Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18673

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Такая Группа комплектуется в каждом конкретном случае на доб­ровольной основе государствами – участниками Соглашения, за исключением конфликтующих сторон. В состав Группы включаются воинские контингента, военные наблюдатели и гражданский персо­нал. Протокол от 16 июля 1992 г. предусматривает обязательство каждого государства-участника заранее сформировать, подготовить и держать в состоянии постоянной готовности воинские континген­та и соответствующий персонал. Непосредственное руководство каждой конкретной операцией возлагается на назначаемого Советом глав государств командующего, при котором создается Объединен­ный штаб.

Предусмотрено также важное положение, согласно которому Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопас­ности ООН и Совет министров ОБСЕ о решении проводить такую операцию.

В январе 1996 года решением Совета глав государств СНГ при­нята Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств – участников СНГ, в которой конкретизи­рованы основные направления деятельности СНГ по предотвращению конфликтов, их урегулированию и постконфликтному построе­нию мира.

В рамках СНГ развернуты четыре миротворческие операции: в Южной Осетии, Приднестровье, Таджикистане, Абхазии/Грузии. Можно отметить некоторые особенности этих операций. Так, пер­вые две проводятся на основании соглашений, заключенных между Россией и заинтересованными странами, вторые две – по решению Совета глав государств. Только коллективные миротворческие силы в Таджикистане созданы на многонациональной основе (с участием воинских контингентов России, Казахстана и Киргизии, однако в течение 1995-1997 гг. Киргизия вывела свой батальон). В остальных операциях участвуют только российские контингенты. Финансирует­ся ОПМ также только Россией. Не отработана система оперативного руководства операциями. Вместе с тем СНГ представляет собой орга­низацию, которая, взаимодействуя с ОБСЕ, может и должна быть кон­структивным элементом системы общеевропейской безопасности.

Совсем иная ситуация складывается в отношении Организации Североатлантического договора (НАТО), претендующей на главную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Европе. НАТО основана на подписанном 4 апреля 1949 г. межгосударственном Севе­роатлантическом договоре, вступившем в силу 24 августа того же года. Ее членами являются 19 государств: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люк­сембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Фран­ция и принятые 12 марта 1999 г. Венгрия, Польша и Чехия.

Анализ Североатлантического договора показывает, что его текст формально составлен в соответствии с положениями Устава ООН и приближен к его терминологии. Целью НАТО является объединение усилий ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Их обязательства по оказанию взаимной помощи, включая применение вооруженной силы, устанавливаются Дого­вором. Вооруженное нападение на одного или нескольких членов в Европе или Северной Америке рассматривается как нападение на все договаривающиеся стороны. При этом они действуют в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную само­оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Права и обязанности участников Североатлантического договора ни в коей мере не затра­гивают их прав и обязательств по Уставу ООН или главную ответст­венность Совета Безопасности по поддержанию международного ми­ра и безопасности (ст. 7).


Участники Договора обязались воздерживаться в своих междуна­родных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений.

Для осуществления целей Североатлантического договора созда­на сложная политическая и военная структура. Высшим органом НАТО является Североатлантический совет (САС), который функ­ционирует на различных уровнях: глав государств и правительств, министров иностранных дел, послов, являющихся постоянными представителями. В последнем случае он рассматривается как По­стоянный совет. В рамках Совета проводятся широкие политические консультации по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются вопросы обеспечения безопасности, поддержания международного мира, военного сотрудничества. Решения принимаются единогласно. Создан постоянный рабочий орган – Секретариат во главе с Гене­ральным секретарем НАТО.

Для организации сотрудничества государств – членов НАТО в политической и экономической областях созданы Политический и Экономический комитеты.

В рамках НАТО действует значительное количество разнообраз­ных разноуровневых военных органов. Это Комитет военного плани­рования в составе военных министров, Военный комитет в составе начальников генеральных штабов стран – членов НАТО. В ином со­ставе – постоянных военных представителей начальников штабов – образован Постоянный военный комитет. Имеются также Комитет ядерной обороны, Группа ядерного планирования, Международный военный штаб, Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными союзными силами в Европе, Верховный главнокоман­дующий объединенными вооруженными силами в Атлантике и т.д.

