Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18648

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Секретариат во главе с генеральным секретарем является постоянным административным органом ОАЕ (местонахождение – Аддис-Абеба, Эфиопия). Он ведет всю текущую работу Организации. Под его руководством действует Исполнительный секретариат ОАЕ при ООН в Нью-Йорке.

Состав и условия функционирования Комиссии по посредничест­ву, примирению и арбитражу (из 21 профессионального юриста, из­бираемых на 5 лет) были определены отдельным протоколом, одоб­ренным на Конференции глав государств и правительств в 1965 году. Однако на практике деятельность Комиссии оказалась незначитель­ной, в 1972 году она была фактически ликвидирована, и все споры между африканскими странами решались Ассамблеей и специально создаваемыми органами.

Хартией ОАЕ предусмотрено создание трех специализированных комиссий: по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обо­роны. Комиссии призваны обеспечивать сотрудничество между аф­риканскими странами, поддерживать связи со специализированными учреждениями ООН.

Созданная в рамках ОАЕ Комиссия африканских юристов упол­номочена поощрять и развивать взаимопонимание и сотрудничество между африканскими юристами, способствовать прогрессивному развитию и кодификации международного права. При ее содействии в рамках ОАЕ были приняты Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсов, Африканская хартия прав человека и народов и др.

Особый статус в ОАЕ имеет Комитет помощи национально-освободительным движениям (Комитет освобождения). Он распола­гает значительной степенью автономии, имеет собственный бюджет и штаб-квартиру в Дар-эс-Саламе (Танзания). В его задачи входит координация действий по оказанию помощи национально-освободи­тельным движениям в Африке.

В 1991 году государства – члены ОАЕ подписали Договор об об­разовании Африканского экономического сообщества. После вступ­ления Договора в силу Экономическое сообщество станет составной частью ОАЕ. Одним из значительных достижений государств – членов ОАЕ было подписание в Каире 11 апреля 1996 г. Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке.

Лига арабских государств (ЛАГ). Создана в 1945 году на Кон­ференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (так называется ее устав) был подписан 22 марта 1945 г. и вступил в силу 10 мая 1945 г.

Согласно Пакту, целями ЛАГ являются: обеспечение более тесных отношений между государствами-членами; координация их поли­тических действий и организация сотрудничества в экономической, финансовой, торговой, культурной, социальной и других областях; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение вооб­ще всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы. Пакт Лиги предусмотрел условия урегулирования споров между чле­нами Лиги и меры для устранения агрессии.


ЛАГ открыта для присоединения всех независимых арабских го­сударств. В настоящее время ее членами являются более 20 арабских государств и неарабское государство Сомали.

Высшим органом Лиги является Совет, состоящий из представи­телей государств-членов. Он собирается на сессии два раза в год. Свои решения Совет может принимать единогласно и большинством голосов. Решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех государств – членов Лиги; решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними со­глашаются. Однако в Пакте выделены те категории вопросов, по которым Совет будет принимать большинством голосов обязатель­ные решения: вопросы, касающиеся личного состава работников; утверждение бюджета Лиги; принятие правил внутреннего распоряд­ка Совета, комитетов и секретариата.

Помимо Совета с 1964 года в рамках ЛАГ стала созываться Кон­ференция глав государств и правительств для обсуждения наибо­лее срочных и важных общеарабских проблем.

Для обеспечения текущей работы Лиги имеется постоянный Гене­ральный секретариат во главе с генеральным секретарем (местона­хождение – Каир).

Созданы также Экономический совет, Совет совместной оборо­ны, ряд постоянных специализированных комитетов (военный, пра­вовой, нефти и др.).

Лига способствует выработке общей позиции по ряду вопросов, затрагивающих интересы арабских стран. Имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.

Организация американских государств (ОАГ). В нее входят более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, США и Канада (вне ОАГ находится исключенная под нажимом США в 1962 г. Куба). Учредительными документами ОАГ являются три акта: 1) Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 года; 2) Устав ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.); 3) Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 года (Боготинский пакт).

В конце 60 – начале 70-х годов начался процесс пересмотра учредительных документов. Устав ОАГ был пересмотрен Протоко­лом Буэнос-Айреса, подписанным в 1967 году и вступившим в силу в 1970 году; Протоколом Картахены, подписанным в 1985 году и вступившим в силу в 1988 году; Протоколом Вашингтона (1992 г.) и Протоколом Манагуа (1993 г.). Пока не вступил в силу Протокол поправок 1975 года к Договору 1947 года. Остался без изменения Боготинский пакт, но он практически не действует.

В соответствии с Уставом целями Организации являются: поддер­жание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных дей­ствий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях (ст. 4). Для достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с принципами суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения основных прав человека и др.


Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в кото­рой представлены все государства-члены. Очередные ее сессии про­водятся раз в год. На них рассматриваются вопросы деятельности Организации и ее органов, утверждается бюджет.

Консультативное совещание министров иностранных дел упол­номочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства – члены ОАГ. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.

Под руководством Генеральной ассамблеи работают Постоянный совет и Межамериканский совет по комплексному развитию. Оба совета состоят из представителей всех государств-членов. Постоян­ный совет осуществляет общее руководство и контроль за текущей деятельностью, выполняет функции консультативного органа и гото­вит сессии Генеральной ассамблеи. Совет заседает два раза в месяц. В своей работе он опирается на постоянные комитеты и специальные рабочие группы (правовые и политические проблемы; администра­тивные и бюджетные вопросы; охрана окружающей среды).

