Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18706
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Положения Устава имеют преимущественную силу по отношению к другим международным договорам. Статья 103 Устава предусматривает: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».
Значительное количество двусторонних или многосторонних договоров принято на основе Устава или содержит прямые ссылки на него. Принципы и цели Устава нашли свое дальнейшее развитие в таких заключенных в рамках ООН международных договорах, как Пакты о правах человека, соглашения по разоружению и др.
Уставом предусмотрена возможность внесения в него поправок. Поправки должны быть приняты 2/3 всех членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы в соответствии с их конституционной процедурой 2/3 членов Организации, включая пять постоянных членов Совета Безопасности.
В практике ООН поправки были приняты Генеральной Ассамблеей к ст. 23, 27, 61 и 109 в 1963, 1965 и 1971 годах (соответственно вошли в силу в 1965, 1968 и 1973 гг.). Поправки касались увеличения количества членов Совета Безопасности с 11 до 15 и ЭКОСОС – с 18 до 27, а затем до 54 и уточняли процедуру голосования в Совете (вместо 7 голосов – 9).
Устав предусматривает, что для его пересмотра требуется созыв Генеральной конференции членов ООН в срок и в месте, которые должны быть определены 2/3 членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти членов Совета Безопасности.
За время своего существования Организация Объединенных Наций (в 2000 г. будет отмечаться ее 55-летие) добилась ощутимых результатов в поддержании мира, разрешении конфликтных ситуаций, разоружении, экономическом и социальном сотрудничестве, особенно в обеспечении прав человека, в кодификации международного права и др. Как положительный факт необходимо отметить также и то обстоятельство, что у большинства государств – членов ООН не нашли поддержки предпринимаемые в различные периоды попытки ревизии основополагающих положений Устава. В процессе деятельности ООН происходили развитие и конкретизация таких положений, их адаптация к изменяющимся международным отношениям.
В преддверии начала третьего тысячелетия деятельность ООН нуждается в подведении итогов и определении путей повышения ее эффективности. Такая работа ведется в рамках учрежденного в 1974 году Специального комитета по Уставу ООН и усилению роли
Организации, а также созданных в 90-х годах рабочих группах открытого состава Генеральной Ассамблеи – по реформе Совета Безопасности, по Повестке дня для мира, по Повестке дня для развития, по финансовому положению ООН и по укреплению системы Организации Объединенных Наций.
6. Система Организации Объединенных Наций
Система Организации Объединенных Наций включает саму ООН, ее специализированные учреждения, Международное агентство по атомной энергии, вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи на правах автономных организаций, имеющих различную степень финансовой и административной автономии (ЮНКТАД, ПРООН, ЮНЕП, УВКБ, ЮНИСЕФ и др.). К системе ООН причисляются также Всемирная туристическая организация и Всемирная торговая организация.
Центром системы является ООН, которая установила связи с одними звеньями системы на основе соглашений (специализированные учреждения, МАГАТЭ, ВТО), с другими – на основе резолюций Генеральной Ассамблеи (автономные организации и органы). На Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет возложена ответственность за координацию политики и деятельности всех организаций и программ системы ООН.
В целях содействия этой важной работе в 1946 году был создан Административный комитет по координации (АКК) в составе глав всех организаций и программ ООН. Его председателем является Генеральный секретарь ООН.
В развитии системы ООН можно выделить три периода. В течение ряда лет после создания ООН учреждения системы были в основном центрами по обмену информацией. Они налаживали международное сотрудничество, согласовывали политику, содействовали проведению исследований и устанавливали нормы в своих конкретных областях. С приходом в ООН молодых освободившихся от колониализма стран возросло значение оперативных функций в деятельности системы ООН, направленных на оказание различных видов технической помощи в целях развития. Дальнейшее совершенствование системы в последнее время связано с применением метода функциональной координации, то есть объединение всей деятельности системы, относящейся к какому-либо конкретному вопросу, например к вопросу об энергии. Созданная в 1995 году рабочая группа высокого уровня открытого состава по укреплению системы ООН должна способствовать поиску путей активизации деятельности системы и улучшению координации в ее «рамках.
7. Специализированные учреждения ООН
Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: 1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; 2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов; 3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.; 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением. В настоящее время существует 17 специализированных учреждений ООН.
Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 58). ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.