Обращает на себя внимание явное несоответствие целей НАТО, закрепленных в Североатлантическом договоре, и мощной военной структуры. Конечно, оправданием этому долгие годы служило суще­ствование Организации Варшавского договора (ОВД), государства-члены которой, в первую очередь СССР, рассматривались в страте­гической доктрине НАТО как потенциальный противник. Однако ОВД в 1991 году была распущена, произошли и продолжаются суще­ственные политические и социальные перемены в странах Восточной Европы и в государствах – бывших республиках СССР. Это должно было повлечь за собой перемены в самой НАТО, особенно в ее военной структуре.

Страны НАТО процесс перемен связывают прежде всего с более широким подходом к проблемам безопасности. Об этом, в частности, говорится в принятых на сессии Совета НАТО в ноябре 1991 года в Риме Стратегической концепции Североатлантического союза и Декларации о мире и сотрудничестве. В них речь идет о дополнении концепции безопасности политическими, экономическими, социаль­ными и природоохранными элементами. При этом говорится не только о неделимости безопасности для всех членов НАТО, как это было раньше, но и о том, что «безопасность союзников нераздельно связана с безопасностью всех других государств Европы». К тому же НАТО видит свои новые возможности в том, чтобы вносить вклад в разрешение кризисов и конфликтов, в том числе с участием их во­оруженных сил. В Декларации говорится, что НАТО будет продол­жать-играть ключевую роль в утверждении нового прочного, осно­ванного на мире порядка в Европе, исповедующего общие ценности и идеалы свободы, демократии, прав человека и правопорядка.


В разработанной новой стратегической концепции, направлен­ной на XXI век, принятой в апреле 1999 года во время празднования 50-летия НАТО, речь идет о дальнейшем расширении зоны ответст­венности НАТО. Практически она должна охватывать весь мир под предлогом решения альянсом глобальных задач – миротворческой деятельности, противодействия распространению оружия массового поражения, борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом и т.д. Концепция наделяет НАТО правом применять военную силу без решения Совета Безопасности. Собственно говоря, это уже прои­зошло 24 марта 1999 г., когда НАТО под предлогом предотвращения гуманитарной катастрофы в Косово совершила агрессию против су­веренного государства – Союзной Республики Югославия. Своими действиями НАТО нарушила не только положения Устава ООН и хельсинкского Заключительного акта, но и положения Североатлан­тического договора. В определенной степени были созданы серьез­ные препятствия для укрепления системы партнерства, в первую оче­редь с Россией.

Для обеспечения сотрудничества между Североатлантическим союзом и европейскими странами, не являющимися членами НАТО, в 1991 году были созданы программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС), призванный осуществлять руководство этой программой. В связи с проводимыми в настоящее время преобразованиями в НАТО введена новая расши­ренная программа ПРМ, которая могла бы обеспечить более актив­ное сотрудничество членов и нечленов НАТО в оборонной и военной областях, в том числе в условиях кризисов, как это уже имеет место в организации Сил по обеспечению выполнения Дейтонских согла­шений (ИФОР) и Сил по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герце­говине. В ее рамках предполагается участие стран-членов и нечленов НАТО в создании Штабных элементов партнеров (ШЭП) и Много­национальных оперативных сил (МОС) для проведения операций по урегулированию кризисов.

Вместо ССАС на сессии Совета НАТО 30 мая 1997 г. был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) в составе 44 стран, в том числе всех государств – членов НАТО, всех бывших респуб­лик СССР, всех бывших участников Варшавского договора, а также Австрии, Финляндии, Швеции и Швейцарии. Целью СЕАП является проведение многосторонних консультаций по широкому кругу вопросов, включая вопросы политики, безопасности, урегулирования кризисов, проведения операций по поддержанию мира и др.

Партнерство России и НАТО было установлено подписанием 27 мая 1997 г. в Париже Основополагающего акта о взаимных отно­шениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федера­цией и Организацией Североатлантического договора. В Акте ука­зано, что Россия и НАТО будут работать совместно с тем, чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопас­ности, основанной на приверженности общим ценностям, обязатель­ствам и нормам поведения в интересах всех государств. В Акте также подчеркнуто, что он не затрагивает главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопас­ности и роли ОБСЕ как общей и всеобъемлющей организации в ее регионе.


Акт состоит из четырех разделов. Первый раздел определяет прин­ципы взаимоотношений между Россией и НАТО, в том числе разви­тие на основе транспарентности, взаимного партнерства и сотрудни­чества; признание жизненно важной роли демократии, верховенства закона и уважения прав человека, рыночной экономики в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности; отказ от при­менения силы и угрозы силой друг против друга или против любого другого государства и др.