На основании Протокола Манагуа 1993 года два совета – Меж­американский совет по образованию, науке и культуре и Межаме­риканский экономический и социальный совет были объединены в Межамериканский совет по комплексному развитию. Это привело к объединению всех экономических, социальных, научных, культур­ных и образовательных программ ОАГ и лучшей координации дейст­вий в этих сферах.

Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем обеспечивает организационно-техническую работу директивных ор­ганов ОАГ, официальные встречи и конференции, а также осущест­вляет программы, принятые Генеральной ассамблеей и Советами. Ге­неральный секретарь избирается на пять лет с правом переизбрания еще на один срок. Его преемником не может быть лицо той же национальности.

В структуре ОАГ имеются и другие органы: Межамериканский юридический комитет, занимающийся кодификацией и унификаци­ей права; Межамериканская комиссия по правам человека; Межамериканский суд по правам человека и др., а также шесть специали­зированных организаций: Панамериканская организация здраво­охранения, Межамериканский детский институт и др. Россия имеет статус постоянного наблюдателя при ОАГ с 1992 года.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Созда­на в 1967 году на Конференции министров иностранных дел пяти стран: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 году в нее вошел Бруней, в 1995 году – Вьетнам, в 1997 го­ду – Лаос и Мьянма, в 1998 году – Камбоджа. Договорное оформ­ление Ассоциации произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

В соответствии с этими документами целями Ассоциации явля­ются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.


Высшим органом АСЕАН является Встреча глав государств и правительств (с 1976 г.), которая на основании Сингапурской декла­рации 1992 года проводится каждые три года. Встреча министров иностранных дел стран АСЕАН разрабатывает основные направле­ния политики. Она созывается ежегодно поочередно в странах-чле­нах в алфавитном порядке. На ней председательствует министр ино­странных дел страны, в которой проходит встреча. Он остается в этом качестве до следующей встречи и руководит работой Постоян­ного Комитета – исполнительного и координационного органа АСЕАН. В состав Комитета входят послы стран АСЕАН, аккреди­тованные в стране председателя, а также генеральный секретарь и генеральные директора национальных секретариатов АСЕАН, со­зданные в составе министерств иностранных дел государств-членов. Комитет осуществляет руководство текущей работой в период между ежегодными встречами министров иностранных дел.

Проводятся ежегодные встречи министров экономики, опреде­ляющие основные направления экономического сотрудничества, а также совместные встречи министров иностранных дел и министров экономики.

В рамках АСЕАН созываются по мере необходимости встречи отраслевых министров, отвечающих за отдельные секторы экономи­ческого сотрудничества (энергетика, сельское хозяйство, лесная про­мышленность), а также встречи других министров (образования, тру­да, социального обеспечения, здравоохранения, науки и техники, экологии и информации).

Кроме того, проводятся регулярные встречи старших должностных лиц, отвечающих за политическое сотрудничество АСЕАН, встречи старших должностных лиц по вопросам экономики, а также встречи старших должностных лиц по вопросам экологии, наркотиков и др.

Секретариат АСЕАН во главе с генеральным секретарем (на уров­не министра) координирует и направляет деятельность Организации.

Характерной особенностью АСЕАН является сложившаяся на базе ежегодных встреч министров иностранных дел система консуль­таций и диалогов между АСЕАН и третьими странами, заинтере­сованными во взаимодействии и сотрудничестве в Азиатско-Тихо­океанском регионе. Статус полномасштабных партнеров по диалогу имеют Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Респуб­лика Корея, Российская Федерация, США, Япония и Европейский Союз. В рамках диалогового партнерства на двустороннем уровне проводится обмен мнениями по широкому кругу вопросов взаимо­действия АСЕАН с соответствующей страной. В каждой из стран – партнеров по диалогу созданы комитеты сотрудничества в составе дипломатических представителей стран АСЕАН, а также другие институты и механизмы, призванные перевести диалог третьей стра­ны с АСЕАН в плоскость совместных практических шагов в раз­личных сферах. Так, инфраструктура партнерства Россия–АСЕАН включает следующие органы: Совместный комитет сотрудничества (СКС), Комитет Россия–АСЕАН по научно-техническому сотруд­ничеству, Фонд сотрудничества Россия–АСЕАН и Деловой совет.


Центром многостороннего диалогового партнерства в АТР стал созданный в 1994 году по инициативе стран Ассоциации Региональ­ный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ). В его деятель­ности участвуют государства – члены АСЕАН, страны – партнеры по диалогу с АСЕАН. Форум превратился в главный общерегиональ­ный межправительственный механизм многостороннего полити­ческого взаимодействия в АТР, в деятельность которого вовлечены практически все ведущие мировые державы, включая США, Китай, Россию и др. На ежегодных встречах министров иностранных дел и периодических встречах старших должностных лиц вырабатываются конкретные меры по укреплению мира и стабильности в АТР.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших респуб­лик СССР. Ее учредительными документами являются Соглаше­ние о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Про­токол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме При­балтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Всту­пил в силу через год после принятия.

Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического простран­ства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и докумен­тами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обес­печении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная пра­вовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отноше­ний; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительно­го акта). Дополнительно сформулированы также принципы верхо­венства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения уси­лий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного со­трудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содру­жество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это объединение государств, основанное на на­чалах суверенного равенства всех его членов, являющихся само­стоятельными и равноправными субъектами международного права. В Уставе (ст. 4) признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; таможен­ная политика; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и мигра­ционной политики; борьба с организованной преступностью; сотруд­ничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию госу­дарств-членов.