Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18721

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Десять непостоянных членов избираются Генеральной Ассамбле­ей на двухгодичный срок без права немедленного переизбрания. При выборах должное внимание уделяется степени участия государств в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.

Резолюция Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1963 г. (1991 А (XVIII) установила следующие квоты для замещения мест непостоянных членов: 5 – от государств Азии и Африки; 1 – от государств Восточной Европы; 2 – от государств Латинской Аме­рики; 2 – от государств Западной Европы и других государств. С 1946 по 2000 год в Совет Безопасности непостоянными членами избирались 107 государств, из них два и более раз – 60 государств. Статистика показывает, что некоторые государства избирались непо­стоянными членами достаточно часто (Бразилия и Япония – по 8 раз; Аргентина – 7 раз; Индия, Канада – по 6 раз; Египет, Италия, Колумбия, Нидерланды, Пакистан, Польша – по 5 раз).

В настоящее время непостоянными членами Совета являются Бан­гладеш, Мали, Тунис, Украина, Ямайка (по 31 декабря 2001 г.) и Аргентина, Канада, Малайзия, Намибия, Нидерланды (по 31 декабря 2000 г.).

Совет Безопасности является единственным органом в системе ООН, который должен от имени всех членов Организации предпри­нимать действия в области поддержания международного мира и безопасности. В этих целях он уполномочивается расследовать лю­бую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН). Если Совет сочтет, что имеет дело со спорами или ситуациями, угрожающими поддержанию мира, то он обязан добиваться мирного разбирательства таких споров и урегулирования таких ситуаций (гл. VI Устава ООН). При этом он, согласно Уставу ООН, может: 1) потребовать от сторон в споре, что­бы они выполнили свое обязательство решать споры мирными сред­ствами (ст. 33, п. 2); 2) рекомендовать сторонам надлежащую про­цедуру или методы урегулирования споров и ситуаций (ст. 36, п. 1); 3) рекомендовать условия разрешения спора, какие Совет найдет под­ходящими (ст. 37, п. 2); делать сторонам в споре рекомендации по их просьбе с целью мирного разрешения этого спора (ст. 38).

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомен­дации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Он может прибегнуть к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил (полный или частичный разрыв экономических отношений, прекращение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения), или к действиям объединенными вооруженными силами государств – членов ООН.


На Совете Безопасности лежит также обязанность разрабатывать планы разоружения и представлять их членам ООН, но на практике он этим не занимается.

Совет Безопасности, осуществляя свои полномочия в области поддержания международного мира и безопасности, должен взаимо­действовать с другими главными органами. Он может запросить Генеральную Ассамблею сделать какие-либо рекомендации, касаю­щиеся спора или ситуации, рассматриваемых в Совете Безопасности (ст. 12). В свою очередь, Генеральная Ассамблея уполномочивается делать рекомендации Совету (ст. 10; ст. 11, п.п. 1, 2) и может обра­щать его внимание на ситуации, которые могли бы угрожать между­народному миру и безопасности (ст. 11, п. 3).

Определенные взаимоотношения предусмотрены между Советом Безопасности и ЭКОСОС, который, согласно ст. 65 Устава, уполно­мочивается предоставлять Совету информацию и, по предложению Совета, обязан ему помогать.

Статья 94 Устава ООН устанавливает взаимосвязь между Между­народным Судом и Советом, предусматривая, что, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенные на нее ре­шением Суда, другая сторона может обратиться в Совет. Совет впра­ве, если признает это необходимым, сделать рекомендации или ре­шить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение.

В практике ООН такой случай имел место пока однажды: Ника­рагуа обратилась в Совет Безопасности в связи с невыполнением США решения Международного Суда по иску Никарагуа против США от 27 июня 1986 г. Однако из-за вето США Совет не смог при­нять проект резолюции, в котором содержался призыв к США под­чиниться решению Суда.

Ряд функций Совет выполняет совместно с Генеральной Ассамб­леей: рекомендует ей принятие новых членов, приостановление осу­ществления прав и привилегий членов ООН, исключение из членов ООН. Однако восстановление приостановленных прав и привилегий осуществляется исключительно Советом Безопасности. Кроме того, Совет рекомендует для назначения Ассамблеей Генерального секре­таря ООН и участвует в выборах международных судей.