В соглашениях, заключенных ООН с учреждениями, предусмотрены обмен необходимой информацией и документами, обязательство учитывать рекомендации ООН и сообщать о мерах по проведению их в жизнь, согласование программ деятельности. Связь специализированных учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принципами ООН, решение общих задач в деле содействия миру и прогрессу, оказание содействия Совету Безопасности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности.
Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия – член всех специализированных учреждений, кроме ФАО и ИФАД.
Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 году на Парижской мирной конференции как автономная организация
Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 году. Соглашение между ООН и МОТ о статусе специализированного учреждения одобрено Генеральной Ассамблей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). В МОТ входят более 170 членов. Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда, обеспечения полной занятости и повышения жизненного уровня трудящихся.
Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ, это должно способствовать диалогу между трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства).
Н Главными органами МОТ являются Международная конференция труда (МКТ), Административный совет и секретариат – Международное бюро труда. Международная конференция труда может собираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства и по одному – от предпринимателей и трудящихся. Конференция разрабатывает конвенции и рекомендации по вопросам труда (разработано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает программу и бюджет организации.
В период между сессиями Конференции работой Организации руководит Административный совет, избираемый Конференцией на три года. Он состоит из 56 членов (из них 28 – представители правительств и по 14 – представители предпринимателей и трудящихся). Выборы проводятся раздельно в трех избирательных коллегиях. При этом 10 мест в правительственной группе замещаются без выборов от наиболее развитых в промышленном отношении стран, определяемых решением Административного совета (в эту группу входит и Россия). Международное бюро труда готовит документацию, собирает и распространяет информацию, проводит исследования, организует различные совещания.
МОТ имеет представительства в столицах ряда государств-членов, в том числе в Москве. Главный сферой деятельности МОТ являются выработка международных норм в трудовой сфере и контроль за их соблюдением. Государство, ратифицировавшее конвенцию МОТ, обязано регулярно представлять отчеты по ее выполнению. Этот процесс контролируют два органа: независимый экспертный комитет по выполнению конвенций и рекомендаций (20 юристов) и трехсторонний комитет МКТ по выполнению конвенций и рекомендаций, обсуждающий вопросы на основе докладов экспертного комитета. Что касается рекомендаций и нератифицированных конвенций, то МОТ требует от государств представлять информацию о соответствии национального законодательства содержащимся в указанных актах нормам.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г. (этот день отмечается как Всемирный день здоровья). Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария). Соглашение между ООН и ВОЗ одобрено Генеральной Ассамблей ООН 15 ноября 1947 г. В ВОЗ входят 190 государств-членов.
Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями. В 1977 году ВОЗ поставила задачу достижения к 2000 году всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволил бы им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Для реализации этой задачи разработана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий правительств и народов.
Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно. Ассамблея определяет основные направления работы ВОЗ, разрабатывает программы в области здравоохранения, рассматривает отчеты Исполнительного совета и генерального директора, обсуждает и утверждает бюджет ВОЗ. Она может заключать соглашения в рамках компетенции ВОЗ.
Исполнительный совет ВОЗ, состоящий из представителей 31 государства, избираемых Ассамблеей на три года, собирается не реже двух раз в год. Он выполняет решения Ассамблеи, определяет повестку дня Ассамблеи, создает комитеты, принимает меры чрезвычайного характера. Административным органом является Секретариат во главе с генеральным директором, подчиненным Исполнительному совету.
В рамках ВОЗ действуют шесть региональных организаций: стран Европы, Восточного Средиземноморья, Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана. Представители ВОЗ на местах, находящиеся в каждой стране – члене ВОЗ, отвечают за деятельность ВОЗ в странах пребывания, консультируют правительства в разработке и реализации национальных программ здравоохранения.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 году на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г.
С декабря 1946 года ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН. Соглашение между ООН и ЮНЕСКО утверждено Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1946 г. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). В нее входят более 180 государств-членов. В 1985 году из состава ЮНЕСКО вышли Великобритания и США. В 1997 году Великобритания вернулась в ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.
Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает генерального директора, решает разные вопросы.
Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения (10 мест – страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль; 4 места – страны Восточной Европы; 9 мест – страны Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 мест – страны Азии и бассейна Тихого океана; 20 мест – страны Африки и арабские государства). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом.
Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет с возможностью переизбрания еще на один срок.