Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18299

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Следует также обратить внимание на ст. 5 Устава, в которой уста­новлено, что соглашения, заключенные в рамках Содружества, долж­ны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.

Содружество имеет общие цели, общие интересы и общие сферы деятельности, признает суверенитет государств-членов, что позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной орга­низации, основанной на договоре, определяющем его правосубъект­ность и компетенцию.

Содружество Независимых Государств как международная орга­низация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности Организации. Так, ст. 10 Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. предусматривает за каждым участником право приостанавливать действие не только соглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23 Устава дает возможность любому члену СНГ заявить о сво­ей незаинтересованности в том или ином вопросе. Статья 43 остав­ляет за государствами-учредителями право при ратификации Устава делать оговорки и заявления по разделам III «Коллективная безопас­ность и военно-политическое сотрудничество», IV «Предотвращение конфликтов и разрешение споров», VII «Межпарламентское сотруд­ничество» и ст. 28, 30-33, касающимся Координационно-консуль­тативного комитета, Совета министров обороны и Главного ко­мандования ОВС, Совета командующих пограничными войсками, Экономического суда и Комиссии по правам человека.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства – члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Бела­русь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Уз­бекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атин­ские соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами – членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоцииро­ванных членов.

Уставом СНГ предусмотрена достаточно сложная структура. Высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены (ст. 21). Совет уполномочен обсуждать и решать принципи­альные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов, перечисленных в ст. 4 Устава. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные засе­дания по инициативе одного из государств-членов.


Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, со­циальной и иных сферах общих интересов (ст. 22). Он собирает­ся на заседания четыре раза в год и может проводить внеочеред­ные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое госу­дарство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Согласно Уставу, оба Совета могут проводить совместные заседа­ния. Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных со­ответствующими полномочиями. Кроме того, Уставом СНГ преду­смотрены совещания руководителей соответствующих государствен­ных органов для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГТ и СГП.

Третьим органом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД), который действует на основе решений СГГ и СГП (ст. 27). СМИД осуществляет координацию внешнепо­литической деятельности государств-членов, включая их деятель­ность в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет (ст. 28). Он состоит из постоянных полномочных предста­вителей, по два от каждого государства – члена СНГ, и Координа­тора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вы­рабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкрет­ным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.

Для организационно-технического обеспечения работы всех ор­ганов Содружества при Координационно-консультативном коми­тете создан Секретариат, возглавляемый Координатором Комитета. Местопребывание Секретариата и Комитета – Минск (Беларусь).

Уставом СНГ предусмотрен также ряд органов, находящихся в структуре Совета глав государств. Это Совет министров обороны, который является органом СГГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов. Предусмотрено также со­здание Главного командования Объединенных Вооруженных Сил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооружен­ными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллек­тивными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет коман­дующих Пограничными войсками является органом СГТ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабиль­ного положения на них.


Особое положение в структуре Содружества занимает Эконо­мический суд, задачей которого является обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Суд призван раз­решать споры, возникающие при исполнении экономических обяза­тельств, а также другие споры, отнесенные к его ведению соглашения­ми государств-членов. Кроме того, он вправе толковать положения соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам. Суд осу­ществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о стату­се Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г., а также Регламентом Экономического суда от 6 июля 1994 г.

Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она действует на основании Положения, утвержден­ного СГТ 24 сентября 1993 г.

Уставом СНГ предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества, которые могут учреждаться на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях. Уже создано немало таких органов, например Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет по железно­дорожному транспорту, Межгосударственный совет по космосу, Электроэнергетический совет, Межгосударственный экологический совет и др.

Межпарламентская ассамблея была создана на основании Со­глашения руководителей Верховных Советов (парламентов) госу­дарств – участников СНГ от 27 марта 1992 г. В Уставе СНГ ей посвящен раздел VII, тогда как другие органы СНГ определены в разделе VI. Однако уже в Конвенции о Межпарламентской ассам­блее государств – участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 г. Ассамблея определена как межгосударственный орган Содружества, то есть за ней признан статус органа СНГ.

Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делега­ций государств-участников, избираемых или назначаемых парла­ментами этих государств из числа своих членов в соответствии с внутренними регламентами и процедурами. Главы парламентских де­легаций образуют Совет Ассамблеи, избирающий из своего состава председателя Совета. На сессиях Межпарламентской ассамблеи, созываемых не реже двух раз в год, председательствуют поочередно руководители парламентских делегаций.

Межпарламентская ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет рекомен­дации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам СНГ. Ей отведена важная роль в сближении законодательств государств-участников путем разработки типовых (модельных) законодательных актов, принятия рекоменда­ций по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парла­ментами государств – участников СНГ договоров (соглашений), заключенных в рамках СНГ, а также иных международных догово­ров, участие в которых государств Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей. Она уполномочена принимать рекомендации по приведению законодательства госу­дарств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках СНГ. Местопребывание Межпар­ламентской ассамблеи – Санкт-Петербург.


