Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18682
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Органы Союза: Полномочная конференция (собирается раз в четыре года, определяет общие направления деятельности, пересматривает международные конвенции по электросвязи); Всемирные и Региональные конференции (рассматривают более конкретные технические вопросы); Административный совет (43 члена) и Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем. При МСЭ действуют Международный комитет регистрации частот и два международных консультативных комитета – по радио и по телеграфии и телефонии, а также Бюро по развитию телекоммуникаций.
Целью МСЭ является осуществление международного сотрудничества для совершенствования и рационального использования всех видов электросвязи, распределения радиочастот, оказания технической помощи развивающимся странам.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Заменила в 1947 году Международную метеорологическую организацию, действовавшую с 1878 года. Соглашение между ООН и ВМО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1951 г. Штаб-квартира Организации находится в Женеве (Швейцария). В ее состав входят более 170 государств.
ВМО призвана обеспечивать международное сотрудничество в области метеорологии, оказывать содействие организации и развитию метеорологической службы, применению метеорологии в авиации, судоходстве, сельском хозяйстве и других областях деятельности. Основной оперативной программой является Всемирная служба погоды, занимающаяся сбором и предоставлением членам ВМО метеорологической информации и сведений об окружающей среде.
Органы ВМО: Всемирный метеорологический конгресс – высший орган, в котором все государства-члены представлены главами их метеорологических служб, созываемый раз в четыре года для определения общей политики ВМО, утверждения ее бюджета и принятия программы работы; Исполнительный совет из 36 членов (президента и 3 вице-президентов ВМО, 6 президентов региональных ассоциаций и 26 директоров метеорологических служб государств – членов ВМО, выступающих в личном качестве), осуществляющий контроль за выполнением резолюций и программ Конгресса; Секретариат во главе с генеральным секретарем, обеспечивающий административно-техническую работу Организации. В рамках ВМО действуют 8 технических комиссий, изучающих вопросы применения метеорологии, и 6 региональных метеорологических ассоциаций.
8. Другие организации и органы системы ООН
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта межправительственная организация в области использования атомной энергии была создана по решению ООН на международной конференции в Нью-Йорке. Устав Агентства принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). В Организацию входят более 120 государств.
МАГАТЭ, хотя и относится к специальным организациям, не имеет статуса специализированного учреждения ООН. Его связь с ООН регулируется соглашением, заключенным с Генеральной Ассамблеей ООН 14 ноября 1957 г. В соответствии с соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности. Если в связи с деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях нарушений членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).
Агентство ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии и обеспечивать, чтобы предоставляемая МАГАТЭ по его требованию помощь не использовалась в военных целях.
Высший орган МАГАТЭ – Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов, собирается ежегодно на очередные сессии. Предусмотрены также специальные сессии. Генеральная конференция осуществляет общее руководство политикой и программами МАГАТЭ. Совет управляющих занимается оперативным руководством всей деятельностью МАГАТЭ. В его состав входят 35 государств, из которых 22 избираются Генеральной конференцией от 7 регионов мира (Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, Африки, Среднего Востока и Южной Азии, Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, Дальнего Востока), а 13 назначаются уходящим в отставку Советом из числа наиболее развитых стран в области технологии атомной энергии, включая производство исходных материалов. Совет заседает в устанавливаемые им сроки. Он имеет два постоянных комитета: по административным и бюджетным вопросам и по технической помощи. Кроме того, он может создавать комитеты для решения конкретных вопросов.
Секретариат МАГАТЭ осуществляет административно-техническое руководство Организацией. Он возглавляется генеральным директором, который назначается на четыре года Советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией.
В МАГАТЭ входит также Научно-консультативный комитет, который состоит из 15 авторитетных ученых в области атомной энергии. Комитет разрабатывает рекомендации для генерального директора по научно-техническим программам деятельности Агентства.
Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам – членам Агентства в области мирного использования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.
Одна из главных функций Агентства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на местах инспекторами МАГАТЭ. Неядерные государства – участники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года должны заключать соглашения с МАГАТЭ о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств. Такие соглашения заключены с более чем 100 неядерными участниками Договора и с рядом неядерных стран, не участвующих в Договоре. Более 900 ядерных установок или установок, содержащих ядерный материал, поставлены под контроль МАГАТЭ. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили некоторые свои мирные ядерные установки СССР (теперь Россия), США, Великобритания, Франция и Китай. В связи с санкциями по решению Совета Безопасности против Ирака МАГАТЭ начиная с 1992 года проводило инспекции военных объектов Ирака на предмет недопущения изготовления ядерного оружия.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 30 декабря 1964 г. в качестве ее постоянного органа. По своему статусу она представляет собой автономную организацию. В ее состав входят более 185 государств, среди них и нечлены ООН (Швейцария, Ватикан, Тонга).
Высшим органом ЮНКТАД является Конференция, сессии которой созываются не реже одного раза в четыре года. К 1999 году состоялось девять таких сессий.
