Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18682

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Органы Союза: Полномочная конференция (собирается раз в че­тыре года, определяет общие направления деятельности, пересмат­ривает международные конвенции по электросвязи); Всемирные и Региональные конференции (рассматривают более конкретные тех­нические вопросы); Административный совет (43 члена) и Гене­ральный секретариат во главе с генеральным секретарем. При МСЭ действуют Международный комитет регистрации частот и два меж­дународных консультативных комитета – по радио и по телеграфии и телефонии, а также Бюро по развитию телекоммуникаций.

Целью МСЭ является осуществление международного сотрудни­чества для совершенствования и рационального использования всех видов электросвязи, распределения радиочастот, оказания техничес­кой помощи развивающимся странам.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Заменила в 1947 году Международную метеорологическую организацию, дейст­вовавшую с 1878 года. Соглашение между ООН и ВМО одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1951 г. Штаб-квартира Организации находится в Женеве (Швейцария). В ее состав входят более 170 государств.

ВМО призвана обеспечивать международное сотрудничество в области метеорологии, оказывать содействие организации и разви­тию метеорологической службы, применению метеорологии в авиа­ции, судоходстве, сельском хозяйстве и других областях деятель­ности. Основной оперативной программой является Всемирная служба погоды, занимающаяся сбором и предоставлением членам ВМО метеорологической информации и сведений об окружающей среде.

Органы ВМО: Всемирный метеорологический конгресс – выс­ший орган, в котором все государства-члены представлены главами их метеорологических служб, созываемый раз в четыре года для оп­ределения общей политики ВМО, утверждения ее бюджета и при­нятия программы работы; Исполнительный совет из 36 членов (пре­зидента и 3 вице-президентов ВМО, 6 президентов региональных ассоциаций и 26 директоров метеорологических служб государств – членов ВМО, выступающих в личном качестве), осуществляющий контроль за выполнением резолюций и программ Конгресса; Секре­тариат во главе с генеральным секретарем, обеспечивающий адми­нистративно-техническую работу Организации. В рамках ВМО дей­ствуют 8 технических комиссий, изучающих вопросы применения метеорологии, и 6 региональных метеорологических ассоциаций.

8. Другие организации и органы системы ООН

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта межправительственная организация в области использования атомной энергии была создана по решению ООН на международ­ной конференции в Нью-Йорке. Устав Агентства принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). В Организацию входят более 120 государств.


МАГАТЭ, хотя и относится к специальным организациям, не имеет статуса специализированного учреждения ООН. Его связь с ООН регулируется соглашением, заключенным с Генеральной Ас­самблеей ООН 14 ноября 1957 г. В соответствии с соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство должно представлять ежегодные докла­ды о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимос­ти Совету Безопасности. Если в связи с деятельностью Агентства воз­никают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях нару­шений членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).

Агентство ставит своей целью способствовать развитию междуна­родного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии и обеспечивать, чтобы предоставляемая МАГАТЭ по его требованию помощь не использовалась в военных целях.

Высший орган МАГАТЭ – Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов, собирается ежегодно на очередные сессии. Предусмотрены также специальные сессии. Гене­ральная конференция осуществляет общее руководство политикой и программами МАГАТЭ. Совет управляющих занимается оперативным руководством всей деятельностью МАГАТЭ. В его состав входят 35 государств, из которых 22 избираются Генеральной конферен­цией от 7 регионов мира (Западной Европы, Восточной Европы, Ла­тинской Америки, Африки, Среднего Востока и Южной Азии, Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, Дальнего Востока), а 13 назначаются уходящим в отставку Советом из числа наиболее раз­витых стран в области технологии атомной энергии, включая про­изводство исходных материалов. Совет заседает в устанавливаемые им сроки. Он имеет два постоянных комитета: по административным и бюджетным вопросам и по технической помощи. Кроме того, он может создавать комитеты для решения конкретных вопросов.