Во втором разделе предусмотрено создание Совместного посто­янного совета (СПС) Россия – НАТО как основного механизма для консультаций, координации совместных решений и совместных дей­ствий. Совет, состоящий из 16 членов НАТО и России (16 + 1), будет проводить встречи на различных уровнях и в разных формах: на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны дважды в год; на уровне послов/постоянных представителей при Североатлантическом совете – ежемесячно. Он может быть созван, если это необходимо, на уровне глав государств и правительств. Пред-седательствование в Совместном постоянном совете будет осущест­вляться совместно представителем России, Генеральным секретарем НАТО и, в порядке ротации, представителем одного из государств – членов НАТО. Первое заседание СПС на уровне послов состоялось 18 июля 1997 г.

В третьем разделе установлены области консультаций и сотруд­ничества, в том числе предотвращение конфликтов, совместные операции, включая миротворческие и с использованием многонацио­нальных оперативных сил, контроль над вооружениями, ядерная безопасность, и др.

Основным является четвертый раздел «Военно-политические во­просы». Однако этот раздел не содержит юридических обязательств НАТО не размещать ядерное оружие и дополнительные боевые силы на территории новых членов. В Акте члены НАТО лишь подтверждают, что не имеют намерении, планов или причин для развертыва­ния ядерного оружия на территории новых членов и изменения любого из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерной политики НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем. Но они не исключают возникновения необходимости уси­ления военного потенциала блока в случае «защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОБСЕ, положениями Венского документа 1994 года и взаимосогласованными мерами транспарентности». Предлогов для усиления военного потенциала НАТО перечислено более чем достаточно. При этом предусмотрено, что положения Акта не дают России или НАТО никоим образом права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно.


Почти половина четвертого раздела посвящена проблеме адапта­ции Договора об обычных вооруженных силах в Европе (Договор об ОБСЕ) в контексте общеевропейской безопасности.

Нельзя не отметить, что в Основополагающем акте нет положе­ний, обязывающих НАТО отказаться от намерений расширить НАТО за счет вовлечения новых членов из Восточной Европы и из госу­дарств – бывших республик СССР.

В условиях агрессии НАТО против Югославии, начавшейся 24 мар­та 1999 г., Россия приостановила действие Основополагающего акта, отозвала своего представителя из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, прекратила работу информационных центров НАТО в России. Деятельность этих структур была возобновлена после принятия Советом Безопасности резолюции 1244 от 10 июня 1999 г., преду­сматривающей международное присутствие сил безопасности в Ко­сово, и прекращение военной операции НАТО 20 июня 1999 г.

Безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Реше­ние проблемы создания в АТР модели регионального миропорядка возможно только на базе собственных азиатско-тихоокеанских взаи­моприемлемых решений с учетом уникальности политических, эко­номических, социальных, культурных, этнических особенностей региона. Механизмом для поиска таких решений стал созданный в1994 году в рамках АСЕАН региональный форум по проблемам безопасности (Асеановский региональный форум). В настоящее вре­мя в него входят 10 стран – членов АСЕАН и 12 стран, не являю­щихся членами Ассоциации: Австралия, Индия, Китай, Канада, Мон­голия, Новая Зеландия, Россия, США, Южная Корея, Япония, а также Европейский Союз.

Участники АРФ в качестве основы своих международных отно­шений в регионе уже на первой сессии Форума в 1994 году одобрили цели и принципы Балийского договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, принятого членами АСЕАН в 1976 году. Целью Договора является содействие установлению постоянного мира, продолжительной дружбы и сотрудничества (ст. 1). Основными принципами провозглашаются взаимное уважение независимости, суверенитета, равноправия, территориальной целостности и нацио­нальных особенностей всех государств, право каждого из них на национальное существование, свободное от внешнего вмешатель­ства, подрывной деятельности или насилия, невмешательство во внутренние дела друг друга, регулирование разногласий и конфлик­тов мирными средствами, отказ от угрозы или применения силы, эффективное сотрудничество (ст. 2).

Балийский договор был открыт для подписания не только госу­дарствами – членами АСЕАН, но и любым государством Юго-Восточной Азии. В настоящее время завершена разработка Про­токола для присоединения к Договору и внеасеановских государств. На пятой сессии АРФ в июле 1998 года Россия высказала готовность присоединиться к Балийскому договору.