Совет по торговле и развитию является постоянным органом Конференции. С 1976 года он открыт для участия всех членов ЮНКТАД. Административно-техническую деятельность обеспечивает Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Генеральным секретарем ООН и утверждаемым Генеральной Ассамблеей ООН. Местопребывание Секретариата – Женева (Швейцария).
Целью ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли, в особенности с развивающимися странами, а также между развивающимися странами. ЮНКТАД вносит большой вклад в развитие международного торгового права. С ее участием был разработан ряд соглашений, в том числе Конвенция о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю, 1965 года, Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами 1988 года и др. В рамках ЮНКТАД осуществляются две крупные программы: Программа действий для наименее развитых стран на 90-е годы и Новая программа ООН по обеспечению развития в Африке на 90-е годы.
Программа развития ООН (ПРООН). Создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи от 22 ноября 1965 г. путем объединения Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда. Целью Программы является оказание помощи развивающимся странам в деле их национального развития. Программа финансируется за счет добровольных взносов. Общее руководство Программой осуществляет Совет управляющих, состоящий из 48 членов, избираемых ЭКОСОС. Совет рассматривает и утверждает проекты и программы, распределяет средства, разрабатывает общие принципы для регулярных программ технического сотрудничества.
Возглавляет ПРООН администратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после консультаций с Советом управляющих; его назначение утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Местонахождение – Нью-Йорк (США).
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 г. как ее вспомогательный орган. Практически является автономной организацией. Цель Программы – налаживание сотрудничества в деле защиты и улучшения окружающей среды. Руководящим органом Программы является Совет управляющих, состоящий из представителей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей на 4 года. Совет с 1989 года проводит очередные сессии в нечетные годы. Для оперативных функций учреждены Секретариат и Совет по координации деятельности в области окружающей среды. Оба органа возглавляются директором-исполнителем ЮНЕП, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Генерального секретаря ООН. Для финансирования Программы создан Добровольный фонд ЮНЕП. Штаб-квартира ЮНЕП – в Найроби (Кения). ЮНЕП принадлежит первостепенная роль в развитии международного права защиты окружающей среды. С ее участием был разработан ряд конвенций, в том числе Конвенция по биологическому разнообразию 1992 года, Рамочная конвенция об изменении климата 1992 года. В документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, организованной с участием ЮНЕП в Рио-де-Жанейро в 1992 году, определена новая роль ЮНЕП в контексте связи охраны окружающей среды и достижения устойчивого социально-экономического развития.
В. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Региональные международные организации
Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.
В главе VIII Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности.
Устав ООН предъявляет определенные требования также к международным организациям в экономической, социальной, культурной и других специальных областях, независимо от того, являются они универсальными или региональными (гл. IX «Международное экономическое и социальное сотрудничество»). В частности, их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социальных, культурных и иных проблем.
Среди значительного числа разнообразных региональных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Организация африканского единства, Организация американских государств, Содружество Независимых Государств и др.
Организация африканского единства (ОАЕ). Это самая крупная международная региональная организация, членами которой являются более 50 государств Африки. Она была создана на Конференции глав государств и правительств независимых стран Африки в АддисАбебе, где 25 мая 1963 г. была подписана Хартия Организации африканского единства, являющаяся ее уставом. Имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.
Согласно ст. 2 Хартии, целями ОАЕ являются: укрепление единства и солидарности африканских государств; координация и укрепление сотрудничества между ними в таких областях, как политика и дипломатия, экономика, транспорт и связь, просвещение и культура, оборона и безопасность и др.; защита их суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех видов колониализма на Африканском континенте; поощрение международного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.
Для достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с общепризнанными принципами международного права, а также на основе специальных, отражающих ее специфику, а именно: безоговорочное осуждение убийств по политическим мотивам и подрывной деятельности; безоговорочная приверженность делу полного освобождения еще зависимых африканских территорий; провозглашение политики неприсоединения к любым блокам (ст. 3 Хартии).
Членство в ОАЕ открыто для любого независимого и суверенного африканского государства (ст. 4).
Основными органами ОАЕ являются Ассамблея глав государств и правительств, Совет министров, Генеральный секретариат, Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.
Высшим органом ОАЕ является Ассамблея глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или их надлежащим образом аккредитованных представителей. Она правомочна рассматривать вопросы, представляющие общий интерес для всей Африки, с целью координации и согласования общей политики Организации, а также пересматривать структуру, функции и действия всех органов ОАЕ.
Ассамблея собирается на очередные сессии не реже одного раза в год и, с согласия 2/3 ее членов, – на чрезвычайные сессии. Каждое государство имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством всех членов ОАЕ, по всем остальным – 2/3.
Совет министров состоит из министров иностранных дел или любых других министров, назначенных правительствами государств-членов. Он является органом, ответственным перед Ассамблеей, уполномочен выполнять все ее решения, а также заниматься вопросами, переданными ему Ассамблеей. Совет министров собирается на обычные сессии дважды в год и на чрезвычайные – с согласия 2/3 его членов. Все решения Совета принимаются простым большинством голосов его членов.