Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18648
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Секретариат во главе с генеральным секретарем является постоянным административным органом ОАЕ (местонахождение – Аддис-Абеба, Эфиопия). Он ведет всю текущую работу Организации. Под его руководством действует Исполнительный секретариат ОАЕ при ООН в Нью-Йорке.
Состав и условия функционирования Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу (из 21 профессионального юриста, избираемых на 5 лет) были определены отдельным протоколом, одобренным на Конференции глав государств и правительств в 1965 году. Однако на практике деятельность Комиссии оказалась незначительной, в 1972 году она была фактически ликвидирована, и все споры между африканскими странами решались Ассамблеей и специально создаваемыми органами.
Хартией ОАЕ предусмотрено создание трех специализированных комиссий: по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны. Комиссии призваны обеспечивать сотрудничество между африканскими странами, поддерживать связи со специализированными учреждениями ООН.
Созданная в рамках ОАЕ Комиссия африканских юристов уполномочена поощрять и развивать взаимопонимание и сотрудничество между африканскими юристами, способствовать прогрессивному развитию и кодификации международного права. При ее содействии в рамках ОАЕ были приняты Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсов, Африканская хартия прав человека и народов и др.
Особый статус в ОАЕ имеет Комитет помощи национально-освободительным движениям (Комитет освобождения). Он располагает значительной степенью автономии, имеет собственный бюджет и штаб-квартиру в Дар-эс-Саламе (Танзания). В его задачи входит координация действий по оказанию помощи национально-освободительным движениям в Африке.
В 1991 году государства – члены ОАЕ подписали Договор об образовании Африканского экономического сообщества. После вступления Договора в силу Экономическое сообщество станет составной частью ОАЕ. Одним из значительных достижений государств – членов ОАЕ было подписание в Каире 11 апреля 1996 г. Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке.
Лига арабских государств (ЛАГ). Создана в 1945 году на Конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (так называется ее устав) был подписан 22 марта 1945 г. и вступил в силу 10 мая 1945 г.
Согласно Пакту, целями ЛАГ являются: обеспечение более тесных отношений между государствами-членами; координация их политических действий и организация сотрудничества в экономической, финансовой, торговой, культурной, социальной и других областях; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение вообще всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы. Пакт Лиги предусмотрел условия урегулирования споров между членами Лиги и меры для устранения агрессии.
ЛАГ открыта для присоединения всех независимых арабских государств. В настоящее время ее членами являются более 20 арабских государств и неарабское государство Сомали.
Высшим органом Лиги является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он собирается на сессии два раза в год. Свои решения Совет может принимать единогласно и большинством голосов. Решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех государств – членов Лиги; решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются. Однако в Пакте выделены те категории вопросов, по которым Совет будет принимать большинством голосов обязательные решения: вопросы, касающиеся личного состава работников; утверждение бюджета Лиги; принятие правил внутреннего распорядка Совета, комитетов и секретариата.
Помимо Совета с 1964 года в рамках ЛАГ стала созываться Конференция глав государств и правительств для обсуждения наиболее срочных и важных общеарабских проблем.
Для обеспечения текущей работы Лиги имеется постоянный Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем (местонахождение – Каир).
Созданы также Экономический совет, Совет совместной обороны, ряд постоянных специализированных комитетов (военный, правовой, нефти и др.).
Лига способствует выработке общей позиции по ряду вопросов, затрагивающих интересы арабских стран. Имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.
Организация американских государств (ОАГ). В нее входят более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, США и Канада (вне ОАГ находится исключенная под нажимом США в 1962 г. Куба). Учредительными документами ОАГ являются три акта: 1) Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 года; 2) Устав ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.); 3) Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 года (Боготинский пакт).
В конце 60 – начале 70-х годов начался процесс пересмотра учредительных документов. Устав ОАГ был пересмотрен Протоколом Буэнос-Айреса, подписанным в 1967 году и вступившим в силу в 1970 году; Протоколом Картахены, подписанным в 1985 году и вступившим в силу в 1988 году; Протоколом Вашингтона (1992 г.) и Протоколом Манагуа (1993 г.). Пока не вступил в силу Протокол поправок 1975 года к Договору 1947 года. Остался без изменения Боготинский пакт, но он практически не действует.
В соответствии с Уставом целями Организации являются: поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях (ст. 4). Для достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с принципами суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения основных прав человека и др.
Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Очередные ее сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются вопросы деятельности Организации и ее органов, утверждается бюджет.
Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства – члены ОАГ. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.
Под руководством Генеральной ассамблеи работают Постоянный совет и Межамериканский совет по комплексному развитию. Оба совета состоят из представителей всех государств-членов. Постоянный совет осуществляет общее руководство и контроль за текущей деятельностью, выполняет функции консультативного органа и готовит сессии Генеральной ассамблеи. Совет заседает два раза в месяц. В своей работе он опирается на постоянные комитеты и специальные рабочие группы (правовые и политические проблемы; административные и бюджетные вопросы; охрана окружающей среды).