Секретариат МАГАТЭ осуществляет административно-техни­ческое руководство Организацией. Он возглавляется генеральным ди­ректором, который назначается на четыре года Советом управляю­щих и утверждается Генеральной конференцией.

В МАГАТЭ входит также Научно-консультативный комитет, который состоит из 15 авторитетных ученых в области атомной энер­гии. Комитет разрабатывает рекомендации для генерального дирек­тора по научно-техническим программам деятельности Агентства.

Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной энерге­тики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам – членам Агентства в области мирного ис­пользования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной энергии, регламентационная дея­тельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.


Одна из главных функций Агентства состоит в применении сис­темы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использо­вания, не были употреблены для военных целей. Контроль осущест­вляется на местах инспекторами МАГАТЭ. Неядерные государства – участники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года должны заключать соглашения с МАГАТЭ о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств. Такие соглашения заключе­ны с более чем 100 неядерными участниками Договора и с рядом неядерных стран, не участвующих в Договоре. Более 900 ядерных установок или установок, содержащих ядерный материал, поставле­ны под контроль МАГАТЭ. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили некоторые свои мирные ядерные установки СССР (теперь Россия), США, Великобритания, Франция и Китай. В связи с санкциями по решению Совета Безопасности против Ирака МАГАТЭ начиная с 1992 года проводило инспекции военных объек­тов Ирака на предмет недопущения изготовления ядерного оружия.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Созда­на резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 30 декабря 1964 г. в качестве ее постоянного органа. По своему статусу она представля­ет собой автономную организацию. В ее состав входят более 185 го­сударств, среди них и нечлены ООН (Швейцария, Ватикан, Тонга).

Высшим органом ЮНКТАД является Конференция, сессии кото­рой созываются не реже одного раза в четыре года. К 1999 году со­стоялось девять таких сессий.

Совет по торговле и развитию является постоянным орга­ном Конференции. С 1976 года он открыт для участия всех членов ЮНКТАД. Административно-техническую деятельность обеспечива­ет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Ге­неральным секретарем ООН и утверждаемым Генеральной Ассамбле­ей ООН. Местопребывание Секретариата – Женева (Швейцария).

Целью ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли, в особенности с развивающимися странами, а также между развивающимися странами. ЮНКТАД вносит большой вклад в раз­витие международного торгового права. С ее участием был разрабо­тан ряд соглашений, в том числе Конвенция о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю, 1965 года, Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами 1988 года и др. В рамках ЮНКТАД осуществляются две крупные программы: Программа действий для наименее развитых стран на 90-е годы и Новая программа ООН по обеспечению развития в Африке на 90-е годы.

Программа развития ООН (ПРООН). Создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи от 22 ноября 1965 г. путем объ­единения Расширенной программы технической помощи ООН и Спе­циального фонда. Целью Программы является оказание помощи раз­вивающимся странам в деле их национального развития. Программа финансируется за счет добровольных взносов. Общее руководство Программой осуществляет Совет управляющих, состоящий из 48 чле­нов, избираемых ЭКОСОС. Совет рассматривает и утверждает проек­ты и программы, распределяет средства, разрабатывает общие прин­ципы для регулярных программ технического сотрудничества.


Возглавляет ПРООН администратор, который назначается Гене­ральным секретарем ООН после консультаций с Советом управля­ющих; его назначение утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Местонахождение – Нью-Йорк (США).

