системе ООН, который должен от имени всех членов Организации предпринимать действия в области поддержания международного мира и безопасности. В этих целях он уполномочивается расследовать любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН). Если Совет сочтет, что имеет дело со спорами или ситуациями, угрожающими поддержанию мира, то он обязан добиваться мирного разбирательства таких споров и урегулирования таких ситуаций (гл. VI Устава ООН). При этом он, согласно Уставу ООН, может: 1) потребовать от сторон в споре, чтобы они выполнили свое обязательство решать споры мирными средствами (ст. 33, п. 2); 2) рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы урегулирования споров и ситуаций (ст. 36, п. 1); 3) рекомендовать условия разрешения спора, какие Совет найдет подходящими (ст. 37, п. 2); делать сторонам в споре рекомендации по их просьбе с целью мирного разрешения этого спора (ст. 38).
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Он может прибегнуть к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил (полный или частичный разрыв экономических отношений, прекращение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения), или к действиям объединенными вооруженными силами государств – членов ООН.
На Совете Безопасности лежит также обязанность разрабатывать планы разоружения и представлять их членам ООН, но на практике он этим не занимается.
Совет Безопасности, осуществляя свои полномочия в области поддержания международного мира и безопасности, должен взаимодействовать с другими главными органами. Он может запросить Генеральную Ассамблею сделать какие-либо рекомендации, касающиеся спора или ситуации, рассматриваемых в Совете Безопасности (ст. 12). В свою очередь, Генеральная Ассамблея уполномочивается делать рекомендации Совету (ст. 10; ст. 11, п.п. 1, 2) и может обращать его внимание на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности (ст. 11, п. 3).
Определенные взаимоотношения предусмотрены между Советом Безопасности и ЭКОСОС, который, согласно ст. 65 Устава, уполномочивается предоставлять Совету информацию и, по предложению Совета, обязан ему помогать.
Статья 94 Устава ООН устанавливает взаимосвязь между Международным Судом и Советом, предусматривая, что, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет. Совет вправе, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение.
В практике ООН такой случай имел место пока однажды: Никарагуа обратилась в Совет Безопасности в связи с невыполнением США решения Международного Суда по иску Никарагуа против США от 27 июня 1986 г. Однако из-за вето США Совет не смог принять проект резолюции, в котором содержался призыв к США подчиниться решению Суда.
Ряд функций Совет выполняет совместно с Генеральной Ассамблеей: рекомендует ей принятие новых членов, приостановление осуществления прав и привилегий членов ООН, исключение из членов ООН. Однако восстановление приостановленных прав и привилегий осуществляется исключительно Советом Безопасности. Кроме того, Совет рекомендует для назначения Ассамблеей Генерального секретаря ООН и участвует в выборах международных судей.
Совет Безопасности принимает акты двоякого рода: рекомендации и решения. В отличие от рекомендаций, решения Совета в соответствии с Уставом ООН юридически обязательны для государств.
Исключительно важные функции Совета определили и методы голосования в нем. Каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решения по процедурным вопросам достаточно девяти голосов любых членов Совета. Для принятия решения по всем другим вопросам, связанным с деятельностью Совета, требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы VI и на основании п. 3 ст. 52. Эта формула получила название принципа единогласия постоянных членов. Решение Совета считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член. В этом случае говорят о применении вето.
В ст. 27 Устава не содержится указаний, какие вопросы относятся к процедурным и какие – к другим. Разъяснения на этот счет даны в Заявлении делегаций четырех приглашающих правительств о порядке голосования в Совете Безопасности от 7 июня 1945 г. В нем перечислялись все случаи процедурного голосования по ст. 28-32: принятие и изменение правил процедуры, методы избрания председателя, организация работы Совета и др. Все остальные случаи голосования по главам VI и VII требовали применения принципа единогласия, включая определение, является ли вопрос процедурным или относится к категории других.
В последнем случае возникает возможность применения вето дважды одним и тем же постоянным членом Совета: сначала при решении вопроса о его процедурном или другом характере, затем при рассмотрении его по существу. Это так называемое двойное вето. Практика его применения весьма невелика: всего шесть раз в первые годы деятельности Совета.
Определенные трудности возникли в практике применения правила обязательного воздержания постоянного члена – стороны в споре: они были связаны с установлением, идет ли речь о споре или ситуации, с определением стороны в споре и с вынесением решения по спору на основании глав VI или VII. В практике Совета было лишь пять случаев применения обязательного воздержания члена Совета – стороны в споре. Вместе с тем сложилось и стало широко применяться правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена Совета, не являющегося стороной в споре, считается не препятствующим принятию решения.
Неучастие в голосовании постоянного члена Совета по своим юридическим последствиям равнозначно воздержанию. Такая практика сложилась при неучастии в голосовании представителя КНР при принятии некоторых решений.
Практика деятельности Совета Безопасности доказала исключительную важность принципа единогласия.