Совет Безопасности принимает акты двоякого рода: рекоменда­ции и решения. В отличие от рекомендаций, решения Совета в соот­ветствии с Уставом ООН юридически обязательны для государств.

Исключительно важные функции Совета определили и методы голосования в нем. Каждый член Совета имеет один голос. Для при­нятия решения по процедурным вопросам достаточно девяти голосов любых членов Совета. Для принятия решения по всем другим вопро­сам, связанным с деятельностью Совета, требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Со­вета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы VI и на основании п. 3 ст. 52. Эта формула получила название принципа единогласия постоянных членов. Решение Совета считается откло­ненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член. В этом случае говорят о применении вето.


В ст. 27 Устава не содержится указаний, какие вопросы относятся к процедурным и какие – к другим. Разъяснения на этот счет даны в Заявлении делегаций четырех приглашающих правительств о по­рядке голосования в Совете Безопасности от 7 июня 1945 г. В нем перечислялись все случаи процедурного голосования по ст. 28-32: принятие и изменение правил процедуры, методы избрания предсе­дателя, организация работы Совета и др. Все остальные случаи голо­сования по главам VI и VII требовали применения принципа едино­гласия, включая определение, является ли вопрос процедурным или относится к категории других.

В последнем случае возникает возможность применения вето дважды одним и тем же постоянным членом Совета: сначала при решении вопроса о его процедурном или другом характере, затем при рассмотрении его по существу. Это так называемое двойное вето. Практика его применения весьма невелика: всего шесть раз в первые годы деятельности Совета.

Определенные трудности возникли в практике применения пра­вила обязательного воздержания постоянного члена – стороны в споре: они были связаны с установлением, идет ли речь о споре или ситуации, с определением стороны в споре и с вынесением решения по спору на основании глав VI или VII. В практике Совета было лишь пять случаев применения обязательного воздержания члена Совета – стороны в споре. Вместе с тем сложилось и стало широко применяться правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена Совета, не являющегося стороной в споре, считается не препятствующим принятию решения.

Неучастие в голосовании постоянного члена Совета по своим юридическим последствиям равнозначно воздержанию. Такая прак­тика сложилась при неучастии в голосовании представителя КНР при принятии некоторых решений.

Практика деятельности Совета Безопасности доказала исключи­тельную важность принципа единогласия.

Из принципа единогласия следует, что в основе деятельности Совета лежит принцип особой ответственности его постоянных членов, в силу которого они обязаны прилагать все усилия для обес­печения нормальной деятельности Совета и достижения этим орга­ном согласованных решений по вопросам поддержания мира и без­опасности.

Формула голосования в Совете Безопасности в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов, но и непостоянных, так как для принятия решения помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также по крайней мере четыре сов­падающих голоса непостоянных членов. Это значит, что семь непо­стоянных членов обладают своеобразным коллективным вето. В этом случае говорят о «скрытом» вето. В практике оно пока не применя­лось ни разу. Следовательно, механизм принятия решения в Совете Безопасности исходит из учета интересов всех стран, как больших, так и малых.


В последнее время все большее количество резолюций в Совете принимается консенсусом (до 30%). Нашли распространение заяв­ления Председателя Совета, а также коммюнике и брифинги.

Совет Безопасности – постоянно действующий орган. Все его чле­ны должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости, однако, согласно Правилам процедуры, промежуток между его заседаниями не должен превышать 14 дней. Это правило не всегда соблюдается.

В работе Совета могут принимать участие и другие государства – как члены ООН, так и нечлены. Без права голоса Советом Безопас­ности приглашаются: 1) члены ООН, а также нечлены Совета, если их интересы специально затронуты обсуждаемым в Совете вопросом (ст. 31 Устава ООН); 2) члены и нечлены ООН, если они являются стороной в споре, рассматриваемом в Совете. С правом голоса Совет может пригласить государство, если оно этого пожелает, когда об­суждается вопрос об использовании военного контингента этого государства, предоставленного им в распоряжение Совета.

