Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18683

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Комитет мудрецов внес также предложения по совершенствова­нию структуры Совета. Это затрагивает в первую очередь работу Секретариата Совета и его кадровую политику. Комитет рекомен­довал пересмотреть практику постоянных контрактов для увеличе­ния доли персонала, работающего по срочным контрактам и на основе прикомандирования, чтобы дать возможность работать в Сек­ретариате и специалистам из новых членов Совета, в том числе из России. Комитет мудрецов рекомендовал также выпускать докумен­ты Совета, представляющие особый интерес для общественности, на неофициальных языках, в частности на русском.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирую­щуюся международную региональную организацию. Ее учредитель­ными документами являются Заключительный акт, принятый в Хель­синки в 1975 году, Хартия для Новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 году, Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным на­правлениям деятельности СБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 году, а также решения Будапештского совещания в верхах 1994 года. В соответствии с этими решениями Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) было преобразовано в Организа­цию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), уточнены ее цели, усовершенствована структура.

Основные цели ОБСЕ – создание условий по обеспечению дли­тельного мира, сотрудничество в области безопасности, разоруже­ния, предотвращения конфликтных ситуаций, экономики, культуры, прав и свобод человека и др. Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкско­го Заключительного акта.

Высший орган ОБСЕ – Совещание глав государств и прави­тельств, созываемое регулярно каждые два года. Такие встречи в верхах состоялись в Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.), Буда­пеште (1994 г.), Лиссабоне (1996 г.). Следующий саммит намечено провести в Стамбуле в 1999 году. На встречах в верхах устанавли­ваются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне. Встречам в верхах должны предшествовать Совещания по обзору, которые уполномочиваются подводить итоги выполнения обязательств и рассматривать дальнейшие шаги по укреплению процесса ОБСЕ, подготавливать документы для утверждения на встрече.

Центральным руководящим органом ОБСЕ является Совет ми­нистров (ранее Совет СБСЕ), состоящий из министров иностранных дел и несущий ответственность за принятие решений. Он собирается один раз в год, незадолго до окончания срока полномочий каждого председателя.

Руководящий совет (вместо Комитета старших должностных лиц) должен собираться на свои встречи в Праге не реже двух раз в год на уровне директоров политических департаментов или на соответствующем ему уровне. Он призван обсуждать и формулиро­вать принципы политического и общего бюджетного характера. Руководящий совет должен также собираться в качестве Экономи­ческого форума.


Постоянный совет (ранее Постоянный комитет) – основной ор­ган в структуре ОБСЕ для ведения политических консультаций и принятия текущих решений. Совет состоит из постоянных предста­вителей государств-участников; находится в Вене. Он может также созываться при возникновении чрезвычайных ситуаций и должен оказывать поддержку миссиям ОБСЕ в их работе.

Общее руководство оперативной деятельностью возлагается на Действующего председателя, каковым является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета министров.

Срок полномочий действующего председателя, как правило, состав­ляет один календарный год. Действующий председатель в своей деятельности может использовать институт «тройки» (в составе пред­шествующего, действующего и последующего председателей), спе­циальные целевые группы и своих личных представителей. В его обя­занности входит также поддержание тесных контактов и активного диалога с Парламентской ассамблеей (ПА). Он должен выносить рекомендации ПА на рассмотрение Постоянного совета и инфор­мировать ПА о деятельности ОБСЕ. В 1999 году действующий пред­седатель – министр иностранных дел Норвегии, предшествующий – его коллега из Польши, последующий – министр иностранных дел Австрии.

Созданное на основании Парижской хартии для Новой Европы Бюро по свободным выборам было переименовано на Пражском со­вещании 1992 года в Бюро по демократическим институтам и правам человека (находится в Варшаве). Оно должно содействовать обмену информацией и расширению практического сотрудничества между государствами в области человеческого измерения и станов­ления демократических институтов.

Важным органом является Центр по предотвращению конфлик­тов (находится в Вене) для оказания помощи Совету министров ОБСЕ в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. В Центр входят Консультативный комитет, состоящий из предста­вителей всех государств-членов, и секретариат.

Не менее важная роль отводится Верховному комиссару по делам национальных меньшинств и Форуму ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. Верховному комиссару поручается обеспе­чивать «раннее предупреждение» и «срочные действия» в отношении напряженных ситуаций, связанных с проблемами национальных меньшинств, которые потенциально способны перерасти в конфликт в регионе ОБСЕ и требуют внимания и действий Совета министров или Руководящего совета. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности создается как постоянно действующий орган в целях: проведения новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности; расширения регулярных консультаций и активизации сотрудничества по вопро-сан, связанным с безопасностью; уменьшения опасности возникно­вения конфликтов.