На основании Протокола Манагуа 1993 года два совета – Межамериканский совет по образованию, науке и культуре и Межамериканский экономический и социальный совет были объединены в Межамериканский совет по комплексному развитию. Это привело к объединению всех экономических, социальных, научных, культурных и образовательных программ ОАГ и лучшей координации действий в этих сферах.
Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем обеспечивает организационно-техническую работу директивных органов ОАГ, официальные встречи и конференции, а также осуществляет программы, принятые Генеральной ассамблеей и Советами. Генеральный секретарь избирается на пять лет с правом переизбрания еще на один срок. Его преемником не может быть лицо той же национальности.
В структуре ОАГ имеются и другие органы: Межамериканский юридический комитет, занимающийся кодификацией и унификацией права; Межамериканская комиссия по правам человека; Межамериканский суд по правам человека и др., а также шесть специализированных организаций: Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканский детский институт и др. Россия имеет статус постоянного наблюдателя при ОАГ с 1992 года.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 году на Конференции министров иностранных дел пяти стран: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 году в нее вошел Бруней, в 1995 году – Вьетнам, в 1997 году – Лаос и Мьянма, в 1998 году – Камбоджа. Договорное оформление Ассоциации произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
В соответствии с этими документами целями Ассоциации являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.
Высшим органом АСЕАН является Встреча глав государств и правительств (с 1976 г.), которая на основании Сингапурской декларации 1992 года проводится каждые три года. Встреча министров иностранных дел стран АСЕАН разрабатывает основные направления политики. Она созывается ежегодно поочередно в странах-членах в алфавитном порядке. На ней председательствует министр иностранных дел страны, в которой проходит встреча. Он остается в этом качестве до следующей встречи и руководит работой Постоянного Комитета – исполнительного и координационного органа АСЕАН. В состав Комитета входят послы стран АСЕАН, аккредитованные в стране председателя, а также генеральный секретарь и генеральные директора национальных секретариатов АСЕАН, созданные в составе министерств иностранных дел государств-членов. Комитет осуществляет руководство текущей работой в период между ежегодными встречами министров иностранных дел.
Проводятся ежегодные встречи министров экономики, определяющие основные направления экономического сотрудничества, а также совместные встречи министров иностранных дел и министров экономики.
В рамках АСЕАН созываются по мере необходимости встречи отраслевых министров, отвечающих за отдельные секторы экономического сотрудничества (энергетика, сельское хозяйство, лесная промышленность), а также встречи других министров (образования, труда, социального обеспечения, здравоохранения, науки и техники, экологии и информации).
Кроме того, проводятся регулярные встречи старших должностных лиц, отвечающих за политическое сотрудничество АСЕАН, встречи старших должностных лиц по вопросам экономики, а также встречи старших должностных лиц по вопросам экологии, наркотиков и др.
Секретариат АСЕАН во главе с генеральным секретарем (на уровне министра) координирует и направляет деятельность Организации.
Характерной особенностью АСЕАН является сложившаяся на базе ежегодных встреч министров иностранных дел система консультаций и диалогов между АСЕАН и третьими странами, заинтересованными во взаимодействии и сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Статус полномасштабных партнеров по диалогу имеют Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Российская Федерация, США, Япония и Европейский Союз. В рамках диалогового партнерства на двустороннем уровне проводится обмен мнениями по широкому кругу вопросов взаимодействия АСЕАН с соответствующей страной. В каждой из стран – партнеров по диалогу созданы комитеты сотрудничества в составе дипломатических представителей стран АСЕАН, а также другие институты и механизмы, призванные перевести диалог третьей страны с АСЕАН в плоскость совместных практических шагов в различных сферах. Так, инфраструктура партнерства Россия–АСЕАН включает следующие органы: Совместный комитет сотрудничества (СКС), Комитет Россия–АСЕАН по научно-техническому сотрудничеству, Фонд сотрудничества Россия–АСЕАН и Деловой совет.
Центром многостороннего диалогового партнерства в АТР стал созданный в 1994 году по инициативе стран Ассоциации Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ). В его деятельности участвуют государства – члены АСЕАН, страны – партнеры по диалогу с АСЕАН. Форум превратился в главный общерегиональный межправительственный механизм многостороннего политического взаимодействия в АТР, в деятельность которого вовлечены практически все ведущие мировые державы, включая США, Китай, Россию и др. На ежегодных встречах министров иностранных дел и периодических встречах старших должностных лиц вырабатываются конкретные меры по укреплению мира и стабильности в АТР.
Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР. Ее учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия.
Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).
Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это – объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В Уставе (ст. 4) признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.