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Создана ре­золюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 г. как ее вспомогательный орган. Практически является автономной органи­зацией. Цель Программы – налаживание сотрудничества в деле за­щиты и улучшения окружающей среды. Руководящим органом Про­граммы является Совет управляющих, состоящий из представителей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей на 4 года. Совет с 1989 года проводит очередные сессии в нечетные годы. Для оперативных функций учреждены Секретариат и Совет по координа­ции деятельности в области окружающей среды. Оба органа воз­главляются директором-исполнителем ЮНЕП, избираемым Гене­ральной Ассамблеей по рекомендации Генерального секретаря ООН. Для финансирования Программы создан Добровольный фонд ЮНЕП. Штаб-квартира ЮНЕП – в Найроби (Кения). ЮНЕП принадлежит первостепенная роль в развитии международного права защиты окру­жающей среды. С ее участием был разработан ряд конвенций, в том числе Конвенция по биологическому разнообразию 1992 года, Рамоч­ная конвенция об изменении климата 1992 года. В документах Кон­ференции ООН по окружающей среде и развитию, организованной с участием ЮНЕП в Рио-де-Жанейро в 1992 году, определена новая роль ЮНЕП в контексте связи охраны окружающей среды и дости­жения устойчивого социально-экономического развития.

В. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Региональные международные организации

Наряду с универсальными международными организациями суще­ствуют региональные, членами которых являются государства опре­деленного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудни­чества: совместная безопасность, экономическая, социальная, куль­турная и другие сферы.

В главе VIII Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности.

Устав ООН предъявляет определенные требования также к между­народным организациям в экономической, социальной, культурной и других специальных областях, независимо от того, являются они универсальными или региональными (гл. IX «Международное эконо­мическое и социальное сотрудничество»). В частности, их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социаль­ных, культурных и иных проблем.

Среди значительного числа разнообразных региональных органи­заций выделяются организации общей компетенции, такие как Орга­низация африканского единства, Организация американских госу­дарств, Содружество Независимых Государств и др.


Организация африканского единства (ОАЕ). Это самая крупная международная региональная организация, членами которой являют­ся более 50 государств Африки. Она была создана на Конференции глав государств и правительств независимых стран Африки в АддисАбебе, где 25 мая 1963 г. была подписана Хартия Организации афри­канского единства, являющаяся ее уставом. Имеет статус постоян­ного наблюдателя при ООН.

Согласно ст. 2 Хартии, целями ОАЕ являются: укрепление един­ства и солидарности африканских государств; координация и укреп­ление сотрудничества между ними в таких областях, как политика и дипломатия, экономика, транспорт и связь, просвещение и куль­тура, оборона и безопасность и др.; защита их суверенитета, терри­ториальной целостности и независимости; ликвидация всех видов колониализма на Африканском континенте; поощрение международ­ного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

Для достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с общепризнанными принципами международного права, а также на основе специальных, отражающих ее специфику, а именно: безоговорочное осуждение убийств по политическим мо­тивам и подрывной деятельности; безоговорочная приверженность делу полного освобождения еще зависимых африканских террито­рий; провозглашение политики неприсоединения к любым блокам (ст. 3 Хартии).

Членство в ОАЕ открыто для любого независимого и суверенного африканского государства (ст. 4).

Основными органами ОАЕ являются Ассамблея глав государств и правительств, Совет министров, Генеральный секретариат, Комис­сия по посредничеству, примирению и арбитражу.

Высшим органом ОАЕ является Ассамблея глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или их надлежащим образом аккредитованных представителей. Она право­мочна рассматривать вопросы, представляющие общий интерес для всей Африки, с целью координации и согласования общей политики Организации, а также пересматривать структуру, функции и действия всех органов ОАЕ.

Ассамблея собирается на очередные сессии не реже одного раза в год и, с согласия 2/3 ее членов, – на чрезвычайные сессии. Каждое государство имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством всех членов ОАЕ, по всем остальным – 2/3.

Совет министров состоит из министров иностранных дел или любых других министров, назначенных правительствами государств-членов. Он является органом, ответственным перед Ассамблеей, уполномочен выполнять все ее решения, а также заниматься вопро­сами, переданными ему Ассамблеей. Совет министров собирается на обычные сессии дважды в год и на чрезвычайные – с согласия 2/3 его членов. Все решения Совета принимаются простым большинством голосов его членов.