Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18706

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Положения Устава имеют преимущественную силу по отношению к другим международным договорам. Статья 103 Устава предусмат­ривает: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущест­венную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Значительное количество двусторонних или многосторонних договоров принято на основе Устава или содержит прямые ссылки на него. Принципы и цели Устава нашли свое дальнейшее развитие в таких заключенных в рамках ООН международных договорах, как Пакты о правах человека, соглашения по разоружению и др.

Уставом предусмотрена возможность внесения в него поправок. Поправки должны быть приняты 2/3 всех членов Генеральной Ассамб­леи и ратифицированы в соответствии с их конституционной проце­дурой 2/3 членов Организации, включая пять постоянных членов Совета Безопасности.

В практике ООН поправки были приняты Генеральной Ассамб­леей к ст. 23, 27, 61 и 109 в 1963, 1965 и 1971 годах (соответственно вошли в силу в 1965, 1968 и 1973 гг.). Поправки касались увеличения количества членов Совета Безопасности с 11 до 15 и ЭКОСОС – с 18 до 27, а затем до 54 и уточняли процедуру голосования в Совете (вместо 7 голосов – 9).

Устав предусматривает, что для его пересмотра требуется созыв Генеральной конференции членов ООН в срок и в месте, которые должны быть определены 2/3 членов Генеральной Ассамблеи и голо­сами любых девяти членов Совета Безопасности.

За время своего существования Организация Объединенных На­ций (в 2000 г. будет отмечаться ее 55-летие) добилась ощутимых результатов в поддержании мира, разрешении конфликтных ситуа­ций, разоружении, экономическом и социальном сотрудничестве, особенно в обеспечении прав человека, в кодификации международ­ного права и др. Как положительный факт необходимо отметить также и то обстоятельство, что у большинства государств – членов ООН не нашли поддержки предпринимаемые в различные перио­ды попытки ревизии основополагающих положений Устава. В про­цессе деятельности ООН происходили развитие и конкретизация таких положений, их адаптация к изменяющимся международным отношениям.

В преддверии начала третьего тысячелетия деятельность ООН нуждается в подведении итогов и определении путей повышения ее эффективности. Такая работа ведется в рамках учрежденного в 1974 году Специального комитета по Уставу ООН и усилению роли

Организации, а также созданных в 90-х годах рабочих группах от­крытого состава Генеральной Ассамблеи – по реформе Совета Безопасности, по Повестке дня для мира, по Повестке дня для раз­вития, по финансовому положению ООН и по укреплению системы Организации Объединенных Наций.

6. Система Организации Объединенных Наций


Система Организации Объединенных Наций включает саму ООН, ее специализированные учреждения, Международное агентство по атомной энергии, вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи на правах автономных организаций, имеющих различную степень финансовой и административной автономии (ЮНКТАД, ПРООН, ЮНЕП, УВКБ, ЮНИСЕФ и др.). К системе ООН причисляются так­же Всемирная туристическая организация и Всемирная торговая организация.

Центром системы является ООН, которая установила связи с одними звеньями системы на основе соглашений (специализирован­ные учреждения, МАГАТЭ, ВТО), с другими – на основе резолю­ций Генеральной Ассамблеи (автономные организации и органы). На Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет возложена ответственность за координацию политики и деятель­ности всех организаций и программ системы ООН.

В целях содействия этой важной работе в 1946 году был создан Административный комитет по координации (АКК) в составе глав всех организаций и программ ООН. Его председателем является Гене­ральный секретарь ООН.

В развитии системы ООН можно выделить три периода. В тече­ние ряда лет после создания ООН учреждения системы были в ос­новном центрами по обмену информацией. Они налаживали между­народное сотрудничество, согласовывали политику, содействовали проведению исследований и устанавливали нормы в своих кон­кретных областях. С приходом в ООН молодых освободившихся от колониализма стран возросло значение оперативных функций в деятельности системы ООН, направленных на оказание различ­ных видов технической помощи в целях развития. Дальнейшее со­вершенствование системы в последнее время связано с примене­нием метода функциональной координации, то есть объединение всей деятельности системы, относящейся к какому-либо конкретно­му вопросу, например к вопросу об энергии. Созданная в 1995 году рабочая группа высокого уровня открытого состава по укрепле­нию системы ООН должна способствовать поиску путей акти­визации деятельности системы и улучшению координации в ее «рамках.

7. Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООН это межправительст­венные организации универсального характера, осуществляющие со­трудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: 1) межправи­тельственный характер соглашений о создании таких организаций; 2) широкая международная ответственность в рамках их учредитель­ных актов; 3) осуществление сотрудничества в специальных облас­тях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.; 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглаше­нием, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет право­вую основу сотрудничества ООН со специализированным учрежде­нием. В настоящее время существует 17 специализированных учреж­дений ООН.


Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомен­дации по согласованию политики и деятельности специализиро­ванных учреждений (ст. 58). ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством кон­сультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамб­лее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Со­вета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.

В соглашениях, заключенных ООН с учреждениями, предусмот­рены обмен необходимой информацией и документами, обяза­тельство учитывать рекомендации ООН и сообщать о мерах по про­ведению их в жизнь, согласование программ деятельности. Связь специализированных учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принци­пами ООН, решение общих задач в деле содействия миру и прогрес­су, оказание содействия Совету Безопасности ООН в деле поддержа­ния международного мира и безопасности.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организа­ции культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия – член всех специализированных учреждений, кроме ФАО и ИФАД.

Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 году на Парижской мирной конференции как автономная организация

Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 году. Соглашение между ООН и МОТ о статусе специализированного учреждения одобрено Генеральной Ассамблей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира на­ходится в Женеве (Швейцария). В МОТ входят более 170 членов. Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда, обеспечения полной занятости и повышения жизненного уровня трудящихся.

Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ, это должно способствовать диалогу между трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства).

Н Главными органами МОТ являются Международная конференция труда (МКТ), Административный совет и секретариат – Междуна­родное бюро труда. Международная конференция труда может со­бираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необ­ходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства и по одному – от предпринимателей и трудящихся. Конференция разрабатывает кон­венции и рекомендации по вопросам труда (разработано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает про­грамму и бюджет организации.


В период между сессиями Конференции работой Организации ру­ководит Административный совет, избираемый Конференцией на три года. Он состоит из 56 членов (из них 28 – представители прави­тельств и по 14 – представители предпринимателей и трудящихся). Выборы проводятся раздельно в трех избирательных коллегиях. При этом 10 мест в правительственной группе замещаются без выборов от наиболее развитых в промышленном отношении стран, определяемых решением Административного совета (в эту группу входит и Россия). Международное бюро труда готовит документацию, собирает и распространяет информацию, проводит исследования, организует различные совещания.

МОТ имеет представительства в столицах ряда государств-членов, в том числе в Москве. Главный сферой деятельности МОТ являются выработка международных норм в трудовой сфере и контроль за их соблюдением. Государство, ратифицировавшее конвенцию МОТ, обязано регулярно представлять отчеты по ее выполнению. Этот про­цесс контролируют два органа: независимый экспертный комитет по выполнению конвенций и рекомендаций (20 юристов) и трехсто­ронний комитет МКТ по выполнению конвенций и рекомендаций, обсуждающий вопросы на основе докладов экспертного комитета. Что касается рекомендаций и нератифицированных конвенций, то МОТ требует от государств представлять информацию о соответ­ствии национального законодательства содержащимся в указанных актах нормам.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г. (этот день отмеча­ется как Всемирный день здоровья). Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария). Соглашение между ООН и ВОЗ одобрено Ге­неральной Ассамблей ООН 15 ноября 1947 г. В ВОЗ входят 190 го­сударств-членов.

Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно выс­шего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борь­ба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитар­ных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кад­ров, борьбе с болезнями. В 1977 году ВОЗ поставила задачу дости­жения к 2000 году всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволил бы им вести продуктивный в социальном и эко­номическом плане образ жизни. Для реализации этой задачи разра­ботана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий пра­вительств и народов.

Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно. Ассамблея определя­ет основные направления работы ВОЗ, разрабатывает программы в области здравоохранения, рассматривает отчеты Исполнительного совета и генерального директора, обсуждает и утверждает бюджет ВОЗ. Она может заключать соглашения в рамках компетенции ВОЗ.


Исполнительный совет ВОЗ, состоящий из представителей 31 государства, избираемых Ассамблеей на три года, собирается не реже двух раз в год. Он выполняет решения Ассамблеи, определяет пове­стку дня Ассамблеи, создает комитеты, принимает меры чрезвычай­ного характера. Административным органом является Секретариат во главе с генеральным директором, подчиненным Исполнительному совету.

В рамках ВОЗ действуют шесть региональных организаций: стран Европы, Восточного Средиземноморья, Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана. Представители ВОЗ на местах, находящиеся в каждой стране – члене ВОЗ, отвечают за деятельность ВОЗ в странах пребывания, консультируют правитель­ства в разработке и реализации национальных программ здраво­охранения.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 году на Лон­донской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г.

С декабря 1946 года ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН. Соглашение между ООН и ЮНЕСКО утверждено Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). В нее входят более 180 государств-членов. В 1985 году из состава ЮНЕСКО вышли Великобритания и США. В 1997 году Великобритания вернулась в ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образова­ния и распространения науки и культуры.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очеред­ные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает генерального директора, решает разные вопросы.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения (10 мест – страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль; 4 места – страны Восточной Европы; 9 мест – страны Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 мест – страны Азии и бассейна Тихого океана; 20 мест – страны Африки и арабские государства). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, ком­петентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом.

Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет с возможностью переизбрания еще на один срок.