Из других органов следует отметить Парламентскую ассамблею, состоящую из представителей всех стран – членов ОБСЕ.

Она собирается на ежегодные сессии поочередно в городах госу­дарств-членов в составе национальных парламентских делегаций из 2-17 членов, в зависимости от численности населения страны. В компетенцию ПА входят обсуждение и оценка деятельности ОБСЕ, регулярное информирование национальных парламентов.

Секретариат ОБСЕ находится в Вене; возглавляется Генераль­ным секретарем, который избирается на три года Советом министров по рекомендации Руководящего совета и действующего председателя.

2. Межрегиональные организации

Организация Исламская конференция (ОИК) выходит за рамки региональных организаций, объединяя мусульманские страны, нахо­дящиеся в различных регионах. Она была создана в 1969 году на Конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко). Устав ее был принят в 1972 году. В ней участву­ют более 50 мусульманских стран, включая Азербайджан, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Мусульманские меньшинства в немусуль­манских странах могут направлять своих представителей в качестве наблюдателей.

Целями ОИК являются укрепление мусульманской солидарности, развитие сотрудничества в экономической, социальной, культурной, научной областях; содействие ликвидации расизма и колониализма во всех его формах и проявлениях; проведение консультаций между государствами-членами в международных организациях; объедине­ние мусульманских народов в их борьбе за национальную независи­мость; оказание помощи палестинскому народу, борющемуся за освобождение своей территории.

Членами ОИК могут быть только мусульманские государства. Однако это не значит, что ОИК относится к религиозным организа­циям. Это типичная международная организация, ставящая своей задачей обеспечение сближения позиций мусульманских стран по важнейшим международным проблемам, координацию их политики.

Высшим органом ОИК является Конференция глав государств и правительств, созываемая раз в три года для обсуждения перво­степенных политических, экономических, социальных и религиоз­ных проблем исламского мира и координации политики Организа­ции в этих целях. Конференция министров иностранных дел созывается ежегодно для обсуждения текущих проблем деятельности Организации. В 1980 году Конференцией министров иностранных дел был создан постоянно действующий Комитет министров в соста­ве 11 министров и Генерального секретаря ОИК. В функции Коми­тета входит рассмотрение любой чрезвычайной ситуации или кри­зиса, затрагивающих одну из стран-участниц, а также урегулирование конфликтов и споров между мусульманскими странами.

В рамках ОИК действует ряд постоянных комитетов и комиссий. Генеральный секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который избирается на два года. ОИК имеет статус постоянного на­блюдателя при ООН.


Г. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международная неправительственная организация (МНПО) это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на ос­новании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX веке, но их численность существенно возросла во второй половине XX века. В настоящее время их насчитывается более 6 тыс., и число их про­должает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование меж­дународного права.

МНПО поддерживают связи с международными межправительст­венными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируются ре­золюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по кон­сультациям с неправительственными организациями». Установлены две категории консультативного статуса: I – общий консультатив­ный статус и II – специальный консультативный статус. Ведется также Список (или Реестр) международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется МНПО в зави­симости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется орга­низациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени со­прикасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляет­ся МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Список включаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Совету помощь в его работе.

Наибольший объем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунк­тов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус или включенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направ­лять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представ­лять письменные заявления, осуществлять специальные исследова­ния и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секрета­ря ООН.


Около 1600 МНПО, активно работающих в области экономи­ческого и социального развития, имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН, входят в Список.

В 1996 году ЭКОСОС принял резолюцию 1996/31 о консультатив­ных отношениях между ООН и неправительственными организаци­ями, обновив тем самым резолюцию 1296. В ней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным органи­зациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных пра­вил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей резолюции 1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ас­самблея изучила вопрос об участии неправительственных организа­ций во всех областях деятельности ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотруднича­ет с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории кон­сультативного статуса: А – консультативная и сотрудничающая, В – информационная и консультативная и С – категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО созда­вать МНПО, а также оказывать им финансовую помощь.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональ­ными межправительственными организациями. Например, при Сове­те Европы более 350 МНПО имеют консультативный статус.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных органи­заций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них.

Информационная. МНПО регулярно направляют общую и част­ную информацию государствам и межправительственным органи­зациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также рас­пространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная. МНПО дают советы и консультации органи­зациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотвор­ческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проек­ты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного пра­ва играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвен­ции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм международного права и соответствующего конт­роля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действую­щих в области прав человека и демократии, например Международ­ная амнистия, Международная федерация прав человека, Междуна­родная комиссия юристов, контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.