Практика Совета Безопасности последних лет пошла по линии весьма широкого толкования ст. 31 (в частности, понятий «затрону­тые интересы», «вопрос»), что позволяет участвовать в обсуждении без права голоса значительному числу приглашенных государств, а также представителям ряда вспомогательных органов ООН и между­народных организаций.

Большое значение в практике Совета Безопасности приобрели заседания Совета на уровне глав государств и правительств и минист­ров иностранных дел. Возможность проведения таких периодических заседаний предусмотрена в ст. 28 Устава. Заседания на уровне ми­нистров иностранных дел состоялись 21 октября 1970 г. и 26 сен­тября 1995 г. по случаю 25-й и 50-й годовщин ООН, соответственно. 31 января 1992 г. состоялось первое на высшем уровне заседание Совета для обсуждения роли ООН в поддержании международного мира и безопасности в новых условиях. Оно одобрило подготовлен­ный Генеральным секретарем доклад «Повестка дня для мира».

В соответствии со ст. 29 Устава Совет Безопасности может уч­реждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходи­мыми для выполнения своих функций. Такие органы подразделяются на постоянные и временные. К постоянным органам относятся:

Комитет экспертов (по вопросам процедуры), Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о заседаниях Совета вне Цент­ральных учреждений. Временные вспомогательные органы создаются в составе всех или некоторых членов Совета для изучения опреде­ленной ситуации (например, Комиссия по расследованию агрессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Остро­ва, 1981 г., Комиссия для рассмотрения положения, связанного с поселением на арабских территориях, оккупированных с 1967 г., в том числе в Иерусалиме, 1979 г. и др.).


Особо надо выделить Военно-Штабной Комитет, создание кото­рого предусмотрено Уставом ООН (ст. 47). Это постоянно действу­ющий орган Совета в составе начальников штабов постоянных чле­нов Совета или их представителей, призванный давать советы и оказывать помощь по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета. Хотя орган и проводит свои заседания один раз в две недели, однако он фактически бездействует начиная с середины 1947 года, не получая никаких заданий от Совета.

В многолетней деятельности Совета Безопасности сложились определенные методы и процедуры разрешения различных конфликт­ных ситуаций. Особенно успешно в практике Совета использовались миссии по сбору фактов, посредничество, превентивная дипломатия, миротворческие операции и операции по поддержанию мира, пост­конфликтное миростроительство и др.

Вместе с тем по-прежнему остается актуальным вопрос о повы­шении эффективности Совета Безопасности, включая использова­ние всех его уставных возможностей по поддержанию мира. Главная причина недостаточной эффективности Совета заключается в его неспособности в ряде случаев обеспечить осуществление своих ре­золюций.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) играет роль центра в области международного экономического и социального сотрудничества. Он призван в соответствии со ст. 55 Устава ООН содействовать: 1) повышению уровня жизни, полной занятости насе­ления и условиям экономического и социального прогресса и раз­вития; 2) разрешению международных проблем в областях экономи­ческой, социальной, здравоохранения, культуры, образования и др.; 3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

ЭКОСОС состоит из 54 государств (до 1 января 1966 г. – из 18; с 1966 по 1973 г. – из 27), избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизб­ран немедленно. Это правило дает возможность избирать в ЭКОСОС постоянных членов Совета Безопасности на каждый очередной срок. Ежегодно избираются 18 членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 г. 2847 (XXVI) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС: 14 – от государств Афри­ки; 11 – Азии; 10 – Латинской Америки; 13 – Западной Европы и других государств; 6 – от государств Восточной Европы.

ЭКОСОС работает в сессионном порядке. В начале года в Нью-Йорке проводится организационная сессия и летом – основная, по­очередно в Женеве и Нью-Йорке (до 1992 г. проводились две основные сессии). Работа очередных сессий ЭКОСОС ведется в трех сессион­ных комитетах в составе всех членов Совета: Первом (экономичес­ком), Втором (социальном), Третьем (по программе и координации). В рамках сессии проводятся встречи глав делегаций на уровне ми­нистров с целью обсуждения кардинальных вопросов деятельности ЭКОСОС.