Из принципа единогласия следует, что в основе деятельности Совета лежит принцип особой ответственности его постоянных членов, в силу которого они обязаны прилагать все усилия для обеспечения нормальной деятельности Совета и достижения этим органом согласованных решений по вопросам поддержания мира и безопасности.
Формула голосования в Совете Безопасности в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов, но и непостоянных, так как для принятия решения помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также по крайней мере четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Это значит, что семь непостоянных членов обладают своеобразным коллективным вето. В этом случае говорят о «скрытом» вето. В практике оно пока не применялось ни разу. Следовательно, механизм принятия решения в Совете Безопасности исходит из учета интересов всех стран, как больших, так и малых.
В последнее время все большее количество резолюций в Совете принимается консенсусом (до 30%). Нашли распространение заявления Председателя Совета, а также коммюнике и брифинги.
Совет Безопасности – постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости, однако, согласно Правилам процедуры, промежуток между его заседаниями не должен превышать 14 дней. Это правило не всегда соблюдается.
В работе Совета могут принимать участие и другие государства – как члены ООН, так и нечлены. Без права голоса Советом Безопасности приглашаются: 1) члены ООН, а также нечлены Совета, если их интересы специально затронуты обсуждаемым в Совете вопросом (ст. 31 Устава ООН); 2) члены и нечлены ООН, если они являются стороной в споре, рассматриваемом в Совете. С правом голоса Совет может пригласить государство, если оно этого пожелает, когда обсуждается вопрос об использовании военного контингента этого государства, предоставленного им в распоряжение Совета.
Практика Совета Безопасности последних лет пошла по линии весьма широкого толкования ст. 31 (в частности, понятий «затронутые интересы», «вопрос»), что позволяет участвовать в обсуждении без права голоса значительному числу приглашенных государств, а также представителям ряда вспомогательных органов ООН и международных организаций.
Большое значение в практике Совета Безопасности приобрели заседания Совета на уровне глав государств и правительств и министров иностранных дел. Возможность проведения таких периодических заседаний предусмотрена в ст. 28 Устава. Заседания на уровне министров иностранных дел состоялись 21 октября 1970 г. и 26 сентября 1995 г. по случаю 25-й и 50-й годовщин ООН, соответственно. 31 января 1992 г. состоялось первое на высшем уровне заседание Совета для обсуждения роли ООН в поддержании международного мира и безопасности в новых условиях. Оно одобрило подготовленный Генеральным секретарем доклад «Повестка дня для мира».
В соответствии со ст. 29 Устава Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Такие органы подразделяются на постоянные и временные. К постоянным органам относятся:
Комитет экспертов (по вопросам процедуры), Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений. Временные вспомогательные органы создаются в составе всех или некоторых членов Совета для изучения определенной ситуации (например, Комиссия по расследованию агрессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова, 1981 г., Комиссия для рассмотрения положения, связанного с поселением на арабских территориях, оккупированных с 1967 г., в том числе в Иерусалиме, 1979 г. и др.).
Особо надо выделить Военно-Штабной Комитет, создание которого предусмотрено Уставом ООН (ст. 47). Это постоянно действующий орган Совета в составе начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей, призванный давать советы и оказывать помощь по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета. Хотя орган и проводит свои заседания один раз в две недели, однако он фактически бездействует начиная с середины 1947 года, не получая никаких заданий от Совета.
В многолетней деятельности Совета Безопасности сложились определенные методы и процедуры разрешения различных конфликтных ситуаций. Особенно успешно в практике Совета использовались миссии по сбору фактов, посредничество, превентивная дипломатия, миротворческие операции и операции по поддержанию мира, постконфликтное миростроительство и др.
Вместе с тем по-прежнему остается актуальным вопрос о повышении эффективности Совета Безопасности, включая использование всех его уставных возможностей по поддержанию мира. Главная причина недостаточной эффективности Совета заключается в его неспособности в ряде случаев обеспечить осуществление своих резолюций.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) играет роль центра в области международного экономического и социального сотрудничества. Он призван в соответствии со ст. 55 Устава ООН содействовать: 1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; 2) разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения, культуры, образования и др.; 3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
ЭКОСОС состоит из 54 государств (до 1 января 1966 г. – из 18; с 1966 по 1973 г. – из 27), избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизбран немедленно. Это правило дает возможность избирать в ЭКОСОС постоянных членов Совета Безопасности на каждый очередной срок. Ежегодно избираются 18 членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 г. 2847 (XXVI) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС: 14 – от государств Африки; 11 – Азии; 10 – Латинской Америки; 13 – Западной Европы и других государств; 6 – от государств Восточной Европы.
ЭКОСОС работает в сессионном порядке. В начале года в Нью-Йорке проводится организационная сессия и летом – основная, поочередно в Женеве и Нью-Йорке (до 1992 г. проводились две основные сессии). Работа очередных сессий ЭКОСОС ведется в трех сессионных комитетах в составе всех членов Совета: Первом (экономическом), Втором (социальном), Третьем (по программе и координации). В рамках сессии проводятся встречи глав делегаций на уровне министров с целью обсуждения кардинальных вопросов деятельности ЭКОСОС.