Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18304

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета.

Функции ЭКОСОС многочисленны и разнообразны. Главные направления его действий: 1) квалифицированное обсуждение меж­дународных экономических и социальных проблем и разработка принципов деятельности и политики ООН в этой сфере; 2) координа­ция всей деятельности системы ООН по экономическим и социаль­ным вопросам, в том числе координация деятельности специализиро­ванных учреждений; 3) подготовка квалифицированных исследований и докладов по общим и специальным проблемам международного экономического и социального сотрудничества.

ЭКОСОС может также созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, составлять для представле­ния Генеральной Ассамблее проекты конвенций. При его участии были разработаны Всеобщая декларация прав человека, Пакты о пра­вах человека, Декларация и Конвенция о правах ребенка, Конвенция о политических правах женщин, Декларация и Конвенция о ликви­дации всех форм расовой дискриминации и др.

ЭКОСОС должен координировать деятельность специализиро­ванных учреждений ООН для объединения действий в целях наибо­лее эффективного осуществления задач международного экономи­ческого сотрудничества. Он поддерживает регулярные отношения и с другими межправительственными организациями, сферы деятель­ности которых совпадают или соприкасаются с его деятельностью, например с Европейским Союзом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Советом Европы, региональными орга­низациями. Эти отношения включают посылку наблюдателей на сессии, обмен информацией, документами, консультации по во­просам, представляющим взаимный интерес. ЭКОСОС устанавли­вает контакты и проводит консультации с неправительственными организациями, а в случае необходимости и с национальными орга­низациями.

ЭКОСОС в соответствии со ст. 68 Устава наделен правом созда­вать комиссии в экономической и социальной областях и по поощ­рению вопроса о правах человека, а также другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций. В структуре ЭКОСОС работают девять функциональных комиссий: Статисти­ческая комиссия, Комиссия по народонаселению и развитию, Ко­миссия социального развития, Комиссия по правам человека, Комис­сия по положению женщин, Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосу­дию, Комиссия по науке и технологии для развития и Комиссия по устойчивому развитию.

К числу вспомогательных органов относятся пять региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономи­ческая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ), Экономическая комис­сия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Эко­номическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА). Цель Комиссии – содействовать социально-экономическому разви­тию регионов и развитию экономического сотрудничества между странами региона, а также с другими странами мира.


В структуру ЭКОСОС входят также четыре постоянных коми­тета: по программе и координации; по неправительственным организациям; по населенным пунктам и по переговорам с межпра­вительственными учреждениями. Кроме того, в рамках ЭКОСОС работает ряд экспертных органов и организаций, в частности по планированию развития, естественным ресурсам, новым и возобнов­ляемым источникам энергии и энергии для развития, экономическим, социальным и культурным правам. В 1997 году была учреждена межправительственная группа по лесам.

ЭКОСОС имеет связи с рядом учреждений, таких как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам бежен­цев, Программа развития ООН, Мировая продовольственная про­грамма, Международный совет по контролю за наркотическими сред­ствами и т.д. ЭКОСОС предоставляет также консультативный статус неправительственным организациям.

За годы своей деятельности ЭКОСОС зарекомендовал себя как важный орган сотрудничества государств в экономической и со­циальной областях и в сфере защиты прав человека. Программы ООН в области обеспечения устойчивого развития требуют дальнейшего усиления координирующей роли ЭКОСОС.

Совет по Опеке. Устав ООН предусмотрел создание междуна­родной системы опеки, в которую должны были войти бывшие ман­датные территории; территории, отторгнутые в результате Второй мировой войны от вражеских государств; территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их

управление. В систему опеки были включены 11 территорий: часть Камеруна и часть Того, Танганьика (под управлением Великобрита­нии), часть Камеруна и часть Того (под управлением Франции), Руанда-Урунди (под управлением Бельгии), Сомали (под управлени­ем Италии), Новая Гвинея (под управлением Австралии), Западное Самоа и острова Микронезии – Каролинские, Маршалловы и Марианские (под управлением США), Науру (под совместным управ­лением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии).