За время существования Содружества Независимых Государств в его рамках принято много важных решений, подписано более 200 до­говоров, конвенций и соглашений. Однако деятельность организации еще недостаточно эффективна. Вместе с тем надо отметить, что опре­деленных успехов добились в своей деятельности Экономический суд, Комиссия по правам человека. Предпринимаются шаги в облас­ти экономической интеграции, по созданию системы коллективной безопасности.

Вместе с тем назрел вопрос о реформировании структуры СНГ. В феврале 1999 года на 20-м заседании Совета министров иностран­ных дел обсуждался проект новой структуры СНГ по трем ключевым направлениям: перенос блока экономических вопросов в структуру СНГ (в настоящее время такие вопросы находятся в ведении Эко­номического союза, не предусмотренного Уставом СНГ), создание единого исполнительного комитета, который координировал бы работу всех органов СНГ, и создание единого бюджета для финан­сирования всех органов СНГ.

Совет Европы. Это международная региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав Совета был подписан в Лондо­не 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. На начало 2000 года членами Совета Европы является 41 государство, в том числе боль­шинство государств Центральной и Восточной Европы, включая Российскую Федерацию (с февраля 1996 г.). Принятие этих стран осуществлялось с учетом выполнения условий, определенных в Вен­ской декларации 1993 года, принятой на 1-й Конференции госу­дарств – членов Совета Европы на высшем уровне: соответствие институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии; соблюдение прав человека; избрание народных предста­вителей путем свободных, равных и всеобщих выборов; обязатель­ство подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и принять всю совокупность ее контрольных ме­ханизмов.

Целями Совета Европы являются: защита прав человека и расши­рение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; сближение всех стран Европы.

Высшим органом Совета Европы является Комитет минист­ров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов. На уровне министров он проводит сессии не реже двух раз в год, а также регулярно работает на уровне постоянных представителей го­сударств-членов. Комитет обсуждает политические аспекты сотруд­ничества, вырабатывает программу деятельности Совета Европы, утверждает текущий бюджет, рассматривает рекомендации Парла­ментской ассамблеи, предложения различных межправительствен­ных специализированных комитетов, а также принимает на основе принципа единогласия политические рекомендации правительствам стран-членов. Рекомендации подлежат ратификации и вступают в силу только в отношении ратифицировавших их стран.


Парламентская ассамблея является консультативным органом и не имеет законодательных полномочий. Она состоит из представи­телей парламентов государств – членов Совета Европы. Каждая на­циональная делегация формируется таким образом, чтобы она пред­ставляла интересы различных политических кругов своей страны, включая оппозиционные партии.

Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности ее населения. Совет Ассамблеи состоит из Пред­седателя и 17 его заместителей. Выборы Председателя Ассамблеи проводятся каждый год. Парламентская ассамблея проводит свои пленарные заседания три раза в год. Она принимает большинством голосов рекомендации Комитету министров и правительствам госу­дарств-членов, которые ложатся в основу конкретных сфер деятель­ности Совета Европы. Ассамблея организует конференции, коллок­виумы, открытые парламентские слушания, избирает Генерального секретаря Совета Европы и судей Европейского суда по правам человека. В 1989 году Парламентская ассамблея установила статус специально приглашенной страны для предоставления его стра­нам Центральной и Восточной Европы до их приема в полноправ­ные члены. Такой статус сохраняется до сих пор за Республикой Беларусь.

В структуру Совета Европы входит административно-техничес­кий секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

В рамках Совета Европы функционируют Европейский суд по правам человека, Европейский центр молодежи, Постоянная конфе­ренция местных и региональных органов власти Европы.

Хотя Совет Европы по преимуществу занимается проблемами правового регулирования поведения государств в области прав чело­века, он также выполняет роль кредитной организации. В его рамках функционирует Фонд социального развития, который предоставляет странам – членам Совета на льготных условиях кредиты на реали­зацию проектов социального значения.

Советом Европы разрабатываются и принимаются общеевропей­ские конвенции по самым различным вопросам сотрудничества. Уже принято более 170 таких конвенций. В некоторых из них, например в Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, могут участвовать только государства – члены Совета Европы, в других, например в Европейской конвенции по культуре, – все европейские государства.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Фран­ция). Россия – один из шести основных плательщиков в бюд­жет Совета Европы (180 млн. фр. франков, или около 30 млн. ам. долл.).

На саммите в Страсбурге в октябре 1997 года главы государств и правительств стран – членов Совета Европы поручили Комитету ми­нистров провести необходимые реформы для адаптации Совета к новым задачам и его расширенному составу. Комитет министров учредил Комитет мудрецов из десяти видных европейских деятелей, среди которых был и представитель МИД РФ. Комитет работал с января по ноябрь 1998 года и представил доклад «За Европу без разделительных линий», одобренный 4 ноября 1998 г. Комитетом министров Совета Европы. Доклад рекомендует совершенствовать такие направления деятельности Совета, как невоенные аспекты безопасности, содействие демократической стабильности, усиление режима наблюдения (мониторинга) за выполнением обязательств государствами-членами. Учрежденный Ассамблеей Специальный комитет по выполнению обязанностей и обязательств государствами-членами направляет докладчиков в различные страны и проводит публичные обсуждения их докладов.