Управляющие территориями под опекой государства (всего их было семь – Австралия, Бельгия, Великобритания, Италия, Новая Зеландия, США, Франция) заключили соглашения с ООН, в которых были определены условия опеки для каждой территории. Различа­лись два типа подопечных территорий: не отнесенные к стратегичес­ким районам и относящиеся к стратегическим районам (Микронезия под опекой США). В отношении первых функции опеки осущест­влялись Советом по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи. В отношении стратегических районов главная роль принадлежала Совету Безопасности во взаимодействии с Советом по Опеке.

Численный состав Совета по Опеке не был определен в Уставе и зависел от количества управляющих держав. В соответствии со ст. 86 Устава ООН в Совет входили: 1) государства-опекуны; 2) по­стоянные члены Совета Безопасности, не управляющие территори­ями под опекой; 3) такое число государств, избираемых на трехлет­ний срок, которое необходимо, чтобы уравнять первые две группы государств. С учетом этих критериев численный состав Совета неод­нократно менялся. Наибольшее число членов – 14 – было в период с 1955 по 1960 год. С 1975 года Совет состоит из пяти государств – постоянных членов Совета Безопасности.


Совет по Опеке выполнил возложенные на него по Уставу задачи: все 11 территорий под опекой получили независимость, последняя из них – острова Палау – в 1994 году. В этой связи Советом было принято решение, что он должен созываться лишь по мере не­обходимости.

Вопрос о будущем Совета обсуждался на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи и в Специальном комитете по Уставу ООН и усилению роли Организации. Среди внесенных предложений – превращение этого органа в Совет по правам человека, в Совет по окружающей среде и развитию и др.

Международный Суд – главный судебный орган ООН. Его Ста­тут является неотъемлемой частью Устава ООН. Все государства – члены ООН являются ipso facto участниками Статута. Государство – нечлен ООН может стать участником Статута на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (ст. 93, п. 2). Участниками Статута помимо членов ООН являются Швейцария и Науру.

Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высо­ких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявля­емым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута).

Суд состоит из 15 членов, избираемых на 9 лет, с обновлением трети состава через каждые 3 года. При первом избрании судей было решено жребием, какие 5 судей из числа избранных будут заседать 3 года и какие 5 судей – 6 лет. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности абсолютным большинством голосов. В Совете Безопасности достаточно 8 голосов, причем право вето не может быть применено. Выборы в обоих органах проходят одновременно и независимо друг от друга.

Кандидатуры для избрания выставляются национальными группа­ми Постоянной палаты третейского суда. Государства, не представ­ленные в Палате, должны назначить такие группы с соблюдением условий, установленных для членов Палаты.

Статут Суда рекомендует, чтобы каждая группа до выставления кандидатур запрашивала мнение высших судебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений междуна­родных академий, занимающихся изучением права (ст. 6). В Статуте содержатся два указания относительно формирования состава Суда: в нем не должно быть двух граждан одного и того же государства (ст. 3, п. 1); весь состав судей в целом должен обеспечивать пред­ставительство основных форм цивилизации и основных правовых си­стем мира (ст. 92).

С начала деятельности Суда в. его состав входит судья, представ­лявший советскую систему права, а теперь российскую систему права. Дважды членами Международного Суда избирались профес­сора Московского государственного института международных от­ношений СБ. Крылов (1946-1952 гг.) и Ф.И. Кожевников (1953– 1961 гг.). В настоящее время членом Суда является российский юрист B.C. Верещетин.


Председатель и вице-председатель Суда избираются самим Судом на три года, а секретарь Суда – на семь лет.

Международный Суд компетентен рассматривать споры между государствами с их согласия и выносить консультативные заключе­ния по юридическим вопросам по запросам Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а также других органов и специализирован­ных учреждений ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи.

Секретариат и Генеральный секретарь. Секретариат ООН явля­ется главным административно-техническим органом, состоящим из Генерального секретаря ООН и такого персонала, который может

потребоваться для Организации. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, принятой с применением принципа единогласия, сроком на пять лет.

С января 1997 года Генеральным секретарем является Кофи Аннан (Гана). До него Генеральными секретарями назначались: Трюгве Ли (Норвегия, 1946-1953 гг.), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-1961 гг.), У Тан (Бирма, 1961-1971 гг.), Курт Вальдхайм (Авст­рия, 1972-1981 гг.), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-1991 гг.), Бутрос Бутрос Гали (АРЕ, 1992-1996 гг.).

Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации. В этом качестве он осуществляет набор персонала Секретариата и обеспечивает персоналом органы ООН; несет ответственность за подготовку документов при изучении органами ООН различных вопросов, за составление и исполнение бюджета ООН; представляет ООН в ее отношениях с другими орга­низациями и правительствами; предоставляет Генеральной Ассамб­лее ежегодный отчет о работе Организации и т.д.

Кроме этих функций, носящих в целом административно-техни­ческий характер, Генеральному секретарю, согласно ст. 99 Устава ООН, дано право доводить до сведения Совета Безопасности о ситуа­циях, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию между­народного мира и безопасности.

На Секретариате лежит ответственность за обеспечение нор­мального функционирования всех органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений. В его структуру входят де­партаменты, управления и другие подразделения, например департа­менты по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, во­просам разоружения, международным экономическим и социальным вопросам и др.

В настоящее время общая численность Секретариата – около 15 тыс. человек. Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарем согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ас­самблеей. Основными критериями при приеме на службу являются уровень работоспособности, компетентности и добросовестности со­трудников, а также подбор персонала на «возможно более широ­кой географической основе» (ст. 101 Устава ООН). Государствам – членам ООН устанавливаются квоты, определяющие количество и уровень постов в Секретариате, которые могут быть заняты их гражданами. Порядок замещения вакантных должностей – кон­курсный. Назначение сотрудников производится на основе системы постоянных (бессрочных) и срочных (на определенный срок) конт­рактов.


Сотрудники Секретариата разделены на четыре основные катего­рии: руководящие сотрудники, специалисты, работники общих служб и работники полевой службы. Руководящее звено составляют заместители и помощники Генерального секретаря, директора и главные сотрудники. У этой категории сотрудников имеется два служебных ранга. Остальные категории делятся на пять служебных должностей (рангов).

Генеральная Ассамблея еще на своей 2-й сессии в 1947 году, ука­зывая на международный характер Секретариата, подчеркивала не­обходимость «избегать неправомерного господства отдельной нацио­нальной практики».

В ее решениях отмечалось, что «политика и административные методы работы Секретариата должны отражать и в максимально воз­можной мере обогащаться за счет различных культур и профессио­нальной компетенции всех государств-членов» (рез. А/153/Ш).

Вместе с тем в комплектовании Секретариата ООН до сих пор сохраняются нерешенные проблемы. По-прежнему штаты в среднем и высшем звеньях укомплектованы гражданами нескольких крупных стран. Почти 75% сотрудников Секретариата имеют постоянные кон­тракты, что мешает ротации кадров, затрудняет приток молодых про­фессиональных сил, создает некое международное сообщество чи­новников, интересующихся больше своим благополучием, чем интересами международной организации.

Начатая с приходом Кофи Аннана институциональная рефор­ма Секретариата должна способствовать лучшей его организа­ции и повышению эффективности. Основные параметры реформы изложены в документе «Обновление ООН: программа реформы. А/51/950/1997». Центральным ее звеном является перестройка рабо­ты Секретариата в пяти областях: мир и безопасность; экономичес­кие и социальные вопросы; сотрудничество в целях развития; гума­нитарные вопросы; права человека. В первых четырех областях созданы Исполнительные комитеты. Что касается вопросов прав че­ловека, то они считаются межсекторальными и должны присутство­вать в деятельности четырех Исполнительных комитетов. Все под­разделения ООН должны быть прикреплены к указанным ключевым областям.

5. Устав ООН – универсальный международный договор. Проблема повышения эффективности ООН

Устав ООН – это многосторонний универсальный договор осо­бого рода и значения. Он не только определил права и обязанности государств – членов Организации, но и закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права. В силу этого он является основным источником современного международного права.

Значение Устава определяется также тем, что в нем сформулиро­ваны цели обеспечения мира, мирного сосуществования и сотрудничества государств и закрепил их согласие предпринимать совместные действия в достижении этих целей в рамках Организации на базе общепризнанных принципов и норм международного права.